Преимущество рационального познания перед чувственным

Логика — доступно для всех

Уровень и недостатки чувственного познания, связь между чувственным и рациональным этапом познания

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Человек познает мир, в первую очередь, на уровне чувственного познания с помощью ощущений (отражения отдельных свойств предметов), восприятий (целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на наши органы чувств) и представлений (сохранившегося в памяти чувственного образа предмета, воспринимавшегося ранее). На этом уровне складывается чувственный образ действительности, обладающий преимуществом непосредственной действительности, тот есть это отражение реально существующего мира. Фактически органы чувств – единственный канал нашей связи с окружающим миром.

Однако знания, полученные чувственным путем, имеют уйму недостатков. Они, в частности, способны дать представление лишь об отдельных предметах, более того, лишь об отдельных свойствах этих предметов. Кроме того, уже здесь, благодаря способности комбинировать чувственные впечатления, появляются образы, которые могут быть вовсе не связаны с действительностью. А если добавить к этому субъективность восприятия, то картина получается довольно искаженной. Образ, безусловно, обладает преимуществом целостности, но в полученной картине нет места ни причинности, ни закономерности, ни тем более сущности.

Такие задачи по силам лишь мышлению . К особенностям мышления относится, прежде всего, абстрагирование – отвлечение от несущественного, выделение общего, повторяющегося, типичного. При этом, конечно, тоже нередко происходят ошибки, ведь представление о существенном может оказаться не более чем плодом нашей фантазии. Однако это в любом случае более высокий уровень познания, на котором мы имеем дело не просто с потоком разрозненных впечатлений, а с сущностью вещей и явлений.

Практически любое слово – это уже абстракция (за исключением звукоподражательных – ням-ням, уа-уа, вау и т.д.). Поэтому естественно, что мышление связано с языком – системой знаков с помощью которой мы передаем и храним информацию. Языки бывают разными: искусственными и естественными. Причем, язык – это не только наша речь, но и язык жестов, мимики, танца. Если говорить о речевой деятельности, то слово – это знак, имя вещи. Любое слово может иметь не один, а несколько смыслов, поэтому работа со словом – это занятие, требующее большого искусства. В противном случае неверное употребление слов приводит к ошибкам, недоразумениям и заблуждениям.

Мышление является опосредованным отражением . Оно формируется на основе уже полученных ранее сведений, знаний (знание, полученное из предшествующего, без обращения к опыту, называется выводным ). Кроме того, это чаще всего представление о том, чего не было в чувственном опыте, ведь всего ощутить нельзя. Невозможно потрогать или увидеть долг, честь, совесть. Никто никогда не видел сущности, однако рассуждаем об этом и о многих иных подобных вещах мы весьма серьезно. И здесь нас подстерегают ошибки, но здесь же истоки нашего творчества.

Читайте также:  Как жить с эмоционально холодным мужем

Наконец, мышление всегда активно . Оно не только преобразует наши мысли о действительности, но изменяет и саму действительность. Употребление любого слова уже задает определенные параметры явлению. Не случайно в народе говорят: назови хоть горшком, только в печь не ставь.

В реальности чувственный и рациональный этапы познания тесно связаны между собой. Понимание схемы процесса познания важно для четкого представления не только о наших возможностях в этом процессе, но и для представления о тех границах, которые на этом пути существуют. Применительно к изучению формальной логики это означает, что любая мысль должна быть выражена четко, ясно и соответственно тому предмету, о котором она высказывается. А для этого очень важно чувствовать язык, с одной стороны, и знать приемы не только грамматики, но и логики, с другой.

Источник

Как вы думаете, какие есть преимущества у чувственного познание перед рациональным? И наборот.

За счет чего мы получаем новые знания с помощью чувств или разума?

чувства быстрее разума

Чувства — каналы восприятия.
Разум — механизм постановки и решения задач.

Центральный процессор = разум
Клавиатура, порты ввода, сканеры, видеокамеры = Чувства.

Итеперь попробуйте ответить сами с помощью чего мы получаем новые знания )

Только чувства, собственный опыт являются знанием живым. Знания «от ума» слишком часто так переплетаются сами в себе, что превращаются в настоящий бардак, мало связанный с реальностью.
Невозможно описать вкус клубники «от ума», словами «кисловатый», «сладкий» и т. п.
Лучше всего для этого подходит слово «клубничный», но его использование подразумевает, что у собеседника уже есть живой опыт и личное знакомство с клубникой

Отсутствие прямых взаимосвязей — преимущество чувств
Наличие прямой последовательности — преимущество рационального.

Первое можно сравнить с разведкой (разных направлений) , второе с воинскими укреплениями, которые «держат отвоеванные высоту».

Да деле для реального боя нужны обе части, потому что одно без другого страдает в качестве.

Чувственные каналы и механизмы восприятия-передачи информации — это ИНСТРУМЕНТЫ РАЗУМА. Рациональное — это функция разума же по обработке информации. Анализ полученной, синтез новой, если кратко. Для дождевого червя — преимущества в чувственном познании. Для гениального мыслителя, ученого-теоретика, хотя бы для Энштейна, например, — преимущественным является рациональный тип, т. е. рефлексия, когнитивные процессы разума.

Преимуществ — никаких.
Просто есть информация, которую можно и нужно познавать рационалистически (точные науки) ,
а есть нечто, что можно познать исключительно интуитивно, чувственно.. .
Это как два полушария мозга — они отвечают за разные способы познания мира. И то, и другое должно использоваться.

Без осознания мы не развиваемся. А Осознание наступает только через чувства.

Познание не может быть квадратным, электрическим, чувственным, рациональным. Подумайте: разве можно их разделить. Разве что для забалтывания самой тайны познания неспособными к познанию людьми.

Преимущество в точности, а, значит, в большей возможности не ошибаться.
Чувства, ощущения, эмоции — это тоже язык, но оооооооочень не точный, не однозначный, доставшийся нам от нашего животного прошлого.. . Вместо того, чтобы отказаться от него, перейдя на язык корректных, однозначных и эмоционально нейтральных слов, человеки возводят его в ранг несуществующих категорий.. .
«Тьмы низких истин нам дороже. «

Читайте также:  Как ощущается хорошее настроение

Источник

Рациональное познание: понятие, примеры, особенности, виды

Существует две основных уровня познания окружающего мира — чувственное и рациональное. Не смотря на принципиальные отличия, эти уровни познания тесно взаимосвязаны. В рамках данного материала более подробная характеристика будет дана рациональному познанию и его особенностям, а также отличиям от чувственного познания.

Что такое рациональное познание?

Рациональное познание (от лат. «ratio» — разум) — это особый способ получения информации, который по своей сути опирается на сведения, получаемые человеком с использованием разума. Это один из особых способов отражения действительности, который является характерным только для человека. Он имеет меньшее количество ограничений, чем чувственное познание.

Основной особенностью рационального познания является возможность проникновения в истинную сущность предметов, вещей и явления с точки зрения логики. Благодаря использованию рационального мышления в значительной степени можно расширить имеющиеся границы чувственного познания, поскольку большая часть логических цепочек являются недоступными для чувственного познания. Подобные связи могут быть рассмотрены только с использованием мышления.

Особенности рационального познания

При рассмотрении рационального познания можно выделить несколько ключевых особенностей:

  • Обобщенность. Данный подход позволяет человеку выделять некоторые общие части для различных предметов;
  • Абстрактный характер оценивания. Данная методика позволяет отсекать несущественные признаки конкретного предмета.
  • Целенаправленный подход. Проводится мыслительный эксперимент, в ходе которого осуществляется преобразование предмета;
  • Использование языка. Любые полученные знания закрепляются, передаются и систематизируются с использованием языка.

Стоит отметить, что рациональное и чувственное познание являются частью одного целого. Вся информация, которая поглощается чувственным познанием, впоследствии проходит обработку рациональной частью, что позволяет выделить и сформулировать конкретные определение, законы, принципы и общую картину мира. При этом для структуризация всей информации, которая анализируется рациональным знанием, требуются данные, которые собирают органы чувств. Наиболее ярким примером успешного совместного функционирования чувственного и рационального познания является интуиция.

Формы рационального познания, примеры

Выделяются следующие формы рационального познания: понятие, умозаключение, суждение. Нельзя недооценивать важность каждой из этих категорий, однако если провести их детальное исследование, то станет ясно, что умозаключение является высшей формой рационального познания. Рассмотрим каждую категорию подробнее.

1. Понятие. Наименование конкретного объекта изучения, который в обязательном порядке должен иметь некоторые характеристики, которые их описывают. Определение должно быть довольно точным, а также не нести в себе субъективных и оценочных характеристик.

Понятие существует в виде конкретного слова, например, «солнце», «человек», или абстрактного, например «время», «добро».

2. Суждение. Данная категория используется для создания определенной связи между различными понятиями. Суждение по своей сути является некоторой законченной мыслью, которая может быть истиной, ложью или оставаться нейтральной. Чтобы мысль можно было охарактеризовать, как суждение, она должна состоять из трех частей: субъект суждения, предикат (то есть то, что говорится о субъекте), и связка.

Примеры суждений: «солнце — это звезда», «клён — это дерево».

3. Умозаключение. Наиболее сложный и высший уровень рационального познания. Умозаключение – это правильные выводы из имеющихся суждений. Сложность заключается в необходимости подтверждения истинности данного умозаключения, а также необходимости обрабатывать большое количество суждений.

Пример умозаключения: «Серебро — это металл. Все металлы электропроводны. Вывод: серебро проводит электрический ток».

Виды рационального познания

Рациональное познание случае может быть разделено на две фундаментальных разновидности: ценностно-гуманитарное и логико-понятийное. Каждая из этих частей соответствует различным сферам деятельности нашего сознания, а также тонкостям его функционирования. Рассмотрим каждый из подходов подробнее.

  • Ценностно-гуманитарный. Несмотря на то, что общий подход является рациональным, в нем есть место, казалось бы, нерациональным объектам, например культуре. Однако это ошибочное суждение. Чтобы рассуждать о таких категориях, как «культура» требуется наличие понятийной базы и смысла, вложенного в этот термин, что невозможно без рационального подхода. То есть, рациональный подход здесь используется для того, чтобы оценить нерациональные категории.
  • Логико-понятийный. В рамках данной категории фигурируют абстрактные, идеальные объекты или модели, использование которых позволяет определить имеющиеся взаимосвязи между объектами или явлениями и их общие характеристики. Данный подход наиболее эффективен в точных науках.
Читайте также:  Охарактеризуйте факторы риска утомление стресс гиподинамия

Методы рационального познания

Для рационального познания характерны особенные методики изучения объектов или явлений, которые характерны только для данного способа познания.

  • Идеализация. Придание конкретному объекту идеальных характеристик для его более детального изучения.
  • Формализация. Использование конкретного языка или абстрактных образов логического мышления для создания некоторого описания объектов и явлений.
  • Аксиоматический подход. Использование аксиом (то есть утверждений, не требующих доказательств) для создания новых суждений;
  • Гипотетико-дедуктивный метод. Использование непроверенных суждений для создания новых.
  • Эксперимент. Проверка сделанных гипотез и умозаключений на практике. Также допускается проведение эксперимента над неким идеальным объектом.
  • Исторический. Использование знаний об истории становления и развития объекта для формирования некоторых логических цепочек его дальнейшего развития.

Отличия от чувственного познания

Стоит отметить, что рациональному познанию присущи некоторые характеристики, которые коренным образом отличают его от чувственного познания.

  • Во-первых, рациональное познание носит обобщенный характер. Подобный эффект направлен на выявление некоторой общей части у всех объектов с целью выявления фундаментальных признаков.
  • Во-вторых, рациональное познание использует абстракцию. То есть, при рассмотрении объекта или явления не учитываются второстепенные, несущественные признаки.
  • В-третьих, рациональное познание всегда направлено на конкретный объект и обладает целью. В ходе данного вида познания требуется провести исследование объекта или поставить мыслительный эксперимент для его изучения.
  • В-четвертых, рациональное познание требует использования языка для сбора, систематизации и сохранения полученных знаний.

Более подробно про чувственное познание читайте в этой статье.

Заключение

Как итог, стоит осознать, что чувственное и рациональное познание являются взаимосвязанными категориями, или, другими словами — двумя ступенями единого процесса познания. Каждая из этих методик дополняет другую, позволяя формировать более целостную картину происходящего. Для каждой из этих видов познания характерна собственная специфика и формы.

Источник

Оцените статью