- Самоучитель по блоку Психолого педагогическая диагностика личности педагогических работников (2 стр.)
- Ваш психолог. Работа психолога в школе.
- Самое популярное
- План лекции:
- 1. Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического процесса и их психологическое обоснование
- 2. Структура педагогической деятельности
- 3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса
- 4.Психологические требования к личности учителя
- 5. Проблемы педагогического общения
- 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- 7. Психологические особенности педагогического коллектива
Самоучитель по блоку Психолого педагогическая диагностика личности педагогических работников (2 стр.)
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося личностью – а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, – сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями понимаются определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Так, Ф. П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:
• дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержание и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;
• экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;
• перцептивные способности – выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;
• организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
• суггестивные или авторитарные способности – способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.
К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует.
К. Д. Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии: «Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы от ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический…». Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:
• не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
• не противопоставлять сильных слабым;
• не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
• замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко;
• воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;
• формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.
Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки.
Задание для самостоятельной деятельности:
1. Проведите следующий комплекс процедур психолого-педагогической диагностики.
1) методика ГОКК (М. И. Лукьянова);
2) диагностика личностных качеств учителя (по Зверевой В. И.);
3) анкета «Совершенствование профессиональной деятельности педагогов» (по Райгородскому Д. Я.);
4) методика «Психологический портрет учителя» (авторы: З. В. Резапкина, Г. В. Резапкина);
5) анкета «Какой Вы педагог» (по Овчаровой Р. В.).
2. Предоставьте преподавателю количественно-качественный анализ полученных результатов.
Комплекс методик
Методика ГОКК (М. И. Лукьянова)
По методике ГОКК (групповая оценка коммуникативной компетентности) каждому эксперту предлагается рассмотреть шесть профессионально значимых качеств педагога и три коммуникативных функции. Характеристика каждого из них складывается из восьми показателей, которые эксперт должен оценить определённым количеством баллов.
В пронумерованных регистрационных бланках названия качеств и коммуникативных функций не даны. Бланк № 1 служит для оценки эмпатичности, № 2 – способности к рефлексии; № 3 – общительности; № 4 – гибкости личности (в мышлении, поведении) № 5 – способности к сотрудничеству, контакту; № 6 – эмоциональной привлекательности педагога; № 7 – функции влияния; № 8 – функции организации; № 9 – функции передачи информации.
Каждое качество и функция оценивается по 6 – балльной шкале:
Часто, ярко выражено – 5
Чаще проявляется, чем нет – 4
Непостоянно, ситуативно – 3
Не могу оценить – 0.
Время для ответов не ограничивается.
Для получения объективного мнения о проявлении педагогом ПЗЛК и уровне его коммуникативной компетентности необходимо, чтобы экспертов от каждой группы (педагогов, родителей) было не менее 15.
Бланк 1
1. Хорошо понимает настроение ребёнка
2. Внимателен к ребёнку и его проблемам
3. Проявляет любовь и уважение к детям
4. Внимателен к настроению ребёнка
5. Учитывает эмоциональное состояние ребёнка на уроке
6. Готов эмоционально откликнуться на проблемы собеседника
7. Сочувствует ребёнку при его неудачах
8. Демонстрирует уважение к личности ребёнка
Общая сумма баллов
Средний балл по качеству
Бланк 2
1. Интересуется и принимает во внимание мнение детей
2. Умеет сдерживаться, даже когда дети неправы
3. Может публично признать свои ошибки
4. Принимает во внимание интересы и склонности ребят
5. Учитывает свои прежние ошибки
6. В трудных ситуациях проявляет спокойствие и выдержку
7. Стремится постоянно получать обратную связь
8. Критически относится к своим поступкам, действиям
Общая сумма баллов
Средний балл по качеству
Бланк 3
1. Говорит о своих трудностях и переживаниях партнёрам по взаимодействию
2. Легко устанавливает контакт с большинством детей
3. Проявляет готовность к обсуждению с собеседником различных вопросов
4. Стремится к у становлению доверительных отношений с детьми
5. Интересуется личными проблемами детей
6. Проявляет интерес к собеседнику и его информации
7. Проявляет открытость в общении
8. Стремится поддерживать многочисленные контакты с разными субъектами
Общая сумма баллов
Средний балл по качеству
Бланк 4
1. Не демонстрирует своего превосходства над детьми
2. Признает за ребёнком право на собственную точку зрения
3. Проявляет требовательность и строгость
4. Проявляет готовность к пересмотру собственной точки зрения
5. Владеет разными способами организации занятия
6. Признает равенство позиций педагога и воспитанника
7. Умеет анализировать общественные события и процессы
8. Творчески, неординарно относится к своей педагогической деятельности
Источник
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Лекция 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя |
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология |
План лекции:1. Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического процесса и их психологическое обоснование 1. Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического процесса и их психологическое обоснованиеПедагогическая деятельность — это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий. 2. Структура педагогической деятельностиВыделяют три компонента педагогической деятельности:
Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности. 3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процессаВ «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции — руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.
4.Психологические требования к личности учителяК личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.
К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует.
Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки. 5. Проблемы педагогического общенияПедагогическое общение — это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики у которого перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:
Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогического общения — по задачам, по средствам, по результату. 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельностиГоворя об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:
Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты неизбежно оказываются другими. 7. Психологические особенности педагогического коллективаА.С. Макаренко писал: «. я не представлял и не представляю, можно ли воспитать. детский коллектив, если не будет коллектива педагогов». Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру. Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет, методические объединения учителей-предметников и классных руководителей, администрация школы. Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит от морально-психологического климата в нем. От него зависит самочувствие учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности. Климат коллектива в немалой степени определяет и меру творчества каждого учителя. Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств: стиля руководства администрации школы, условий труда, социально-психологической совместимости учителей — членов коллектива; социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией школы. Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, который объединен не только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения и симпатий, становится могущественным воспитателем детского коллектива. Источник: И.Н.Логвинов, С.В.Сарычев «10 избранных лекций по педагогической психологии» Источник |