Пренебрежение или отрицание чувственного мира ради духовного
121. Понятия, фиксирующие способность личности к самооценке и самоконтролю на основе требовательного и ответственного отношения к самому себе, — это:
• честь и достоинство
122. Правдивость перед самим собой, адекватное самопонимание и в то же время отсутствие фальши в нашем самовыражении — это:
• честность
123. Предмет этики — это:
• нормы поведения человека в обществе
124. Предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации, называются:
• организационными ценностями
125. Пренебрежение чувственным миром или даже полное его отрицание ради мира духовного — это:
• аскетизм
126. Преобладание духа над плотью необходимо для сохранения
• нравственного достоинства человека
127. Признание и обеспечение прав и свобод личности — это высшая моральная ценность в этике .
• секулярной
128. Принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету, называется:
• утилитаризмом
129. Принцип свободы в этике Б. Спинозы достигается через
• интеллектуальную интуицию
130. Протестантизм — это направление в религии .
• христианства
131. Против этического релятивизма софистов выступил:
• Сократ
132. Профессиональная мораль возникает по мере развития
• общественного разделения труда
133. Процесс «присвоения» человеком нравстенных ценностей, перевода их в личностно значимые, собственные ценностные ориентации, — это:
• интериоризация
134. Процесс формального провозглашения некоторых нравственных истин, в действительности не доходящих до реальных мотивов поведения, — это:
• морализаторство
135. Радикальное направление в экологической этике — это:
• «освобождение животных»
Источник
Умерщвление плоти
Энциклопедия иудаизма. — Издательство «МАССАДА» Иерусалим — Тель-Авив . Шломо-Залман Ариэль . 1983 .
Полезное
Смотреть что такое «Умерщвление плоти» в других словарях:
умерщвление плоти — См … Словарь синонимов
Умерщвление Плоти — (Mortification) Умерщвление плоти не поддерживается ни одним из классических текстов по раджа йоги и хатха йоги. Наоборот, в них часто превозносятся совершенство и красота тела. См. Совершенства Тела; Тапас; Умеренность … Словарь йоги
умерщвление — I см. умертвить; я; ср. Умерщвле/ние птицы. Умерщвле/ние плоти. II = умерщвля/ть, умерщвля/ться; см. умертвить … Словарь многих выражений
Аскетизм — умерщвление плоти, подавление страстей (аскет подвергает себя всевозможным лишениям, морит себя постом, спит на голых досках и т. п.) … Популярный политический словарь
ВОЗДЕРЖАНИЕ — [воздержность; греч. ἡ ἐγκράτεια, ἀποχή], добродетель тех, кто управляют своими страстными влечениями, пожеланиями, умеряют и ограничивают чувства. Это понятие встречается у древних писателей, напр. у Платона (Plat. Gorg. 491 d: «воздержность… … Православная энциклопедия
АСКЕТИЗМ — (от греч. askesis упражнение, подвиг, asketes подвижник) пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах А. предполагает ограничение или подавление чувственных желаний,… … Философская энциклопедия
АСКЕТИЗМ — [Греч. ἄσκησις от ἀσκέω упражнять], в языческой Греции слово «А.» обозначало упражнения тела (Геродот, Фукидид), упражнения ума и воли (софисты), религ. смысл стал прослеживаться уже у пифагорейцев, но особенно в поздней античности у Филона… … Православная энциклопедия
Отречение от всех благ мира — Аскеза (от греч. ασκεσις «упражнение») вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы достичь определённых духовных целей, либо приобрести… … Википедия
Отречение от мира — Аскеза (от греч. ασκεσις «упражнение») вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы достичь определённых духовных целей, либо приобрести… … Википедия
воздержание — воздержанность, пост, аскетизм; отказ, бойкот, воздержность, абстиненция, умерщвление плоти Словарь русских синонимов. воздержание воздержанность / в еде: пост / крайнее: аскетизм, умерщвление плоти Словарь синонимов р … Словарь синонимов
Источник
Аскетизм
ПРИНЦИПЫ ЭТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Принцип этической жизни — это тот более или менее четко сформулированный и рационально выраженный способ, каким человек определяет свою жизненную позицию, свое отношение к другим людям и к важнейшим проблемам человеческого бытия. Принципы иногда совпадают по названию с этическими концепциями. Например, гедонизм — это и этическая концепция, и принцип, которым руководствуются в своей жизни некоторые люди, чаше всего и не подозревающие, что существует целая концепция, обосновывающая и оправдывающая стиль их поведения. Можно сказать, что этический принцип характеризует стиль жизни человека.
Мы расскажем здесь о некоторых основных принципах. Это альтруизм, эгоизм, гедонизм, аскетизм, нигилизм, утилитаризм, прагматизм, гуманизм, аморализм, имморализм.
Выше мы разбирали гедонизм как этическую концепцию, и сам принцип гедонизма — жить так, чтобы получать от жизни удовольствие, стремиться к максимуму удовольствий (не обязательно чувственных, удовольствия могут быть и интеллектуальными) — непосредственно вытекает из соответствующей этической концепции.
Гедонизм и его разновидность эвдемонизм являются антиподами аскетизма.
Аскетизм
Аскетизм (от греческого «аскет» — отшельник, монах) — это пренебрежение чувственным миром или даже полное его отрицание ради мира духовного. Часто это добровольное перенесение страданий, боли, отказ от общества, от семьи, уход из мира в монастырь и т. д. Цель аскетизма — развитие духа, достижение максимальной духовной концентрации, обретение сверхъестественных способностей. Все это свойственно и последователям йоги, и христианским мистикам, и идейным коммунистам, которые готовы были голодать сами и обречь на голод и мучения целые народы во имя скорейшего достижения светлого будущего. Всем известен предшественник таких коммунистов, герой романа «Что делать?» Рахметов, который спал на гвоздях, готовя себя к будущим испытаниям, и отказывался от минимальных удобств жизни для того, чтобы закалить свое тело.
Часто аскетизм как стиль индивидуальной жизни есть для аскета лишь способ достижения более высоких духовных ценностей. Русский философ и богослов П. Флоренский отмечал, что святые отцы называли аскетику не наукой и даже не нравственной работой, а искусством, художеством, мало того — самым главным искусством, художеством по преимуществу. Теоретическое знание — философия — есть любовь к мудрости. Созерцательное знание, даваемое аскетикой, есть филокалия — любовь к красоте. «. Аскетика создает не «доброго» человека, а прекрасного, и отличительная особенность святых подвижников — вовсе не их «доброта», которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной светоносной личности. »63 ‘
Святой подвижник, реально приобщаясь к жизни в безусловной красоте, фактически еще при жизни преодолевает границу между двумя мирами, делая из себя «просиянную тварь».
В аскетизме различается телесное и плотское. Тело — это храм духа, тела могут быть духовными, сквозь оболочку тела, сквозь лицо и глаза может просвечивать дух. А плоть — это животное начало в человеке, выходящее из своих пределов, перестающее служить основой духовному началу. Плоть, согласно Вл. Соловьеву, — это бытие, не владеющее собой, всецело обращенное наружу — пустота, голод и ненасытность, — расплывающееся во внешности и кончающее реальным распадением. А дух — это бытие, вошедшее в себя, самообладающее. Дух требует ослабления плоти, переведения ее из действующего состояния в потенциальное. Таков нравственный смысл настоящего аскетизма.
Соловьев даже формулировал аскетический нравственный принцип, которому должен следовать любой человек: «Подчиняй плоть духу, насколько это нужно для его достоинства и независимости. Имея окончательной, уповаемой целью быть полным господином физических сил своей и общей природы, ближайшею, обязательной своей целью ставь: не быть по крайней мере закабаленным слугой бунтующей материи, или хаоса»64.
Преобладание духа над плотью необходимо для сохранения нравственного достоинства человека. Принцип истинного аскетизма есть принцип духовного самосохранения. Но внутреннее самосохранение отдельного человека, существа хотя бы и духовного, считал Вл. Соловьев, не может быть безусловным добром, или высшею и окончательною целью жизни. Рабство человека у плотских влечений, то есть у всего противоразумного, бессмысленного, превращающего его в худший вид животного, есть, без сомнения, зло. И в этом смысле никто не может возразить против аскетизма, то есть возведенного в принцип воздержания. Всякий согласен, что неспособность к сопротивлению животным инстинктам есть бессилие духа — нечто для человека постыдное и, следовательно, дурное. Значит, способность к такому сопротивлению есть добро и должна быть принята как норма, из которой могут вытекать определенные правила жизни. В этом пункте нравственная философия только уясняет и развивает то, что утверждается простым человеческим сознанием. Помимо всяких принципов, — обжорство, пьянство, распутство непосредственно вызывают отвращение и презрение, а воздержание от этих пороков пользуется невольным уважением, то есть признается добром.
Эгоизм
Эгоизм (от латинского «ego» — Я) — принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия. Эгоизм — это забота о себе даже за счет блага других. По самой своей природе человеческая воля направляется не на всеобщее, а на собственное индивидуальное благополучие. «Любовь к самому себе, — писал О. Уайльд, — это единственный роман, длящийся пожизненно». Нужны достаточно высокий уровень развития культуры, специфическое воспитание, чтобы человек научился больше думать о других, чем о себе. Чем больше культуры, тем меньше эгоизма.
Если нравственно воспитанный человек руководствуется правилом «Поступайте с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами», то для эгоиста главный принцип: «Поступайте с людьми так, как они поступают с вами».
Конечно, ни один человек не бывает эгоистом в чистом виде в том смысле, что стремится исключительно к собственному благополучию и совершенно нечувствителен к положению других. Всегда существует хотя бы небольшое число лиц, например родственники
и друзья, которым человек всегда готов помогать. Принцип эгоизма был признан в Новое время в качестве универсального мерила деятельности, прежде всего деятельности хозяйственной. Сам термин «эгоизм» возник в XVIII веке. Предполагалось, что человек, стремясь к собственной выгоде, например, строя завод, тем самым помогает развитию общества.
Очень ярко вскрыл сущность эгоизма английский философ и врач (француз по происхождению) Бернард Мандевиль (1670—1733). В своем сатирическом произведении «Басня о пчелах» он писал, что социальное поведение основано на себялюбии. Себялюбие как разгул эгоизма является мощным стимулом, движущей силой поступков, подлинным базисом всего общества. Себялюбие есть не что иное, как самосохранение, борьба индивида за жизненные средства и против противостоящих ему интересов других людей. Себялюбие создает общую атмосферу тщеславия, которая цементирует общество. Каждый стремится к тому, чтобы заслужить признание остальных. Потребность индивида в признании других людей порождает моральное притворство и условности моральной жизни. Забота о благе других, любовь к другим, благотворительность — все это только вывеска, за которой скрывается любовь к себе, чистый и последовательный эгоизм.
Эгоизм личности обнаруживается во всех социальных и возрастных группах и во всех сферах бытия. Он причиняет своим жертвам боль и страдания, моральный и материальный ущерб, порой даже ломает судьбы людей, разрушает коллективы и организации. Разве мы не слышим жалобы на чрезмерное себялюбие и своекорыстие наших детей, родителей, стариков, руководителей, бизнесменов? Разве не сталкиваемся с беззастенчивым игнорированием наших чувств, нужд, желаний? Разве не встречаем циничное корыстолюбие в области распределения благ и вознаграждений? Нередко упрекают партнеров, коллег, родственников и даже друзей в том, что они думают лишь о себе, дружат только по соображениям пользы, тянут все на свою сторону и пр. Эгоизм по своей природе безграничен, писал А. Шопенгауэр, человек безусловно желает сохранить свое существование, желает, чтобы оно было свободно от страданий, желает возможно большего благосостояния и всякого наслаждения, к какому он способен. Все, что этому противодействует, вызывает неудовольствие, гнев, ненависть. Человек желает все иметь, но так как это невозможно, то он желает хотя бы всем повелевать. «Эгоизм колоссален — он возвышается над миром, — не без основания писал пессимист А. Шопенгауэр. — Ибо если бы каждому отдельному человеку был предоставлен выбор между его собственным уничтожением и гибелью всего мира, то мне нет нужды говорить, куда, в огромном большинстве случаев, склонился бы этот выбор».[65]
Это качество точно описано Э. Фроммом: «Быть эгоистом — означает, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими; что я должен стать жадным, потому что если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею; что я должен испытывать антагонизм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разорить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать. Я никогда не могу быть удовлетворенным, так как моим желаниям нет конца; я должен завидовать тем, кто имеет больше. »[66]
Эгоизм — крайняя форма индивидуализма. Этика эгоизма, в отличие от этики заботы, полностью игнорирует чувства и интересы окружающих. В этом смысле этику заботы можно назвать социальной, а этику эгоизма — антисоциальной. Таким образом, мотивы своекорыстной личности отражают лишь ее собственные потребности, ее индивидуальные устремления. Вот почему эгоист фокусирует все свои способности только на собственных чувствах и потребностях, правах и контрактах, считая их самыми важными на свете. Для себялюбивого человека, как правило, единственная реальность — лишь его собственное Я. Один из апологетов эгоизма, Макс Штирнер, писал: «Для эгоиста нет ничего настолько высокого, чтобы он унизился перед ним, нет ничего настолько самостоятельного, чтобы он жил ради него, нет ничего святого, чтобы он пожертвовал собой для него»[67].
Эгоизм возрастает в угрожающих масштабах именно в периоды социальных катаклизмов, экономических кризисов, войн, когда в обществе острее ощущается скудность ресурсов выживания, когда ослаблена система контроля и расширены границы дозволенного.
Эгоизм очень часто, если не всегда, порождается чувством собственной неполноценности. Эгоисты чаще других приписывают окружающим предубежденность, агрессивность, злобу, завистливость, эгоизм и мстительность — весь набор деструктивных качеств. Онипроецируют собственные отрицательные наклонности на окружающих, желая, быть может, такой проекцией оправдать собственные недостатки. В отличие от эгоистов, нравственный человек приписывает окружающим прежде всего нравственные черты: трудолюбие, вежливость, отзывчивость, патриотичность, честность, неподкупность, порядочность и совестливость и т. д.
Французские философы XVIII века выступили с теорией «разумного эгоизма», согласно которому основой добродетели является правильно понятый собственный интерес. Последователем этой теории французских философов в России был Н. Чернышевский. Разумная личность понимает, что ее личное счастье сочетается с общим благополучием. Наиболее убедительно Чернышевский изложил свою этическую теорию в романе «Что делать?». Один из персонажей этого романа, Лопухов, жертвуя собой ради блага других, говорит: «Не такой я человек, чтобы приносить жертвы. Да их и не бывает, никто и не приносит, это фальшивое понятие: жертва — сапоги всмятку. Как приятнее, так и поступаешь».
Некоторые рассматривают этот аргумент как неопровержимое доказательство истинности гедонических теорий этики. В действительности это не так. Целью всякого нашего действия является реальная или воображаемая ценность, которую мы любим, а чувство удовольствия, которое нами переживается, — это только признак достижения цели, но, конечно, не цель сама по себе. Материалисты, подобные Чернышевскому, не могут объяснить бескорыстную любовь к таким объективным ценностям, как правда или красота, и поэтому пытаются истолковать всякое действие человека как следствие его стремления к удовольствию. То, что такие люди, как Чернышевский, посвятившие всю жизнь бескорыстному служению безличным ценностям, стремились объяснить свое поведение мотивами эгоизма, часто было следствием скромности, которая не позволяла им прибегать к таким высокопарным словам, как «совесть», «честь», «идеал» и т. д.
Источник