Преобладание желчи по галену характерно для таких типов темперамента как
На протяжении всей истории развития науки исследователи стремились упорядочить данные динамики психических процессов, выделить характерные типы темпераментов по различным основаниям.
1. Гуморальный подход — исторически первый подход к типологии темпераментов, при котором последний рассматривается в связи с преобладанием определенной жидкости в организме.
Первым такой подход выдвинул знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Во времена Гиппократа считали, что в организме имеются четыре основные жидкости, или «соки»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (от лат. temрегаmentum — смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый тип темперамента получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в данном организме. Гиппократ думал, что у сангвиников это кровь (лат. sanguis), у холериков — желтая желчь (греч. сhоlе), у флегматиков — слизь (от греч. phlegma), у меланхоликов — черная желчь (от греч. melain chole). Таким образом, были выделены четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, которые стали классическими. Такое представление о темпераменте сохранялось на протяжении многих столетий.
2. Психологический подход. Позднее появились представления о том, что с темпераментом связаны и психологические свойства индивидов. На основе этого начали составлять психологические портреты представителей каждого типа темперамента. Первым создателем таких «портретов» был античный врач Гален (II в. н. э.).
Наиболее развернутые психологические портреты всех четырех типов темпераментов создал немецкий философ И. Кант (ХVIII в.) По мнению И. Канта, « сангвиника характеризует стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбудимостью чувствований и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что приятно. Склонности его непостоянны, и нельзя слишком много на них рассчитывать, доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.
У меланхолика господствует наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.
Холерический темперамент обнаруживает значительную силу деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-либо страсти. Его страсти быстро воспламеняются от малейшего препятствия, и его гордость, мстительность, честолюбие, сила его чувств не знают пределов, когда его душа находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.
Флегматик характеризуется уравновешенностью. Чувствования им не овладевают быстро, флегматику не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от быстрого принятия решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо, и его не раздражают жалобы других».
Кантовские описания темпераментов многократно повторялись в различных источниках, дополнялись тонкими наблюдениями за поведением людей в различных обстоятельствах.
3 . Психосоматический подход. С точки зрения этой типологии психическое своеобразие людей определяется соматическим типом строения организма — конституцией тела. Авторами психосоматического подхода являются Э. Кречмер и У. Шелдон.
Главная идея концепции Э. Кречмера заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют характерные психологические особенности. Э. Кречмер выделил три психосоматических типа личности , которые соответствуют трем типам темперамента.
Пикник (pyknos — плотный, толстый) — «широкий и тяжелый» человек. У него значительные жировые отложения, круглая голова на короткой шее. Пикник, как правило, имеет циклотимический темперамент . Он дружелюбен, общителен, не склонен к самоанализу, эмоции колеблются между грустью и весельем, любит принимать быстрые решения под влиянием минуты. Одни циклоиды склонны к гипоманиакальности, другие — к депрессии. В случае психического расстройства обнаруживается склонность к циркулярному или маниакально-депрессивному психозу.
Астеник , или лептосоматик (leptos — хрупкий, soma — тело), — «худой и высокий» человек. Имеет хрупкое телосложение, высокий рост, плоскую грудную клетку и вытянутое лицо. Астеник обладает шизотимическим темпераментом . У него контакт с людьми и вещами, как правило, ограничен. Он холодноват, самодостаточен, не любит открыто проявлять чувства, причем замкнутость может доходить до аутизма. Он упрям, с трудом приспосабливается к действительности, нереалистичен и склонен к абстракции. При расстройствах психики обнаруживается предрасположенность к шизофрении.
Атлетик (athlon — борьба, схватка) — «крепыш» с хорошо развитой мускулатурой, высоким или средним ростом, широким плечевым поясом и узкими бедрами, выпуклыми лицевыми костями. Для атлетика характерен иксотимический темперамент (от ixos — тягучий). Он спокоен, реалистичен и по внешним признакам маловпечатлителен, обладает сдержанной мимикой и пантомимикой, невысокой гибкостью мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки. При душевных расстройствах может неожиданно взрываться, проявляя предрасположенность к эпилепсии.
У. Шелдон предположил, что тело и темперамент — взаимосвязанные параметры человека. Он выделил следующие основные типы темпераментов, названия которых заимствованы из эмбриологии:
Эдоморфный тип (преобладание тканей внутренних органов) характеризуется избытком жировых тканей, обладает висцеротоническим темпераментом , отличается расслабленностью, дружелюбием, эмоциональной уравновешенностью;
Мезоморфный тип (преобладание мышечных тканей) характеризуется стройным и крепким телосложением, ему соответствует соматотонический темперамент , это человек уверенный в себе, энергичный, храбрый, агрессивный;
Экзоморфный тип (преобладание кожи и нервной ткани) отличается хрупким телосложением, ему соответствует церебротонический темперамент , для него характерны заторможенность в движениях, скрытность чувств, непредсказуемое поведение.
4. Физиологический подход. В новейшее время была предпринята попытка положить в основу изучения темперамента физиологические особенности нервной системы. Эту попытку осуществил русский физиолог И. П. Павлов . Он исходил из предпосылки, что ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения животных и человека следует искать в свойствах нервной системы . Таких свойств, по мнению И. П. Павлова, три: сила, уравновешенность и подвижность .
Сила нервной системы выражается в ее работоспособности, возможности выдерживать большие нагрузки. По этому показателю выделяют два типа нервной системы: сильную и слабую.
Уравновешенность определяется взаимодействием процессов возбуждения и торможения. С этой точки зрения нервные процессы могут быть либо уравновешенными, то есть примерно одинаковой силы, либо с преобладанием возбуждения или торможения.
Подвижность — скорость смены одного процесса другим.
И. П. Павлов пришел к выводу о том, что определенное сочетание этих трех свойств нервной системы образует тип высшей нервной деятельности, который лежит в основе каждого из четырех типов темперамента.
С точки зрения Павлова, сангвиническому темпераменту соответствует сильный, уравновешенный, быстрый тип нервной системы; флегматическому — сильный, уравновешенный, медленный; холерическому — сильный, неуравновешенный, быстрый тип; меланхолику — слабый, неуравновешенный, медленный тип. Наряду с ярко выраженными типами нервной системы, встречаются и смешанные, которые дают определенные смешанные типы темперамента.
Позднее, уже в исследованиях самого И. П. Павлова, обнаружились многие факты, которые поставили под сомнение эту схему. Исследования психофизиологов Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что свойств нервной системы гораздо больше. В частности, были выявлены такие свойства, как лабильность — скорость возникновения и протекания нервных процессов, динамичность — скорость и легкость выработки условных рефлексов, концентрированность нервной системы, уровень активности др. На основе этого характеристики типов темперамента подверглись уточнению.
5. Нейрофизиологический подход. Определенный вклад в развитие учения о темпераменте внесли швейцарский психоаналитик К. Юнг и немецкий психолог Г. Айзенк. По характеру направленности личности К. Юнг выделил два психологических типа личности: экстравертивный, интровертивный. Людям экстравертивного типа свойственны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для людей интровертивного типа характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, замкнутость, затруднения в социальной адаптации, некоторые затруднения речи.
Г. Айзенк к экстраверсии и интроверсии Юнга добавил такие свойства, как эмоциональная устойчивость и эмоциональная неустойчивость (нейротизм). Нейротизм, по Г. Айзенку, характеризуется неустойчивостью эмоциональной сферы, резкими колебаниями настроений, непостоянством интересов и т. д.
На основе сочетания этих двух базисных черт личности образуются четыре типа темперамента , которые соответствуют классическим:
эмоционально устойчивый и экстравертивный — сангвиник;
эмоционально нестабильный и экстравертивный — холерик;
эмоционально нестабильный и интровертивный — меланхолик;
эмоционально устойчивый и интровертивный — флегматик.
Из анализа психологических особенностей темпераментов можно сделать вывод о том, что нет «плохих» или «хороших» типов темперамента. Различия по темпераменту — это, прежде всего, различия, обусловленные своеобразием проявлений психики в тех или иных ситуациях. Особенность темперамента определяет пути и способы деятельности, но не качество ее осуществления. Для профессионального отбора, без сомнения, эти особенности следует учитывать. Однако следует иметь в виду, что темперамент — это природная основа характера, которая определяет лишь динамические свойства его проявления. На уровне психологических функций он может быть скорректирован. Каждый индивид может выработать свой индивидуальный стиль деятельности и систему навыков, методов, приемов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающие ее успешное выполнение, опираясь на положительные, сильные стороны темперамента и сглаживая слабые, отрицательные для данного рода деятельности.
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Психология человека
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Евгений Иванович Рогов
Методические пособия серии «Азбука психологии» разработаны и опробованы в рамках эксперимента «Донская психологическая школа». Идея эксперимента возникла после изучения и анализа потребностей и возможностей школьников. Наш опыт свидетельствует, что учебные программы могут быть существенно обновлены за счет введения дисциплин психолого-педагогического цикла. При сохранении в целях обеспечения общего образования базового компонента государственного учебного плана для учащихся предусматриваются дополнительные и факультативные занятия, а также работа по индивидуальным планам. Значительный объем интегрированного курса требует выделения на него 3 ч в 10-м и 4 ч в 11-м классе. Время на изучение психологии выделяется в рамках базисного учебного плана за счет его вариативной части и факультативов, внесенных в расписание обязательных занятий. Вариативная часть учебного плана используется с такой недельной распасовкой:
Полный курс предполагает изучение следующих дисциплин:
1-4-е классы – «Азбука психологии»;
5-й класс – «Познавательная деятельность человека»;
6-й класс – «Основы саморегуляции»;
7-й класс – «Психология общения»;
8-й класс – «Этика и психология семейной жизни»;
9-й класс – «Основы профориентации и выбора профессии»;
10-й класс – «Психология личности»;
11-й класс – «Основы социальной психологии».
Специфика психологических дисциплин, количество отведенных на них часов требуют увеличения общего числа уроков в неделю по сравнению с действующим учебным планом. Однако использование передовых технологий и интенсификация процесса обучения позволяют уменьшить время урока на 5 мин. Поскольку практическая часть занятий по психологии направлена на снижение напряжения и усталости, увеличение количества уроков не должно отразиться на здоровье детей.
В содержании непрерывной психологической подготовки учащихся ясно просматривается 3 ведущих уровня: вводный (1-6-е классы), адаптационный (7-9-е классы) и основной (10-11-е классы). Это позволяет отказаться от специальной подготовки, своего рода натаскивания детей на определенную профессию и вместо этого предоставлять школьникам возможность выбора в широком спектре профессий типа «человек-человек». Кроме того, создается реальная основа для формирования у учащихся лучших человеческих качеств, развития организаторских и коммуникативных способностей, что необходимо любому цивилизованному человеку.
Программа обучения в профильном психологическом классе на 2-м уровне сложности предполагает двухгодичный цикл, который позволяет целенаправленно готовить учащихся к деятельности помощника психолога с последующей сдачей квалификационного экзамена и получением сертификата.
Вхождение старшеклассников в различные виды работы психолога включает в себя как общепедагогические действия, свойственные всем соответствующим профессиям, так и специфические, требующие особых знаний, умений, навыков и личностных качеств.
В профильных психологических классах применяются активные методы обучения: тренинги, ролевые и деловые игры. В учебный план введены учебные экскурсии в городской психологический центр, центры социальной защиты населения, встречи с преподавателями психологии вузов и учеными-психологами.
Характеризуя перспективу психологического образования в школе, необходимо подчеркнуть возможность психологизации содержания всего образовательного процесса. Речь идет, например, о том, что психология (ее влияние безусловно будет расти) должна «работать» не только в традиционно близких ей литературе, биологии, но и в музыке или живописи. Таким образом, психология может выступить как важный интегрирующий фактор, причем для весьма далеких друг от друга образовательных областей.
Перспективным представляется и встречное движение – включение в психологическое содержание элементов учебного материала из других предметных и образовательных областей, например истории. В этом смысле можно говорить не только о психологизации, предположим, гуманитарных дисциплин, но и о расширенной гуманитаризации психологических дисциплин.
Процесс психологизации может быть ускорен с помощью соответствующей организации психологической практики, в рамках которой необходимо предусмотреть индивидуальные задания для тех, кто в большей степени интересуется компьютерной диагностикой («человек-техника») или консультированием («человек- человек»), изучением личности или коллектива и др. Более целесообразно и педагогически оправданно предоставить учащимся право самостоятельно выбрать из этого набора те дисциплины, в усвоении которых они испытывают потребность.
Весь объем времени, которое отводится на психологию, не должен превышать 30 % от общего количества часов, предусмотренного учебным планом.
Таким образом, предлагаемая нами модель психологической подготовки развивающейся личности может строиться как по принципу иерархического соподчинения дисциплин, так и на основе перехода от общего к частному. Следует отметить, что книги серии «Азбука психологии» могут использоваться психологами образовательных учреждений не только в комплекте, но и по отдельности, с учетом возрастных возможностей школьников.
ЧЕЛОВЕК ИЛИ ЛИЧНОСТЬ?
Деяние – форма проявления активности субъекта.
Защита психологическая – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны его социально значимых отличий от других людей.
Интроспекция – метод познания психических явлений путем самонаблюдения, т. е. внимательного изучения человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.
Когнитивная психология – одно из современных направлений исследований в психологии, которое объясняет поведение человека, основанное на знаниях, и изучает процесс и динамику их формирования.
Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Личностный смысл – субъективное отношение личности к объектам и явлениям окружающей действительности.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе.
Психолингвистика – пограничная между психологией и лингвистикой область науки, занимающаяся изучением речи человека, ее возникновением и функционированием.
Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Статус – положение человека в группе, определяющее его права и обязанности.
Структура – совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.
Субъект – индивид или группа людей как источник познания и преобразования действительности.
Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного
Источник