Тренинги «Формула хорошего настроения» Цель: развитие позитивной коммуникации в группе, выбор и использование молодежью адекватных, не вредящих здоровью способов и приемов, помогающих справляться с плохим настроением. Задачи: Создать благоприятные условия для эффективного межличностного общения в группе. Закрепление навыков самоанализа, содействие самораскрытию, активизация процесса рефлексии. Организация обсуждения в молодежных группах применяемых приемов и способов, помогающих справляться с плохим настроением, и выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов. Проведение упражнений, игр, творческих заданий, способствующих сосредоточению внимания, активизации мыследеятельности участников. Презентация формулы хорошего настроения, обозначение и визуализация составляющих хорошего настроения на коллаже. Целевая группа: старшеклассники (от 15 до 30 человек). Условие для занятий: просторное помещение 24–30 кв. м, стулья по количеству участников, расположенные по кругу, а также стулья по количеству участников. Техническое обеспечение: музыкальный центр, диск с песней «Хорошее настроение», проектор, экран, скотч – 3 шт., ножницы – 3 шт., бумага формата А3, А4, ватманы, маркеры – 3 упаковки, фломастеры – 3 упаковки. Ход занятия
Музыкальное сопровождение (песня «Хорошее настроение»). Оформление доски, соответственно тематике занятия. I. Организационно-мотивационный этап (в общем круге). Участники усаживаются на стулья, расположенные по кругу. 1. Оргмомент. Приветствие участников тренинга. 2. Упражнение «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый…». Цель: Знакомство, повышение и активизация настроения участников группы, создание условий для повышения самооценки молодежи. Инструкция: Я – ведущий, начинаю, а вы продолжите по кругу: «Я – Таня – умная», следующий участник повторяет имя предыдущего и называет свое имя и качество «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый» и так далее по кругу. 2 Вывод: Каждый человек уникален, и поэтому надо учиться говорить о себе положительно. Это в свою очередь придает уверенности. Надо любить себя и уважать, и тогда людям уважать тебя будет легче. Чем меньше комплексов, тем ты проще, и, как известно, будь проще и люди к тебе потянутся. -Как вы думаете, с какой целью мы выполняли это упражнение? — Мы прослушали песню, выполнили упражнение, как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? 3. Сообщение темы и целей занятия. Сегодня мне хотелось бы Вас пригласить на тренинговое занятие, где каждый из вас сможет окунуться в мир игры. Наша встреча посвящена тому, чтобы вы поближе узнали друг друга, а также мы поговорим о составляющих хорошего настроения. 4. Принятие правил работы группы. Правило говорящего . Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца. Правило поднятой руки . Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли пришедшие в голову во время работы. Право ведущего . Я как ведущий буду следить за соблюдением принятых группой правил. 5. Беседа «Мое настроение» Цель: Введение в тему, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии. – Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это – ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка – и все становится ясно. Есть ли у вас свое настроение, такое, в котором вы находитесь чаще всего? Подумайте, каким вас видят ваши друзья, одноклассники, родители? Я призываю вас к самоанализу. Вам необходимо будет работать с людьми, и уметь управлять своими эмоциями. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он взаимодействует. В результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать, ни обмениваться впечатлениями. В эти моменты обычно душой владеют не жизнеутверждающие чувства, а мрачные предчувствия. Но, с другой стороны, вам известно, что постоянно выражаемая в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного 3 человека не соответствует общему настроению. Поэтому важно знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего настроения в той или иной конкретной ситуации, а также о мере его проявления в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой. 6. Упражнение «Ассоциации». Цель: Провести ассоциативный ряд с понятием «плохое и хорошее» настроение, активизация мыследеятельности участников. – Что для вас хорошее настроение вашего друга (подруги)? Одним словом продолжите предложение: Хорошее настроение друга – это… ( Улыбки, смех, радость, … ). Если настроение – это цвет, то какого цвета хорошее настроение? А плохое? Хорошее настроение родителей – это… ( Улыбки, смех, радость, … ). Мозговой штурм. Обсуждение. – Поднимите руку, кто считает, что настроение зависит от внешних факторов. Почему вы так считаете? Поднимите руку, кто считает, что во многом настроение зависит от себя самого. Вывод. Если я – человек и личность, то должен научиться управлять своим настроением, несмотря на все внешние факторы. Еще древнегреческий ученый Сенека говорил: «Самая высшая власть – власть над собой» II. Реализующий этап (в общем круге). 1. Разделение группы на команды. Участники из общего круга путем деления на команды размещаются за столами. Необходимые материалы: 3 отдельно стоящих стола для каждой команды, указатели с названиями столов «Капуста», «Перец», «Огурец», вокруг столов соответствующее числу участников количество стульев. Инструкция: Рассчитайтесь, пожалуйста, на «Капуста», «Перец», «Огурец», запомнив название овощей, которые сказали. Команда «Капуста», вы размещаетесь за столом, где изображен соответствующий указатель – «Капуста». Команда «Огурцов» и «Перцев» также размещается за соответствующими столами. 2. Творческое задание «Девиз команды» (работа в подгруппах). Цель: Повышение активности участников и содействие сплочению группы. Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды). Инструкция: Выберите капитана команды и придумайте девиз команды, который бы отражал Ваше хорошее настроение. Например: «Солнце светит для меня, лучше нету сего дня!» Выступления команд. Театрализация. 3. Упражнение «Как справиться с плохим настроением». 4 Цель: Обозначение способов, помогающих справляться с плохим настроением, выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов поднятия настроения. Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды). Инструкция: В командах обозначить способы, помогающие справляться с плохим настроением, а затем по истечении времени озвучить их. Вывод: Необходимо помнить, что одной из главных жизненных ценностей является здоровье. Выбирая определенные способы, помогающие справляться с плохим настроением, нужно подумать: «Какой ценой я улучшаю свое настроение сегодня?». Если ответ – «Ценой в здоровье», то постараться выбрать другой способ. 4. Творческое задание «Эскиз хорошего настроения» Цель : Развитие позитивной коммуникации, сплочение коллектива. Необходимые материалы: Листы А4 – 6 шт. (по 2 листа на команду), фломастеры – 3 упаковки, маркеры – 3 упаковки (по 1 упаковке для каждой команды). Инструкция: Каждый задумайте эскиз хорошего настроения. Не ограничивайтесь в воображении. Это могут быть любые элементы, отражающие именно ваше хорошее настроение. Задание – нарисовать общий рисунок, где каждый будет рисовать не более 30–40 секунд. Затем он передает лист другому. Рефлексия. Каждый постарался внести свое в общее дело. Подумайте, получился ли у вас общий рисунок или это все-таки отдельные элементы. Ваш эскиз может рассказать о слаженности работы в группе. Презентация эскиза. 5. Игра «Пишущая машинка» Цель: Выработка положительных эмоций, слаженности работы в группе, сплочение коллектива. Необходимые материалы: Проектор, экран. Фраза, выведенная на проекторе «Хочешь быть счастливым – будь им!» Инструкция: Итак, мы – буквы алфавита. Будем печатать предложение «Хочешь быть счастливым – будь им!» Просьба запомнить свою букву, которую произнесете, когда будем рассчитываться плюс «Пробел», «Точка», «Восклицательный знак». Печатать будем так: встает нужная буква и произносит свое название. Точка – хлопнет в ладоши, пробел – топнет ногой, восклицательный знак – крикнет «Ура!». 6. Презентация «Формула хорошего настроения» Цель: Обозначение формулы хорошего настроения, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии. Необходимые материалы: Проектор, экран. Презентация «Формула хорошего настроения». Демонстрация презентации. 5 Формулой хорошего настроения является здоровое тело, ясный ум и положительные эмоции и чувства. Тело нуждается в уходе, ум в тренировке и очень хорошо, если все сопровождается радостью, позитивом. Ведь смех – это лекарство от многих болезней. Дело в том, что смех вызывает в организме комплексный биохимический процесс. Ученые рекомендуют вместо 40 минут расслабляющего отдыха 5 минут здорового смеха. 7. Упражнение «Пожелание другу» . Цель: Создание позитивного эмоционального фона. Необходимые материалы: Заготовки листочков в форме сердечка и ручки – по количеству участников. Декоративный мешочек. Инструкция: На сердечке напишите приятную фразу другу. Можете начать так: «От всей души желаю тебе…»
Источник
Классный час для школьников. И хорошее настроение не покинет больше вас…
Правда, какое у нас настроение, такие мы и есть.
Работа в группах: «опиши настроение» Делимся на четыре группы. Каждая группа получает тему, на которую необходимо написать небольшое сочинение, описать настроение. Темы: 1. Устал, как собака. 2. Нахожусь на вершине мира. 3. Сумасшедший день. 4. Что происходит?
Учащиеся работают по темам, затем читают то, что у них получилось. Настроение – это психологический фон, определяющий действия личности. «под настроение» люди признаются в любви, совершают подвиги, из-за плохого настроения делают ошибки, совершают проступки. Но настроение можно создавать и изменять. Что вы делаете, когда случаются неприятные ситуации? Контроль за настроением (беседа с учащимися) 1. Что вы обычно делаете, когда вам одиноко?
2. Что еще вы могли бы делать в этой ситуации? 3. Что вы обычно делаете, когда вы сердитесь? 4. Что еще вы могли бы делать в этой ситуации? 5. Что вы обычно делаете, когда беспокоитесь или нервничаете? 6. Что вы могли бы еще делать в это время? 7. Что вы обычно делаете, когда стесняетесь? 8. Что еще вы могли бы делать при этом? 9. Что вы обычно делаете, когда вас обидели? 10. Что еще вы можете сделать в этой ситуации? Спасибо за ответы. Мне хочется привести вам слова Д.Карнеги: «если считаешь себя разбитым, ты действительно разбит. Если ты думаешь, что не посмеешь, значит, не решишься. Значит, ели тебе хочется выиграть, но ты думаешь, что не сможешь, то почти наверняка проиграешь. Если ты думаешь, что не сможешь ответить на «5», то и не сможешь. А если ты скажешь себе: «я выучу и смогу ответить на «5», то наверняка получишь эту оценку. В битвах жизни не всегда побеждает самый сильный или самый быстрый, но рано или поздно победит тот, кто считал себя на это способным. Как вы думаете, можно ли научиться владеть своим настроением? (ответы учащихся). Сейчас увидите, что это не так сложно.
Повышаем настроение:
Например: Слава новому дню, Слава верным друзьям, Слава всему, что со мной происходит, Слава, что завтра наступит день лучше, Слава, что я могу многое! На настроение влияет даже на цвета. Старайтесь одеваться так, чтобы у вас было хорошее настроение.
Теперь на практике попробуем применить то, чему мы научились с вами. Работа в группах. Класс уже разделен на 4 группы. Каждая группа получает ситуацию, которую нужно правильно разыграть.
Ваш друг не в первый раз ссорится со своим приятелем по двору. У него портится настроение. Он думает, что все мальчишки вредные и противные. Поднимите другу настроение, не обижая никого.
Вашу подружку постоянно одноклассник дергает за косы. Из-за этого у нее плохое настроение, когда она идет в школу. Как исправить ситуацию, не встречаясь с обидчиком?
Вы познакомились со знакомой вашей подруги. Когда вы все вместе, у вас портится настроение, потому что вам не нравится, как себя ведет новая знакомая. Но терять свою подругу вы не хотите. Что предпринять?
От скольких людей я завишу: От тех, кто посеял зерно, От тех, кто чинил мою крышу, Кто вставил мне стекла в окно;
Кто сшил и скроил мне одежду, Кто прочно стачал сапоги, Кто в сердце вселил мне надежду, Что нас не осилят враги;
Кто ввел ко мне в комнату провод, Снабдил меня свежей водой, Кто молвил мне доброе слово, Когда еще был молодой.
О, как я от множеств зависим Призывов, сигналов, звонков, Доставки газеты и писем, Рабочих у сотен станков;
От слесаря, от монтера, Их силы, их речи родной, От лучшего в мире мотора, Что движется в клетке грудной.
А что я собой представляю? Не сею, не жну, не пашу — По улицам праздно гуляю Да разве стихи напишу.
Но доброе зреет зерно в них Тяжелою красотой — Не чертополох, не терновник, Не дикий осот густой.
Нагреется калорифер, Осветится кабинет, И жаром наполнятся рифмы, И звуком становится свет.
А ты средь обычного шума Большой суеты мировой К стихам присмотрись и подумай, Реши: «это стоит того!»