- Познавательные способности человека: чувства, рассудок, разум и интуиция. Фантазия, творчество. Рациональное и иррациональное в познании
- 29. Познавательные способности человека: чувства, рассудок, разум и интуиция. Фантазия, творчество.
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
- Читайте также
- Способности, талант, гений
- (2) Умственные способности и интеллект
- (3) Ментальные способности и тенденции
- ФЕСТИВАЛЬ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ
- § 62. Теоретико-познавательные предзнаменования. «Догматическая» и феноменологическая установка
- Творческие способности
- 9.1. Лидерские способности
- 220. СПОСОБНОСТИ
- НАСЛЕДСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ОБУЧЕНИЕ
- Глава 7 Потенциал энергий. Эволюция прародителя человека. Социальный характер жизнедеятельности вида. Эволюция человека. Умственные и мыслительные качества и способности
- Глава 8 Принцип работы коры полушарий человеческого мозга. Разумное поле и энергия разума. Умственные и мыслительные качества и способности человека. Человеческий социум
- Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий
- Эпилог. Негативные способности
Познавательные способности человека: чувства, рассудок, разум и интуиция. Фантазия, творчество. Рациональное и иррациональное в познании
Чувственное познание:
— основано на познавательных способностях человека, связанных с органами чувств. Слово «чувственный» многозначно, оно ассоциируется не только с ощущением, но и с чувством , как проявлением эмоций. Поэтому правильным было бы подразделять чувственное познание на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное. Мы будем говорить о чувственно-сенситивной способности или способности человека получать информацию об объектах с помощью органов чувств (конкретно-чувственное познание). Но при этом не будем забывать, что такое разделение весьма условно, что чувственное познание пронизано рациональным.
Чувственное познание — это форма познания, связанная с осмыслением чувственных данных, но несводимая к ним. Органы чувств человека вряд ли можно считать самыми развитыми. В тоже время имеются факты, показывающие большие возможности человеческого организма к чувственно-сенситивному познанию мира. Например, художники способны различать сотни оттенков цветов, дегустаторы – огромное количество оттенков вкуса, музыканты – звуков и т.п. Тем не менее диапазон воспринимаемых человеком звуков, цветов, запахов довольно ограничен. Это, с одной стороны, позволяет ему свободно ориентироваться и действовать в окружающем его соразмерном ему макромире. А, с другой стороны, эта ограниченность позволяет не перегружать человеческое восприятие незначительными для человеческой жизни подробностями. Выделяют четыре этапа чувственного познания: изначальное впечатление (живое созерцание), ощущение, восприятие, представление.
Ощущения –элементарная дифференцированная форма чувственного познания, когда в первоначальном образе начинают выделять отдельные его качества (форму, цвет, вкус и пр.) Это один способ представления ощущений.
Восприятие – это целостный, чувственный образ предметов полученных посредством наблюдения. Восприятие существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, неразрывно связанная с другими познавательными действиями. Поэтому процесс восприятия носит активный и творческий характер. Целостные, чувственные образы восприятия в результате взаимодействия человека с окружающей средой, постепенно накапливаются в его сознании. Такое накопление осуществляется через память. Поэтому мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае образуется более сложная форма познания – представление
Представление — это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.
Рассудок действует по отношению к своим предметам разделяющим и абстрагирующим образом, т.е. он представляет собой противоположность непосредственному созерцанию и чувству, которые всецело имеют дело с конкретным предметом и остаются при нем.С рассудка начинается рационалистическое познание. Благодаря рассудку наличные предметы схватываются в их определенных различиях и фиксируются в их изолированности. Как в теоретической так и в практической областях рассудок позволяет человеку достигнуть твердости и определенности в знаниях.
Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.
Интуиция— чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте. В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания(интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.
Фантазия- ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия — это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять. То есть жить образами и представлениями, рождаемыми в мозговой части Человеком — Мечтателя… Фантазия — это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
29. Познавательные способности человека: чувства, рассудок, разум и интуиция. Фантазия, творчество.
Конкретно-чувственное познание (эмпирическое познание). Основано на чувственно-сенситивном отражении, присущем и животному миру, но специфически развившемуся в процессе человеческой практики. Диапазон органов чувств человека специально приспособлен для ориентации и деятельности в макромире, поэтому микро- и мегамир остаются недоступными прямому чувственному познанию. Человек обладает тремя формами чувственного отражения: ощущениями, восприятиями и представлениями.
Ощущения – форма отражения, соответствующая отдельным свойствам предметов. Ощущения могут быть составными частями восприятия, а также самостоятельными. Восприятия – форма отражения, соответствующая системе свойств предмета. Ощущение и восприятие возникают при непосредственном взаимодействии с предметом.
Представление – это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.
Мышление (относится к теоретическому познанию) – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.
Различают два уровня мышления:
рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;
разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.
Следует отметить, что рассудок – это обычное житейское мышление, здравый смысл; его логика изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание.
С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума – объединить многообразное и выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений.
Интуиция — процесс и результат постижения истины, в котором присутствуют бессознательные элементы. Понимается как в интеллектуальном, так и в чувственном, и в мистическом смысле.
Интуиция близка и сопутствует состоянию вдохновения, духовного видения, открытия и откровения, и имеет истоки в бессознательном (или сверхсознательном) слое психики человека. В интуиции непосредственно схватывается сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия. Считается, что интуиция больше связана с правополушарным типом мышления.
Два основных подхода к пониманию интуиции: 1) Интуиция — основа познания, она схватывает предмет в его сущности и затем человек с помощью логики разрабатывает открытое, дальше, строя на изначальной интуиции развернутое «древо» знаний. 2) Интуиция — как результат долгой внутренней работы ума, в условиях недостатка информации, как «озарение», на основе накопления внутреннего опыта человека. Такая интуиция носит вспомогательный характер.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.
Разновидность творческого воображения — фантазия.
ФАНТАЗИЯ — термин, относящийся к сфере психических способностей человека и употребляющийся в двух различных значениях: 1) как способность мысленно создавать (представлять) образ предмета или события, не присутствующего в непосредственном опыте; 2) как способность создавать новаторские, ранее неизвестные мысленные объекты (образы, конструкции, понятия и т.д.).
Источник
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Общие закономерности процесса познания:
1. Закономерность, показывающая основополагающие этапы познания: движение от живого созерцания к абстрактному (в данном смысле, рационально — отвлеченному) мышлению и от него к практике. «Живое созерцание» — это непосредственное активное взаимодействие субъекта с объектом познания, где преобладающую роль играет чувственное отражение действительности. «Абстрактное мышление» оперирует понятиями, суждениями и умозаключениями, не выбрасывая полностью и форм чувственного познания. На этом этапе происходит постижение скрытой сущности объекта. Проверка результатов познания осуществляется на практике, которая, в конечном счете, подтверждает или опровергает правильность чувственного и логического отражения объекта.
2. Закономерность, показывающая универсальную направленность познания: движение от явления к сущности и обратно. Человек постоянно углубляется в объект, двигаясь от сущности как бы «первого порядка» к сущности «второго», «третьего» и т. д. порядка, вскрываются новые и новые внутренние и внешние связи и отношения.
3. Закономерность, показывающая универсальные способы познания: движение от непосредственного созерцания к рассудочному мышлению и от него к разуму. Непосредственное созерцание — это восприятие мира с помощью нерасчлененного единства чувств и мышления, при котором возникает поверхностное отражение явлений действительности без выяснения их внутренних взаимосвязей. Рассудок — это абстрактное и по форме (отвлечение мысли), и по содержанию (нецелостное) мышление, сводящее действительность либо к одной из формальных противоположностей, либо — к количественному описанию явлений и внешних связей между ними. Разум — это диалектический способ мышления, в процессе которого преодолевается поверхностность непосредственного созерцания и односторонность рассудка и создается синтетическая мысленно-конкретная картина целостного, но вместе с тем многообразного бытия.
4. Закономерность, характеризующую диалектику познания: движение через единство и борьбу двух сторон познания — отражение и понимание.
Понимание — особая сторона и элемент сознания (в широком смысле), функция и метод научного познания (в узком смысле), которая заключается в выявлении сущности предметов, их смысла и значения и в их интерпретации.
Понимание представляет собой «раскодирование» научных и обыденных смыслов, оно непосредственно направлено не на сам объект знания, а на форму отражения объекта в знании. Отражение невозможно без предварительного понимания, так как субъект налагает на действительность свой смысловой контекст, определенным образом понимает ее, наполняет смыслом.
Понимание превращается в процесс связывания идей, установления отношений между ними, приведения их к целостному, системному виду.
В состав понимания входят:
1. Психофизиологическое восприятие физического знака (слова, цвета, пространственной формы). 2. Узнавание его (как знакомого и незнакомого). Понимание его повторимого (общего) значения в языке. 3. Понимание его значения в данном контексте (ближайшем и более далеком). 4. Активно-диалогическое понимание (спор-согласие). Включение в диалогический контекст.
Если понимание господствует в науках об обществе, то объяснение — в науках о природе.
Объяснение понимают как совокупность приемов, помогающих установить достоверность суждений относительно какого-либо неясного, запутанного дела или имеющих целью вызвать более ясное отчетливое представление о более или менее известном явлении. Это способность субъекта передать свое понимание объекта другим.
В любом объяснении должны содержаться две части, различающиеся по своим функциям: эксплананд — то, что надлежит объяснить — языковое отображение объяснимого объекта, и эксплананс — совокупность объясняющих положений. При этом следует подчеркнуть, что объясняемыми являются реальные объекты, а не положения о них, а объясняющими являются положения о реальных объектах, а не сами объекты.
Приемами объяснения могут быть сравнение, описание, аналогия, различие, указание на причины, составление простейшей модели и т. д.
чувственная, рациональная, интуитивная.
Чувственное познание: это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств, в результате которого человек получает первичные знания об объекте.
Простыми формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.
Ощущения — это начальная, исходная форма познания, осуществляющая непосредственную связь с миром, превращение физиологического процесса в психический, в факт сознания и возникновение идеального образа отражаемого объекта. Ощущения (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) отражают лишь отдельные стороны объекта и не дают целостной картины о нем.
Восприятие — это комплекс нескольких ощущений; процесс построения целостных образов предметов и их взаимоотношений, действующих в данный момент на органы чувств.
Представление — это воспроизведение с помощью памяти и воображения уже имевшихся в прошлом личном и общественном опыте восприятий. Представление служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием.
Выделяют два рода чувственных форм: первого рода или индивидуальные ощущения, восприятия и представления окружающей действительности и второго рода, то есть ощущения слов, рисунков, фотографий, образцов, клипов, проекций и прочих выработанных человечеством средств, для передачи содержания ощущений и восприятия многих и многих действующих людей.
Рациональное познание (мышление): это форма познания, в
процессе которой человек получает вторичные (выводные) знания, используя не непосредственный контакт с предметами и явлениями, а опосредующую промежуточную связь в виде абстрактных форм.
Рациональное познание осуществляется в трёх простых формах: понятии, суждении и умозаключении и сложных (высших) формах мышления: темах, проблемах, гипотезах, теориях, науках и т. д.
Понятие — это исходная форма рационального познания, логическая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства и отношения предмета.
Суждение — это мысль, в которой утверждается или отрицается что — либо относительно предметов или явлений.
Умозаключение — это такая форма мышления, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.
Типы мышления:
I. Первым, изначальным типом мышления, присущим как первобытным людям, так и ребенку, является мифопоэтическое мышление. Истина в мифопоэтическом стиле мышления носит всеобъемлющий характер — все истинно, а ложного ничего нет.
Законы мифопоэтической логики:
1. Закон метаморфозы, который гласит, что все идеальное может быть материальным и, наоборот; что любое средство или вещество может быть обращено по воле Бога в любое другое.
2. Закон абсолютного достижения цели, который определяет абсолютность преодоления препятствия или разрешения заданной герою задачи (выполнение невыполнимого, достижение недостижимого, осуществление неосуществимого).
3. Закон пространственно-временной произвольности, который гласит, что пространство и время могут быть сжаты или растянуты, или вовсе отсутствовать без соотношения с самим материальным и духовным объектом.
4. Закон ложного основания, который гласит, что правильное дедуктивное доказательство покоится на предрешенном основании или молчаливом допущении, не требующем доказательства.
II. В тесном единстве с мифопоэтическим мышлением сосуществует мышление эмоциональное (так называемая «женская логика»). Истинным здесь считается то, что приятно.
III. У взрослых людей рецидивы мифопоэтического и эмоционального стилей мышления с точки зрения познания окружающего мира создают для него весьма серьезные препятствия, ибо отучают от поиска истинных причин и закономерностей происходящих событий. Поэтому вполне закономерным был переход к следующему типу мышления — формально-логическому. Формула истины здесь такова: либо «да», либо «нет», а третьего не дано.
IV. В отличие от формально-логического типа мышления, сущность которого составляет непротиворечивость в форме или-или, диалектический тип, наоборот главу угла ставит противоречие в форме и-и. Непротиворечивость есть проявление статики, а противоречие динамики материальной действительности.
Законы диалектической логики:
1. Рассмотрение предмета во всех его связях и отношениях, то есть системно;
2. Рассмотрение предмета в движении и развитии;
3. Раздвоение единого на противоположности;
4. Рассмотрение развития предмета через понимание взаимоперехода количественных и качественных изменений.
5. Отрицание как переход предмета из одного состояния в другое;
6. Закон единства исторического и логического (этапы развития мыслей о предмете должны соответствовать этапам в истории отображаемого предмета);
7. Закон единства анализа и синтеза (анализ должен быть синтетическим — отображающим связи этапов и процесс формирования из частей — целого из элементов — системы).
8. Закон единства дедукции и индукции (построение из понятий системы понятий должно опираться на всесторонние опытные данные);
9. Закон единства абстрагирования и конкретизации (из односторонних знаний должно складываться всесторонне, внутренне связанное, конкретное знание).
Интуиция: это непосредственное внезапное неосознанное получение знаний. Она принадлежит к надсознательной области духовного мира человека.
Виды интуиции:
1. Чувственная (мгновенное чувство).
2. Рациональная (мгновенное решение логических проблем).
3. Эйдическая, как синтез чувственной и рациональной интуиции.
Читайте также
Способности, талант, гений
Способности, талант, гений Десяток остряков не стоят одного талантливого человека, точно так же, как десяти талантам не заменить гения. А. Амиель 6, 205Великие гении опередили века, некоторые таланты опережают только годы.О. Бальзак 6, 202В какой бы сфере человеческой
(2) Умственные способности и интеллект
(2) Умственные способности и интеллект Свой анализ понятий, описывающих ментальное поведение, я начну с концептуального семейства, обычно обозначающего «умственные способности» (intelligence). Вот некоторые из наиболее характерных прилагательных этой группы: «умный»,
(3) Ментальные способности и тенденции
(3) Ментальные способности и тенденции В нашем распоряжении имеется неограниченно широкая область диспозициональных терминов, позволяющих говорить о вещах, живых существах и людях. А некоторые термины можно применять сразу ко всем этим категориям индивидов. Например,
ФЕСТИВАЛЬ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ
ФЕСТИВАЛЬ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ Такая функция инфантильного одаривания, на которой зиждется наша вера в рекламу, наша через нее сопричастность со всем обществом в целом, хорошо иллюстрируется также и игровой ее функцией. Мы чувствительны не только к тому, что в ней
§ 62. Теоретико-познавательные предзнаменования. «Догматическая» и феноменологическая установка
§ 62. Теоретико-познавательные предзнаменования. «Догматическая» и феноменологическая установка Я только что употребил слово «догматик». В дальнейшем обнаружится, что это не просто словоупотребление по аналогии, но что призвук теоретико-познавательного идет здесь от
Творческие способности
Творческие способности Когда человек понимает, что он живет в странном и страшном мире и бессилен что?либо в нем изменить, его может охватить отчаяние. Однако он не позволяет, чтобы его считали пассивным объектом, он не хочет утратить свою субъективность, свое «Я». А для
9.1. Лидерские способности
9.1. Лидерские способности Анализируя литературу по экономике, можно заметить, что никому не удалось даже примерно обозначить такое простое внутреннее самодвижение, характерное для лидера, как интуитивное управление бизнесом (личным или общественным).При всем
220. СПОСОБНОСТИ
220. СПОСОБНОСТИ Способности большого человека переоцениваются, а маленького недооцениваются. Дайтчеловеку возможность, наделите его ответственностью, — и он вырастет.Брэндис — Из воспоминанийПока человек думает, что не может сделать что-нибудь, — он не может это
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ОБУЧЕНИЕ
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ОБУЧЕНИЕ Люди говорят, что человек ростом 8 футов обладает огромной силой и невероятным мужеством. Вам следует знать, что это врожденные способности, это ничего не говорит о боевом искусстве, о науке ведения боя. Люди говорят, что некто
Глава 7 Потенциал энергий. Эволюция прародителя человека. Социальный характер жизнедеятельности вида. Эволюция человека. Умственные и мыслительные качества и способности
Глава 7 Потенциал энергий. Эволюция прародителя человека. Социальный характер жизнедеятельности вида. Эволюция человека. Умственные и мыслительные качества и способности Человек – не эволюционная «случайность» и тем более не «ошибка эволюции». Магистральный путь
Глава 8 Принцип работы коры полушарий человеческого мозга. Разумное поле и энергия разума. Умственные и мыслительные качества и способности человека. Человеческий социум
Глава 8 Принцип работы коры полушарий человеческого мозга. Разумное поле и энергия разума. Умственные и мыслительные качества и способности человека. Человеческий социум Человек – не разумный, а – вразумляющийся. Мышление не дано ему изначально, оно формируется,
Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий
Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий Книгопечатание если и способствовало более
Эпилог. Негативные способности
Эпилог. Негативные способности В декабре 1817 года 22-летний английский поэт Джон Китс отправился посмотреть ежегодную рождественскую пантомиму в лондонском Королевском театре Друри-Лэйн. Там присутствовал и его друг, критик Чарльз Вентворт Дильк, и по дороге домой они
Источник