Преобладание чувств над разумом мцыри

Что значит жить для Мцыри

– Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!

С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему его монаху. В его речи – и горький упрек тому, кто, пусть и бессознательно, лишил его лучшей части жизни, и тяжелое осознание собственной утраты. Слова эти говорятся на смертном ложе, и никогда уже не придется герою вкусить настоящей жизни. Но что значит жить для Мцыри?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим для начала на композицию поэмы «Мцыри». Поэма разделена автором на две неравные части. Одна, занимающая по объему всего страницу, повествует о жизни Мцыри в монастыре, остальные же строки поэмы полностью посвящены побегу Мцыри из монастыря. Этим композиционным приемом Лермонтов подчеркивает важную мысль: жизнь Мцыри в монастыре жизнью вовсе и не являлась, это было простое физическое существование. Об этом времени нечего писать, потому что оно однообразно и скучно. Мцыри и сам понимает, что не живет, а просто медленно идет к смерти. В монастыре все «отвыкли от желаний», сюда не проникают не только человеческие чувства, но даже и простой луч солнца. «Умру рабом и сиротой» – вот какая судьба ждет Мцыри в монастыре, и понимая это, он решается бежать.

Настоящая жизнь Мцыри прекратилась в тот момент, когда его, еще совсем маленьким мальчиком, увезли из родного аула, и затем снова продолжилась – на три дня побега. Три дня воли, которым посвящена целая поэма! Жить свободным, в соответствии со своими мечтами и желаниями (а Мцыри стремится попасть домой, на родину), дышать вольным воздухом – вот что значит жить для героя Мцыри и для его автора.

Настоящая жизнь всегда сопряжена с риском и требует постоянной борьбы за нее, – этот мотив начинает звучать в поэме с момента выхода Мцыри за монастырские стены. Мцыри совершает побег в грозовую ночь, когда все монахи, напуганные грозой, «ниц лежат при алтаре» и забывают о своем воспитаннике. Герой не боится грозы, напротив, она восхищает его своей необузданной мощью, пробуждает в нем давно забытое чувство жизни. Вот как он сам говорит об этом:

– Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…

И в этих строках звучит нескрываемое восхищение открывшейся перед ним красотой и силой природы.

Риск пробуждает в Мцыри осознание его молодости и силы, бесполезно прозябавшей в монастыре. Спуститься вниз, к грозно бурлящему потоку, цепляясь за ветки и камни – это для юноши лишь приятное упражнение. Настоящий подвиг, битва с барсом, ждет его впереди. Для Лермонтова был очень важен именно этот эпизод поэмы. Вдохновение для него поэт черпал в старинных грузинских песнях о поединке юноши с тигром. Позднее критики обвиняли поэта в нарушении достоверности: барсы на Кавказе не водятся, и встретиться со зверем Мцыри просто не мог. Но Лермонтов идет на нарушение природной достоверности ради сохранения художественной правды. В столкновении двух полностью свободных, прекрасных сознаний природы читателю открывается лик истинной жизни на Кавказе, жизни вольной, веселой и не подчиняющейся никаким законам. Обратим внимание на то, как описывается зверь в поэме:

«… Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, – и на нем
Шерсть отливалась серебром».

«Весело», «ласково» – ни малейшего страха или недовольства не звучит в словах Мцыри, он восхищен своим противником и признает в нем равного себе. Он радуется предстоящей битве, в которой сможет показать свою смелость, доказать, что у себя на родине он бы был «не из последних удальцов». Свобода и взаимоуважение не только к человеку, но и к природе – именно такой и должна быть настоящая жизнь. И насколько же она отличается от жизни монастырской, где человека именуют «рабом божьим!».

Читайте также:  Нет любви есть чувство голода

Неудивительно после всего этого, что Мцыри, вновь возвращенный в монастырь, не может жить. Теперь он отчетливо понимает разницу между жизнью тут и жизнью на воле, и смерть его – это своеобразный протест.

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод…

Сколько отчаяния и безумной жажды жизни, молодой, еще нерастраченной жизни в этих словах! Но не всякая жизнь ценна, иная жизнь хуже смерти, – об этом говорит нам Лермонтов.

Мцыри умирает, устремив свой взгляд на Кавказские горы, на свою далекую родину. Там, в ауле, где пели его сестры и точил оружие отец, где по вечерам собирались у своих домов старики, там осталась его непрожитая жизнь, его настоящая судьба. После смерти он будет освобожден из плена, и душа его полетит туда, куда так стремилась. Возможно, именно тогда начнется его настоящая жизнь, – такую надежду, отчетливо звучащую в последних строках поэмы, Лермонтов оставляет читателю.

Источник

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Анализ поэмы «Мцыри» (М. Лермонтов)

Автор: Наталья Игоревна Иванова (учитель русского языка и литературы)

Дата публикации: 04.04.2020

В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова Кавказ занимает особое место. В 10-летнем возрасте будущий поэт вместе с бабушкой впервые побывал в этом необыкновенном краю, отдыхая «на водах». Именно на Кавказе юный Лермонтов познакомился с девочкой, к которой испытал первое серьезное чувство. Воспоминания об этом увлечении поэт пронес через всю жизнь.

В следующий раз Лермонтов прибыл на Кавказ уже по долгу военной службы.

Впечатления от местного фольклора, жизни горцев, природы Кавказа легли в основу многих произведений поэта.

История создания

Замысел написания романтического произведения-исповеди, основанного на древних преданиях, созрел у Лермонтова еще в ранней юности.

Об этом поэт сделал запись в своем дневнике: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал».

Творческая идея воплотилась в жизнь спустя многие годы – в 1830 году, в поэме «Исповедь». Главный герой произведения – монах, приговоренный к казни из-за любви.

В поэме «Боярин Орша», написанной в 1835-1836 годах, центральным действующим лицом также является воспитанник монастыря.

Но Лермонтов не остановился на этих ранних творческих разработках.

В 1838 году поэт приступил к написанию поэмы «Мцыри».

По мнению историков и литературоведов в основу произведения были положены мотивы одновременно двух историй.

Первую, легенду о юноше и барсе, Лермонтов услышал в свой приезд на Кавказ, будучи еще совсем юным.

Вторая история – это рассказ пожилого монаха, встреченного поэтом в 1837 году на Военно-грузинской дороге. Именно из уст монастырского служки Михаил Юрьевич услышал повествование о непростой судьбе кавказского мальчика, оставленного русским генералом в монастыре в Мцхете.

События, описанные старым монахом и очень впечатлившие Лермонтова, действительно могли случиться в период Военных действий Русской императорской армии, преследовавших цель присоединить горные районы Северного Кавказа в Российской империи.

Читайте также:  Ладовое чувство у детей с нарушением зрения

Талантливо переосмысленные Лермонтовым истории соединились в одно выдающееся романтическое произведение – поэму «Мцыри», опубликованное в 1940 году в единственном прижизненном издании автора «Стихотворения М. Лермонтова».

О чем произведение?

Действие поэмы разворачивается вблизи Мцхеты, древнейшей столицы и духовного центра Грузии. Над городом возвышается старинный монастырь Джвари.

Русский генерал, едущий в Тифлис, решает оставить монахам плененного шестилетнего мальчика, больного и слабого, опасаясь не довезти его до Тифлиса живым.

Чернецы принимают ребенка, окружают его заботой и воспитывают в истинно христианском духе. Мцыри – так теперь зовут мальчишку, не помнит своих родных, поначалу сторонится монахов, но постепенно свыкается с затворнической жизнью в монастыре.

Спустя годы, в один из дней накануне пострига в монахи, шестнадцатилетний юноша исчезает из монастыря.

Через три дня поисков беглеца, найденного неподалеку от Мцхеты, ослабленного и без чувств, приносят в обитель. Придя в себя, юноша не хочет отвечать на вопросы монахов и отказывается от еды. И только старому чернецу, который когда-то выходил его, Мцыри открывает истинную причину своего побега.

Юноша рассказывает о том, что стремился на свободу, в родной аул, в отчий дом.

На воле, в единении с первозданной природой он почувствовал себя счастливым, а дух воли воскресил в нем образы отца и сестер.

Мцыри рассказал старику о том, как прожил три дня вне стен древнего монастыря, который он считает местом своего заточения:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Мцыри поведал о своей победе в кровопролитном единоборстве с грозным барсом.

В поисках пути к родному краю юноша бежал, карабкался, полз… Но после трех дней блужданий по горам понял, что, сделав круг, обессилевший, снова выбрался на дорогу, ведущую к приютившему его монастырю.

Отчаяние одолело Мцыри, утратившего в монастырском заточенье инстинкт жизни и природное чутье, способные вывести его к родному дому.

Умирая, юноша просит старого чернеца похоронить его в монастырском саду, откуда виден Кавказ и куда из родного селения могут долететь родная речь и песня горцев.

Жанр и направление

«Мцыри» — образец классической русской романтической поэмы со всеми присущими данному жанру признаками.

В произведении реальный мир отступает перед миром мечты, во имя которой главный герой преодолевает невероятные трудности и препятствия.

Протест, неприятие существующего положения, борьба за свободу и возврат на родину — главная идея романтического героя-бунтаря, к внутреннему миру которого пристально обращено внимание автора.

Исповедальный характер повествования также является романтической особенностью произведения.

Очень важное место в поэме отводится природе, которая выполняет не просто роль живописного фона, а является действенной силой и позволяет Мцыри проявить свое свободолюбие и целеустремленность.

Одним из главных признаков романтического характера поэмы является и обращение поэта к фольклорным мотивам.

Главный герой и его характеристика

В черновике поэма М.Ю. Лермонтова называлась «Бэри». К этому названию поэт сделал уточнение «Бэри, по-грузински: монах». Но главный герой произведения еще не монах, он только готовится им стать, и в 1840 году произведение печатается под названием «Мцыри», что в грузинском языке означает «послушник».

В начале повествования главный герой предстает перед читателем шестилетним мальчиком, ослабленным болезнью, но с уже сильным характером:

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Оставленный русским генералом в монастыре мальчишка замыкается в себе. Мцыри ощущает себя пленником, вынужденным быть послушным и смиренным.

Образ юноши раскрывается после побега, в исповеди старому монаху.

Оказавшись на воле и почувствовав себя свободным, Мцыри преображается. Юноша приходит в восторг от всего, что встречает на своем пути. Он восхищается необыкновенны могуществом гор, красотой долин, прекрасных садов, прозрачностью ледяных ручьев, сравнивая три дня на свободе с жизнью в монастыре:

Читайте также:  Метафорические карты колода эмоции

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Мцыри бесстрашен в стремлении осуществить свою мечту. Он хочет вернуться в родной край, в отчий дом, и его не страшат невзгоды и препятствия.

Юноша не озлобляется после того, как понимает, что не может воплотить свою мечту в жизнь. Умирая, он не собирается никого проклинать.

Считая себя поверженным, Мцыри не раскаивается в совершенном побеге и верит в то, что обязательно станет свободным, вернется в край своего детства и услышит родную речь.

Темы и идея

Тематические линии произведения связаны между собой и образовывают единое художественное целое.

Стремление к свободе – это одна из двух ключевых тем произведения. Речь в поэме идет не столько о свободе физической, сколько о свободе духа и о возможности наслаждаться полнотой жизни:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Любовь к родине, привязанность к родному дому и близким людям – вторая ключевая тема произведения. Маленький мальчик, с детства лишенный родительской любви и заботы, не имеющий возможности видеться со своим отцом и сестрами, всю недолгую жизнь мечтает вернуться в родительский дом. Он утверждает, что эта мечта заставила его бежать, покинуть монастырскую обитель, где к нему относятся с добром и вниманием:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов…

Одиночество среди людей – еще одна тема произведения. Мцыри –свободолюбивый бунтарь. Ни хорошее отношение к нему чернецов, ни строгие порядки монашеской крепости не могут удержать его от побега на волю. То, к чему издревле привыкли окружающие и воспитывающие юношу монахи, неприемлемо для него, как неприемлемо для монахов стремление Мцыри к свободе и непреодолимая тяга к родному краю.

Война. О ней в произведении автор упоминает косвенно. Но именно в связи с военными действиями Мцыри в шесть лет оказался у русского генерала, воспитывался в монастыре, бежал…

Тема любви к женщине не слишком развита в произведении. О ней читателю напоминает лишь сцена, где Мцыри с восторгом и удивлением рассматривает молодую грузинку, набирающую воду из ручья.

Идея произведения основывается на мысли о том, что стремление к свободе, желание жить в родном краю, любить своих близких нельзя отнять у человека, даже пребывающего на краю гибели.

Проблематика

Основная проблема поэмы – обретение свободы, без которой невозможна жизнь и развитие личности. Отсутствие свободы может привести к гибели.

Одиночество и непонимание окружающими – также важная проблема произведения. Мцыри так и не стал своим среди монахов. И только одному из них он открыл свою душу.

Невозможность смириться с устоявшимся, размеренным порядком существования, свободолюбивые мечты и стремление изменить свою жизнь – еще одна проблема произведения.

Чему учит?

Недолгая жизнь главного героя поэмы учит читателей не отступать перед трудностями, быть верными своей мечте, никогда не сдаваться, верить в свои силы, любить родину и своих близких, с уважением относиться к людям, желающим добра.

Критика

Поэма «Мцыри» была с восторгом принята в кругу литературных критиков и современников Лермонтова, напомнив многим байроновских героев.

Особую оценку дал произведению выдающийся русский критик

В.Г. Белинский, сравнивая звучание стиха с ударами меча и восторгаясь главным героем: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»

Поэма детально проанализирована многими советскими и русскими литературоведами.

Источник

Оцените статью