Оскорбления чувств верующих должны получать ответную реакцию, но не агрессивную. Об этом заявил президент России Владимир Путин на ежегодной большой пресс-конференции. Трансляцию ведет РБК.
«Те, кто действует бездумно, оскорбляя права верующих, их чувства, они всегда должны помнить о том, что это будет иметь какую-то ответную реакцию», — отметил он, подчеркнув, что она в то же время «не должна быть агрессивной» и не должна быть направлена на лишение жизни человека.
По словам главы государства, Россия изначально складывалась как многоконфессиональное государство и в результате в стране возникла культура взаимоотношений между представителями разных конфессий. Путин назвал это «чрезвычайно важным наследием» и предостерег россиян от оскорбительных выпадов, поскольку это может разрушить страну изнутри.
Путин также рассказал о важной отличительной черте того, как складываются взаимоотношения представителей разных конфессий в Европе и России.
Так, в Европе представители ислама составляют около 10% от местного населения, и, как правило, это эмигранты или эмигранты во втором или третьем поколении. В России же представители разных конфессий живут в своей собственной стране, и у них нет другой Родины, заключил президент.
В октябре в Европе прошла серия терактов. Так, в церкви Нотр-Дам в Ницце мужчина убил в церкви женщину и нанес ножом смертельные ранения мужчине. После этого он убил еще одну женщину, которая пыталась спастись и выбежала из церкви в ближайший бар. При задержании полицией он получил огнестрельные ранения. По словам мэра Ниццы Кристиана Эстрози, нападавший кричал «Аллаху акбар», даже когда ему оказывали медицинскую помощь.
Также мужчина обезглавил учителя истории в парижском колледже Конфлан-Сент-Онорин. На одном из своих занятий, тема которого была связана со свободой слова, учитель показал ученикам карикатуры на пророка Мухаммеда. Перед нападением мужчина выкрикнул «Аллаху акбар».
Источник
На платформе Change.org появилась петиция от христиан разных конфессий, которые просят прекратить практику уголовного преследования по статье об оскорблении чувств верующих (148 УК РФ). Эта практика, по мнению авторов петиции, «противозаконная, бесчеловечная и дискредитирующая христианство в России».
Христиане отмечают, что не существует даже приблизительного определения «чувств верующих», поэтому абсолютно невозможно судить за их оскорбление. «Тем более, что христианские чувства — это любовь и милосердие, а вовсе не жажда возмездия», — добавляют авторы петиции.
Они напоминают, что Россия является светским государством, поэтому чрезмерная опека Церкви недопустима и неправомерна. «Кроме того, эта опека приводит к тому, что религия часто используется как „ширма“ для прикрытия политических афер и имперских амбиций», — пишут они.
Приговаривать к реальному сроку за слова, которые не содержат угроз и призывов к насилию, — «не только несправедливо, но и бесчеловечно». «Как христиан и просто как людей нас возмущает такая жестокость», — пишут авторы.
Уголовное преследование по статье 148 УК РФ культивирует в людях мстительные чувства и «представляет христианство как агрессивный культ».
«Мы считаем, что заявления об оскорблении чувств вообще не должны рассматриваться в уголовном правосудии. Также требуем пересмотра и прекращения уголовных дел, возбужденных по доносам об „оскорблении чувств верующих“ или связанных с антирелигиозными публикациями. Мы, христиане, не нуждаемся в государственной защите от людей, высказывающих антирелигиозные взгляды», — пишут авторы.
На момент публикации заметки петиция набрала более 34 тыс. подписей.
Источник
Роскомнадзор выпустил разъяснения о публикациях в СМИ на темы религий, в которых предупредил, что распространение нарушающих нормы законодательства публикаций будет «немедленно пресекаться». Обращение опубликовано на сайте ведомства.
Заявление сделано в связи с публикацией материалов, «затрагивающих чувства верующих». В Роскомнадзоре не дали точного определения этого термина, но заявили, что «распространение в СМИ таких материалов расценивается Роскомнадзором оскорбительным и унижающим достоинство представителей религиозных конфессий и объединений, квалифицируется как разжигание национальной и религиозной розни».
Надзорный орган предупредил, что это является прямым нарушением законов «О средствах массовой информации» и «О противодействии экстремистской деятельности».
«Роскомнадзор просит все СМИ Российской Федерации воздержаться от публикации материалов, в том числе графических изображений, которые будут расценены как нарушение норм российского законодательства. Их распространение будет немедленно пресекаться, а доступ к ресурсам, распространяющим нарушающую действующее законодательство информацию, будет жестко ограничиваться», — говорится в сообщении.
РБК направил запрос в пресс-службу Роскомнадзора.
В Европе исламисты устроили ряд терактов на фоне конфликта, связанного с карикатурами на пророка Мухаммеда, публиковавшимися французским сатирическим журналом Charlie Hebdo, и выступлением президента Франции Эмманюэля Макрона, который после очередного теракта заявил о кризисе ислама как религии. Накануне во Франции произошло четыре попытки нападения вооруженных ножами радикалов на прохожих. В Ницце в результате атаки в храме Нотр-Дам были убиты три человека — преступник попытался обезглавить своих жертв. Кроме того, в Саудовской Аравии также было совершено нападение на посольство Франции.
Поводом для критических замечания Макрона об исламе стал другой теракт, произошедший в середине октября. Тогда в парижском пригороде 18-летний выходец из Чечни убил учителя, показавшего на одном из уроков карикатуры на пророка Мухаммеда из Charlie Hebdo. Преступник счел это оскорблением, несмотря на то что учитель просил покинуть на время класс всех, кого могли оскорбить эти рисунки.
Владимир Путин назвал атаку в Ницце циничным и жестоким преступлением, выразив соболезнования французам. В то же время пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что появление в России журналов, подобных Charlie Hebdo, «абсолютно невозможно, в том числе и с учетом нашего действующего законодательства».
До 2013 года оскорбление чувств верующих в России квалифицировалось как административное правонарушение по ст. 5.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». С 2013 года за оскорбление чувств верующих появилась и уголовная ответственность (ст. 148 УК).
Источник
Мы, христиане разных конфессий, считаем, что практика преследования за «оскорбление чувств верующих» должна быть прекращена, как противозаконная, бесчеловечная и дискредитирующая христианство в России.
1. Не существует даже приблизительного определения «Чувств верующих», поэтому абсолютно невозможно судить за их оскорбление. Тем более, что христианские чувства – это любовь и милосердие, а вовсе не жажда возмездия.
2. Чрезмерная опека Церкви государством недопустима и неправомерна, поскольку РФ является светским государством. Кроме того, эта опека приводит к тому, что религия часто используется как «ширма» для прикрытия политических афер и имперских амбиций.
3. Приговаривать к реальному сроку за слова, тем более, не содержащие ни угроз, ни призывов к насилию, не только несправедливо, но и бесчеловечно. Как христиан и просто как людей нас возмущает такая жестокость.
4. Уголовное преследование за «оскорбление чувств верующих» культивирует в верующих людях мстительные чувства и представляет христианство не как религию милосердия, а как агрессивный культ.
Исходя из этих соображений, мы требуем отмены статьи 148 УК в ее современной редакции. Мы считаем, что заявления об оскорблении чувств вообще не должны рассматриваться в уголовном правосудии. Также требуем пересмотра и прекращения уголовных дел, возбужденных по доносам об «оскорблении чувств верующих» или связанных с антирелигиозными публикациями.
Мы, христиане, не нуждаемся в государственной защите от людей, высказывающих антирелигиозные взгляды.
Мария Рябикова, Елена Санникова, Дарья Масленникова, Татьяна Козак
Источник
Статья 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». В народе эта статья Уголовного Кодекса называется «Статья за оскорбление чувств верующих». Интересная статья. Сама ее суть и первопричина ее существования — это создание возможности для каждого человека свободно и открыто исповедовать любую неэкстремистскую религию. Заметьте — ЛЮБУЮ религию, если она не запрещена законом. Никто не имеет права оскорблять или выражать явное неуважение к человеку или обществу за его религиозные убеждения, препятствовать ему в осуществлении религиозной деятельности. С одной стороны это кажется хорошая и нужная статья, вроде бы служащая дополнительной защитой прав человека. С другой стороны — лично я не вижу в ней логики.
Давайте прикинем. Чем приверженцы какой-либо религии с точки зрения субъекта (или объекта. как там оно правильнее) гражданского права отличаются от сторонников… скажем политической партии или идеологии? Или представителей какой-либо профессии?
Чем оскорбление чувств верующих принципиально отличается от оскорбления чувств социалистов? Или капиталистов? Или монархистов?
И чем оскорбление чувств верующих отличается от оскорбления чувств рабочих людей и служащих, получающих низкую зарплату?
Подходишь такой к учителю, и говоришь ему: «Почему ты так мало зарабатываешь? Ты же понимаешь, что у тебя работа неблагодарная? Бросай ее, иди в бизнес!» А он тебе в ответ иск за оскорбление его чувств. Глупо, да?
А попробуйте нечто подобное сказать верующему, но не в личной беседе, а публично, на каком-нибудь форуме. Попробуйте покритиковать его религию, указать на недочеты, несостыковки и заблуждения. Уже как то боязно, да? Вероятность уголовной ответственности вполне реальна.
Почему так? Потому что есть конкретная статья, и ее можно применять.
А я вот может тоже хочу, чтобы мои чувства либерала и социалиста защищала такая же статья! Говорит мне какой-нибудь оппонент, что Ленин — «редиска», а Навальный — «изменник родины», а я ему УК в морду. А он такой сразу бледный становится и извиняться начинает. Красота!
Только какой я после этого буду социалист и либерал?
Кстати, еще один интересный момент. Саму РПЦ можно привлекать к ответственности по этой статье. Ведь нередко из уст официальных представителей РПЦ можно было слышать критику в адрес язычества и язычников. Как только не называли их: и безбожники, и диаволопоклонники, и сатанинские угодники и т. п. Мол, язычество — это сатанинские культы, отвращающие человека от истинной веры.
Тут можно конечно возразить — мол, язычники не являются представителями официальной религии, они никто и звать никак, и вообще это не религия. В принципе так к ним и относятся «законные верующие».
И правда, статья за оскорбление чувств верующих защищает официальные, зарегистрированные в установленном порядке религиозные организации и объединения, и их представителей и сторонников. То есть, как бы не только РПЦ и народ православный является объектом защиты УК, но и мусульмане, иудаисты, буддисты, зороастрийцы, индуисты и многие другие. Все эти верования являются как бы законными и оформлены в виде соответствующих религиозных организаций и объединений. А также, внимание — язычники тоже. Да да, язычники тоже имеют свои официально зарегистрированные организации. То есть формально, язычество является официальной религией. Для небольшого количества людей, но все же…
По данным Росстата на 1 января 2015 года было зарегистрировано 10 религиозных организаций языческого толка.
Данные конечно немного устаревшие, сейчас может быть их число изменилось. Я не стал проверять. Это не имеет принципиального значения. В любом случае, само язычество никто еще не запрещал, соответственно оскорблять язычников, называя их безбожниками и сатанистами никто не имеет права, ни рядовой верующий, ни глава церкви.
Вот такой вот казус. Ведь, по логике вещей и теоретически, закон об оскорблении чувств верующих, он же защищающий право человека на вероисповедание, может быть серьезной помехой в критике язычества Церковью. На протяжении тысячи лет Церковь боролась с язычеством. И сегодня, в 21 веке, не имеет права продолжать эту борьбу. Ни физически, ни идеологически. Даже критиковать не имеет права. Даже подвергать сомнению правильность и истинность язычества, равно как и любой другой религии, не задевая при этом чувств верующих язычников.
Ведь никто сейчас не может критиковать Православие и подвергать сомнению его истинность, не задевая при этом чувств православных верующих.
Кстати, по логике закона о защите чувств верующих, из церковной риторики РПЦ необходимо убирать такие слова, как «истинная вера» и т. п. Ведь это является оскорблением чувств мусульман и др. Типа, их вера — не истинная? Тоже самое относится и к мусульманской церкви в России.
Одним словом куда ни кинь — всюду клин. Логически и объективно не работает данный закон. Он работает лишь субъективно, по крайней мере при нынешнем традиционном укладе.
Поэтому не должно быть такой статьи. Нельзя рассматривать в качестве объекта защиты чьи-либо чувства и убеждения, так как чувства, убеждения, мировоззрение, идеология не являются неотъемлемым признаком человека, в отличие от его внешности, веса, роста, национальности и т. п. Чувства и убеждения имеют обыкновение мгновенно меняться по прихоти их носителя. Допустим, сегодня я невольно задел чувства православного верующего, и был привлечен к ответственности по закону. Возможно, например даже выплатил ему компенсацию за моральный ущерб. А потом этот православный верующий через годик возьми и перейди из православной веры в мусульманскую. По идее я должен быть оправдан и бывший оскорбленный должен будет вернуть мне деньги? Как то так?
Государственная защита религии приведет лишь к ее деградации и упадку. Без испытаний критикой религия превратится в набор неоспариваемых догм. Эти тепличные условия только лишь развратят Церковь.
Настоящая вера не боится критики. Настоящий верующий не нуждается в покровительстве закона. Речь не идет о гонениях на верующих, имевших место в прошлом, потому что сейчас это невозможно в гражданском обществе, благодаря другим законам, защищающих жизнь, здоровье и достоинство человека, а также антидискриминационным законам.
Настоящий верущий — он верит, невзирая и не боясь критики; он находит успокоение в своей Вере; он не сомневается в ней, и он готов отстаивать ее. Он не следует слепым и устаревшим догмам, но напротив — смотрит в самую суть веры, обретая свое предназначение.
Каждая критика религии, в спорах и диспутах — лишь проверяет на прочность веру человека. И если он под напором аргументов, доводов и разоблачительных фактов все равно продолжает верить, то значит ему так нужно, и вера его крепка, и никакой дополнительный защищающий закон ему и так не нужен.
Источник