Практические занятия по темпераменту

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Управленческая психология». Тема «Темперамент и его свойства»
методическая разработка по психологии по теме

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Темперамент и его свойства» для студентов 3 курса очного отделения по специальности «Гостиничный сервис».

Скачать:

Вложение Размер
prakticheskoe_zanyatie_1_temperament_i_ego_svoystva_po_discipline_upravlencheskaya_psihologiya.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие 1

Тема: Определение темперамента и его свойств

  1. научиться определять свойства темперамента;
  2. приобрести навыки определения поведения человека в зависимости от его индивидуальных свойств.
  1. тетрадь для практических занятий;
  2. текст «Типы темперамента»;
  3. текст «Основные свойства темперамента».

САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.

Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.

Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но и переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.

ХОЛЕРИК. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, не сдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.

Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен.

Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность.
Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.

МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.
Обычно он не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.

Основные свойства темперамента

  1. Ознакомьтесь с текстом «Основные свойства темперамента»

Свойства темперамента – это наиболее устойчивые, врожденные особенности психики, определяющие динамику психической деятельности в различных ее сферах.

Принято выделять следующие основные свойства темперамента:

  1. Сензитивность или чувствительность. О ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Иными словами, какой должна быть сила воздействия, чтобы человек отреагировал;
  2. Реактивность . Это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Люди различаются по степени выраженности реакций на одинаковые внешние или внутренние стимулы. О некоторых можно сказать: «вспыльчивый», «заводится с полоборота», а о других: «не поймешь, обрадовался или огорчился…»;
  3. Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, как он преодолевает препятствия на пути к поставленной цели (настойчиво, сосредоточенно, целенаправленно или вяло, неэнергично, рассеянно);
  4. Пластичность / ригидность. Противоположные свойства, которые проявляются в том, насколько легко и быстро человек приспосабливается к меняющимся условиям и внешним воздействиям или, наоборот, инертно, с трудом меняя свои привычки и суждения;
  5. Темп реакций . Характеристика скорости реагирования на внешние воздействия и протекания различных психических процессов (скорость запоминания, движения, выполнения мыслительных операций, темп речи, динамика жестов и т.д.);
  6. Эмоциональная возбудимость . О ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью эта реакция возникнет;
  7. Интроверсия / экстраверсия. Противоположная пара свойств, определяющих, чем обусловлены реакции и поведение человека: собственными представлениями, образами, мыслями, связанными с прошлым и возможным будущим (интроверт), либо актуальными впечатлениями внешнего мира (экстраверт).

Названные свойства темперамента отличаются от других сфер личности (способностей или мотивационной сферы) по ряду признаков:

  1. динамичность – характеризуют психику в динамике, подвижности, стремительности реагирования;
  2. устойчивость — индивидуальные значения этих свойств сохраняются длительное время, в течение жизни практически не меняясь;
  3. онтогенетическая «первичность» — свойства темперамента выявляются уже в раннем детстве, являясь наиболее ранними и исходными характеристиками психики;
  4. статистическая частота их проявления — особенностями темперамента считаются только те, которые в обычных условиях жизни проявляются чаще всего и наиболее типичны для данного человека;
  5. признак максимальности — свойства темперамента особенно точно можно определить в условиях, максимально трудных для их проявления;
  6. обусловленность генотипическими свойствами нервной системы – все перечисленные характеристики непосредственно зависят от врожденных особенностей нервной деятельности.
  1. На основании изученной информации, заполните следующую таблицу:

Источник

практическое занятие с элементами видеоурока по теме «Темперамент и его типы»

разработка практического занятия с элементами видеоурока

Скачать:

Вложение Размер
moy_urok.doc 90 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Темперамент и его типы»

Тип у рока: практическое занятие с элементами видеоурока

1. Явления, характеризующие человека как личность.

2. Темперамент: понятие и теории.

3. Характер и его свойства.

Межпредметные связи: предметы гуманитарного цикла.

Методологическая цель: использовать индивидуальную и коллективную форму работы с целью обеспечения участия всех студентов в обсуждении вопросов, ситуаций, возникающих в процессе урока, а также сознательного усвоения учебного материала; практическое применение знаний, полученных ранее; формирование профессиональных навыков.

-обобщение и систематизация знаний

— применение полученных знаний на практике

— развивать креативные (творческие) и аналитические умения учащихся

-развитие познавательной деятельности через анализ предложенных ситуаций (видеоматериал)

-развитие коммуникативных способностей и творческого подхода к решению предложенных задач

-совершенствовать культуру мышления, потребность самосавершенствования

-воспитывать организованность, ответственность за результаты коллективного труда

  1. Составить сводную таблицу типов темперамента
  2. Разработать рекомендации по учету особенностей типов темперамента в учебном процессе
  3. Обобщить представления об учете темперамента в общении и деятельности

3.Запись материала- мультфильм «38 попугаев» и «Зарядка для хвоста»

Задание: По предложенному видеоматериалу описать и определить тип темперамента, используя следующие параметры:

-поведение — отношение к критике

-эмоции — отношение к новому

-речь — стремление к цели

-настроение — оценка собственных способностей

Структура и содержание урока:

1. Организационный момент: мотивация учебной деятельности, определение целей и задач урока.

2. Основная часть:

  1. Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.
  2. Побудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

Определение базового уровня знаний по теме (определение темперамента, теории темперамента и т.д.)

Прием технологии «Развитие критического мышления»

Какую информацию вы знаете по теме «Темперамент»?

Обобщение полученной информации.

2 . Фаза реализации смысла (осмысления)

  1. Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал.
  2. Помочь соотнести старые знания с новыми.

А) Демонстрация и обсуждение материала (1 часть)

Б) Анализ видеоматериала (использовать подсказку на доске) и заполнение таблицы.

Прием технологии «Развитие критического мышления». Составление таблицы «Сравнение типов темперамента».

  1. Выделение категорий сравнения (подсказка на доске)+ самостоятельные критерии
  1. Составление группой сводной таблицы «Сравнение типов темперамента»

Тип нервной системы

Итог (указать животное. символизирующее тот или иной тип темперамента)

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Мозговой штурм»

Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.

1. Группа делится на подгруппы. Выбирается учащийся, который будет все записывать.

2. В режиме «мозгового штурма» каждая подгруппа отвечает на вопросы два вопроса (ниже)

3. Выбираются наиболее подходящие ответы, корректируются.

4. Презентация итогов работы каждой группы по этим вопросам

1. По каким внешним признакам – вербальным и невербальным можно определить представителя данного темперамента среди учащихся в учебном заведении.

2. Как учесть особенности проявлений темперамента в учебном процессе и общении с ними.

Значение и учет темперамента в общении и деятельности.

Задание : Разыграть предложенные ситуации, продемонстрировав особенности проявления темперамента (как будет себя вести, чувствовать человек в этих обстоятельствах). В сценках участвуют по 1 человеку (каждый представляет выбранный им тип темперамента)

Ситуация 1. Длинно-предлинная очередь (в поликлинике, в магазине и т. Д.), в которой все простояли уже более часа, все устали, раздражены, скоро время закрытия. Вдруг, без очереди к кассе (дверям кабинета) пытается пролезть активная, целеустремленная, наглая женщина средних лет. Как будет реагировать каждый тип темперамента?

Ситуация 2. Поставили оценку 2 на экзамене.

Ситуация 3.Прием у психолога: рассказать о том, как разлюбила, бросила девушка (молодой человек)

3. Фаза рефлексии.

  1. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
  2. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Составьте список из 5-7 имен (среди студентов, преподавателей, известных людей, политиков, актеров, ведущих и т. д.). Докажите свою точку зрения. Дайте рекомендации по взаимодействию с ними.

3. Обобщение. Итоги урока

Оцените себя по технологической карте урока (Приложение 1). Перенесите баллы, полученные на уроке, в технологическую карту курса «Основы педагогики и психологии» (Приложение 2).

  1. Атлас по психологии. Под. Ред. Гамезо М.В., Домашенко А.И. М.: Просвещение,1986-2012
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб,2008
  3. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений: в 3-х книгах. Т. 1:Общие основы психологии- М.: Владос,2008
  4. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. М., 2010

Источник

Методическая разработка с элементами тренинга: «Темперамент и характер человека»

Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области «Созвездие Орла»

Методическая разработка с элементами тренинга:

«Темперамент и характер человека»

Ковтун Наталия Ивановна

воспитатель структурного подразделения

Методическая разработка с элементами тренинга:

«Темперамент и характер человека»

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 13-14 лет (V-VIII классы). Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых является стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. На данном пути у подростка могут возникнуть серьёзные проблемы, которые в первую очередь связаны с возрастными особенностями.

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения, от безудержного веселья к унынию и обратно, а также попеременное (и даже одновременное) проявление ряда полярных эмоциональных реакций. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка зачастую просто не существует.

Кроме того в подростковом возрасте происходит отчуждение от взрослых, которое сопровождается, с одной стороны, со стремлением противопоставить себя взрослым, отстоять свою независимость и права, но, с другой стороны, ожидание их одобрения помощи, защиты и поддержки, ожидание их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчётливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека. Для подростка важно в этот период наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

Методическая разработка с элементами тренинга: «Темперамент и характер человека» адресуется организаторам воспитательной работы , воспитателям ГПД, педагогам дополнительного образования , классным руководителям .

Мероприятие предназначено для обучающихся 5-8 классов .

Цель: дать представление о физиологических основах темперамента,

Познакомить с происхождением популярной типологии темперамента.

Составить у учащихся представление о типологических свойствах и темпераменте, изучить названные свойства.

Сплотить коллектив в результате совместного изучения личностных особенностей учащихся.

Выработать умение определять свой тип темперамента и одноклассников.

Показать взаимосвязь темперамента и поведения человека.

Здравствуйте, ребята! Наше мероприятие я хочу начать с притчи (из рассказа И. Круга «Торопись не спеша»).

Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю.

“ Вот не везет, стоило в кои веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать — до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет”, – приговаривал он сквозь слезы.

“ Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!” – горячился второй, дубася кулаком в ворота.

“ Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка”, – успокаивал попутчиков третий.

“ Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем”, – взял в свои руки инициативу четвертый.

Все странники задали вопрос: «Почему мы всегда на все обстоятельства в жизни реагируем по-разному? И сейчас, стоя у закрытых ворот, и когда работу свою выполняем, и когда веселимся, и когда спорим». А вот это нам и предстоит узнать

Все люди очень разные. Даже близнецы с самого рождение ведут себя по-разному, хотя воспитываются в одинаковых условиях.

Одни от природы спокойны и медлительны. Другие энергичны и самостоятельны. Третьи несдержанны, раздражительны, их решительность не всегда обдуманна. Четвертые нерешительны и не уверены в себе. Одни на замечания реагируют криком, другие плачем, третьи замыкаются в себе, а четвёртые просто не обращают на них никакого внимания. В чём причина таких различий? А причина действительно есть, и название ей — темперамент. Попробуем разобраться в том, что это такое.

Сегодня на занятии мы постараемся выработать умение правильно вести себя с каждым членом классного коллектива в соответствии с особенностями его темперамента.

Для этого мы узнаем, какие существуют типы темперамента, что свойственно тому или иному типу темперамента, и попробуем найти свое место и место одноклассников в этой сложной нервной системе.

Обратите внимание на эпиграфы, они помогут нам понять главную цель нашего занятия.

самое главное в жизни –

владеть самим собой.

Надо поставить мысль

Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э., великий врач Греции Гиппократ (в роду которого было 17 поколений врачей) создал свое учение о типах темперамента (темперамент от латинского temperamentum – означает надлежащее соотношение, соразмерность частей), в котором он утверждал, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела: крови, лимфы, желтой желчи и черной желчи. Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение.

Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.

Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «земля») — флегматиком.

Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.

Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «вода») — меланхоликом.

Темпераментом называют врожденные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов. Именно темперамент обуславливает реакции человека на внешние обстоятельства. Темперамент в значительной мере формирует характер человека, его индивидуальность и является неким связующим звеном между организмом и познавательными процессами

От древней теории темпераментов остались только их названия. Классификация темпераментов И.П.Павлова – наиболее полный и признанный подход к пониманию темпераментов на современном этапе.

Итак, Павлов выделил четыре типа нервной системы:

Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)

Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)

Сильный, неуравновешенный (холерик)

Рассмотрим отличительные черты каждого из перечисленных темпераментов.

Темперамент и свойства нервной системы

Темперамент по Гиппократу

Свойства нервной системы по Павлову

Тип работы: высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Быстро может осваивать новую специальность. Чтобы подчиненный-сангвиник хорошо работал, надо перед ним непрерывно ставить новые и интересные задачи, при этом желательно систематический контроль и проверка. Его можно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой. Сангвиник сам знает себе цену и не ищет подтверждения своей значимости у начальства. Женщины – сангвиники очень чувствительные натуры, им необходима положительная оценка. Мужчины – сангвиники легко переносят замечания.

Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, м/с общего профиля, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и др. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах.

Тип работы : подходит работа, требующая, большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением. Любит трудности и препятствия, способен их преодолевать. Быстро включается в работу. Свои планы приводит в действие, работу доводит до конца. В период интенсивной работы склонен переоценивать свои возможности. Стремится к самостоятельности и плохо подчиняется власти. Напорист, но недостаточно настойчив. С холериками следует быть сдержанными, не допускать резкого тона, вместо замечаний, надо давать задания, которые позволяют исправить допущенную ошибку. Холерики хорошо работают с флегматиками и меланхоликами, но двух холериков объединять нельзя – они будут соперничать и конфликтовать.

Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель и др. Обладает вербальными способностями. Избирает задачи, позволяющие ему проявить свою энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям.

Тип работы: подходит работа, требующая, большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением. Любит трудности и препятствия, способен их преодолевать. Быстро включается в работу. Свои планы приводит в действие, работу доводит до конца. В период интенсивной работы склонен переоценивать свои возможности. Стремится к самостоятельности и плохо подчиняется власти. Напорист, но недостаточно настойчив. С холериками следует быть сдержанными, не допускать резкого тона, вместо замечаний, надо давать задания, которые позволяют исправить допущенную ошибку. Холерики хорошо работают с флегматиками и меланхоликами, но двух холериков объединять нельзя – они будут соперничать и конфликтовать.

Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель и др. Обладает вербальными способностями. Избирает задачи, позволяющие ему проявить свою энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям.

Тип работы : их работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе – низкая, он может быстро уставать. Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. Трудно приспосабливается в новом трудовом коллективе. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно использовать в профессиональной деятельности.

Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше.

Нежелательно работать водителем на общественном транспорте (в связи с торможением нервной системы). Меланхолики и сангвиники не уживаются друг с другом.

Рекомендуемые профессии: педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, машинопись, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и др. Склонность к творчеству, практическому труду, наблюдательности.

Практическая работа: «Выявить свой тип темперамента»

1. Любите ли вы ходить в гости?

2. Легко ли вам обратиться на улице к незнакомому человеку?

3. Нравиться ли вам работа, требующая быстрой реакции?

4. Любите ли рассказывать анекдоты?

5. Доводилось ли вам разыгрывать своих знакомых?

Подсчитайте свои ответы «Да» и запишите промежуточный результат:

От 0 до 2- ваш тип «M»

От 3 до 5- ваш тип «N»

Теперь ответьте ещё на 5 вопросов:

1. Бывают ли у вас резкие и внезапные перепады настроения?

2. Часто ли вам приходиться жалеть из-за того, что вы что-то сказали или сделали не подумав?

3. Легко ли вас обидеть?

4. Беспокоитесь ли вы о своём здоровье?

5. Волнует ли вас мнение окружающих?

Подсчитайте свои ответы «Да» и запишите промежуточный результат:

От 0 до 2 – ваш тип «O»

От 3 до 5 – ваш тип «P»

Теперь сложите результаты вместе, и вы узнаете свой темперамент:

«MO» — вы флегматик

«MP» — вы меланхолик

«NO» — вы сангвиник

Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Также нет «плохих» и «хороших» темпераментов. Уже сам факт их существования на протяжении тысячелетий подтверждает их жизнеспособность и целесообразность.

Упражнение «Помяли шляпу»

А сейчас представьте: вы сидите на скамейке, рядом с вами лежит ваша шляпа, к вам подходит человек и садится на неё! Как вы отреагируете.

Знаменитый французский писатель А. Дюма был сангвиником. Помните его «Три мушкитера»? Атос, Портос, Арамис и Д’Араньян как раз и представляют четыре темперамента. Они дополняют друг друга, как четыре стихии или четыре времени года, и поэтому непобедимы. Кто есть кто?

Атос — флегматик, спокойный, уравновешенный, честный, благородный, любит изысканную еду, вина, общество. Арамис — сангвиник, «хитая лисица», скрытный, «себе на уме», любитель женщин, романтик, мечтатель. Портос — меланхолик, добродушный, доверчивый, любит обильно поесть, хорошо выпить, простак, делать силой, а не умом. Д’Артаньян — холерик, взрывной характер, порывистые эмоции, необузданный темперамент.

Упражнение «Попади на спектакль»

Четыре молодых человека опоздали в театр и столкнулись с сопротивлением билетёра, который отказывался их пускать, так как спектакль уже начался. Разыграйте ситуацию с учетом темпераментов.

Один из молодых людей затеял спор. Он настойчиво доказывал, что часы в театре спешат и что он никому не помешает, если пройдёт в партер (холерик)

Другой быстро сообразил, что в партер ему не попасть, а первое действие можно посмотреть и с верхнего яруса, куда проникнуть проще (сангвиник)

Третий молодой человек решил, что первое действие, как правило, малоинтересно, и направился в буфет (флегматик)

Четвёртый же посетовал, что ему вечно не везёт, и… уехал домой. (меланхолик)

Упражнение «Золотой ключик»

К какому темпераменту относились Пъеро, Артемон, Арлекино, Буратино? Пьеро — меланхолик, Артемон — флегматик, Арлекино — сангвиник, Буратино — холерик.

Упражнение «Ваша реакция»

Обучающимся предлагают представить следующую ситуацию: «Вы стоите в очереди, и вдруг между вами и впередистоящим кто-то «влезает». Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко удается отбить охоту на будущее такому нахалу. Расскажите, какова типичная ваша реакция на подобную ситуацию. На поведение какого темперамента она похожа? А тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи неизбежны!» Далее эта ситуация обыгрывается. Участники распределяются. Один партнер играет роль «нахала», другой дает ему отпор. Затем они меняются ролями. Далее проводится конкурс на лучший ответ в данной ситуации. Ведущий оценивает, кто оказался самым находчивым.

Участникам предлагается придумать игру, в которой будут действовать холерик, сангвиник и флегматик. Например: идет судебное разбирательство. Обвиняется сангвиник, многократно нарушавший правила дорожного движения, превышавший скорость и разбивший чужую машину. От защитника он отказался. Обвинитель – холерик, судья – флегматик. Трое учащихся разыгрывают придуманную ситуацию. Педагог и остальные учащиеся следят за тем, чтобы они действовали в согласии со своим темпераментом.

Упражнение «Определи темперамент»

Обучающимся предлагается определить темперамент следующих исторических личностей по фотографиям (ответы заранее не даются). Для работы используются слайды из презентации 16-19.

Крылов И.А., Кутузов М.И., Ньютон И. — флегматики;

Бонапарт Н., Бомарше П., Герцен А.И. — сангвиники;

Суворов А.В., Менделеев Д.И., Пушкин А.С., Петр I, Павлов И.П. — холерики;

Блок А.А., Гоголь Н.В., Лермонтов М.Ю., Чайковский П.И. — меланхолики.

Информация к размышлению:

Типичным холериком был полководец Суворов – энергичный, импульсивный, целеустремлённый. Из истории вы знаете, что он от природы имел слабое здоровье, постоянно простужался, и в 10 лет приводил прислугу в ужас, обливаясь поздней осенью на крыльце холодной водой. Ему удалось закалить не только тело, но и дух: он удивлял солдат своей выносливостью, в пожилом возрасте ни в чём не уступая им.

Полной противоположностью Суворову был другой великий русский полководец – Кутузов. Он был флегматиком. Флегматикам свойственны неторопливость, основательность, благоразумие, вдумчивость, миролюбие. Какую роль сыграл темперамент полководцев в их стратегии и в истории?

Другой известный полководец, Наполеон, был типичным сангвиником. Сангвиники жизнерадостны, общительны, раскованны и уверены в себе, беспечны. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанёс ему флегматик Кутузов.

Помните, что ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, бывают только плохие характеры.

Особо хочу подчеркнуть, что ошибочно думать то, что самый «лучший» темперамент — сангвинический, а «худший» — меланхолический. Такая убеждённость (а она очень распространена) является в корне неверной. «Плохих» или «хороших» темпераментов не существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны, т.е. У КАЖДОГО ИЗ НИХ ЕСТЬ КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ТАК И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ. Также помните о том, что, несмотря на то, что изменить темперамент невозможно, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали углублению недостатков темперамента и развивали бы его сильные стороны. Следует стремиться управлять своим типом темперамента.

Психотехнические игры для развития личности. С помощью этого слайда обучающиеся смогут ознакомиться с упражнениями, рекомендуемыми для их типа темперамента.

направленные на развитие личности холерика.

Научитесь на время перевоплощаться в человека другого темперамента, например флегматика. Возьмите себе за правило некоторое время быть флегматиком. Говорите ровным и тихим голосом, медленно и спокойно, обдумывая свои слова. Также спокойно ведите себя с людьми.

Начните с десяти минут в течение дня и доведите это время до 2 – 3 часов. Обязательно проанализируйте свои ощущения и чувства, которые вы испытываете, общаясь с людьми, в этой роли.

Как бы вам не было трудно, во время веселой вечеринки или в дружеской компании целый час (лучше два, а ещё лучше три) постарайтесь сидеть в стороне, молча наблюдая за всем происходящим. При этом вас, конечно, будут просить принять самое активное участие в общем веселье, но сошлитесь на потерю «золотой туфельки» и останьтесь в стороне.

При этом постарайтесь понаблюдать за присутствующими. Как они себя ведут? Что делают? Как говорят? Не узнаете ли вы себя в некоторых из них? Если «да», то может быть что-то захочется изменить и в себе?

направленные на развитие личности сангвиника.

В ходе деловой беседы или простого разговора постарайтесь периодически передавать инициативу вашему собеседнику, например, спрашивая его: «А как вы считаете? Что вы думаете по этому вопросу?» Ещё лучше, если вы будете говорить о том, что интересно и что волнует вашего собеседника.

Не делайте никаких замечаний по поводу манеры общения вашего собеседника, напротив, — похвалите его. Но сделать это нужно без и ронии, доброжелательно.

Упражнение «Полный порядок»

Возьмите себе за правило – периодически приводить в порядок свои вещи, книги, учебники, свои записи. Для начала наведите элементарный порядок у себя на столе. Определите каждому предмету конкретное место и в дальнейшем постарайтесь класть его именно туда.

«Навести порядок в своих мыслях» вы можете с помощью дневника или еженедельника, в котором следует записывать основные дела на предстоящий день и вечером проверять, всё ли вы выполнили из того, что было намечено. Стремитесь выполнять все намеченные дела.

направленные на развитие личности флегматика.

Упражнение «Риск – дело благородное»

Как правило, вы долго и серьёзно обдумываете любое более или менее важное решение. Наверное, это разумно, но позвольте себе иногда безрассудные поступки, рискните, и самое главное – не жалейте и не расстраивайтесь, если вы не получили нужный результат. Ведь жизнь так увлекательна и интересна.

Возьмите себе за правило, хотя бы один раз в день (неделю) совершать рискованный поступок (пусть совсем маленький, но обязательно).

Сознательно играйте роль шута в любой компании, где вам приходится быть. Рассказывайте весёлые истории (вам их придётся заучить или придумать), разучивайте смешные песенки с друзьями, «травите анекдоты» (хотя это вам, конечно, даётся с трудом).

При этом вам нужно постараться чувствовать себя комфортно но, хотя это сначала будет трудно. Но каждый удобный случай вам нужно использовать для того, чтобы снова и снова сыграть роль шута. Эта роль поможет вам увидеть мир не таким мрачным, а людей не такими уж плохими.

направленные на развитие личности меланхолика.

Во время беседы и разговоров со своими друзьями сознательно стремитесь быть Оратором (именно с большой буквы). Для этого вам нужно говорить громко, чётко, используя различные ораторские приёмы, чтобы привлечь внимание собеседников. Не забудьте, что ваша речь должна быть понятна собеседнику (время от времени спрашивайте у него: « Ты понимаешь о чём я говорю?»).

Упражнение «Массовик – затейник»

В дружеской компании или на вечеринке не сидите в стороне, в очередной раз обдумывая свои мысли, а попробуйте сыграть роль массовика – затейника. Предложите всем участникам вечеринки какую – нибудь игру или другое интересное занятие. Важно не просто предложить интересную игру, но и организовать её проведение, привлечь как можно больше людей. Безусловно, вам сначала это будет очень трудно, но первый же успех окрылит вас и вы почувствуете радость от общения с людьми.

Вернемся к нашим странникам, давайте вспомним их реакцию на закрытые ворота

Вопрос — кто из путников кто?

Темперамент – индивидуальные особенности личности, относящиеся к его психике, которые отражают психическую деятельность человека. Он не зависит от целей и содержания и не меняется в течение жизни.

Ко всему вышеизложенному необходимо добавить следующее: абсолютно идентичных описаниям представителей типов темпераментов в жизни можно встретить не так и часто. В большинстве своём люди сочетают в себе сразу несколько типов, то есть они являются представителями смежных или смешанных типов. Так что не стоит расстраиваться, если вы не смогли примерить на себя полное описание какого-либо темперамента. К тому же человек вполне способен воспитать в себе необходимые качества, для этого требуются лишь терпение и сила воли.

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы – холериком, в исполнении решений – флегматиком. ( Вильгельм Вундт).

Источник

Читайте также:  Кожи подтянуть физическое здоровье улучшить эмоциональное состояние
Оцените статью