Консультация для педагогов: «Профилактика эмоционального выгорания педагога»
консультация
- формировать профессионально значимые качества: рефлексию, принятие себя и принятие других, способствующих толерантному общению;
- развивать способности к самопознанию (познание своих сильных и слабых сторон при взаимодействии с другими людьми);
- развивать эмоциональную устойчивость и гибкость;
- при помощи упражнений помочь осознать личностные и профессиональные ресурсы, способы достижения жизненных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniya.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Профилактика эмоционального выгорания педагога»
- формировать профессионально значимые качества: рефлексию, принятие себя и принятие других, способствующих толерантному общению;
- развивать способности к самопознанию (познание своих сильных и слабых сторон при взаимодействии с другими людьми);
- развивать эмоциональную устойчивость и гибкость;
- при помощи упражнений помочь осознать личностные и профессиональные ресурсы, способы достижения жизненных целей.
Проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учреждении в настоящее время является особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. В соответствии с этим, мы полагаем, что психологическая поддержка педагогов должна стать одной из приоритетных линий в работе педагога-психолога.
Выбор сферы деятельности «Человек — человек» и процесс накопления опыта педагогом — воспитателем можно представить как 3 этапа становления качеств личности профессионала. 1 этап — репродуктивный (до 28 лет), 2 этап- до 40 лет, 3 этап — «как?» — после 40 лет. Затем — либо моделирование деятельности, либо профессиональная деформация.
Специфическим видом профессиональных деформаций называют эмоциональное выгорание. Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35- 40 лет: снижается энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают негативизм и усталость.
На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующуюся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения. Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относятся личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
К внешним, объективным условиям педагогического труда относятся:
- характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции;
- загруженность рабочего дня;
- высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;
- большое количество детей в группе;
- нечеткая организация деятельности;
- неблагоприятная психологическая обстановка в учреждении;
- социальные условия.
- Среди субъективных факторов выделяются:
- индивидуальные свойства нервной системы;
- уровень чувствительности к профессиональным трудностям;
- мотивации к профессиональной деятельности и поведению;
- опыт, знания, навыки.
Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, выделяют три фазы формирования выгорания:
- напряжения;
- резистенции (формирование сопротивления и зашиты нарастающему стрессу);
- истощения.
Напряженными для педагога могут быть ситуации :
- взаимодействия с воспитанниками, связанные с нарушением дисциплины, конфликтными ситуациями между детьми;
- взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации;
- взаимодействия с родителями воспитанников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей.
- низкий социально-психологический статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.
Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.
К симптомам эмоционального выгорания относится: эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия; напряженность в отношении к людям;
заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив; частая раздражительность;
психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно- кишечные расстройства и т.д.); снижение активности.
В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась напряженность, она способна вызвать стресс.
Стресс (от англ. $1гезз- давление, напряжение) — состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры), проявляемое на физическом, психологическом и поведенческом уровнях .
Кратковременный стресс может быть полезен человеку, поскольку сопровождается большим выбросом энергии. Хронический же стресс, который развивается при многократном повторении сильных воздействий, вредит человеку, приводя к снижению сопротивляемости организма, усилению подверженности нарушениям в любых системах организма, обмене веществ, энергетическом балансе. Считается, что самые тяжелые болезни нашего времени связаны с хроническими стрессами.
Внешнее сдерживание эмоций при внутреннем бурном эмоциональном процессе не только не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает психическое напряжение, сказывающееся на состоянии здоровья.
- В фазе формирования сопротивления и защиты нарастающему стрессу преобладает симптом расширения сферы экономии эмоций — это ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться.
Далее следует симптом эмоционально-нравственной дезориентации. Этот симптом выражается в том, что воспитатель делит детей на «хороших” и «плохих», отдавая предпочтение одним и игнорируя других.
Симптом неадекватного эмоционального реагирования — воспитатель неоправданно «экономит» на эмоциях. «Если есть настроение, проявлю участие и сочувствие, откликнусь на потребности и состояние ребенка, если нет настроения, не считаю это необходимым».
Симптом редукции профессиональных обязанностей — это попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, желание упростить решение профессиональных задач.
- Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Преобладает симптом эмоциональной отстраненности.
— воспитатель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности: начинает работать как бездушный автомат.
Другими словами, к симптомам эмоционального выгорания относятся :
- эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
- напряженность в отношении к людям;
- заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
- частая раздражительность;
- психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно- кишечные расстройства и т.д.);
- снижение активности..
- Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших внутренних резервов. Повышение толерантной культуры педагога способствует снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости.
- Сталкиваясь с жизненными трудностями, мы вынуждены искать равновесие между адаптацией к реальности и развитием своих потенциальных возможностей, которые позволяют утвердить собственную индивидуальность. Вся жизнь — это смена эпизодов неустойчивости и стабильности. В чем заключаются особенности уравновешенного педагога?
Особенности уравновешенного педагога
Характеристика уравновешенного педагога
Обладает телесным здоровьем, хорошим телосложением, любит физические усилия, умеет сопротивляться усталости
Устойчив в эмоциональном плане, способен устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, проявляет внимание к партнеру, чувствителен к состоянию и потребностям другого, обладает эмоциональной гибкостью
Способен устанавливать непринужденные и непосредственные отношения. В общении не прибегает к манипулированию
Обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, стремится найти надлежащий выход из сложной ситуации, полагаясь на факты, использует собственные возможности, совершенствует навыки, реализует поставленные цели, любит искать нетрадиционные пути решения проблем
Обладает чувством справедливости и объективности, склонен полагаться на собственные суждения. Принимает самостоятельные решения, в том числе относительно социальных норм. Обладает твердой волей, не упрям, признает собственные ошибки, не выставляя их напоказ
Оптимист, любит жизнь, чаще добродушен, жизнерадостен, самостоятелен, реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе. Обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться
Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания, мы советуем:
- Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
- Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
- Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
- Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
- Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
- Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
- Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Для профилактики эмоционального выгорания, мы предлагаем приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Цель: Стабилизация эмоционального состояния.
Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая — съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения.
Упражнение «Напряжение — расслабление»
Цель: снятие мышечных зажимов
Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Описание: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.
Не забывайте: работа — всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. — № 2, 2006.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
3. Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст]: Учебное пособие. / Е.Г. Семенова. — М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
Источник
Семинар-тренинг «Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Маргарита Алексеева
Семинар-тренинг «Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.
• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;
• снизить уровень эмоционального напряжения;
• содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
• сформировать установку на сохранение и укрепление психического
Форма работы: смешанная – групповая с элементами индивидуальной, с использованием мини-лекции.
Категория участников: педагогический состав учреждения
Продолжительность занятия – 45 мин
Количество участников в группе 12-15 человек
повышение уровня компетентности в вопросах психического здоровья;
улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
повышение уровня стрессоустойчивости у педагогов;
снижение уровня эмоционального напряжения;
Материалы и оборудование
• Листы для записи информации
• Маркеры, фломастеры, ручки, цветные карандаши
• Кнопки, скотч, ножницы.
I. Вводная часть
1. Приветствие участников.
2. Знакомство с темой и задачами тренингового занятия.
3. Выработка основных правил общения в группе.
При проведении тренинга нужно соблюдать определённые правила. Познакомьтесь с ними.
• общение по принципу «здесь и сейчас». Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с вами в группе;
• высказываем только своё мнение;
• внимательно слушаем друг друга;
• не перебиваем говорящего;
• уважаем мнение друг друга;
• не оцениваем суждения других;
• придерживаемся правила «стоп», которое гласит, что каждый участник имеет право отказаться от участия без объяснения причин.
• соблюдаем конфиденциальность (всё, что происходит здесь, не выносится за пределы группы).
Упражнение №1 «Улыбка» (Разминка)
-Кто смотрелся в зеркало?
-Кто себе улыбнулся?
Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка — это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее,чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент,то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.
Упражнение №2 «Поза Наполеона» (Разминка)
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки.По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарии для ведущего.
Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
II. Основная часть
1. Мини-лекция «Синдром эмоционального выгорания».
Цель: знакомство с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования.
Римский император Диоклетиан после двадцати лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие шестнадцать с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслак назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».
По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т. е. тех, кто непосредственно работает с людьми.
Термин ‘’эмоциональное выгорание’’ введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Причины возникновения синдрома:
— напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
— нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
— однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
— работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;
— длительная нагрузка на основные анализаторы (слух, зрение и т. д., концентрация внимания, память, большой объем информации, соучастие эмоций и интеллекта и как следствие нервно-психическое и физическое напряжение.
Три основные стадии синдрома профессионального выгорания:
1 стадия:Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т. д., сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.
2 стадия: Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.
3 стадия: Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.
Основные симптомы профессионального выгорания:
чувство хронической усталости;
нарушение сна, аппетита;
негативное отношение к коллегам;
оскудение репертуара рабочих действий;
потеря интереса к профессиональным достижениям.
Профессиональное выгорание возникает не мгновенно, а накапливается постепенно и, что важно помнить, незаметно. Когда его симптомы становятся очевидными, то часто уже мало что можно изменить.
Динамика развития выгорания — процесс сугубо индивидуальный выгорание заразно, оно подобно инфекционной болезни. Педагоги, подверженные этому процессу, могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших».
Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания:
Непрерывное психолого-педагогическое образование, повышение квалификации;
Система поощрений (со стороны администрации);
Разделение профессиональной и частной жизни (работы и дома);
Саморегуляция (комплекс мероприятий, направленных на формирование психологических состояний, способствующих наиболее полной реализации потенциальных возможностей.);
Деловые игры/тренинги/игры-практикумы и т. д.
Эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.
На сегодняшний день используются разнообразные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания педагога. Такие как
Таким образом, профессионального выгорания можно избежать при проведении каждодневной, систематической работы в этом направлении, каждым педагогом и приложении ими определенных усилий. При выполнении данных рекомендаций вы научитесь регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом.
2. Работа в группах/работа с педагогами
Упражнение № 3 «Стирка» (диагностика уровня стресса)
Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.
Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?
1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»
2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».
3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».
4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».
Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.
1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.
2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.
3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую,мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.
4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.
Упражнение №4 «10 животных» (диагностика, самооанализ)
Уважаемые коллеги! Перечислите, пожалуйста, 10 животных в порядке убывания вашей симпатии к ним. На листочках в столбик запишите этих животных.
Есть ли среди них тот, на кого вы похожи?
Где он находится в списке?
Если в самом начале, то у вас несколько завышенная самооценка, если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя, если же в середине вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и минусы. Адекватная самооценка залог психологического здоровья и барьер для эмоционального выгорания.
Упражнение №5 «Карандаш» (повышение позитивного коллективного духа, поддержание дружеской атмосферы)
Каждому участнику выдается карандаш/фломастер. Участники становятся в пары, пальцами рук держат карандаши между собой. По команде поднимают руки вверх и опускают вниз.
Затем участники образуют круг. Руками/пальцами удерживают карандаши, чтобы они не упали. По команде руки поднимают вверх/пускают вниз/присаживаются/расходятся/сходятся.
Упражнение №6 «Сказочный дождик». (повышение позитивного коллективного духа, поддержание дружеской атмосферы)
Цель: сплочение педагогического коллектива, создание доверительной атмосферы.
Инструкция. Участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью лёгких постукиваний пальцами делают впереди идущему массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия.
Ход упражнения: «Встаньте по кругу друг за другом. Представьте, что в нашем учреждении только что пошёл дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине».
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли было выполнять упражнение?
2. Возникали ли трудности при выполнении задания?
3. Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?
Упражнение №7 «Портрет педагога».
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.
Инструкция: «Разделитесь на две команды. Первая команда нарисуйте портрет эмоционально выгоревшего педагога, а задача второй команды нарисовать портрет эмоционально благополучного педагога. Расскажите о портрете, который у вас получился».
Упражнение №8 «Ведро мусора» (сбрасываем напряжение)
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Посреди комнаты стоит ведро — Зачем человеку мусорное ведро?
Представьте жизнь без такого ведра: мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть.
То же происходить с чувствами – у каждого из нас не всегда накапливаются нужные, деструктивные чувства, например, обида, злость, стах.
Я предлагаю выбросить эти негативные чувства. Для этого напишите на листочках «Я обижаюсь/Я злюсь на….».
Представьте, что вы завернули этот негатив в эти листочки и выбросьте их в ведро.
Упражнение №9 «Гора с плеч» (релаксация)
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Упражнение «Гора с плеч» можно использовать с целью сброса психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины; контроля за осанкой и уверенностью в себе. Выполняется оно стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой осанка должна быть постоянно.
Зажимы на лице попробуйте снять с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев, можно поделать гримасы — удивления, радости.
Упражнение №10 «Замок» (релаксация)
Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции живут на шее, ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте руки и плечи. Сбросьте напряжение с кистей.
Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти.
Во время потягивания происходит выброс «гормона счастья».
Упражнение №11 «Семь свечей». (релаксация)
И заключительным этапом тренинга предлагается провести упражнение на релаксацию и дыхание «Семь свечей».
Инструкция. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам комфортно. Вы дышите глубоко и ровно. Представьте, что в метре от вас стоят семь горящих свечей. Сделайте медленный, глубокий вдох. Теперь представьте, что вам нужно задуть одну из ваших свечей. Как можно сильней подуйте в её направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет. Снова сделайте медленный глубокий вдох и задуйте вторую свечу. Так же задуйте остальные свечи.
Упражнение №13 «Земляничная поляна» (релаксация)
И заключительным этапом тренинга предлагается провести упражнение на эмоциональную релаксацию «Земляничная поляна».
С помощью метода визуализации можно мысленно представить себя в приятной ситуации, получая активное воздействие на всю систему чувств и представлений. Звучит спокойная музыка.
Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что Вы хотите делать. Или ничего не делайте – просто побудьте там.
Чтобы использовать образы для саморегуляции специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
• Какое упражнение сегодня было самым трудным для выполнения?
• Что показалось самым лёгким? Что было в тренинге для вас полезным и поможет в дальнейшем?
«Корзинка пожеланий» (позитивный настрой после проведения тренинга)
Участники тренинга вытягивают из корзинки листочки с позитивными пожеланиями и высказываниями.
Назло неудачам, назло заварухам,
Чтоб ни было с Вами — не падайте духом.
Бывает, что носом, коленками, брюхом,
Что ж, падайте всем, но не падайте духом!
К горькому кофе, достань шоколадку,
К горькой минуте — счастливую мысль.
Просто запомни: ВСЕ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ.
Просто запомни, что все это ЖИЗНЬ…
На жизнь рассчитывать наивно,
Она Фортуну не пришлет,
Попробуй мыслить позитивно,
Удача вмиг сама придет!
Ты поверь, в огромном мире
Счастье есть, оно придет!
Знай, тебя удача ждет,
Только улыбнись пошире!
Днем погожим и даже ненастным
Позитивность не стоит терять.
Заручись настроеньем прекрасным,
С ним приятней по жизни шагать!
Жизнь прекрасна и удивительна! Оглянись вокруг и ты поймешь, что живешь в чудесном мире! Пусть каждое мгновение будет приятным и неповторимым!
Жизнь создана только для нас. Она неповторима, и она, самое главное, что у нас есть! Так зачем же ее тратить на обиды и переживания, когда можно радоваться и наслаждаться! Думай позитивно, ведь мысли материальны!
Мысли только позитивно,
Весело живи, активно!
Не хандри по пустякам,
Я тебе конфетку дам!
Не кладите в утренний кофе вчерашние, горестные воспоминания… — добавьте — сахар сегодняшних, радостных надежд!
Улыбка, радость, позитив, как мне сказали —
От всех невзгод контрацептив… А вы не знали?
Не подхватить чтоб вирус зла, предохраняйтесь.
Пускай все крутят у виска — вы улыбайтесь!
Пусть уйдут печаль и грусть,
И все проблемы разбегутся!
Надо только им назло
Такое чудо — просто жить!
Дышать и ждать, что будет дальше.
Быть выше зла, обиды, фальши.
Прощать, надеяться, любить.
Пытайся даже в хмурый день найти порхающую радость.
Не ждите чуда! Чудите сами!
Если послали куда подальше… схитри и… сходи… куда поближе… и люди довольны… и сама не устала!
Чтобы не наступать на одни и те же грабли — пронумеруйте их!
Пропускайте сквозь пальчики весь негатив, и тогда в ладошках останется лишь радость.
Хороший слух — это когда слышишь только хорошее.
Прикреплённые файлы:
vozmozhnye-mery-profilaktiki-sindroma-yemocionalnogo-vygoranija-pedagogov_s4tpa.pptx | 1979,45 Кб |
Тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов» Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов. Задачи: 1. Актуализировать.
Тренинг для педагогов по теме «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Тренинг для педагогов по теме: «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Подготовила Недосекова Фануза Зямиловна, педагог-психолог.
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: — знакомство с понятием.
Мастер-класс «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов» Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер,.
Обучающий тренинг для воспитателей «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Обучающий тренинг для воспитателей: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». Цели: — создание условий, способствующих профилактике.
Психологический тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов: «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление.
Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания у современных педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОО и снятие психоэмоционального напряжения.
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Цель тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания;.
Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья. Задачи: -снижение психической.
Тренинг для педагогов. Снятие эффекта эмоционального выгорания Актуальность темы Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От много-численных контактов с другими людьми он испытывает.
Источник