Мастер-класс для педагогов «Игры для развития эмоциональной сферы у детей»
Ольга Крашенинникова
Мастер-класс для педагогов «Игры для развития эмоциональной сферы у детей»
Цель. Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром.
1. Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;
2. Дать определение понятия эмоции;
3. Научить понимать эмоциональное состояние детей;
4. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению игровых технологий.
Жизнь не часто бывает сказкой,
Всё бывает, увы, не так.
На лицо надеваем маску,
Закрываясь от глаз зевак.
И никто никогда не знает,
Что у каждого за душой:
Дружба ненависть закрывает,
Злость улыбкою убивает.
А в реальности что бывает,
Остается только с тобой.
Все люди без исключения, попадая в какие-либо жизненные ситуации, испытывают разнообразные эмоции – веселье, печаль, злость, удивления, брезгливость, сочувствия, восторг и т. д. Взрослые люди хорошо владеют своими эмоциями, пряча свои чувства под маской. А дети? Они естественны и непосредственны в своём поведении. Они не могут скрывать свои чувства и эмоции так, как это делает взрослый человек. Ребёнок искренне переживает успехи и неудачи, которые происходят в его жизни.
В отличие от интеллектуального развития, развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание.
А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей. Они признаны первичными формами психической жизни, центральным звеном в психическом развитии личности. Они побуждают человека к активности, стимулируют и регулируют эту активность.
Эмоции ребенка — это «послание» окружающим о его состоянии. Если
ребенок грустный или злой, значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым — значит, в его внутреннем мире все хорошо.
Речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение тесно связаны с состоянием эмоционально-волевой сферы. Внешним проявлением этой сферы является эмоциональная выразительность (мимика, пантомимика, жесты, выразительная речь, эмоциональная лексика, которая подвластна контролю и влиянию. А это значит, что, развивая эмоциональную выразительность, можно влиять на внутренние эмоциональные механизмы и психические процессы.
Пожалуйста вспомните какие бывают виды эмоции (положительные и отрицательные).
— Так как же мы можем подействовать на развитие эмоций у детей? (ответы). Самый действенный приём – это игры. Поэтому я предлагаю вам обратить внимание на игровые технологии. Но сначала хотелось бы вспомнить, какие эмоции мы знаем. Все мы хорошо знаем игру «Угадай-ка!» и я хочу сейчас немного поиграть с вами.
1. Мои глаза слегка прищурены.
Уголки рта слегка приподняты.
2. Глаза слегка сужены.
Уголки рта опущены.
3. Мои брови нахмурены и сдвинуты.
Губы плотно сжаты.
Ноздри расширены и дрожат.
Я сжимаю кулаки.
4. Мои брови приподняты.
Рот слегка приоткрыт, округлён.
Глаза широко раскрыты.
5. Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице.
Глаза очень широко открыты.
Я хочу защититься, спрятаться, убежать.
6. Я опускаю и отворачиваю голову в сторону.
У меня краснеет лицо, уши.
За правильный ответ получают смайлики эмоций. Вызвать участников.
— Давайте представим, уважаемые педагоги, что мы ненадолго станем детьми и находимся в своём любимом саду.
И первая игра, которую я вам хочу предложить, поможет отвлечься, взбодриться. В этой игре вам необходимо выполнять мои команды очень быстро. Итак, начинаем. В течении трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Сейчас я буду говорить вам, чем вы будете очень быстро касаться своего партнёра:
Теперь очень быстро подберите себе нового партнёра и крепко сожмите руку.Поприветствуйте друг друга такими частями тела:
— левое колено к левому колену!
— правая ладонь к правой ладони!
— левое плечо к правому плечу!
Для того, чтобы создать позитивной микроклимат в группе я использую в своей работе игру «Ролевая гимнастика». С помощью этой игры дети раскрепощаются, развивается актёрское мастерство, коммуникативная компетентность. Игра помогает познавать чувства другого существа, развивает эмпатию.
Пройти по кругу как: злой волк, веселый мышонок, испуганный заяц, гневный медведь, грустная лиса, удивленный кот.
Игра «Создание рисунка по кругу»
Цель: создание в группе благоприятного микроклимата.
Содержание игры: У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.
Какие мысли были, когда вы начинали рисовать?
Какие мысли были, когда к вам переходили по кругу рисунки других участников?
Какие эмоции вы испытывали, когда, вы получили ваш рисунок?
Мы поиграли в три игры, такие как «Найди пару и поприветствуй друг друга», «Ролевая гимнастика», «Создание рисунка по кругу»
-Какие чувства вы испытали во время игр? (ответы).
-Веселье, азарт, восторг, другими словами как назвать эти состояния?
(положительные Эмоции).
Положительные эмоции надёжно защищают детей от умственных перегрузок и приносят только пользу, как для физического, так и для психического развития.
Но очень часто дети испытывают и отрицательные эмоции.
-Педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо уметь предотвращать появление и формирование негативных эмоций у детей. Я хочу пригласить вас на экскурсию по Фотогалерее, там мы постараемся вместе с вами найти различные приёмы, которые помогут маленькому человеку преодолеть свои отрицательные эмоции.
1 серия фотопортретов: – Какое эмоциональное состояние испытывают дети на этих портретах? (страх, ужас).
— Назовите самые распространенные детские страхи.
Примерные ответы: страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных персонажей, чудовищ, привидений, смерти, боязнь хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей и т. д.
Причинами возникновения детских страхов могут быть:
гиперопека; обособленность родителей; конфликты в семье; отсутствие одного из родителей; суровые наказания и запреты; жесткое обращение и физическое насилие; компьютерные игры; бесконтрольный просмотр телевизионных программ и фильмов; сильный испуг (особенно в ситуации внезапности); пребывание в экстремальной ситуации (пожары, наводнения, взрывы, землетрясения, теракты и т. д.).
— Для коррекционной индивидуальной и подгрупповой работы можно использовать игру:
— На доске вывешиваю нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы этих рисунков и как им можем помочь.
-Теперь нам нужно перевоспитать свой страх (дорисовать шары, хлопушки, веселые атрибуты, исправить выражение лица)
-Данное упражнение предоставляет детям возможность обсудить свои и чужие страхи, попытаться всем вместе найти пути и способы, как с этими страхами справиться. С помощью этого упражнению ребенок убеждается в том, что страх относителен, с ним можно справиться, изменив его или свое отношение к этому страху.
2 серия фотопортретов:
– Перейдем ко второй серии фотопортретов. Какое эмоциональное состояние испытывают дети на этих портретах? (грусть, печаль).
— В дошкольном возрасте у детей часто изменчиво настроение. Хотя негативные переживания непродолжительны, они захватывают ребенка полностью, с чем бывает трудно справиться в одиночку. Выйти из этого состояния может помочь педагог.
Для того, чтобы снять напряжение, избавиться от отрицательных эмоций, укрепить дружеские взаимоотношения, можно использовать такую игру, как «Настроение». Вначале мы с детьми на большом листе ватмана рисуем гуашью или красками свое настроение (в виде лужайки). Затем дети достают из корзины лепестки различных цветов. Каждый цвет соответствует какому-либо настроению, и все мы формируем один большой цветок на нашей лужайке. После окончания работы мы анализируем то, что у нас получилось, и выясняем, какое же настроение царит в нашей группе.
— Можно предложить детям собрать цветок для ребенка, у которого плохое настроение, используя те цвета, которые поднимут ему настроение, сказать ему ласковые слова.
— Для того, чтобы стимулировать положительных эмоций, исключить или снять негативные переживания, можно применять такую игру, как «Волшебный стул». Ребенку, у которого плохое настроение предлагается сесть на стул, а другие дети выполняют для него различные задания. Например, сказать грустному ребёнку все ласковые слова, которые они знают, или украсить оригинально чем-нибудь его стул. Когда ребята подходят малышу, сидящему на волшебном стуле, говорят ему нежные слова, украшают стульчик чем-то необычным, играют с ним, то от грустного настроения их товарища не остаётся и следа.
3 серия фотопортретов. — Какое чувство объединяет детей на этих фотографиях? (гнев, ярость, злость).
— Гнев, злость, негодование, ярость – одни из главных эмоций человека, вместе с тем и малоприятные.
— Слово «гнев» на Руси начали использовать с 11 века. Оно произошло от слова «гной». Так говорили о состоянии больного человека, у которого тело было покрыто гнойными ранами. Позже у этого слова появился синоним – «ярость».
Для коррекции этой эмоции можно использовать такие атрибуты, как
«Мешочек для крика», или «Стаканчик гнева» — Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой или мешочек из плотной ткани с веревочкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан или мешочек.
«Подушечка для битья»-когда ребенок зол и находится в состояние гнева или ярости, то ему хочется подраться или обидеть кого-либо. Мы объясняем что бить другого плохо, ему больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно
«Коврик злости» — Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Ребенок разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
А я вам хочу предложить игру — «Мусорное ведро». (Ведро ставится в центр круга).
В это ведро можно выброситьвсе лишние, бесполезное, негативные проявления, которые Вам мешают, и Вы хотите от них освободиться.
— Как вы думаете, для чего люди используют мусорное ведро и зачем нужно всё время очищать его от мусора?
— Правильно, если мы не будем избавляться от мусора, по постепенно займёт все пространство, будет трудно дышать, тяжело будет двигаться, в конце концов так можно и заболеть. То же происходит и с чувствами – у всех нас накапливаются разные чувства и мысли, которые зачастую бывают ненужными и бесполезными. Когда мы накапливаем в себе отрицательные эмоции, чувства, переживания, например, обиду, грусть или печаль, злость или ненависть. Для человека это не нужно, бесполезно, и даже может быть опасно для здоровья.
— Я принесла вам бумагу разных цветов. Выберите себе любой цвет. Держа в руках бумажный лист, закройте на минуту глаза и представьте, что это ваши старые обиды, грусть, печаль, может злость или страхи… Можете смять их в комки или порвать на маленькие кусочки. Теперь выбросите в ведро все неприятные чувства, переживания, которые в вас накопились, и вы хотели бы от них освободиться.
— Что вы чувствовали, когда выбрасывали ваши обиды, грусть, гнев? Что вы чувствуете сейчас? Кому сейчас стало легче, радостнее, спокойнее?
— С помощью такого упражнения дети учатся избавляться от отрицательных эмоций, не оставлять их в себе, что, зачастую, очень сложно сделать нам, взрослым людям, но чему просто необходимо учиться.
Игра “Волшебные шары”.
В заключение нашей экскурсии, я хочу подарить всем вам воздушные шары, на которых каждый из вас фломастером нарисует ту эмоцию, которую вы получили от нашего занятия.
Источник
Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников
Игнатова Елена Михайловна
Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников
Мастер-класс по изготовлению практического пособия:
«Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модернизация российского образования определяет приоритетные цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Одной из важнейших задач модернизации является осуществление квалифицированной психолого-педагогической помощи в создании условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развития личности. Одной из задач социально-коммуникативного развития ребенка является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Как указывал Л. С. Выготский, согласованное функционирование эмоциональной сферы ребенка и его интеллектуального развития обеспечивают успешное выполнение любых форм деятельности. Изменения в социальной сфере ребенка происходят в процессе его развития. Возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции. При этом эмоциональная сфера сама по себе качественно не развивается, поэтому ее необходимо развивать.
Для этой цели я изготовила практическое пособие – книга «Эмоции» в которой представлен материал для ознакомления детей с основными эмоциями: радость, грусть, злость, испуг, удивление, спокойствие; для обучения детей различать эмоции по схематическим изображениям, понимать эмоциональное состояние людей, развивать воображение, наблюдательность, выразительность мимики.
В содержание дидактического материала вошли картинки из демонстрационного материала «Наши чувства и эмоции», а так же картинки из интернета. Идея практического пособия, представленные задания и упражнения являются авторскими.
Содержание дидактического материала:
• первые 6 страниц – знакомство с основными эмоциями: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие (сюжетная картинка, рисунок, пиктограмма, описание эмоции):
• задания на 7-10 страницах способствуют расширению представлений детей об эмоциях посредством сравнения и подбора картинок с определенным эмоциональным состоянием («Помоги кошечке найти свою хозяйку», «Помоги мальчику найти своего щенка», «Какое облачко поливает ромашку», «Какой грибочек нашел мальчик?»);
• на 11 странице дети учатся определять настроение в отрывках художественных произведений («Покажи кошечку, которая слушает сказку»);
• на 12 странице дети определяют эмоции на фотографиях и сравнивают со схематическим изображением «Определи эмоцию на фотографии»;
• на последней странице закреплено зеркало и пиктограммы основных эмоций для развития мимики ребенка.
Представленные в пособии материалы прошли апробацию в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Чебурашка» муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области с детьми 4-5 лет. Результаты апробации и внедрения обсуждались на заседаниях методических объединений и творческих групп ДОУ.
Актуальность представленного материала заключается в том, что его использование способствует организации психолого-педагогического сопровождения, направленного на эффективный индивидуальный подход к развитию эмоционального мира ребенка.
Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
(пошаговая инструкция изготовления книги)
1. Определяем цель и задачи изготовления книги.
2. Разрабатываем дидактические задания (игры, упражнения).
3. Подбираем необходимые картинки для дидактических заданий, распечатываем их и ламинируем.
Все картинки необходимо вырезать (разрезать на карточки)
4. Подготовить необходимые материалы для непосредственно книги: твердый картон, ткань разных цветов, ножницы, линейка, карандаш, крючок, клей прозрачный, пряжа разных цветов (100% хлопок) и пряжа «Травка» (для оформления обложки, нитки, иголка, ленточка, декоративные элементы (цветочки из кружева, медные подвески, пластиковые цветочки, пуговицы и т. п., зеркало.
5. Ткань и картон вырезаем необходимого нам размера (17 на 24см)
Картон вкладываем в ткань.
Края обшиваем со всех сторон, три стороны обвязываем крючком «веерочками».
6. Оформляем обложку: солнышко, бабочку и шарики вяжем крючком, травку – спицами, к траве пришиваем пуговицы: «божью коровку» и «ягодки», приклеиваем цветочки. Все пришиваем.
7. На странички 1-8 приклеиваем вырезанные картинки и украшаем цветочками.
8. Карточки для заданий на 9, 10, 12 страничках (облака, ромашки, мальчики, грибочки, фотографии детей) оформляем следующим образом:
• края карточек обшиваем
• сшиваем между собой в области обшивки, как блокнотик, чтобы их можно было перелистывать
• Далее приклеиваем картинку солнышка с зонтиком, смайлики и декоративные элементы.
9. Оформляем 11 страничку следующим образом:
• Вырезанные картинки приклеиваем, пришиваем декоративные элементы для украшения и придания сказочного настроения.
• Изготавливаем кармашек для сказок: вырезаем ткань, вяжем цветочек и шнур «гусеничку»; пришиваем к кармашку цветочек с бусинкой в середине, медные декоративные листочки; края кармашка обшиваем шнуром «гусеничкой»; пришиваем карманчик.
• Листы с отрывками из сказок разрезаем и вставляем в кармашек (в последствие их можно менять или дополнять).
10. Оформляем последнюю страничку-обложку:
• На картон приклеиваем зеркало
• В ткани вырезаем отверстие для зеркала и по контуру пришиваем шнур «гусеничку» (связано крючком)
• Крючком вяжем 6 цветов разного цвета с большой серединкой.
В центр цветов вклеиваем пиктограммы (смайлики, цветы пришиваем к ткани; края ткани под шнуром приклеиваем к зеркалу для безопасности; пришиваем декоративные элементы.
11. Готовые листы складываем в нужном порядке и сшиваем между собой за края.
12. Вяжем переплет.
13. Вырезаем и приклеиваем буквы (название книги)
14. Переплет пришиваем к обложкам с обеих сторон.
Наша книга готова!
Дидактическая игра «Такие разные эмоции» из деревянных ложек Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию пособие, которое было изготовлено для итогового тренинга по развитию эмоций у детей старшего.
Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Путешествие в страну доброго волшебника» (старшая группа) Цель: • Закрепить знания детей об эмоциях, снизить агрессивность, тревожность, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по.
Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Воспитатель 1 категории Живицкая.
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Мне не страшно, мне смешно» дети 6-го года жизни Цель занятия – снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми.
Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.
Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» Консультация. Тема: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников». Цель: — Познакомить педагогов и родителей с основными задачами эмоциональной.
Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога — психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников Стельмах Людмила Николаевна педагог-психолог Королевство эмоций Развитие эмоционально- волевой сферы дошкольников МБДОУ «Детский сад №56.
Консультация для родителей «Роль родителей в развитии эмоциональной сферы ребенка раннего возраста» Сегодня проблема развития эмоционально-волевой сферы дошкольника особенно актуальна. В наше время под воздействием ряда факторов у детей.
Стихи руками для детей 3–4 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей Дети любят повторять движения за взрослыми, на чем как раз и основывается принцип «Расскажи стихи руками». Взрослый сопровождает чтение.
Источник