- Практическое занятие № 1. Тема: «Темперамент»
- Павловский темпераментальный опросник (pts)
- практическое занятие с элементами видеоурока по теме «Темперамент и его типы»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Практическая работа «Определение типа темперамента»
- Просмотр содержимого документа «Практическая работа «Определение типа темперамента»»
Практическое занятие № 1. Тема: «Темперамент»
Понятие и определение темперамента.
История учений о темпераменте (Гиппократ, Э.Кречмер, У.Шелдон).
Современные представления о природе темперамента (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.М.Русалов).
Физиологические основы темперамента.
Темперамент как основа для формирования стиля деятельности.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. — СПб.: Речь, 2003. С. 405-428.
Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – С. 553-566.
Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995 – С. 451 – 489.
Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с. (§§ 4.1., 15.8.).
Русалов В.П. О природе темперамента и его месте в структуре индивидных свойств человека// Вопросы психологии. – 1985.- №1. – С. 19-32.
Ответьте на Павловский темпераментальный опросник. Определите, к какому типу темперамента Вы относитесь, используя классификацию темпераментов, данную И. П. Павловым.
Павловский темпераментальный опросник (pts)
Назначение теста: исследование свойств нервной системы: силы процессов возбуждения, торможения и подвижности нервной системы.
Шкалы: сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервной системы
Инструкция к тесту:
Этот опросник содержит утверждения, касающиеся разных свойств нервной системы. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что у каждого свойства есть свои достоинства
Просим Вас определить свое отношение к высказываниям по порядку, не заглядывая в свои предыдущие ответы. Старайтесь оценивать себя искренне, описывайте себя таким (такой), каким (какой) Вы были на протяжении последнего года (нескольких лет), а не таким (такой), каким (какой) Вы хотели бы быть. Вам будет легче дать ответ, если Вы будете сравнивать себя со знакомыми Вам людьми того же пола и приблизительно того же возраста.
Совершенно очевидно, что поведение и взгляды изменяются в зависимости от ситуации, тем не менее просим Вас дать общую оценку самого (самой) себя и описывать себя таким (такой), каким (какой) Вы бываете обычно.
На каждое утверждение можно дать один из четырех ответов.
1 – Решительно не согласен
2 – Скорее не согласен
3 – Скорее согласен
4 – Полностью согласен
1. Если меня кто-нибудь обижает, я стараюсь ответить тем же.
2. Я отказываюсь от задуманного, если внезапно выясняется, что это сопряжено с опасностью
3. Я быстро настраиваюсь на неожиданный визит.
4. Если по ходу реализации плана возникают опасности, для меня это вполне достаточная причина, чтобы от него отказаться.
5. Мне трудно отказаться от чего-то, что доставляет мне удовольствие, даже если окружающие меня об этом просят.
6. Внезапная угроза не лишает меня мужества.
7. Я с трудом привыкаю к новой среде.
8. Я не люблю работать под громкую музыку.
9. Даже в незнакомом месте я быстро начинаю себя чувствовать как дома.
10. Должно пройти много времени, прежде чем я привыкну к новым знакомым.
11. При чтении я избегаю шума.
12. Я легко привыкаю к новому месту.
13. Я охотно работаю, когда вокруг большое движение.
14. Я легко перехожу от одной работы к другой.
15. Я охотно принимаю вызов, таящийся в рискованном начинании.
16. Я могу выполнять поочередно, один за другим, совершенно разные виды работы.
17. Иногда мне трудно оторваться от разговора, хотя – в принципе – я собирался заняться чем-то совершенно другим.
18. Я опасаюсь сколько-нибудь значительного риска.
19. Я в состоянии попеременно выполнять совершенно разные действия.
20. Я неохотно включаюсь в рискованные игры.
21. Быстрый переход от одного действия к другому не представляет для меня трудности.
22. Если возникает необходимость заняться делом, то я легко отрываюсь от разговора.
23. Мне нелегко дается смена настроений.
24. Когда у меня плохое настроение, то даже то, чему я обычно радуюсь, не в состоянии его рассеять.
25. Даже перед лицом опасности я сохраняю спокойствие.
26. Я делаю перерыв раньше, чем планировал, потому что слишком поглощен мыслями о том, что собираюсь делать во время перерыва.
27. Шум во время работы выводит меня из себя.
28. Я сохраняю спокойствие в автомашине, даже если возникает опасность.
29. Я отношусь к той породе людей, которые без труда меняют свое настроение.
30. Иной раз я лишь с трудом сдерживаюсь, дожидаясь своей очереди выступить.
31. Для перехода от печали к радости мне необходимо много времени.
32. Я бы замучился, если бы мне пришлось одновременно разговаривать по двум телефонам.
33. Когда вокруг меня все время что-то происходит, моя производительность снижается.
34. Мне нравятся ситуации, в которых я могу одновременно заниматься разными вещами.
35. Моя производительность падает, если вокруг много отвлекающих меня от работы факторов.
36. Я с трудом даю своему собеседнику кончить фразу.
37. Если я считаю это необходимым, то легко сдерживаю желание сразу же высказать свое мнение.
38. На заданный мне вопрос я, как правило, отвечаю мгновенно, хотя иной раз разумнее было бы подождать.
39. Я быстро справляюсь с изменениями хода моей работы.
40. Мне все равно, что кому-то мешает мое хобби (увлечение)
41. Я не в состоянии работать, если вокруг меня все время что-то происходит.
42. Я с легкостью приспосабливаюсь к внезапным изменениям моих планов работы (распорядок дня).
43. Меня выводит из себя то, что встреча с моим начальником откладывается.
44. Я быстро привыкаю к новому месту
45. Я не устаю даже от длительной и тяжелой работы
46. Когда это требуется, я без труда сдерживаюсь, прежде чем поделиться с другими переданной мне по секрету информацией
47. Меня не изматывает даже очень напряженная работа.
48. На работе окружающие по одному моему виду, как правило, угадывают, радуюсь ли я, нервничаю или в плохом настроении.
49. Я быстро устаю, когда приходится работать дольше обычного.
50. Я люблю разговаривать одновременно с несколькими людьми.
51. Чувство раздражения не мешает мне реализовать мои планы.
52. Даже читая газету, я не теряю нить разговора.
53. Когда так и хочется сказать что-то злое, я все же могу сдержаться.
54. Даже когда я стараюсь это скрыть, по мне сразу видно, что я разочарован.
55. Мое лицо – «открытая книга», которую каждый может читать.
56. Меня настолько выводят из себя неприятные известия, что я уже не способен сосредоточиться на своих делах.
57. Объясняя что-то, я легко раздражаюсь.
58. Когда следует, я без труда могу сдержаться от проявления своих чувств.
59. Неожиданные перемены в моем распорядке дня выводят меня из себя.
60. Когда я поручаю кому-то работу, то с трудом дожидаюсь момента ее завершения.
61. Волнующие переживания мешают мне осуществить мои намерения.
62. Когда я нервничаю, это сразу видно.
63. Когда представляется возможность бросить взгляд на чужие вещи или записи, я с трудом сдерживаю любопытство.
• Ответы на эти вопросы следует инвертировать (1 = 4; 2 = 3; 3 = 2; 4 = 1): 2, 4, 8, 11, 18, 20, 27, 33, 35, 41, 49, 56, 61, 1, 5, 17, 26, 30, 36, 38, 40, 43, 48, 54, 55, 57, 60, 62, 63, 7, 10, 12, 23, 24, 31, 32, 59.
• Сила процессов возбуждения (SE): 2, 4, 6, 8, 11, 13, 15, 18, 20, 25, 27, 28, 33, 35, 41, 45, 47, 49, 51, 56, 61.
• Сила процессов торможения (SI): 1, 5, 17, 22, 26, 30, 36, 37, 38, 40, 43, 46, 48, 53, 54, 55, 57, 58, 60, 62, 63.
• Подвижность нервной системы (МО): 3, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 19, 21, 23, 24, 29, 31, 32, 34, 39, 42, 44, 50, 52, 59.
На основе подсчета суммарного балла определяют силу возбуждения (SE), силу торможения (SI), подвижность нервной системы (МО) у испытуемого.
Источник
практическое занятие с элементами видеоурока по теме «Темперамент и его типы»
разработка практического занятия с элементами видеоурока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Темперамент и его типы»
Тип у рока: практическое занятие с элементами видеоурока
1. Явления, характеризующие человека как личность.
2. Темперамент: понятие и теории.
3. Характер и его свойства.
Межпредметные связи: предметы гуманитарного цикла.
Методологическая цель: использовать индивидуальную и коллективную форму работы с целью обеспечения участия всех студентов в обсуждении вопросов, ситуаций, возникающих в процессе урока, а также сознательного усвоения учебного материала; практическое применение знаний, полученных ранее; формирование профессиональных навыков.
-обобщение и систематизация знаний
— применение полученных знаний на практике
— развивать креативные (творческие) и аналитические умения учащихся
-развитие познавательной деятельности через анализ предложенных ситуаций (видеоматериал)
-развитие коммуникативных способностей и творческого подхода к решению предложенных задач
-совершенствовать культуру мышления, потребность самосавершенствования
-воспитывать организованность, ответственность за результаты коллективного труда
- Составить сводную таблицу типов темперамента
- Разработать рекомендации по учету особенностей типов темперамента в учебном процессе
- Обобщить представления об учете темперамента в общении и деятельности
3.Запись материала- мультфильм «38 попугаев» и «Зарядка для хвоста»
Задание: По предложенному видеоматериалу описать и определить тип темперамента, используя следующие параметры:
-поведение — отношение к критике
-эмоции — отношение к новому
-речь — стремление к цели
-настроение — оценка собственных способностей
Структура и содержание урока:
1. Организационный момент: мотивация учебной деятельности, определение целей и задач урока.
2. Основная часть:
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.
- Побудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
Определение базового уровня знаний по теме (определение темперамента, теории темперамента и т.д.)
Прием технологии «Развитие критического мышления»
Какую информацию вы знаете по теме «Темперамент»?
Обобщение полученной информации.
2 . Фаза реализации смысла (осмысления)
- Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал.
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
А) Демонстрация и обсуждение материала (1 часть)
Б) Анализ видеоматериала (использовать подсказку на доске) и заполнение таблицы.
Прием технологии «Развитие критического мышления». Составление таблицы «Сравнение типов темперамента».
- Выделение категорий сравнения (подсказка на доске)+ самостоятельные критерии
- Составление группой сводной таблицы «Сравнение типов темперамента»
Тип нервной системы
Итог (указать животное. символизирующее тот или иной тип темперамента)
Прием технологии «Развитие критического мышления» «Мозговой штурм»
Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.
1. Группа делится на подгруппы. Выбирается учащийся, который будет все записывать.
2. В режиме «мозгового штурма» каждая подгруппа отвечает на вопросы два вопроса (ниже)
3. Выбираются наиболее подходящие ответы, корректируются.
4. Презентация итогов работы каждой группы по этим вопросам
1. По каким внешним признакам – вербальным и невербальным можно определить представителя данного темперамента среди учащихся в учебном заведении.
2. Как учесть особенности проявлений темперамента в учебном процессе и общении с ними.
Значение и учет темперамента в общении и деятельности.
Задание : Разыграть предложенные ситуации, продемонстрировав особенности проявления темперамента (как будет себя вести, чувствовать человек в этих обстоятельствах). В сценках участвуют по 1 человеку (каждый представляет выбранный им тип темперамента)
Ситуация 1. Длинно-предлинная очередь (в поликлинике, в магазине и т. Д.), в которой все простояли уже более часа, все устали, раздражены, скоро время закрытия. Вдруг, без очереди к кассе (дверям кабинета) пытается пролезть активная, целеустремленная, наглая женщина средних лет. Как будет реагировать каждый тип темперамента?
Ситуация 2. Поставили оценку 2 на экзамене.
Ситуация 3.Прием у психолога: рассказать о том, как разлюбила, бросила девушка (молодой человек)
3. Фаза рефлексии.
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
- Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Составьте список из 5-7 имен (среди студентов, преподавателей, известных людей, политиков, актеров, ведущих и т. д.). Докажите свою точку зрения. Дайте рекомендации по взаимодействию с ними.
3. Обобщение. Итоги урока
Оцените себя по технологической карте урока (Приложение 1). Перенесите баллы, полученные на уроке, в технологическую карту курса «Основы педагогики и психологии» (Приложение 2).
- Атлас по психологии. Под. Ред. Гамезо М.В., Домашенко А.И. М.: Просвещение,1986-2012
- Маклаков А.Г. Общая психология. Спб,2008
- Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений: в 3-х книгах. Т. 1:Общие основы психологии- М.: Владос,2008
- Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. М., 2010
Источник
Практическая работа «Определение типа темперамента»
Практическая работа «Определение типа темперамента»
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Определение типа темперамента»»
Практическая работа №2
Определение типа темперамента
Цель: определить темперамент по методике Айзенка.
1. Ответьте на 57 вопросов. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Работайте быстро, не тратьте слишком много времени на обдумывание ответа – наиболее важна ваша первая реакция. На вопрос можно ответить «да» или «нет». Отвечать нужно только ПРАВДИВО! Начинайте!
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, одобрить или посочувствовать?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если вам это невыгодно?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не затрачиваете ли много времени на обдумывание?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины на это не было?
10. Верно ли, что «на спор» вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда вы чувствуете сильную вялость?
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких людей?
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли тем же?
23. Считаете ли вы свои привычки хорошими?
24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы чем-то виноваты?
25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувств и беззаботно развлечься с веселой компанией?
26. Можно ли сказать, что часто у вас нервы бывают натянуты до предела?
27. Слывете ли вы за человека веселого и живого?
28. После того, как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Что вы предпочитаете, если хотите что-либо узнать: найти это в книге или спросить у друзей?
33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?
34.Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы говорите только правду?
37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?
40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или встречу с кем-то?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?
46. Огорчились бы вы, если бы не смогли долго видеться с друзьями?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?
49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков, или вашей работы?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?
2. Обработка результатов.
1. Шкала достоверности. Начислите себе 1 балл за каждое совпадение ваших ответов с такими ответами:
Ответ «да» на вопросы: 6, 24, 36.
Ответ «нет» на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Если результат от 5 и больше баллов, то дальнейшую обработку данных можно не производить, так как они не внушают доверия. Другими словами, Ваши ответы не достоверны.
Мой показатель искренности: _______ .
2. Шкала экстраверсии. Начислите себе 1 балл за каждое совпадение ваших ответов с такими ответами:
Ответ «да» на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
Ответ «нет» на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.
Мой показатель экстраверсии: ______ .
Экстраверсия – степень общительности, зависимости поведения от мнения окружающих, умение приспосабливаться к новым условиям.
3. Шкала эмоциональной устойчивости – нейротизма.
Начислите себе 1 балл за каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
4. Перенесите свои показатели экстраверсии и нейротизма на график. Точка пересечения линий, проведённых из отложенных точек, укажет ваш тип темперамента.
Начертите оси координат: горизонтальная ось — «шкала экстраверсии», вертикальная ось — «шкала эмоциональной устойчивости». Каждая шкала от 1 до 24, пересекаются в точке 12. Отметьте свои показатели на осях. Найдите точку пересечения. Точка может лежать на оси, если одна из шкал равна 12.
Результат, который Вы получили, — Ваш преобладающий тип темперамента. По шкале экстраверсии вы можете посмотреть тип направленности личности: экстраверт или интроверт.
Сделайте вывод об особенностях вашего темперамента.
Источник