- «Влияние благоприятного психологического климата на здоровье детей» методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.» учебно-методический материал (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние благоприятного психологического климата на здоровье детей»
методическая разработка по теме
Психологический климат считается неотъемлемой характеристики детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочуствие личности, меру проявления личностного «Я».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метолический материал «Влияние благоприятного психологического климата на здоровье детей» | 37.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние благоприятного социально-психологического климата в классе на здоровье детей
(Из опыта работы Волковой Натальи Павловны,
классного руководителя 3 класса
Салемальской МКУОШИ «ШИС(П)ОО»)
1 слайд Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.
Младший школьный возраст традиционно считается “эмоционально насыщенным”. Это связано, во-первых, с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего за счет оценочных ситуаций; во-вторых, в этом возрасте нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка. Живость непосредственного проявления чувств маленьким школьником является для педагогов не только ценным признаком, характеризующим эмоциональную сферу ученика, но и симптомом, говорящим о том, какие качества эмоциональной сферы надо развивать, а какие необходимо корректировать.
Исходя из вышеизложенного, хочу отметить актуальность на сегодняшний день проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей.
2 слайд Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я».
Социально-психологический климат представляет собой особую систему эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами.
В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:
Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона – моральный климат , который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона – психологический климат , т. е. неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
3 слайд Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих — психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:
- доброжелательность,
- защищённость,
- мобильность,
- креативность,
- оптимизм,
- инициативность,
- работоспособность, свобода «я».
4 слайд Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально – психологического климата в классе.
Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива . Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в классе.
Воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии каждого ребёнка. Коллектив – мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне способен подавлять индивидуальность. Этого не случится, если социально-психологический климат в коллективе не мешает, а благоприятствует проявлениям Современный педагог, для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе должен обладать:
— знаниями об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;
— знаниями в области процессов общения, происходящих в классе целом, микрогруппах и в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
— знаниями об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труд
индивидуальности каждого ребёнка.
. 5 слдайд Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий, а в арсенале педагога насчитывается более ста технологий. Во всём многообразии технологий учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей. .Я на своих уроках часто применяю арт-технологии .
Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.
Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости. Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества.
варианты арт-уроков построение на одном виде искусства, когда по законам жанра действуют и учитель, и ученики; включение элементов искусства как средств деятельности учителя; исполь зование отдельных элементов различных жанров и видов искусств как способов организации познавательной деятельности детей.
6 слайд Примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок-психодрама, урок имитационного моделирования, урок диалога культур, заочные путешествия, уроки предметного рисования, учебные игры.
Кукольный театр с незапамятных времен привлекает к себе детей, необычность зрелищ захватывает их, переносит в совершенно особый, увлекательный мир. Условность, к которой дети привыкли в своих играх, помогает им не замечать далеко не совершенные жесты кукол, они очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Игра в театр развивает творческую фантазию и выдумку.
Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, велико его воспитательное значение. В процессе изготовления кукол, декораций и монтировки учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами и материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, а также эстетический вкус и способности в области изобразительного искусства – чувство цвета, формы, понимание художественно–образного изображения, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи, формируется интерес к обучению.
Одной из отличительных особенностей данного приема является игровая форма проведения занятий, что способствует раскрепощению личности ребенка и служит более безболезненному переходу от игровой ведущей деятельности школьника к деятельности учебной. Вместе с тем, игра носит обучающий и воспитательный характер. (эксперимент с пед.коллективом. Отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Использование арт-технологий даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся. является одной из технологий повышающей качество образовательного и воспитательного процесса. Уроки с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
В итоге можно сделать вывод:
Создание благоприятного климата в классе, способствует сохранению и укреплению психологического здоровья детей, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Источник
«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
учебно-методический материал (5 класс) по теме
Актуальность темы.
В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.
Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность.
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в детском коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
Исполнил: Иртегов А.В.
Уссурийск 2011 г.
«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.
Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность.
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в детском коллективе.
В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат – это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.
В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.
Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом, считает Е.С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации.
Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.
Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский, Б.Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.
Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.
- Психологический климат в группе.
Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я».
Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих — психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:
- доброжелательность;
- защищённость;
- мобильность;
- креативность;
- оптимизм;
- инициативность;
- работоспособность, свобода «я».
При неблагоприятном — незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала учащегося и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися,– все это порождает напряженность и способствует возникновению конфликтов. Таким образом, психологический климат в классе – важнейшее условие психического здоровья и детей, и взрослых.
Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для воспитателя. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
К условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
- Личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
- Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).
- Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата являются следующие:
- Включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.
- Использование игры.
- Формирование общих традиций.
- Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.
- Наличие активной позиции педагога по отношению к классному коллективу.
- Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.
Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.
- Методика исследования психологического климата класса:
Определение психологического климата класса.
Как уже упоминалось, психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер взаимного сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет “психологической атмосферы” — также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива я воспользовался картой-схемой А. Н. Лутошкина.
В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат класса, в правой — качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств определяется с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа от +3 до — 3 (Приложение 1).
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, я сложил все положительные и отрицательные баллы.
Полученный результат в сумме 26,5 баллов послужил условной характеристикой оптимального психологического климата большей или меньшей степени благоприятности, что указывает на высокий уровень эмпатийного (способности эмоционально отзываться на переживания других людей) общения в классе. Для такого коллектива характерно наличие дружбы, согласия, взаимной поддержки и одобрения, справедливого отношения ко всем членам коллектива включая новичков, полная удовлетворенность общением, активность и энергичность в полезной деятельности, жизнерадостность.
В качестве сравнения мной выявлено улучшение показателей учебы взвода:
В I четверти взвод в основном занимал 4 место в роте по показателям в учебе, что было связано с формированием коллектива и его психологического климата.
По итогам ноября месяца II четверти, взвод занял 2 место в роте: в это время мной было проведено изучение психологического климата во взводе, результаты которого выявили оптимальный психологический климат в группы (взвода) что, на мой взгляд, повлияло на показатели учебы.
УСПЕХ В УЧЕБЕ = ДРУЖБА + СПЛОЧЕННОСТЬ + УВАЖЕНИЕ + ПОДДЕРЖКА + ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.
- Пути формирования благоприятного психологического климата класса.
Следует выделить следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства.
Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива ( класса, группы); отсутствие давления преподавателей на учеников и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в различных ситуациях; принятие на себя ответственности за состояние дел в классе каждым из ее членов и пр.
Таким образом, характер психологического климата подросткового коллектива в целом зависит от уровня группового развития . Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.
С оциально-психологический климат зависит от стиля управления. В своей деятельности по оптимизации психологического климата класса педагогам следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива.
Рекомендации для сохранения и улучшения благоприятного психологического климата в классе:
— Будьте всегда в отличном настроении, бодры и веселы;
- — Умейте слушать и понимать друг друга;
- — Относитесь друг к другу с уважением и доброжелательностью;
- — Помогайте новичкам освоиться в вашем коллективе;
- — Стремитесь к эмоциональному единению «Один за всех и все за одного»;
- — Будьте справедливы ко всем ученикам класса;
- — Проявляйте чувство сопереживания и поддержки к тем, кто в этом нуждается;
- — Больше времени проводите вместе, стремитесь к коллективному труду .
И помните, что успех вашего обучения во многом зависит от тех отношений, которые складываются у вас в классе, от уровня сплоченности вашего классного коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование благоприятного психологического климата на уроках английского языка.
Работа содержит рекомендации по определению и формированию благоприятного психологического климата в группе студентов, а также практические показатели его оценки с использованием ряда психологических .
Материал данной статьи есть попытка осмысления собственного опыта социального педагога и классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. Школа .
Методическая разработка коррекционного занятия для педагогов на тему «Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе».
Уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию описание опыта работы по созданию благоприятной психологической среды для развития конкурентоспособной личности в центре детского творчества города А.
Доклад на МО классных руководителей.
Для педагогов детский коллектив — одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в.
Источник