Презентации по эмоциональной лексики

Эмоционально-окрашенная лексика
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Материал будет полезен на уроках русского языка в 6 классе как учителям, так и учащимся при изучении новой темы

Скачать:

Вложение Размер
emocionalno_okrashennaya_leksika.pptx 297.93 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Эмоционально-окрашенная (эмоционально-экспрессивная) лексика Экспрессия (лат. expressio — выражение) — выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Эмоциональная оценка слова Многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего. Например , восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным . Эти слова эмоционально окрашены: положительная оценка отличает их от нейтрального определения белый . Эмоциональная окраска слова может выражать и отрицательную оценку называемого понятая: белобрысый, белесый . Поэтому эмоциональную лексику называют еще оценочной (эмоционально-оценочной).

Слова, эмоционально окрашенные, классифицируют на: 1 ) лексику, выражающую положительную оценку называемых понятий, и 2 ) лексику, выражающую отрицательную оценку называемых понятий. В первую группу войдут слова высокие, ласкательные, отчасти — шутливые; во вторую — иронические, неодобрительные, бранные, презрительные, вульгарные

Например, вместо слова хороший , приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный ; можно сказать не люблю , но нетрудно найти и более сильные, колоритные слова ненавижу, презираю, питаю отвращение .

На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение. Так , резко отрицательную оценку получили у нас такие слова, как фашизм, репрессии . Положительная оценка закрепилась за словами прогрессивный, миролюбивый, антивоенный.

Нередко одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, ср .: несчастье — горе, бедствие, катастрофа; буйный — безудержный, неукротимый, неистовый, яростный.

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы. 1. Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получают эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы. 2. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыноч ек , доч ур к а, баб ул я, солн ышк о, аккуратн еньк о, близех оньк о — положительные эмоции; бород ищ а, дет ин а, казен щин а — отрицательные.

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы. 3. Слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей : воодушевить , восхитительный, дерзание, непревзойденный, первопроходец, предначертать, провозвестник, самопожертвование, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный, напакостить, опорочить, очковтирательство, подхалим, пустозвон, разгильдяй. Такие слова, как правило, однозначны

Упражнения 1.Составьте предложения со словами мостик и мосток, реченька и речонка ; выделите суффикс в этих словах, попытайтесь объяснить разницу в значениях слов. 2. Выделите суффиксы в словах ; проследите , как меняется лексическое значение слова в зависимости от добавочных оттенков значений суффиксов Река-речка-речушка-реченька-речонка .

Упражнения 3. Помните, что слова с переносным значением помогают нам образно передавать в речи наши чувства, нашу оценку того, о чём мы говорим. В данных ниже предложениях найдите слова,употреблённые в переносном значении; определите,какое отношение к лицу, действию они выражают: А) У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…(А. С. Пушкин) – У моей бабушки золотые руки. Б) Ворона каркнула во всё воронье горло…(И. А. Крылов) — Эх, ты, ворона! Такой мяч пропустил! В) Серёжа плавал на уроке математики. –Стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана.(Г. Х. Андерсен )

Упражнения 4. Составьте предложения с данными словами, употребляя их в переносном значении . Какую оценку людей они помогают нам выразить? Попугай, лиса, пустой, железный,золотой . 5. К данным словам подберите синонимы , которыми вы пользуетесь в разговорной речи. Запачкаться, сердиться, важничать,лгать . 6. С данными экспрессивными словами составьте предложения. Скажите, какое чувство , какую оценку они выражают. Злюка, тихоня, лодырь, щедрый. 7. Подчеркните слова, чаще употребляющиеся в книжной речи. Негодовать, сердиться; ликовать,радоваться ; прискорбный, печальный. (При затруднении обращайтесь к словарям)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языкадля VI класса школ с угл.

Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме «I love food» и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive.

Помещена разработка урока по теме «Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова».

Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др.

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок.

Классический конспект урока для 6 класса, предназначен для школ, программа которых соответствует УМК М.Т. Баранова.

Статья посвящена работе учителя над система практической деятельности, состоящей из разнообразия образовательных технологий, приемов и методов. Она включат систему отбора учебного материала, сис.

Источник

Проект Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Тип проекта – исследовательский — педагогический

По предметно-содержательной области – развитие эмоциональной лексики и творческих способностей детей с ОНР.

По характеру участия – ребенок — участник

По продолжительности — долгосрочный

По количеству участников – групповой

Форма представления проекта – презентация

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_proekta.pptx 98.42 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МДОУ ЦРР- детский сад № 21 «Сказка» Проект Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР. в старшей логопедической группе (с речевым заключением ОНР ) Автор проекта: учитель-логопед Ремезкова С.А. 2016-2017 учебный год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта – исследовательски — педагогический По предметно-содержательной области – развитие эмоциональной лексики и творческих способностей детей с ОНР. По характеру участия – ребенок — участник По продолжительности — долгосрочный По количеству участников – групповой Форма представления проекта – презентация

Согласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач в развитии речи дошкольника является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Реализация данного требования невозможно без развития лексической стороны речи ребенка. Наблюдения за процессом развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи свидетельствует о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном отношении. У детей с ОНР наблюдается использование в активной речи общеизвестных, часто употребляемых в обиходе слов и словосочетаний. Дети, у которых наблюдаются речевые нарушения, используют эмоциональную лексику фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. В процессе определения и называния эмоциональных состояний детьми испытываются значительные трудности. Актуальность темы

Цель исследования: изучить влияние словесной творческой игры на развитие эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Задачи исследования: — Изучить научно — педагогическую литературу по теме; — Определить теоретические основы развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; — Изучить значение эмоциональной лексики для развития детей дошкольного возраста; — Определить методы развития эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР; — Изучить влияние словесных игр на развитие эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР Цель и задачи исследования

Эмпирические : — изучение научно-педагогической и методической литературы по теме; — педагогическая диагностика; — педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент; — опрос, беседа. Гипотезой исследования явилось предположение, что для большей эффективности работы по формированию эмоциональной лексики дошкольников с ОНР необходимо учитывать и использовать современные технологии разных авторов, основанные на использовании для развития эмоциональной лексики детей игр творческого характера. Методы исследования

Подготовительный (сентябрь) Цель: уточнить характер нравственных проявлений детского коллектива, выявить умение эмоционально реагировать на различные жизненные ситуации, употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (спокойный, хитрый, честный, скромный и др.), провести диагностическое обследование состояния эмоциональной лексики у детей. Основной (октябрь-апрель) Цель: обогатить эмоционально-оценочную лексику детей новыми словами, уточнить и закрепить понимание смысла ранее известных слов, к ней относящихся; привлечь родителей к решению проблемы развития словаря их детей, познакомить их с содержанием данной работы, и главное, с приёмами, необходимыми для обогащения лексического запаса, в частности, эмоционально-оценочной лексики Заключительный (май) Цель: подведение итогов педагогического проекта, диагностика состояния э моционально-оценочной лексики : — слов, обозначающих эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); — слов, эмоциональная значимость которых создаётся при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок, дружок); -синонимов (пришли – приплелись; засмеялись — захихикали); — фразеологических сочетаний (бежать сломя голову, сидеть и клевать носом); — слов, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый; дряхлый, старинный, древний). ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

— Благодаря целенаправленной работе по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР уменьшилось количество логических ошибок в составлении простых монологов. — В результате проведения комплексно-игровых занятий по данной теме большинство воспитанников справляются с творческими заданиями, овладели навыками словообразования — Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей, проявляют повышенный интерес к играм-драматизациям. — Опыт работы показывает необходимость привлечения семьи ребенка к обучению и воспитанию детей РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

№ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ СРОКИ 1. Анкетирование родителей Учитель-логопед сентябрь 2. Диагностика детей Учитель-логопед сентябрь 3. «Круглый стол» с участием родителей и детей Учитель-логопед сентябрь 4. Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала Учитель-логопед сентябрь 5. Составление перспективного планирования по использованию дидактических игр Учитель-логопед сентябрь ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

№ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ СРОКИ 1 Проведение игр направленных на развитие эмоциональной лексики Учитель-логопед Октябрь — апрель 2 Консультация для родителей. Использование фольклора в работе с детьми. Учитель-логопед Октябрь 3 Консультация для родителей. Тема: «Формирование эмоциональной лексики старших дошкольников с ОНР» Учитель-логопед Декабрь 4 Консультация для родителей. Тема: «Знакомство со сказкой в старшей группе детского сада». Учитель-логопед Февраль 5 Консультация для родителей. Тема: « Приемы формирования эмоциональной лексики в логопедической группе» Учитель-логопед, родители Апрель 6 Открытое занятие для родителей Учитель-логопед, родители, дети Апрель ОСНОВНОЙ ЭТАП

№ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ СРОКИ 1 Диагностика детей, анализ результативности, составление графиков Учитель-логопед Май 2 Представление материалов проекта на итоговом педсовете Учитель-логопед Май ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ТАКИМ ОБРАЗОМ, предлагаемая нами система педагогических воздействий предусматривает различные направления работы учителя-логопеда, воспитателя и родителей по обогащению словарного запаса детей, способствует эффективному решению задачи по развитию эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников. ВЫВОД

Источник

Формирование эмоциональной лексики у детей с ОНР III уровня с помощью цветовых и графических схем. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемДенис Стрыгин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Формирование эмоциональной лексики у детей с ОНР III уровня с помощью цветовых и графических схем.» — Транскрипт:

1 Формирование эмоциональной лексики у детей с ОНР III уровня с помощью цветовых и графических схем

2 Цель: изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту детей с ОНР III уровня.

3 Задачи: Научить различать эмоции по схематичным изображениям. Умение передавать эмоциональное состояние, используя мимические,пантомимические средства и графические приёмы, пиктограммы, цветообозначения. Развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых приёмов. Формирование эмоциональной лексики через морфологические преобразования.

5 Цветовые схемы для передачи эмоционального состояния Радость – красный цвет Грусть – зелёный цвет Гнев – чёрный цвет Испуг – синий Удивление — розовый

6 Коррекционная логопедическая работа 1 этап Подготовительный этап 1.Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту. 2. Развитие паралингвистических средств общения. II.Основной этап 1.Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов: называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом. 2.Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок. 3.Формирование эмоциональной лексики,передающих эмоциональное отношение путём морфологических преобразований. 4.Развитие выразительных связных высказываний и речевых коммуникаций.

7 Игры, используемые на занятиях: — «Подбери к рассказу пиктограмму»; — «Скажи наоборот»; — «Скажи ласково»; Подобрать цветовую схему к предложениям;

8 Список литературы Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – Санкт-Петербуврг, «КАРО», с. 2.Гаркуша Ю.Ф. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. – М.: Айрис- пресс, – 224с. 3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Просвещение, с 4. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций.Вестник МГУ.1995.

Источник

Читайте также:  Как называется мир постигаемый органами чувств
Оцените статью