Анализ музыкальной формы: Ф. Шопен — 24 прелюдии для фортепиано — Жанровый анализ
Анализ жанровых основ в 24-х прелюдиях Ф. Шопена
24 прелюдии для фортепиано Ф. Шопена представляют собой в цикл миниатюр, жанр, широко распространенный в творчестве композиторов романтической эпохи. Между циклом прелюдий Ф. Шопена и “Хорошо темперированным клавиром” И. С. Баха можно увидеть определенную общность. Оба цикла показывают возможности использования всех 24-х тональностей, но смысловые акценты и трактовка тональностей различна. У И. С. Баха в “ХТК” акцент сделан на показе равноправия всех тональностей, а у Ф. Шопена (и в целом у композиторов-романтиков) – на индивидуализации каждой тональности, поиске её собственной “краски”. В “ХТК” И. С. Баха прелюдии располагаются в неразрывной связи с фугами, которые и являются основным смысловым центром каждого мини-цикла (прелюдия-фуга). У Ф. Шопена же прелюдия сама является смысловым центром, отражающим определенное “движение души”.
В каждой прелюдии Ф. Шопена присутствует комплекс жанровых основ, которые различным образом взаимодействуют друг с другом. В ряде прелюдий жанровые основы представляют единый сплав, создающий определенный образ-настроение, не изменяющийся до конца прелюдии. В других прелюдиях взаимодействие жанровых основ строится на основе их конфликтного столкновения, когда к концу прелюдии одна из жанровых основ в результате развития изменяется или исчезает. В каждой прелюдии можно найти множество жанровых основ, но в анализе отмечены самые яркие и значительные в смысловом плане.
Прелюдия №1 C-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
этюдность (арпеджированная однообразная фактура)
речевая декламация (секундовые попевки в верхнем голосе)
Прелюдия №2 a-moll
Взаимодействие жанровых основ:
траурный марш-шествие (медленный темп (Lento), движение равномерными восьмыми в сопровождении, пунктирный ритм в мелодии)
колыбельная (мерное периодичное покачивание аккомпанемента)
погребальный звон (звукоизобразительность в сопровождении, подчеркнутая фактурой и гармонией)
фанфары (квартовые скачки в мелодии)
речевая декламация (выразительность мелодической линии)
хорал (в завершении прелюдии)
Прелюдия №3 G-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
этюдность (быстрый темп (Vivace), однообразное движение шестнадцатыми)
маршевость (пунктирный ритм и фанфарные интонации в мелодии)
звукоизобразительность (пространственный образ волны в сопровождении)
Прелюдия №4 e-moll
Конфликт двух жанровых основ: хоральности (фон повторяющимися аккордами) и речевой декламации (выразительная мелодия с интонациями lamento). На протяжении прелюдии происходит развитие декламационных интонаций (три волны), но их экспрессия не может преодолеть сопротивление хоральной фактуры и в конце прелюдии декламация исчезает.
Прелюдия №5 D-dur
Взаимодействие жанровых основ:
этюдности (однообразное движение шестнадцатыми, быстрый темп)
обобщенной танцевальности (трехдольность)
Прелюдия №6 h-moll
Взаимодействие жанровых основ:
хорал (повторяющиеся аккорды в верхнем пласте фактуры)
звукоизобразительность (репетиции в верхнем пласте фактуры, являющиеся барьером для мелодии, которая изображает своим движением волну)
сигнальность (фанфара в начале мелодических фраз)
декламационность и распевность в мелодии
В этой прелюдии происходит взаимодействие жанрового и фактурного развития. Взлет мелодии тормозится верхним пластом фактуры. Попытки прорваться через него в середине прелюдии (устремленные вверх фанфарные интонации) приводят к исчезновению фанфарных интонаций, в репризе прелюдии превалирует декламационность и распевность.
Прелюдия №7 A-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
танцевальность (характерный ритм мазурки)
хоральность (аккордовая фактура, тормозящая движение в концах фраз)
декламационность (интонация вопроса в мелодии)
Прелюдия №8 fis-moll
Взаимодействие жанровых основ:
этюдность (быстрый темп, однообразная фактура мелкими длительностями)
маршевость (пунктирный ритм в мелодической линии)
взволнованная декламация (секундовые интонации в мелодической линии)
хорал (хоральная фактура в окончании)
Прелюдия №9 E-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
маршевость (характерный ритм с пунктиром, повторения звуков в мелодии)
гимн (триольность в двухдольном размере)
фанфара (в басовой линии)
хорал (завуалирован в фактуре)
Прелюдия №10 cis-moll
Поочередная смена контрастных эпизодов с разными жанровыми основами:
Скерцо с элементами звукоизобразительности
Мазурка в соединении с декламационностью
Прелюдия №11 H-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
Пасторальность, танцевальность, песенность
Прелюдия №12 gis-moll
Взаимодействие жанровых основ:
Звукоизобразительность(колокола) скрыты в движении баса, особенно ярко проявляются в середине
Соединение танцевальности и элементов скерцо (трехдольность, быстрый темп, однообразная фактура)
Декламационность (lamento), проявляющаяся в мелодической линии, особенно в конце
Хоральность в скрытом виде в фактуре
Прелюдия №13 Fis-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
Ноктюрн, баркаролла и хоральность в крайних разделах с добавлением декламационности в среднем.
Прелюдия №14 es-moll
Взаимодействие жанровых основ:
Этюдность, токкатность вместе со скрытой в фактуре декламационной мелодической линией. Также присутствует звукоизобразительность графического плана – изображение волны.
Прелюдия №15 Des-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
Крайние разделы:
Ноктюрн (медленный темп, певучая мелодия на фоне покачивающегося сопровождения, наличие ритмически свободных украшений)
Мазурка (вкрапления пунктирного ритма на разных долях такта)
Песня-романс и мелодекламация
Хоральность (скрыта в фактуре)
Средний раздел:
Траурный марш (движение ровными четвертями в четырехдольном размере в низком регистре)
Хоральная фактура, особенно ярко проявляющаяся в конце среднего раздела, благодаря характерным задержаниям
Звукоизобразительность: колокола (репетиция звука и глубокие басы в середине на форте) и фанфары (“золотой ход” в миноре)
Декламация в мелодии
Объединяет оба раздела репетиция на тоне доминанты, имеющая звукоизобразительную жанровую основу – в крайних разделах – мягкого покачивания, в среднем – колокольного звона.
Прелюдия №16 b-moll
Взаимодействие жанровых основ:
Танцевальность и этюдность
Декламация (в начале)
Прелюдия №17 As-Dur
Взаимодействие и борьба двух жанровых начал: ноктюрн – хорал
Также есть баркаролльность, танцевальность, колокольность (басы), звукоизобразительность (куранты в конце – 11 ударов)
Прелюдия №18 f-moll
Прелюдия – речитатив
Диалог двух жанровых основ: декламации и хоральных аккордов, тормозящих её.
Благодаря быстрому темпу фактура приобретает зрительную конкретность: бурные волны, разбивающиеся о стену аккордов.
Прелюдия №19 Es-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
Этюдность (однообразная фактура, быстрый темп)
Танцевальность (трехдольность вальса)
Песенность в мелодической линии, скрытой в фактуре
Прелюдия №20 c-moll
Взаимодействие двух жанровых основ: марша и хорала
В первом предложении преобладают траурный марш-шествие и колокольность, возможно символизирующие обьективную реальность.
Во втором и третьем предложении более проявлена хоральность вместе с логикой хроматического баса старинных остинатных жанров (пассакалии и чаконы), что проявляет субьективный внутренний мир, рефлексию автора.
В последних тактах, благодаря усилению громкости происходит постепенное возврашение к траурному маршу.
Прелюдия №21 B-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
Баркаролла (звукоизобразительный фон, смена картин, итальянская песенность, хотя размер 3/4 а не 6/8, которые типичны для баркароллы)
Ноктюрн, колыбельная, хорал (отдельные черты)
Прелюдия №22 g-moll
Взаимодействие жанровых основ:
Горизонталь – речевая декламация (вопрос, порыв), фанфара, распевность
Вертикаль – аккорды, колокольность
Развитие: усиление жанровых начал, кульминация – фанфара
Итог: ощущение обреченности – колокольность
Прелюдия №23 F-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
Пастораль (обыгрывание тоники с секстой в мажоре, звукоизобразительность (наигрыши) и фанфары (золотой ход))
Этюд (однообразная фактура, быстрый темп)
Прелюдия №24 d-moll
Взаимодействие жанровых основ:
Верхний пласт фактуры: фанфара (движение по звукам трезвучий), марш (жесткий ритм, хотя и трехдольный размер), декламация и звукоизобразительность (пассажи)
Нижний пласт фактуры: колокол-набат (остинато ритма и фактуры)
Кульминация: реприза – драматический речитатив и срыв
Последние такты – три удара колокола в низком регистре.
Источник
Анализ музыкальной формы: Ф. Шопен — 24 прелюдии для фортепиано — Жанровый анализ
Анализ жанровых основ в 24-х прелюдиях Ф. Шопена
24 прелюдии для фортепиано Ф. Шопена представляют собой в цикл миниатюр, жанр, широко распространенный в творчестве композиторов романтической эпохи. Между циклом прелюдий Ф. Шопена и “Хорошо темперированным клавиром” И. С. Баха можно увидеть определенную общность. Оба цикла показывают возможности использования всех 24-х тональностей, но смысловые акценты и трактовка тональностей различна. У И. С. Баха в “ХТК” акцент сделан на показе равноправия всех тональностей, а у Ф. Шопена (и в целом у композиторов-романтиков) – на индивидуализации каждой тональности, поиске её собственной “краски”. В “ХТК” И. С. Баха прелюдии располагаются в неразрывной связи с фугами, которые и являются основным смысловым центром каждого мини-цикла (прелюдия-фуга). У Ф. Шопена же прелюдия сама является смысловым центром, отражающим определенное “движение души”.
В каждой прелюдии Ф. Шопена присутствует комплекс жанровых основ, которые различным образом взаимодействуют друг с другом. В ряде прелюдий жанровые основы представляют единый сплав, создающий определенный образ-настроение, не изменяющийся до конца прелюдии. В других прелюдиях взаимодействие жанровых основ строится на основе их конфликтного столкновения, когда к концу прелюдии одна из жанровых основ в результате развития изменяется или исчезает. В каждой прелюдии можно найти множество жанровых основ, но в анализе отмечены самые яркие и значительные в смысловом плане.
Прелюдия №1 C-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
этюдность (арпеджированная однообразная фактура)
речевая декламация (секундовые попевки в верхнем голосе)
Прелюдия №2 a-moll
Взаимодействие жанровых основ:
траурный марш-шествие (медленный темп (Lento), движение равномерными восьмыми в сопровождении, пунктирный ритм в мелодии)
колыбельная (мерное периодичное покачивание аккомпанемента)
погребальный звон (звукоизобразительность в сопровождении, подчеркнутая фактурой и гармонией)
фанфары (квартовые скачки в мелодии)
речевая декламация (выразительность мелодической линии)
хорал (в завершении прелюдии)
Прелюдия №3 G-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
этюдность (быстрый темп (Vivace), однообразное движение шестнадцатыми)
маршевость (пунктирный ритм и фанфарные интонации в мелодии)
звукоизобразительность (пространственный образ волны в сопровождении)
Прелюдия №4 e-moll
Конфликт двух жанровых основ: хоральности (фон повторяющимися аккордами) и речевой декламации (выразительная мелодия с интонациями lamento). На протяжении прелюдии происходит развитие декламационных интонаций (три волны), но их экспрессия не может преодолеть сопротивление хоральной фактуры и в конце прелюдии декламация исчезает.
Прелюдия №5 D-dur
Взаимодействие жанровых основ:
этюдности (однообразное движение шестнадцатыми, быстрый темп)
обобщенной танцевальности (трехдольность)
Прелюдия №6 h-moll
Взаимодействие жанровых основ:
хорал (повторяющиеся аккорды в верхнем пласте фактуры)
звукоизобразительность (репетиции в верхнем пласте фактуры, являющиеся барьером для мелодии, которая изображает своим движением волну)
сигнальность (фанфара в начале мелодических фраз)
декламационность и распевность в мелодии
В этой прелюдии происходит взаимодействие жанрового и фактурного развития. Взлет мелодии тормозится верхним пластом фактуры. Попытки прорваться через него в середине прелюдии (устремленные вверх фанфарные интонации) приводят к исчезновению фанфарных интонаций, в репризе прелюдии превалирует декламационность и распевность.
Прелюдия №7 A-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
танцевальность (характерный ритм мазурки)
хоральность (аккордовая фактура, тормозящая движение в концах фраз)
декламационность (интонация вопроса в мелодии)
Прелюдия №8 fis-moll
Взаимодействие жанровых основ:
этюдность (быстрый темп, однообразная фактура мелкими длительностями)
маршевость (пунктирный ритм в мелодической линии)
взволнованная декламация (секундовые интонации в мелодической линии)
хорал (хоральная фактура в окончании)
Прелюдия №9 E-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
маршевость (характерный ритм с пунктиром, повторения звуков в мелодии)
гимн (триольность в двухдольном размере)
фанфара (в басовой линии)
хорал (завуалирован в фактуре)
Прелюдия №10 cis-moll
Поочередная смена контрастных эпизодов с разными жанровыми основами:
Скерцо с элементами звукоизобразительности
Мазурка в соединении с декламационностью
Прелюдия №11 H-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
Пасторальность, танцевальность, песенность
Прелюдия №12 gis-moll
Взаимодействие жанровых основ:
Звукоизобразительность(колокола) скрыты в движении баса, особенно ярко проявляются в середине
Соединение танцевальности и элементов скерцо (трехдольность, быстрый темп, однообразная фактура)
Декламационность (lamento), проявляющаяся в мелодической линии, особенно в конце
Хоральность в скрытом виде в фактуре
Прелюдия №13 Fis-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
Ноктюрн, баркаролла и хоральность в крайних разделах с добавлением декламационности в среднем.
Прелюдия №14 es-moll
Взаимодействие жанровых основ:
Этюдность, токкатность вместе со скрытой в фактуре декламационной мелодической линией. Также присутствует звукоизобразительность графического плана – изображение волны.
Прелюдия №15 Des-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
Крайние разделы:
Ноктюрн (медленный темп, певучая мелодия на фоне покачивающегося сопровождения, наличие ритмически свободных украшений)
Мазурка (вкрапления пунктирного ритма на разных долях такта)
Песня-романс и мелодекламация
Хоральность (скрыта в фактуре)
Средний раздел:
Траурный марш (движение ровными четвертями в четырехдольном размере в низком регистре)
Хоральная фактура, особенно ярко проявляющаяся в конце среднего раздела, благодаря характерным задержаниям
Звукоизобразительность: колокола (репетиция звука и глубокие басы в середине на форте) и фанфары (“золотой ход” в миноре)
Декламация в мелодии
Объединяет оба раздела репетиция на тоне доминанты, имеющая звукоизобразительную жанровую основу – в крайних разделах – мягкого покачивания, в среднем – колокольного звона.
Прелюдия №16 b-moll
Взаимодействие жанровых основ:
Танцевальность и этюдность
Декламация (в начале)
Прелюдия №17 As-Dur
Взаимодействие и борьба двух жанровых начал: ноктюрн – хорал
Также есть баркаролльность, танцевальность, колокольность (басы), звукоизобразительность (куранты в конце – 11 ударов)
Прелюдия №18 f-moll
Прелюдия – речитатив
Диалог двух жанровых основ: декламации и хоральных аккордов, тормозящих её.
Благодаря быстрому темпу фактура приобретает зрительную конкретность: бурные волны, разбивающиеся о стену аккордов.
Прелюдия №19 Es-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
Этюдность (однообразная фактура, быстрый темп)
Танцевальность (трехдольность вальса)
Песенность в мелодической линии, скрытой в фактуре
Прелюдия №20 c-moll
Взаимодействие двух жанровых основ: марша и хорала
В первом предложении преобладают траурный марш-шествие и колокольность, возможно символизирующие обьективную реальность.
Во втором и третьем предложении более проявлена хоральность вместе с логикой хроматического баса старинных остинатных жанров (пассакалии и чаконы), что проявляет субьективный внутренний мир, рефлексию автора.
В последних тактах, благодаря усилению громкости происходит постепенное возврашение к траурному маршу.
Прелюдия №21 B-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
Баркаролла (звукоизобразительный фон, смена картин, итальянская песенность, хотя размер 3/4 а не 6/8, которые типичны для баркароллы)
Ноктюрн, колыбельная, хорал (отдельные черты)
Прелюдия №22 g-moll
Взаимодействие жанровых основ:
Горизонталь – речевая декламация (вопрос, порыв), фанфара, распевность
Вертикаль – аккорды, колокольность
Развитие: усиление жанровых начал, кульминация – фанфара
Итог: ощущение обреченности – колокольность
Прелюдия №23 F-Dur
Взаимодействие жанровых основ:
Пастораль (обыгрывание тоники с секстой в мажоре, звукоизобразительность (наигрыши) и фанфары (золотой ход))
Этюд (однообразная фактура, быстрый темп)
Прелюдия №24 d-moll
Взаимодействие жанровых основ:
Верхний пласт фактуры: фанфара (движение по звукам трезвучий), марш (жесткий ритм, хотя и трехдольный размер), декламация и звукоизобразительность (пассажи)
Нижний пласт фактуры: колокол-набат (остинато ритма и фактуры)
Кульминация: реприза – драматический речитатив и срыв
Последние такты – три удара колокола в низком регистре.
Источник