Предать огню все радости это

Сожжённое письмо

Не понимаю я, когда говорят, опираясь на свидетельство пожилой Веры Вяземской, что отношения между Пушкиным и Воронцовой были чистые, платонические, что то, что девочка, родившаяся у Елизаветы Ксаверьевны через девять месяцев после отъезда Пушкина, — конечно, ребёнок Воронцова, или — в крайнем случае — Раевского (?!), но никак не Александра Сергеевича. Не понимаю, прежде всего, как читатель, любящий Пушкина и доверяющий ему. Пушкин говорит, выходит, одно, а Вера Фёдоровна — другое, и все верят княгине Вере, а не самому Пушкину!

Что нам высказал Пушкин? Не нам, впрочем, дуракам тугоухим, а — себе и Богу, и Элизе, и девочке своей, первенцу своему. Он один так умел плакать слезами, превращающимися в жемчужины. А мы читаем это «художественно», как сладкозвучные строфы. И не слышим, как у него разрывается сердце.

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Остановимся. Письмо получено в октябре 1825-го в Михайловском. Поэт находится в изгнании уже год и три месяца. Всё это время он регулярно — или не очень регулярно, — получает письма от Елизаветы Ксаверьевны. Отчего именно это письмо она просила его сжечь? Думаю, оттого, что писала в нём об их дочери Сонечке, которой исполнилось уже полгодика (родилась 03 апреля 1825-го). Писала откровенно, называя его отцом. Может быть, прикладывала обмоченный в чернила пальчик ребёнка, или — отпечаток губок? И вот отец-изгнанник ходит и целует это письмо, этот пальчик, эти губки, эти светлые строчки от любящей женщины, родившей от него ребёнка. Показал ли он это письмо Арине или удержался? Наверное, показал. Он был уверен в Родионовне — более, наверное, чем в себе. Ему необходимо было поделиться. И,наверное, он хотел, чтобы она его пожалела. Да и пожурила. Он послушно выслушает все её полные любови укоризны. Дважды он в этом году стал отцом — Оля Калашникова родила в июле сына Павла в Болдине. Когда Пушкин получил это письмо, мальчик был ещё жив, он умрёт в ноябре. То есть, поэт был дважды отцом, и не смел им быть, не имел права, — в общем-то, ни в том, ни — тем более — в другом — случае. И он сел и порывисто начал другое стихотворение:

Прощай, дитя моей любви,
Я не скажу тебе причины…

Так он начал. Он ещё не встретился со своим дитём, а уже прощается с ним навсегда. Дочь будет расти без него, родного отца.

И клевета неверно ей
Чертами опишет…

Её будут окружать ненавидящие её отца мужчины — квази-отец Воронцов и родственник матери, сам влюблённый в неё, Александр Раевский. Пушкину нарисовалась совсем мрачная картина. Он упрямо тряхнул головой и призвал богиню Надежды:

Быть может, о судьбе моей
Она со временем услышит…

А потом взял и всё зачеркнул. И вернулся к первому, прерванному, стихотворению.

Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои.

Остановимся. Это стихотворение нехарактерно для сдержанного Пушкина: он нигде, кажется, больше не ставит столько восклицательных знаков и столько многоточий. Он передаёт нам все движения своей души. Отец, изгнанник, оклеветанный, грешный. Навеки разлучённый со своей кровинкой. Не смеющий ничего — даже благословить. Да, ведь он — родной отец, он должен благословить своего ребёнка на долгую счастливую жизнь. И он снова вернулся к своему обращению к младенцу.

Дитя, не смею над тобой
Произносить благословенья.

Не смею. Должен,но — не смею. Не могу. Не имею права. Незаконное дитя, дитя любви. Но — какая разница, если оно — дитя, и он — его отец?!

Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои.

Какие же радости — эти полные любви и счастья строчки Элизы, этот пальчик, или губки Сонечки, или — может, зарисовка матери с младенцем, где вырисован особенно тщательно именно ребёнок. Мать он знает — всю — от макушки до пяточек, ему не надо её видеть нарисованной, хотя, конечно, он рад видеть её — такой, обновлённой; Матерью Его Ребёнка. Но новорожденную он видит в первый, и — наверное! — в последний раз. Эти тёмные чистые глазки, и -его!-полные губки, эти завиточки — опять же его! — тёмных волосиков. Он смотрел, смотрел, смотрел на этот рисунок своего ребёнка и утешался. И написал, умилившись, в том, обращённом к ней, Софьюшке, стихотворении:

Ты взором, мирною душой
Небесный ангел утешенья.

Ну всё, насмотрелся, пора приступить к выполнению её приказа. Пора.

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет.

Ах,как ему жаль этого единственного — неповторимого — письма! Может быть, выхватить, сохранить.

. — вспыхнули! пылают — лёгкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.

Он молится за Мать и за Дитя.

Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит. О провиденье!
Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют.

Остановимся. Вот отчего я думаю, что был какой-то рисунок в этом письме — матери и младенца. Да, во-первых, конечно, оттого, что стихотворение «Младенцу» написано при явном взгляде на младенца, — пусть и нарисованного, — а не «умозрительно», так сказать. А во-вторых, — поэта выдаёт вот эта странная строчка — «На лёгком пепле их заветные черты белеют. » Чьи черты — листов? Белиберда какая-то! Их заветные черты — тех, кого он не может назвать — и не может не назвать. Их черты, его Элизы и его дочери, его первенца, которой он даже на рисунке не сможет больше поцеловать!

Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди.

И он аккуратно собрал пепел письма в мешочек и прижал его к сердцу.

После он вернулся к начатому обращению к младенцу и дописал его, и произнёс-таки благословение отца над своим ребёнком:

Да будут ясны дни твои,
Как милый взор твой ныне ясен.
Меж лучших жребиев земли
Да будет жребий твой прекрасен.

Да будет жребий твой прекрасен!

Ну вот, и всё. Всё. Он устал. Только — поставить дату. И он поставил под первым стихотворением — сегодняшнюю — такого-то октября одна тысяча восемьсот двадцать пятого. А под другим написал другой, прошедший, год. Чтоб никто не догадался.

Источник

Сожжённое письмо

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои.
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет.
Минуту. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит. О провиденье!
Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют. Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди.

Датируется второй половиной декабря 1824 г. — 5 января 1825 г.,
автограф в тетради Капниста — первой половиной марта 1825 г.
Напечатано среди элегий сборника 1826 г.
У П. В. Анненкова читаем: «Сестра поэта, О. С. Павлищева говорила нам, что когда приходило из Одессы письмо с печатью, изукрашенною точно такими же кабалистическими знаками, какие находились и на перстне ее брата, — последний запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал к себе» («Александр Сергеевич Пушкин в александровскую эпоху», 1874, стр. 283).
Речь идёт о письмах из Одессы от Е. К. Воронцовой, запечатанных таким же перстнем, как и перстень-талисман Пушкина, подаренный ему Воронцовой.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.02.2013. Людмила Дербина
  • 23.02.2013. Завещание Марины Цветаевой
  • 17.02.2013. Божья коровка
  • 16.02.2013. Сожжённое письмо
  • 12.02.2013. Ты мне пиши всё, что тебе захочется..
  • 11.02.2013. Грибоедов — Бегичеву
  • 09.02.2013. Михаил Анищенко-Шелехметский
  • 08.02.2013. Ольга Забирова
  • 06.02.2013. Михаил Анищенко-Шелехметский
  • 04.02.2013. Сергей Арутюнов
  • 03.02.2013. Женя Евгения Щербаченко
  • 02.02.2013. Марина Цветаева

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Читайте также:  Перестала чувствовать толчки ребенка

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Александр Пушкин — Сожженное письмо: Стих

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои.
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

Анализ стихотворения «Сожженное письмо» Пушкина

В 1824 г. состоялся перевод Пушкина из Одессы в «домашнюю» ссылку, в с. Михайловское. Это было личной инициативой новороссийского генерал-губернатора М. Воронцова. В южной ссылке поэт служил в его канцелярии. Отношения между Пушкиным и Воронцовым сразу не заладились. Поэт тяготился рутинной работой и недобросовестно относился к своим обязанностям. При этом он написал несколько едких эпиграмм, направленных против губернатора. Обстановка еще больше накалилась, когда у Пушкина возник роман с женой генерал-губернатора – Е. Воронцовой. Влюбленные не скрывали своих отношений, что вызвало большой скандал в обществе. Воронцов настоял на переводе опального поэта. Любовники продолжали переписку, но женщина потребовала от Пушкина сжигать ее письма после прочтения. По этому поводу поэт написал стихотворение «Сожженное письмо» (1825 г.).

Любовное письмо могло служить доказательством неверности женщины. Пушкин прекрасно понимал это, но ему было очень горько уничтожать напоминания о любимой. В Одессе он, так или иначе, находился в образованном обществе, общался с людьми, которые могли понять и оценить его творчество. В Михайловском он остро ощутил свое одиночество. Единственным близким человеком для поэта стала Арина Родионовна. Письма Воронцовой были глотком свежего воздуха, напоминающим Пушкину о другой жизни. Поэтому к сожжению письма он приступает с большой неохотой («как долго медлил я»). Вероятно, поэт несколько раз перечитывал дорогие сердцу строки, пытаясь надолго запомнить их. Решившись, он зажигает листы и понимает, что вместе с бумагой сгорает нечто большее. Пушкин упоминает подарок Воронцовой – перстень, которому он посвятил стихотворение «Храни меня, мой талисман». Точно такой же остался у возлюбленной. Перстнями они запечатывали свою любовную переписку.

Письмо быстро сгорает, напоминая Пушкину его кратковременный роман. Он подчеркивает связь между этими событиями, восклицая «О провиденье! Свершилось!». Любовные отношения были прерваны вмешательством власти. Уничтожение переписки также противоречит желаниям Пушкина. Да и сама Воронцова настаивает на этом только из страха перед общественным осуждением.

Поэт с горечью смотрит на кучку пепла, который становится для него «отрадой бедной» в деревенской глуши. Вынужденное сожжение в очередной раз напоминает ему о своем зависимом от власти положении.

Из любовной переписки Пушкина с Воронцовой сохранилось только по одному письму от каждого. Поэтому стихотворение «Сожженное письмо» может считаться дополнением к биографии поэта.

Источник

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Сожжённое письмо»

  • Анализ стихов
  • Пушкин
  • Сожженное письмо

Стояло лето 1823 года. Александр Сергеевич отбывал свою ссылку. Он был озадачен тем, чтобы убедить власти перевести его из Кишинева в Одессу. Все же у него это получается и вот писатель уже находится на службе у графа Воронцова. За этот период у Пушкина завязываются дружеские отношения не только с графом, но и с его женой. В доме графа часто устраивались светские приемы, на которых писатель читал гостям свои стихотворения. Жена Воронцова на тот момент была беременна, это ее не красило, она больше была похожа на больную, замученную женщину.

После того как графиня родила ребенка она словно изменилась. Перед поэтом предстала красивая, умная, эрудированная женщина. Пушкин влюбился в нее. Роман между ними возник слишком быстро, конечно же, все тайное становится явным. Женщина не считала нужным скрывать свои тайные встречи с Пушкиным. Вот уже среди элиты поползли разговоры, что граф Воронцов настоящий рогоносец. Графу это, конечно же, не понравилось, и он сделал все, чтобы поэта отослали обратно. Графиня Елизавета смирилась с отъездом Пушкина, она даже настаивала на окончании отношений. Но после они еще некоторое время переписывались. Каждый раз, после нового письма, графиня просила поэта сжигать их. Пушкину было тяжело смотреть на то, как горят ее письма, в которых столько чувств. Но он понимал, что это единственный способ не компрометировать девушку. Сжигая письма, писатель словно жег собственную любовь. Нельзя было просто нарушать данное обещание, нарушать волю своей любимой. Может быть, Пушкин любил ни сколько Елизавету, он хотел познать само чувство любви. Ведь поэт тонкая, чувственная натура, его опять отправили в ссылку, он остался один, и это был единственный способ чувствовать себя живым.

В 1825 году, после того как писатель получил и сжег очередное любовное послание, он решает написать стихотворение, описывающее всю его горечь от этой ситуации. В произведении полностью раскрыта вечная тема любви. Лирический герой рассказывает о сгоревшем письме не как о предмете, для него сгорели сами чувства любви, он очень огорчен. Стихотворение, как то письмо, полностью пропитано переживаниями самого героя. Возникает ощущение, что главный герой уже не хочет бороться, он устал. Сжигая бумагу, он прощается как с письмом, так и с самой любовью к девушке. Письмо догорает, но герой смотрит на оставшийся пепел и начинает страдать сначала. Всю тяжесть страдания передают использованные писателем эпитеты. Получается, единственное воспоминание о былой любви только сожженное письмо. Герой не видит своего дальнейшего счастья, он расстроен и огорчен. Все же жажда сохранить хотя бы что-то помогают ему держаться.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сожженное письмо.
История создания – Стих был написан в 1825 году. Женщиной, кому посвящено произведение, оказалась графиня Елизавета Воронцова.

Тема стихотворения – Обращение лирического героя к сожженному письму, в котором он видит крах своей любви.

Композиция – Композиция простая, состоит из трех условных частей: первая часть – монолог лирического героя, вторая – сожжение письма, третья – обращение лирического героя к пеплу, чтобы тот навсегда остался в его душе.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб, с применением смежной мужской рифмовки. В последних строчках стихотворения рифма отсутствует.

Метафоры – «письмо любви», «пламя жадное».

Эпитеты – «жадные», «заветные», «легкий».

Олицетворения – «предать огню все радости».

Инверсия – «как долго медлил я».

Анализ стихотворения Пушкин А. С. «Сожженное письмо»

Стихотворение «Сожженное письмо» было написано в 1825 году, в преиод ссылки Пушкина в село Михайловское.
Вечная тема любви разработана Пушкиным очень своеобразно. Он пишет о сожженном письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей любви, а письмо является лишь способом передачи переживаний лирического героя, неким художественным символом.

Это стихотворение проникнуто болью и горечью с самого начала. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает.

Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту. вспыхнули! пылают – легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», » бедная отрада», «унылая судьба », «горестная грудь». Пепел Пушкин неслучайно называет «милым», а также «бедной отрадой», ведь это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит и проблеска счастья в своей «унылой судьбе».

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, автор этим хочет показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика – одиннадцатистишье.

Я считаю, что стихотворение «Сожженное письмо» — это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.

25.12.2016Вниманию старшеклассников! Один из авторов нашего сайта, Мищенко Светлана Николаевна. ждет учеников для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по литературе и русскому языку. Светлана Николаевна — Почётный работник общего образования Российской Федерации, имеет высшую категорию, звание «Учитель-методист», прекрасно готовит учеников к экзаменам. Жителей города Петразоводска она готовит к испытанию на дому, может заниматься с ребятами и по скайпу. Найти учителя можно так: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. // mishenko1950-50 — Skyp //9215276135.

Читайте также:  Невротический спектр депрессии это

30.10.2016 — Книжная полка сайта «спешит на помощь» тем, кто не прочел когда-то «Войну и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Обломов» И.А.Гончарова. У нас на КНИЖНОЙ ПОЛКЕ стоят небольшие произведения прозаиков, в которых поднимаются вопросы, заложенные в направления ВЫПУСКНОГО сочинения. Материал >>

16.04.2016 — За последние 3 недели мы обновили нашу книжную полку новыми произведениями. Посмотрите >>

22.02.2016 — На Форуме сайта проводится мастер-класс «Особенности написания комментария в сочинении на ЕГЭ 2016 года». Более 1300 посетителей приняли участие в работе мастер-класса. Ссылка >>

1.Стихотворение А.С.Пушкина «Сожженное письмо», написанное в 1825 году в Михайловском, относится к любовному разделу лирики. Оно идейно примыкает к стихотворениям. «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «Мадонна».

В стихотворении рассказывается о чувствах поэта к Е.К.Воронцовой. После того, как огню было предано очередное послание графини, Пушкин написал стихотворение «Сожженное письмо», в котором с горечью отметил, что не в силах нарушить волю любимой. «Как долго медлил я! Как долго не хотела рука предать огню все радости мои!», — отметил автор. Однако долг чести оказался выше чувств, поэтому проходит несколько минут колебаний, и «уж пламя жадное листы твои приемлет». Письмо, которое поэт считает бесценным, постепенно превращается в груду пепла и «перстня верного утратив впечатленье, растопленный сургуч кипит».

2.Тема стихотворения – разговор с письмом любимой, которое необходимо сжечь.

— верность своему слову. Как бы лирическому герою не хотелось оставить письмо у себя, он исполняет обещание:

Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет…

— любовь живет в сердце героя и вдали от любимой

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

4.По жанру, на мой взгляд, — это послание, обращенное к письму. Но за строками стихотворения слышится обращение к возлюбленной.

5.Особенности композиции: стихотворение состоит из одной части. В начале ее описывается, как лирический герой не решается сжечь дорогое его сердцу письмо, а в конце — чувства влюбленного ко всему, к чему прикасались руки возлюбленной.

6. Стихотворение » Сожженное письмо» в полной мере отражает авторскую позицию в отношении любви. Любящий человек должен быть верным, трепетным, готовым на жертвы. Думаю, что взгляды лирического героя и поэта идентичны.

7. Восприятие мира лирическим героем полно печали, грусти. Нет даже намека на какую-либо надежду, а лишь осознание, что для него отрада и утешение – это письма любимой.

8.Художественные средства, помогающие раскрыть настроение лирического героя:

-эпитеты («жадные», «легкий», «бедная», «заветные», «горестной»);

-олицетворение («растопленный сургуч кипит», «темные свернулися листы»

-метафоры («душа моя не внемлет», «пламя жадное листы твои приемлет» и другие.)

— инверсия («Как долго медлил я», «как долго не хотела рука…»).

10.Система стихосложения — силлабо-тоническая. Стихотворение написано пятистопным ямбом (двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.).

12. Стихотворение мне очень понравилось, оставила в душе печальный отклик.

История создания

Во время своей южной ссылки Александр Сергеевич проживал в Одессе, где работал в канцелярии под руководством графа Михаила Воронцова. Между ними установились добрые приятельские отношения, которые резко испортились после знакомства молодого поэта с супругой графа, Елизаветой Воронцовой.

Графиня отличалась не только внешней привлекательностью: она была прекрасно образованна, начитанна, я слыла прекрасной собеседницей. С первых минут общения между молодыми людьми возникла взаимная симпатия, которая быстро переросла в сильное чувство.

Елизавета Воронцова не скрывала от мужа свои отношения с Пушкиным, и тот проявлял удивительную в этом вопросе лояльность. Но, когда по городу поползли нелицеприятные слухи, он сделал все возможное, чтобы как можно скорее изгнать соперника из города.

Перед отъездом своего возлюбленного графиня подарила ему на память о себе золотой массивный перстень с драгоценным камнем. Пушкин принял этот подарок, и в дальнейшем очень трепетно к нему относился.

Поэт прекрасно понимал, что уже никогда не встретится со своей возлюбленной. Какое-то время между Пушкиным и Воронцовой существовала переписка, но графиня всегда настаивала на том, чтобы все ее письма сжигались сразу после прочтения. Александру Сергеевичу было трудно выполнять эту просьбу, но он не мог идти против воли любимой женщины. Так, под влиянием сильных душевных переживаний в 1825 году им было написано стихотворение «Сожженное письмо», которое стало олицетворением ушедшей любви.

Размер и рифма

Следующий пункт по плану анализа «Сожженного письма» Пушкина — это определение размера, в котором написано стихотворение. Это шестистопный ямб, который задает при прочтении ускоряющийся ритм. Что лишь подчеркивает намерения героя — ему нужно как можно скорее избавиться от писем, компрометирующих его возлюбленную.

Рифмы в стихотворении — смежные. Но в анализе «Сожженного письма» Пушкина следует обратить внимание на последнюю строчку: она ни с чем не рифмуется. Возможно, это было сделано специально для того, чтобы показать, что герой находится в отчаянии и понимает, что он не может что-либо изменить. И, забывшись в своих чувствах, он словно забывает и о рифме.

В произведении «Сожженное письмо» тема любви раскрыта в весьма необычной манере. Лирический герой обращается к письму своей возлюбленной, однако на самом деле речь идет об ушедшей любви. Письмо является лишь средством передачи душевных переживаний лирического героя, который придает особый смысл уничтожению любовного послания. Так он прощается не только с письмом, но и с любовью, которая покидает его навеки.

На протяжении всего стихотворение настроение лирического героя меняется: он то успокаивается, то вновь начинает судорожно метаться, страдая от своих сердечных ран. Даже в сожженном пепле он видит образ возлюбленной, и хочет сохранить его навсегда в своем сердце.

Основная идея произведения заключается в том, что необходимо сдерживать слово, данное любимому человеку, как бы сложно ни было это сделать. Лирический герой страстно мечтает оставить себе на память хотя бы письма любимой женщиной, с которой некогда был так счастлив. Однако он вынужден покориться ее просьбе сжечь все послания, и терзается тем, что утрачивает с возлюбленной последнюю ниточку, связывавшую их.

Сочинение: Анализ стихотворения Пушкина «Сожженное письмо»

Название: Анализ стихотворения Пушкина «Сожженное письмо» Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: сочинение Добавлен 07:43:40 09 февраля 2008 Похожие работы Оценило: 18 человек Средний балл: 3.7 Оценка: 4 Скачать

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо».

В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин — прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Стихотворение «Сожженное письмо» относится к одному из лучших примеров любовной лирики. Это произведение поэт написал, будучи в ссылке в Михайловском, во время работы над «Евгением Онегиным». А в минуты тягостных раздумий он вспоминал Е.К. Воронцову, которая произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном из которых, вполне возможно, он пишет в своем стихотворении «Сожженное письмо».

Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему, как к живому существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…».

Читатель видит перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви».

Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с самого начала. Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.

Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.

В соответствии с сюжетом в стихотворении три части. Первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая — три двустишия. Первая часть — монолог поэта, обрекающий письмо на гибель; третья часть — монолог, обещающий сожженному письму — пеплу — бессмертие. Таким образом, части первая и третья противоположны, как понятия «смерть» и «бессмертие».

Читайте также:  Методики для снятия эмоционального напряжения

В конце стихотворения поэт обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться «век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел – воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту. вспыхнули! пылают – легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей «унылой судьбе».

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика – одиннадцатистишье.

В этом произведении невозможно четко определить жанр. Оно сочетает в себе определенные черты романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем присутствует обращением к «письму любви».

Как уже говорилось в стихотворении «Сожженное письмо» автор обращается к теме любви. Но в нем просматривается и тема прощания. Сожженное письмо – символ прощания с любовью.

Я считаю, что стихотворение «Сожженное письмо» — это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.

Поэтические тропы

Жанр стихотворения — романтизм, точнее определить его невозможно, поскольку в нём прочитывается элегия, послание, романс. При анализе стихотворения «Сожженное письмо» выясняется, что размером стал шестистопный ямб.

Пушкин использует эпитеты, нервно «подгоняя» их восклицательными знаками и «тормозя» умолчаниями с отточиями: пламя «жадное», дым «лёгкий», перстень «верный», листы «тёмные», пепел «милый» и «лёгкий», «отрада бедная», судьба «унылая», грудь «горестная», черты «заветные». Глаголы, которые используются в настоящем времени, делают нас свидетелями драмы лирического героя. Мы видим пламя камина, дрожащую руку с письмом и жалкую горстку пепла — всё, что осталось от послания любви.

На этом можно закончить анализ стихотворения «Сожженное письмо» Пушкина. Его можно дополнить личным впечатлением от прочтения этого произведения, внеся его в свой план.

Тема произведения

Несомненно одно: у Пушкина чувства были очень глубоки и почтительны. Посланница велела, а лирический герой долго не мог исполнить её волю — предать письмо огню. По всей вероятности, он не раз перечитывал милые строки, написанные любимой рукой.


В них были заключены все его радости в одинокой келье, так лирический герой в другом своём произведении называл свой кабинет. Но час окончательного расставанья настал. Письмо брошено в огонь, душа героя отрешилась от всего мира и опустошилась. Он только безмолвно наблюдал, как послание вспыхивает, тает и кипит сургуч, как сворачиваются листы и постепенно превращаются в пепел.


Письмо навсегда покинуло лирического героя, но память и любовь остаются в больной груди. О чём нам повествует тема «Сожженного письма»? Анализ рассказал о колебаниях лирического героя, о его благородстве по отношению к далекой возлюбленной, чьё желание и на расстоянии становится для него непреложным законом. О горести драгоценной для него потери. Лирический герой видит окончательное крушение своей мечты.

Главный посыл произведения

Это стихотворение-прощание: не только послание к любимой, но и обращение к самому себе. Попытка объяснить и пережить свои душевные терзания.

А. С. Пушкин не просто сжигает письмо, он прощается со своей возлюбленной, переживая сильные чувства горечи и утраты. И делится своими терзаниями на бумаге, чтобы легче и быстрее перенести всю боль, которую не может заглушить.

Одним из шедевров русской лирики стало стихотворение А. Пушкина «Сожженное письмо». Анализ по плану мы выполним ниже. План будет виден из предложенного вашему вниманию текста.

Образы в стихотворении

В письма» Пушкина нельзя не сказать о том, что главным героем является не сам поэт, а С помощью метафоры оно олицетворяет любовь к Воронцовой. Вместе с этим письмом он уничтожает все те счастливые минуты, которые он пережил, перечитывая его строки.

И поэт, сжигая это письмо, хочет, чтобы это все прошло быстрее. Но вместе с тем, когда оно стало лишь пеплом, он чувствует боль и горечь от того, что свидетельства любви к Воронцовой больше нет.

В анализе стихотворения «Сожженное письмо» Пушкина нужно сказать, что другим действующим лицом является сам поэт. В первых трех строках описываются его душевные терзания, пока он решает сжечь послание. Но когда пламя охватывает бумажные листы, герой успокаивается и наблюдает за тем, как сгорает их чувство. Но им овладевают тоска и отчаяние, когда он видит горстку пепла и понимает, что вернуть обратно ничего нельзя.

Таким образом, поэт посредством стихотворения передал то, что чувствовал каждый раз, когда сжигал компрометирующие послания графини. В анализе стиха «Сожженное письмо» Пушкина можно добавить, что в он в тот период находился в Михайловском, откуда ему было запрещено выезжать. Поэтому переписка с Воронцовой была для него лучиком света в то непростое для поэта время.

В «Сожженном письме» можно увидеть не только тему любви, но и прощания. Ведь для поэта это была не просто переписка, а продолжение отношений, а послания были тому доказательством. Но ради благополучия своей возлюбленной, хотя ему и было трудно, он сжигал эти письма. Благодаря этой истории любви и просьбе Воронцовой в поэзии Пушкина появилось это лиричное стихотворение.

«Сожженное письмо» было создано в то время, когда А. С. Пушкин пребывал в ссылке. Автор написал его в 1825 году за достаточно небольшой срок.

Среди литературных специалистов принято считать, что стихотворение посвящено М. С. Воронцовой, с которой поэт был вынужден расстаться. Также имеется известный факт, что осенью от Воронцовой поэтом было получено письмо, которое он впоследствии сжег. Стихотворение было написано спустя немного времени после этого случая.

Произведение большей частью относится к любовной лирике и посвящено авторским чувствам. Тема любви довольно нередко освещается в текстах данного автора. Однако именно в настоящем стихотворении она раскрывается наиболее нетипичным образом.

Вторая пассия

Ольга Видова, доктор филологических наук, представляет всем своё видение романа Пушкина. Она утверждает, что поэт питал более глубокие чувства к княгине Вере Федоровне Вяземской.


Если судить только по портрету, той было далеко до царственной и величественной красоты Е. К. Воронцовой. Но, вероятно, ее обаяние было столь велико, что сам Пушкин в письме из Михайловского к ней говорил, что строки первой главы из «Евгения Онегина» о том, что вместе с волнами он желает коснуться милых ножек устами, посвящены именной ей. Анализ стихотворения «Сожженное письмо» устанавливает, что только от единственной женщины, а именно – от В. Вяземской, Пушкину в Михайловское приходили письма. Но всерьез, в его бытность в Одессе, В. Вяземская не воспринимала пылкого поклонника. Она спокойно писала о нём мужу, что он ежедневно бывает у неё, но вызывает только смех, хотя и ставит в затруднительное положение. Мы оставляем открытым вопрос, кому посвящено стихотворение «Сожженное письмо». Анализ начнем с другой стороны.

Основная тема произведения

Сожженное письмо — метафоричный образ любви.

Однако по строкам стихотворения мы не можем судить точно, о чем именно пишет автор: о любви, которая со временем погасла («сгорела»), или же о чувствах, которые лирический персонаж пытается заглушить, пытаясь намеренно их в себе «сжечь». Если брать во внимание обстоятельства, при которых произведение было создано, то вероятнее второй вариант.

Не только в данном произведении, но и в принципе в литературе, образ письма представляет собой символ «хранения воспоминаний». Оно хранит в себе память о событиях, о теплых или грустных моментах прожитых лет.

Сначала лирический персонаж не может решиться уничтожить письмо, которое так ему дорого. А затем с теплом вспоминает свою возлюбленную.

Средства выразительности

Для раскрытия своих чувств и душевных терзаний Пушкин мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности. В произведении встречаются метафоры («письмо любви», «пламя жадное»), эпитеты («жадные», «заветные», «легкий»), олицетворения («предать огню все радости»), инверсия («как долго медлил я»).

Анализ стихотворенийУзник (Лермонтов) – анализ стихотворения

Анализ стихотворений«Светлана» анализ стихотворения Жуковского по плану кратко – кому посвящено, эпитеты, метафора, стихотворный размер

Источник

Оцените статью