- Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников
- Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников
- Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры»
Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников
Игнатова Елена Михайловна
Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников
Мастер-класс по изготовлению практического пособия:
«Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модернизация российского образования определяет приоритетные цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Одной из важнейших задач модернизации является осуществление квалифицированной психолого-педагогической помощи в создании условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развития личности. Одной из задач социально-коммуникативного развития ребенка является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Как указывал Л. С. Выготский, согласованное функционирование эмоциональной сферы ребенка и его интеллектуального развития обеспечивают успешное выполнение любых форм деятельности. Изменения в социальной сфере ребенка происходят в процессе его развития. Возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции. При этом эмоциональная сфера сама по себе качественно не развивается, поэтому ее необходимо развивать.
Для этой цели я изготовила практическое пособие – книга «Эмоции» в которой представлен материал для ознакомления детей с основными эмоциями: радость, грусть, злость, испуг, удивление, спокойствие; для обучения детей различать эмоции по схематическим изображениям, понимать эмоциональное состояние людей, развивать воображение, наблюдательность, выразительность мимики.
В содержание дидактического материала вошли картинки из демонстрационного материала «Наши чувства и эмоции», а так же картинки из интернета. Идея практического пособия, представленные задания и упражнения являются авторскими.
Содержание дидактического материала:
• первые 6 страниц – знакомство с основными эмоциями: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие (сюжетная картинка, рисунок, пиктограмма, описание эмоции):
• задания на 7-10 страницах способствуют расширению представлений детей об эмоциях посредством сравнения и подбора картинок с определенным эмоциональным состоянием («Помоги кошечке найти свою хозяйку», «Помоги мальчику найти своего щенка», «Какое облачко поливает ромашку», «Какой грибочек нашел мальчик?»);
• на 11 странице дети учатся определять настроение в отрывках художественных произведений («Покажи кошечку, которая слушает сказку»);
• на 12 странице дети определяют эмоции на фотографиях и сравнивают со схематическим изображением «Определи эмоцию на фотографии»;
• на последней странице закреплено зеркало и пиктограммы основных эмоций для развития мимики ребенка.
Представленные в пособии материалы прошли апробацию в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Чебурашка» муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области с детьми 4-5 лет. Результаты апробации и внедрения обсуждались на заседаниях методических объединений и творческих групп ДОУ.
Актуальность представленного материала заключается в том, что его использование способствует организации психолого-педагогического сопровождения, направленного на эффективный индивидуальный подход к развитию эмоционального мира ребенка.
Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
(пошаговая инструкция изготовления книги)
1. Определяем цель и задачи изготовления книги.
2. Разрабатываем дидактические задания (игры, упражнения).
3. Подбираем необходимые картинки для дидактических заданий, распечатываем их и ламинируем.
Все картинки необходимо вырезать (разрезать на карточки)
4. Подготовить необходимые материалы для непосредственно книги: твердый картон, ткань разных цветов, ножницы, линейка, карандаш, крючок, клей прозрачный, пряжа разных цветов (100% хлопок) и пряжа «Травка» (для оформления обложки, нитки, иголка, ленточка, декоративные элементы (цветочки из кружева, медные подвески, пластиковые цветочки, пуговицы и т. п., зеркало.
5. Ткань и картон вырезаем необходимого нам размера (17 на 24см)
Картон вкладываем в ткань.
Края обшиваем со всех сторон, три стороны обвязываем крючком «веерочками».
6. Оформляем обложку: солнышко, бабочку и шарики вяжем крючком, травку – спицами, к траве пришиваем пуговицы: «божью коровку» и «ягодки», приклеиваем цветочки. Все пришиваем.
7. На странички 1-8 приклеиваем вырезанные картинки и украшаем цветочками.
8. Карточки для заданий на 9, 10, 12 страничках (облака, ромашки, мальчики, грибочки, фотографии детей) оформляем следующим образом:
• края карточек обшиваем
• сшиваем между собой в области обшивки, как блокнотик, чтобы их можно было перелистывать
• Далее приклеиваем картинку солнышка с зонтиком, смайлики и декоративные элементы.
9. Оформляем 11 страничку следующим образом:
• Вырезанные картинки приклеиваем, пришиваем декоративные элементы для украшения и придания сказочного настроения.
• Изготавливаем кармашек для сказок: вырезаем ткань, вяжем цветочек и шнур «гусеничку»; пришиваем к кармашку цветочек с бусинкой в середине, медные декоративные листочки; края кармашка обшиваем шнуром «гусеничкой»; пришиваем карманчик.
• Листы с отрывками из сказок разрезаем и вставляем в кармашек (в последствие их можно менять или дополнять).
10. Оформляем последнюю страничку-обложку:
• На картон приклеиваем зеркало
• В ткани вырезаем отверстие для зеркала и по контуру пришиваем шнур «гусеничку» (связано крючком)
• Крючком вяжем 6 цветов разного цвета с большой серединкой.
В центр цветов вклеиваем пиктограммы (смайлики, цветы пришиваем к ткани; края ткани под шнуром приклеиваем к зеркалу для безопасности; пришиваем декоративные элементы.
11. Готовые листы складываем в нужном порядке и сшиваем между собой за края.
12. Вяжем переплет.
13. Вырезаем и приклеиваем буквы (название книги)
14. Переплет пришиваем к обложкам с обеих сторон.
Наша книга готова!
Дидактическая игра «Такие разные эмоции» из деревянных ложек Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию пособие, которое было изготовлено для итогового тренинга по развитию эмоций у детей старшего.
Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Путешествие в страну доброго волшебника» (старшая группа) Цель: • Закрепить знания детей об эмоциях, снизить агрессивность, тревожность, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по.
Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Воспитатель 1 категории Живицкая.
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Мне не страшно, мне смешно» дети 6-го года жизни Цель занятия – снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми.
Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.
Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» Консультация. Тема: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников». Цель: — Познакомить педагогов и родителей с основными задачами эмоциональной.
Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога — психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников Стельмах Людмила Николаевна педагог-психолог Королевство эмоций Развитие эмоционально- волевой сферы дошкольников МБДОУ «Детский сад №56.
Консультация для родителей «Роль родителей в развитии эмоциональной сферы ребенка раннего возраста» Сегодня проблема развития эмоционально-волевой сферы дошкольника особенно актуальна. В наше время под воздействием ряда факторов у детей.
Стихи руками для детей 3–4 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей Дети любят повторять движения за взрослыми, на чем как раз и основывается принцип «Расскажи стихи руками». Взрослый сопровождает чтение.
Источник
Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры»
Наталья Назарова
Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры»
Педагогический опыт работы
Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Назаровой Натальи Геннадьевны
по теме «Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры»
Актуальность опыта.
Мир психических явлений включает не только познавательные, но эмоционально волевые процессы, которые делают его более насыщенным, многообразным. В развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера. От того, какой эмоциональный фон сопровождает ребенка, в первую очередь, зависит его отношения с окружающим миром.
Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. В связи с этим существует проблема определения основных путей психологического сопровождения естественного развития ребенка, которое бы включало развитие основ произвольности психических процессов. Детей уже в дошкольном возрасте важно научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием. Так как в современной жизни в любом дошкольном учреждении можно найти много детей, эмоциональные проявления которых очень бедны. Такие дети мало улыбаются, не проявляют заботу и эмпатию по отношению к другим.
Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игра. Поэтому именно в играх дети, эмоционально отражаются накопленные впечатления об окружающей жизни. Чем богаче его знания о жизни, тем многообразнее его творчество и переживаемые чувства. В игре дети легко преодолевают робость и застенчивость, у них развивается находчивость и выдержка. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе для воспитания эмоциональных качеств, эмоциональности.
Я считаю, что проблема развития эмоциональной волевой сферы является актуальной и обуславливает выбор темы опыта «Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры»,
так как эмоциональный мир играет важную роль в жизни ребенка и является основой для развития произвольности поведения.
Концептуальность.
Изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по теме «Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры», позволило мне выбрать и применить на практике наиболее актуальную систему психолого-педагогической работы.
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры.
— раскрыть сущность игры как средства развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста;
-практически изучить влияние игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
Работу я строю с учётом следующих принципов:
— Системность организации психики ребёнка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путём воздействия на другие психические процессы (ощущение, воображение, мышление) и их регуляцию.
— Опора на возрастные возможности дошкольников. Воплощению этого принципа способствует учёт интересов детей, определяемых возрастом (сказки, игры и т. д.).
— Поэтапность работы. Признавая важную роль игровой деятельности. Она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности.
Научная новизна содержит теоретическое обоснование игры как главного средства развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в разработке программы и картотеки игр на развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Наличие теоретической базы
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одно из наиболее важных проблем педагогики и психологии.
Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Я. З. Неверович, А. П. Усова, Т. А. Маркова и др., которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. П. Ф. Лесгафт рассматривал игру как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развитие у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой.
По утверждению П. Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижныхт игр развивает у ребенка умение управлять своим поведением, дисциплинирует его. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.
Свою работу с детьми дошкольного возраста строю в соответствии с программой детского сада, основанной в соответствии с комплексной программой воспитания и развития «Детство» авторский коллектив: В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой.
Теоретической основой моего опыта послужили следующие методические пособия: Алябьева Е. А., «Психогимнастика в детском саду», Кряжева Н. Л., «Развитие эмоций дошкольников», Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. «Тропинка к своему Я», Крюкова С. В., Слободяник. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Программы эмоционального развития детей дошкольного младшего школьного возраста, КошееваА. Д. «Эмоциональное развитие дошкольников», Эльконин Д. Б. «Психология игры», А. А. Романов «Расстройства поведения и эмоций у детей в целом».
Ведущая педагогическая идея
Причины, заставившие меня более внимательно отнестись к этой проблеме – это эмоциональные нарушения в поведении детей. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение, в виде особенностей характера (раздражительный, гневный, неумение детей адекватно проявлять собственные эмоции, учитывать эмоции окружающих и реагировать на них.
Мой опыт направлен на развитие эмоционально волевой сферы детей с помощью игры, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности. Игра – это самостоятельная эмоционально насыщенная деятельность, в которой есть момент импровизации и опробования.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре ребёнок учится проявлять свои эмоции, учится адекватному их выражению.
Таким образом, игровая деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Оптимальность и эффективность средств
Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день я пришла к выводу: формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Представленный мной опыт «Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры» показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с трёхлетнего возраста (вторая младшая группа). Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется за счёт слов, обозначающих эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста словом «настроение». С детьми 3-6 лет (вторя младшая, средняя, старшая группа) мной проводятся профилактические занятия по программе Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М «Тропинка к своему Я» направленные на создание условий для сохранения и формирования психологического здоровья дошкольников, обеспечения эмоционального благополучия, развития адекватного социального поведения, формирования положительного взаимоотношения и отношения к другим людям, раскрытия внутреннего потенциала в разных видах детской деятельности. Занятия проводятся в игровой форме, направленные прежде всего для снятия напряжения, создание в группе доброжелательной обстановке. С первых дней я пытаюсь установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом.
Коррекционно-развивающая среда играет очень большую роль в эмоциональном развитии детей. Для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы использую в своей работе программу Крюковой С. В. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь”. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Интересным для эмоционального развития детей является использование моделей. В качестве моделей в играх я использую пиктограммы, графическое изображение лица, силуэты людей. Действуя с подвижной аппликацией, ребенок упражняется в моделировании эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику эмоционального состояния. После проведенный игр, занятий с детьми провожу диагностику «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций», (проводится индивидуально.)
Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?».Ответы детей записывают в таблицу
В кабинете оформлен эмоциональный уголок, изготовлены дидактические игры: «Кубик настроений», «Подушка примирения», «Стакан крика». Сформирована картотека игр и упражнений на коррекцию и развитие эмоциональной сферы в повседневной деятельности детей. Основная цель данных, игр и упражнений – ознакомить детей с различными видами эмоций, учить их управлять своими эмоциями и настраивать детей на положительные эмоции.
Мной была внедрена в практику программа «Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников 4-7 лет», Цели программы: развитие и коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников, раскрытие их творческого потенциала. Коррекция навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Я хочу, чтобы у детей, с которыми я работаю было всегда хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми я систематически использую игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других. В течение года с детьми я провожу игры и другие мероприятия, на которых использую элементы психогимнастики, способствующие воспитанию эмоций. Дети охотно играют в «Угадай эмоцию» задача ребенка — по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. «Продолжи фразу», цель- развитие умения выражать собственные эмоции, «На что похоже настроение». Снизить уровень агрессивности у детей стараюсь в играх, в которых можно драться, например «Бой подушками» и т. д. Любят дети игры с карточками, изображающими различные эмоции («Сложи картинку?», «Встреча эмоций» и т. д.). Включение подвижных игр в образовательный процесс, безусловно способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт поведения. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
В качестве примера можно порекомендовать некоторые из таких игр: «Змейка» психологический смысл игры в том, что дети в данной ситуации учатся действовать согласованно, не испытывать чувства страха в процессе общения, «Совушки» психологический смысл данной игры заключается в том, что детям приходится учиться координировать свои действия с действиями других игроков, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия для достижения успеха.
Игра в качестве эмоционального стимула рассматривается ни как самостоятельная деятельность, как средство, включающие другие виды деятельности. Отсюда – педагогически целесообразные комплексы типа труд и игра; художественная деятельность и игра; познавательная деятельность и игра. Игра – это не только показ, переживание конкретного поступка, это еще и мысль-действие, мысль-образ. И в этом ее воспитывающая сила.
Результативность опыта
Опыт проведения подвижных и малоподвижных игр показал достаточно высокие результаты: Дети стали лучше знать эмоции других людей. Также получили положительные эмоции во время проведения игр. Отношения детей в совместных играх стали более дружелюбными, справедливыми. Заметно уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, ранее игравшие в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх. В результате целенаправленной и систематической работы с детьми средствами игровой деятельности, я добилась положительных результатов в работе. А именно:
— проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении;
-актуализация у ребенка новых форм переживаний;
-формирование адекватного отношения к самому себе и другим;
-развитие самосознания, уверенности в себе;
-развитие произвольного контроля;
-укрепление саморегуляции поступков.
Таким образом, при проведении игр, направленных на развитие эмоционально- волевой сферы у детей улучшается общий эмоциональный фон. Дети общаются между собой, чаще ребенок идет на контакт с педагогом, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице). Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.
Моя работа для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Предложенный практический материал может оказаться полезным при планировании и осуществлении деятельности в дошкольном учреждении. Главное – учитывать потребности ребёнка, а так же возможности педагога в конкретной ситуации. Предлагаемы игры и занятия не являются средством решения всех проблем, однако позволяют создать благоприятную атмосферу для эмоционального развития ребёнка.
При реализации работы по эмоциональному развитию важно учитывать этапность поставленных целей и задач.
1. На первом этапе необходимо пробудить в детях эмоциональную активность, доверие к себе и другим людям, чувство Мы.
2. На втором этапе важно обратить внимание на интерес детей к сверстникам, развитие эмпатии, способности сопереживать, понимать, видеть, слышать другого.
3. На третьем этапе обратить внимание на формирование позитивных представлений детей о себе. Главная задача педагога – обеспечить сознание ребёнком своей значимости, гордости за свои успехи, познание своей индивидуальности.
4. На четвёртом этапе важно обратить внимание на эмоциональную восприимчивость детьми себя и сверстников, способность самовыражения. Это возможно при эмоциональной открытости самого педагога при взаимодействии с детьми.
5. На пятом этапе важно вести детей, опираясь на их чувства принадлежности к группе, умение воспринимать другого, согласовывать свои действия, достигать успеха в группе.
Литература.
1. Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.
2. Н. С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49с. : ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).
3. Кряжева Н. Л., Развитие эмоций дошкольников. – М., 2002.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1989.
5. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985.
Данилина Т. А. Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. Айрис Пресс, 2004.
6. КошееваА. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. — М. ,2003.
7. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М. : Генезис, 2005.
8. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М. : Генезис, 2004.
Развитие эмоционально-чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста Утром проснись и душой улыбнись Всем улыбку дари, не стесняясь. До друзей ты улыбкой своей прикоснись, В путь с друзьями дневной собираясь.
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте важное значение имеют эмоционально- нравственные чувства и навыки общения для развития детских взаимоотношений. Первоначальное.
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников Одна из областей психолого-педагогической работы по ФГОС — это социально-коммуникативное развитие. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих.
Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ ГОКУ «Школа – интернат р. п Квиток» Доклад «Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой.
Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы Календарно – тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально – волевой сферы (1-4 класс) № п/п Задачи коррекционной.
Опыт работы по самообразованию «Развитие речи с помощью дидактических игр» за 2016–2017 год Тема, над которой я работаю по самообразованию, называется «Развитие речи с помощью дидактических игр». Основной целью является создание.
Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы детей посредством рисования песком» Содержание 1. Введение. 2. Актуальность проблемы. 3. Новизна. 4. Теоретическая часть. 4.1 Анализ психолого-педагогических исследований в.
Открытое занятие на тему: «Коррекция эмоционально-волевой сферы» с детьми подготовительной группы Цель: формирование положительного эмоционального состояния Задачи: -способствовать развитию самоуважения детей; -развитие чувства единства,.
Игра на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет с ЗПР «В гостях у медведя» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «В гостях у медведя» на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет с ЗПР Задача-коррекция.
Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Развитие психологии современного человека.
Источник