Правовая психология это эмоции людей
Сложные и необычные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний (гнев, аффект, страх, растерянность и др.), которые в юридической психологии чаще становятся предметом научного анализа, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же, как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в оценке их «криминогенности», в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушений правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.
Эмоциональная активация возникает в критические моменты процесса решения тактических задач и связана с выявлением правильного направления поисков. Именно в такие моменты деятельность обычно характеризуется очень быстрой реакцией в принятии решений (иначе говоря, способностью эмоционально оценить ситуацию в целом). Общая ориентировка, предварительная оценка и является функцией эмоций как специфического знания. Несмотря на субъективность формы такого знания, в нем налицо объективное содержание действительности — реальная исходная ситуация. В эмоциональной оценке возникает первый, еще не совсем ясный образ будущего единства ощущений и восприятия.
Эмоции и чувства в общении следователя с участниками уголовного процесса играют особую роль. В сущности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях.
Но, являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании играют не только положительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя могут нарушать, а иногда и разрушать его деятельность. Эмоции и чувства способны вызвать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь может прийти к результатам лишь желаемым, но далеким от истинного положения дел.
Фрустрации в деятельности противостоит толерантность, понимаемая как терпеливость, способность переносить сильное воздействие фрустраторов, не отзываясь на него гнетущими переживаниями и резкими реакциями.
Качество восприятия зависит не только от состояния органов чувств человека, но и от его общего физического и психического состояния в момент восприятия. Болезненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным образом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, опьянения, взволнованности и т.п. Так, пьяный потерпевший может существенно исказить воспринимаемые факты. Усталость, болезненное состояние притупляют интерес к окружающему.
Восприятие во многом зависит от настроения и особенностей характера человека, его привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, его интересы, наклонности. В хорошем, бодром настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В подавленном, мрачном, угнетенном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая, переоценивая их.
На процесс приема и переработки информации могут влиять чувства (или эмоции). Человека одни события волнуют, другие оставляют безразличным, одних людей он любит, других — ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими.
Эмоции и чувства являются своеобразной сферой человеческой психики и всегда прямо или косвенно отражают объективную реальность. Спи как бы индикаторы, указывающие степень полезности внешних воздействий для организма или для взаимоотношения личности и общества. Профессиональная деятельность следователя, да и вся жизнь современного человека насыщена событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Все эти чувства пронизывают, окрашивают в определенный тое всю деятельность человека, включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение.
Формирование материала показаний нередко происходит в критических ситуациях, которые вызывают в человеке различные эмоциональные реакции.
Своеобразной формой такой реакции является напряженность и растерянность. Напряженность, именуемая еще английским словом «стресс» (stress), возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые и важные для себя решения. Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы приторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других — менее заметной и короткой. Растерянность или, как еще ее называют по-английски, «фрустрация» (frustration буквально означает уничтожение замысла, расстройство планов) указывает на ситуацию, при которой терпится неудача. Н.Д.Левитов определяет фрустрацию как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи 1 . В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. «Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции — нроизводны» 2 .
Осознание опасности вызывает у человека страх. Существует три формы страха: степическая форма (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием; астеническая форма, протекающая кратковременно и выражающаяся в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках; стеническое возбуждение — поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.
При стенической и астенической формах страха внимание воспринимающего захватывается возникшей опасностью. Отсюда сужение сознания, снижение полноты и точности отражения, неверность оценки ситуации. При стеническом возбуждении страх остается, но деятельность определяется мышлением и волей. Это заставляет человека напрячь все усилия для преодоления опасности. Такой эмоциональный подъем способствует быстрой, правильной ориентировке в сложившейся ситуации и соответствующим действиям.
Из сказанного видно, что страх может неодинаково влиять на процесс формирования показаний. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются преувеличенно, искаженно, в других — они плохо или вовсе не запечатлеваются, в третьих — воспринимаются правильно, объективно.
Искажение материала показаний объясняется иногда и тем, что мышление, предшествующее страху, не всегда может быть объективным. Иногда ситуация может ошибочно восприниматься как опасная, могут переоцениваться сила соперника и недооцениваться собственные возможности. В таких случаях причина страха в нереальности мышления воспринимающего. Такой страх чаще проявляется у людей эмоционально-возбудимых, впечатлительных.
Есть еще одна форма эмоциональной реакции на опасность — это тревога, т.е. ожидание опасности, по исходу своему неизвестного и потому волнующего человека. Тревога влияет на формирование показаний и потерпевшего, и преступника.
Из сказанного следует вывод: в принципе по каждому делу потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого необходимо допрашивать как можно скорее. Но если имеется основание полагать, что показания, данные непосредственно после события преступления, недостаточно обстоятельны, то через 3 — 4 дня целесообразно произвести повторный допрос. При этом дополнительные данные, содержащиеся в их повторных показаниях, не должны вызывать огульного недоверия и подлежат тщательной проверке.
Воля — это сознательная, целенаправленная психологическая активность, связанная с преодолением препятствий. Это целостный психический процесс, из которого волевой импульс вычленяется условно для педагогических целей.
Началом формирования воли является влечение, которое возникает на базе инстинктов: пищевого, оборонительного, полового и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда оно носит название «желание». Эти психические импульсы относятся к более ранним филогенетическим формациям. В процессе исторического развития человеческой личности воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий.
В сложном волевом процессе можно выделить несколько этапов. Первый этап — возникновение побуждения, стремление к достижению определенной цели. Потом появляется сознание ряда возможностей достижения этой цели (II этап) и сразу за этим мотивы (III этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (IV этап). Взвесив все «за» и «против», рассмотрев различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (V этап). Волевое действие заканчивается реализацией принятого решения (VI этап). Продолжительность каждого из этапов различна и зависит от особенностей личности и объективных условий выполнения принятого решения. Чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность (способность делать окончательный выбор). Особенно трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществлять принятое решение.
Немаловажное качество — инициатива, которая особенно важна при выполнении принятого решения. Среди других качеств следует отметить самостоятельность в решении, выдержку, самообладание в момент неожиданных осложнений и определенную самокритичность.
Развитие воли, способности к волевой деятельности — процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивида навыки.
Заключительным этапом всякого волевого процесса является мышечное движение. Это движение может быть самым разнообразным: выполнение сложной детали на токарном станке, создание художественной картины, саркастическая улыбка в ответ на незаслуженное оскорбление и другие виды человеческой деятельности и поведения.
Неправильное воспитание делает человека менее способным к волевой деятельности.
Трагедию безволия в русском обществе образно охарактеризовал великий русский физиолог И.П.Павлов в своей небольшой статье «Рефлекс цели». Размышляя об утрате в определенных слоях русского общества «рефлекса цели жизни», он писал: «Ценность, непредприимчивость, равнодушие или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе -. это не коренные наши черты, это -дрянной нанос, это проклятое наследие крепостного права. Оно сделало из барина тунеядца. оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо без всякой жизненной перспективы» 3 .
Воля человека проявляется различно по таким качествам, как сила, моральная воспитанность и самостоятельность.
По силе волевые проявления могут характеризоваться как сильные, средние, слабые. Та или иная степень силы воли выражается во всем волевом процессе: в стремлении, в желании, в скорости принятия решения, в устойчивости принятого решения. Сила воли проявляется в решимости, т.е. в полной уверенности в исполнении решения, в установке только на исполнение решения, какими бы ни были (или казались) встречающиеся трудности. Однако не всякое исполнение решения, не всякое совершение действия будет говорить о сильной воле. Силу воли можно распознать в зависимости от того, какие препятствия человек преодолевает, совершая волевые действия, и какие результаты при этом получает. Если человек в трудных для него ситуациях проявляет самообладание, настойчивость, выносливость, терпение, то это означает, что он обладает сильной волей. Слабое же проявление воли обычно расценивается как отсутствие воли, как безволие. Все черты, в которых выражается сила и твердость волевого характера, становятся положительными в той мере, в какой проявляется моральная воспитанность личности, которая характеризует человека как в отношениях к людям, общественным задачам, так и формах поведения.
Моральная воспитанность определяется по тому, какие цели ставит человек перед собой, какими средствами добивается их достижения, какими побуждениями вызваны волевые стремления (желания), какими принципами руководствуется он, принимая то или иное решение в жизни. Волевые черты: настойчивость, самообладание, постоянство, самостоятельность, выносливость и др. — будут полноценными, если сочетаются с высокими моральными качествами человека.
На другом полюсе моральности характера стоит человек аморальный, для которого люди — лишь средство для достижения своих эгоистических целей. Это индивид с приглушенным голосом совести или вовсе лишенный его. Такими часто бывают рецидивисты, обвиняемые, совершившие особо тяжкие преступления.
Между этими двумя полюсами в характере располагаются различные переходные типы, более близко стоящие то к первому, то ко второму.
Слабовольные, слабохарактерные лица, имеющие недостатки в моральном воспитании, могут проявлять несамостоятельность, совершать действия по внушению. Они, исходя из корыстных целей, легко могут идти на обман и ложь, быстро поддаваться влияниям заинтересованных лиц (обвиняемого, потерпевшего или их родственников). У таких людей черты характера: правдивость, застенчивость, решительность, справедливость — будут проявляться своеобразно. Так, если правдивость смелого человека проявляется во всех случаях, то правдивость, справедливость трусливого будет зависеть от того, не причинит ли она вреда его личным интересам. Застенчивость самолюбивого человека будет отличаться от застенчивости скромного: у самолюбивого она связана с боязнью уронить себя в глазах других людей, а у скромного — с высокой самокритичностью.
Волевые черты характера проявляются в определенном соотношении с эмоциональными особенностями человека: у волевого человека воля доминирует над чувствами, а у человека с эмоциональным характером преобладающее место занимают эмоциональные состояния, а поступки часто совершаются под влиянием случайно возникших чувств, настроений.
Эмоциональные побуждения, которые проявляются в волевых процессах, бывают моральными или аморальными, т.е. в переживаниях — чувствах, как и в стремлениях, намерениях выражается моральный облик человека.
1 См.: Левитов H.Д. Фрустрация — один из видов психических состояний//Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 120.
2 Луков Г.Д., Платонов К.К. Психология. М. 1964. С. 192.
3 Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III. Кн. 1.1951. С. 312.
Источник
Правовая психология это эмоции людей
Научно-исследовательские публикации, № 2(6), 2014, с. 29-37.
Правовая психология как структурный элемент правового сознания в научной литературе еще недостаточно исследована. Между тем выяснение понятия, сущности, социальной ценности, роли юридических чувств, эмоций, настроений, переживаний, иллюзий, правового подражания, внушения и т.п. является одним из перспективных направлений развития общей теории правосознания.
Это связано в первую очередь с тем, что психологический аспект юридического сознания не всегда играет второстепенную роль по отношению к правовой теории, что наиболее ярко проявляется в ходе реализации нормативно-правовых актов. В данном случае происходит соизмерение законодательной воли с обыденным правосознанием, с массовой правовой психологией граждан.
Не всегда граждане принимают и понимают законы, а также общественную значимость нормативного акта, поскольку последний может не соответствовать имманентному правоожиданию людей. Юридическая ментальность общественного сознания не поддается абсолютно точной арифметической оценке. Законодатель не может полностью предвидеть все общественно-правовые последствия своей правотворческой деятельности. Он не всегда знает, как отреагируют люди на принятый закон: слишком сложна социальная жизнь, слишком разнообразна юридическая действительность. Но это вовсе не означает, что государство не должно и не может прогнозировать последствия своих законодательных усилий.
Юридическая культура правотворческого органа как раз и состоит в том, что он знает, понимает, интуитивно ощущает, чувствует правоментальные, правопсихологические устойчивые типы массового и общественного правосознания. Данное обстоятельство является для правотворца принципиально важным и характеризует его законодательную состоятельность или, напротив, несостоятельность.
К сожалению, зачастую российский законодатель механически перенимает устоявшиеся в западном обществе политико-правовые институты, ценности, не учитывая специфику политического и правового менталитета наших граждан и должностных лиц. Причин тому много, но одной из основных, на наш взгляд, является совокупность духовно-культурных особенностей отечественного правосознания и правовой культуры. Ментальные психологические структуры российского правосознания качественно отличаются от аналогичных западных стандартов.
В России иерархия государственной власти веками строилась на безусловном и абсолютном подчинении всех индивидов какому- либо одному лицу. В руках правителей концентрировались важнейшие, основные государственно-властные полномочия. Необходимо изменить сущность российского правосознания, менталитета, поскольку российский человек склонен идентифицировать авторитет власти, ее реальную силу с определенным лицом — персонализация государства.
Любой индивид не только воспринимает право, юридическое бытие с помощью разума, рассудка, оперируя при этом научными категориями и понятиями, но и определенным образом ощущает, чувствует, эмоционально реагирует на принимаемые государством юридические нормы, на действующую систему законодательства, на правовую реальность в целом, желает быстрейшего изменения или уничтожения действующего права, что требует чрезвычайно ответственного, взвешенного, продуманного политического решения.
Проблему эмоций в праве обстоятельно осветил выдающийся российский правовед Л.И. Петражицкий. Он придавал эмоциям огромное значение в жизни людей и полагал, что существуют моральные и правовые эмоции, именно последние являются элементами настоящего, действительного права. Индивиды связаны между собой правовыми эмоциями, имеющими атрибутивно-императивный характер. Л.И. Петражицкий был одним из первых теоретиков, кто смог правовые эмоции определить в качестве основы права. Такое правопонимание прежде всего ориентирует законодателя и правоприменителя на более глубокое, основательное осмысление правопсихологических переживаний людей [1, с. 394-397].
Эмоции в общей психологии определяются как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, приятных или неприятных ощущений отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Правовые эмоции человека выражаются в его переживаниях по поводу права (в объективном и субъективном смысле), вновь изданного закона, нормативного акта, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности государственных органов, существующих преступности, правонарушений и системы борьбы с ними и т.п. Такие переживания выступают в виде удовлетворенности или негодования, возмущения, удовольствия или недовольства, в форме приятного или неприятного ощущения. Вследствие этого правовые эмоции (как элемент правового сознания) оказывают существенное влияние на юридическое «лицо» общества, ибо само регулирующее воздействие правосознания обязательно предполагает включенность в данный процесс правовых чувств, настроений, аффектов, переживаний личности. Позитивные (стенические) юридические чувства представляют собой результат развития правовой культуры человека, общественной группы, общества в целом. Социальная ценность таких правовых чувств (например, чувство закона, законности, правопорядка, права и др.) заключается в направлении человеческого сознания к духу права, его истинному предназначению, к культивированию ценностей права. Они мотивируют совершение личностью правомерных поступков, стимулируют ее юридическую активность [2, с. 46-47].
В правовой психологии следует выделить внутреннюю и внешнюю юридическую мотивацию. Внутренняя правовая мотивация предстает в виде имманентно присущих индивиду юридических целей, потребностей, интересов, мотивов, желаний, стремлений и т.п., а внешняя — включает исходящие от окружающей человека правовой среды требования, предписания. Самобытной чертой отечественной правовой психологии является преобладание в ней именно внешней мотивации, ибо она духовно ориентирована на внешние, базисные социальные структуры — государство, социум, церковь.
Поведение россиянина неадекватно по отношению к подчиненным и начальству. В первом случае оно может быть жестким, беспощадным, даже жестоким, в то время как по отношению «к государеву человеку», своему непосредственному начальнику, он склонен проявлять покорность и самоуничижительность. Это раздвоение правовых чувств, эмоций — характерная черта российской правовой психологии. Именно в данной психологической двойственности кроются многие истоки правового нигилизма в России.
В результате осознание позитивного права как аксиологического социального института, в отличие от западного правосознания, не стало доминантой ментальных психологических структур россиян. Низкая правовая культура, юридический этатизм присущи российскому обществу. Все это не способствует созиданию режима законности и правопорядка.
Одним из важнейших элементов юридической психологии личности является правовая «совесть», интуитивное понимание, стремление к справедливому жизненному, нравственному праву. Чувство совести в праве есть постоянная устремленность субъекта на приближение объективного права, его имманентного соответствия требованиям трансцендентального, идеального права. Данное чувство всегда нацелено на воспроизводство гармонично целостных юридических ценностей «совестливого» права. Это производство «совестливых» юридических феноменов происходит как в сфере правотворчества, так и при реализации права.
Для правосознания как психологии характерны юридическая совесть субъектов права, их целеустремленность к творческому созиданию больше духовного, чем позитивного правосознания. Это очень важно, ибо от того, какой возобладает тип правосознания в обществе, зависит степень естественно-правовой развитости законодательства, законности, правового и общественного порядка.
Если преобладает естественно-правовое сознание, то положительные потенции правовой психологии в виде чувства закона, права, законности, правопорядка, правовой совести раскрываются во всей широте и всеохватности, в случае же господства позитивного, нормативного, формально-догматического правосознания юридической психологии не миновать духовно-этического разложения, потери имманентно присущих ей аксиологических свойств. Это и понятно, так как для того, чтобы правосознание законодателя требовало от массового сознания, психологии людей адекватного восприятия, реализации принимаемых ими юридических норм, правовых актов, оно само должно быть соответствующим образом сформировано.
Правовая совесть в данном случае лучшая подмога. Ибо именно она аксиологически определяет верность выбранного правового курса, ищет и освещает лучами духовного обновления права избранный законодателем путь. Помимо правовой совести характерной чертой, особенностью юридической психологии является наличие в ней интуитивных правовых догадок, прозрений, мгновенного правового инсайта.
Бытие последнего лежит в бессознательной сфере человеческой психики, на подсознательном уровне правового сознания. Инсайт как психологический феномен представляет собой внезапное целостное, системное «схватывание», понимание сущности вопроса, когда из разрозненных, фрагментарных гносеологических единиц смыслоконструирования идеальных моделей реального объекта складывается комплексное виденье проблемы. Правовой инсайт присутствует в любом аспекте юридического бытия. Более того, он лежит в самом обосновании права как социокультурной ценности, ибо требует не только дискурсивной, разумной познавательной парадигмы. Немалую роль здесь играют частично не осознаваемые субъектом права психологические механизмы, которые действуют на несколько иных установках по сравнению с рациональным осмыслением правовой действительности.
Юридический инсайт имеет место, как в правовой деятельности государства, так и в правовом поведении граждан. Так, в правообразующем процессе инсайт как элемент юридической психологии играет в некоторых случаях чрезвычайно важную роль, ибо созидание правовых актов есть творческая деятельность и она подчиняется тем закономерностям, которые присущи иным видам творчества.
На наш взгляд, наличие творческой «души» в правовой психологии законодателя должно быть непременным критерием самодостаточности последнего.
Обществу не нужен правотворческий орган, не обладающий духом творчества, ибо без этого качества законодатель превращается в механизм выработки духовно бессмысленных, культурно бедных законов.
Законодатель в ходе осуществления своей правотворческой функции должен учитывать не только требования юридической техники, догмы права, но и реально существующие на данном конкретном историческом отрезке времени материальные и духовные потребности и интересы индивидов и социума. Это относится и к перспективному прогнозированию развития данных социальных феноменов. Законодатель должен твердо усвоить одну истину: нормативные акты не будут эффективно «работать», если их содержание расходится с жизненными интересами и потребностями людей. Именно юридический инсайт, правовая интуиция позволяют сформировать в сознании законодателя адекватное представление о юридических запросах индивидуального, группового и общественного правосознания. Данные потребности юридического сознания индивидов осознаются органами государства не только с помощью логических средств рассудка, но и при «включенности» в процесс познания интуитивных механизмов правосознания [3, с. 234-239].
По нашему глубокому убеждению, без работы подсознательного уровня правосознания, его интуитивных структур невозможно сформировать целостную, системно единую, культурно развитую иерархию законодательных актов, которая была бы адекватной имманентному строению этноправовой психологии.
Трудно себе представить, чтобы данная психология была полностью осознаваема лишь средствами дискурсивного мышления, ибо движение национального юридического духа зачастую непредсказуемо, смысловая характеристика его бытия порой неосознаваема, а сущность «затемнена». Принимая тот или иной правовой акт, законодательный орган не может в точности предугадать возможные правовые последствия его действия (бездействия). Слишком многолика социальная жизнь людей, разнообразны формы народного правосознания, самосознание, менталитет законодателя во многом носит субъективный характер, несет в себе не только объективные закономерности юридической социализации, но и личные аспекты своего бытия. В этом смысле правовая интуиция как структурный элемент юридической психологии скорее чувствует, чем размышляет, быстрее схватывает суть проблемы, чем догматическое мышление, скорее улавливает, чем осознает квинтэссенцию юридических феноменов. И в данном контексте невозможно чисто разумно понять и выработать правовой этнос души народа, ибо одно лишь рассудочное мышление здесь бессильно. Только
в совокупности с юридической интуицией духовно-правовой уклад нации становится осязаемым и зримым. И здесь как раз и наступает победный час истинного правотворца, для которого народное (этническое) устройство юридического духа не является величиной абстрактной, трансцендентальной, а представляет целое по отношению к его собственной «правовой душе».
В этом случае возможно не только чисто формальноюридическое, догматическое правотворчество, но и духовное, что в общесоциальном, общегуманитарном контексте более ценно. Созиданию данного правотворчества активно способствует юридическая фантазия. Каждый законодатель обладает определенной мерой юридического воображения, ибо оно есть непременный элемент правосознания как психологии. Без соответствующей доли воображения в истории права не был создан ни один правовой документ, юридический акт. Это связано с тем, что созидание законов, юридических рамок поведения субъектов права есть, прежде всего, творческий процесс: в сознании правотворца формируются идеальные образцы должного, которые еще не обрели качеств сущего. Данные нормы (эталоны поведения) в природе не существуют, их необходимо творчески породить. Именно для этого требуются неисчерпаемые психологические ресурсы правового воображения, которое в форме юридической мечты формирует нужный законодателю образ нормативного акта [4, с. 16-20].
В ресурсном «наборе» правового сознания необходимо иметь сильную правовую волю. Как обязательный элемент юридической психологии она предполагает постоянную нацеленность юридического сознания на разработку нужных обществу законов, на их практическую реализацию. Культурная ценность правовой воли заключается в способности направлять в нужное русло законотворческую и правореализующую деятельность физических и юридических лиц. Она тормозит «сползание» правосознания в «яму» юридического нигилизма и маргинальности. Но это относится не к негативной правовой воле, а к духовно-этической, имеющей целью создание гуманного, демократического правопорядка. Наличие такой воли в структурах сознания законотворца предполагает совершение им целенаправленно и сознательно выбранной формы юридического поведения. Духовно и морально развитая правовая воля способна сдержать внешнее политическое давление, ибо в самом преодолении трудноразрешимых социально-правовых препятствий заключается сущность юридического волевого усилия.
Правовой волевой регуляции недостаточно: требуется тот безусловный имманентный императив, который придал бы правовому сознанию личности, законодателя завершенность. Таким категорическим императивом выступает правовой долг. Нравственноюридический долг формирует аксиологическую рефлексию соответствующего имманентного отношения к онтологическим структурам позитивного правопорядка.
Сущность правового долга состоит в проспективной юридической обязанности по реализации предписаний юридических норм. Наличие в правосознании субъектов правоотношений морально-правового долга есть непременное условие признания его зрелым, развитым. В содержательном аспекте юридический долг есть субъективно осознаваемое, психологическое возложение личностью на себя нравственно-правовых обязательств, имманентное принятие их как социально необходимых велений.
Правовой долг представляет собой строгое внутреннее предписание для лица не переходить рамки возможного и дозволенного законом. На наш взгляд, правовой долг есть духовно-правовая, культурная гарантия законности и правопорядка, ибо без позитивной правовой рефлексии субъектов права трудно ожидать у них наличия перспективной, активной юридической ответственности. А такая ответственность состоит в добросовестном (надлежащем) исполнении субъектами возложенных на них юридических обязанностей, задач, функций, в том числе и долга. Современное состояние отечественного правосознания характеризуется наличием в нем некоего правового вакуума, который необходимо чем-то заполнить. С одной стороны, такой вакуум в сознании людей может быть заполнен духовно-нравственными и религиозными ценностями, а с другой — криминальным, уголовным менталитетом с его глубоко нигилистическим отношением к праву [5, с. 33-35].
Российский законодатель должен обратить на это пристальное внимание, возложить на себя нелегкое бремя созидания действительно морально зрелого правосознания. Разумеется, это задача не только законодателя (хотя его роль здесь велика); она стоит и перед всеми остальными субъектами права, что относится ко всей системе правоприменительных органов (в особенности, к правоохранительным), к должностным лицам, гражданам. Правореализующую деятельность последних нельзя переоценить, ибо характер их правового поведения (правомерный или противоправный) задает юридический «тон» функционированию государственного аппарата в целом.
Таким образом, правовая психология представляет собой сложно структурированный слой правосознания, объединяющий в себе духовный комплекс чувств, настроений, эмоций, переживаний, иллюзий, воли, фантазии, воображения, совести, интуиции, массовидных психологических стереотипов юридического поведения и формирующийся в результате не только отражения правовой действительности, но и ее творческого созидания. Она определяет глубинные источники правотворческого и правоприменительного процессов, их адекватность принципам и нормам естественного права.
1. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий. — СПб.: Наука, 2010. — 608 с.
2. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретикоинформационный аспект / А.В. Малько. — Саратов: Правда, 2004. — 249 с.
3. Алексеев С.С. Общая теория права / С.С. Алексеев. — М.: Проспект, 2011. — 495 с.
4. Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики / Н.И. Матузов // Правоведение, 2007. — № 4. — С. 16-20.
5. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» / Н.И. Матузов // Правоведение,1994. — № 2. — С. 3-16.
Источник