Познавательная сфера потребностно мотивационная сфера эмоциональная сфера волевая сфера

Характеристика познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер развития по возрастам

Доклад на тему » Характеристика познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер развития по возрастам»

Скачать:

Вложение Размер
doklad.docx 28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер развития по возрастам

Введение

Возрастная психология рассматривает процесс развития ребенка и дает характеристику возрастных периодов, опираясь на возраст. Возрастной период – цикл детского развития, который имеет свою собственную структуру и динамику.

Психологический возраст может отличаться от хронологического возраста, который соответствует фактическому. Возрастной период имеет свои границы, которые характеризуются неповторимыми особенностями развития познавательных функций, мотивационно-потребностных и эмоциональных функций развития.

Специфика детства определяется социально-экономическими и культурными развитиями конкретного общества. Традиционно детская психология – как часть детской психологии затрагивает возраст от рождения до 7 лет. Но современное детство захватывает начальный школьный период, а некоторые психологи считают подростковый период затянувшимся детством. Далее предлагаю рассмотреть особенности каждого периода с упором на нашу профессиональную деятельность.

Основная часть

1) Период новорожденности

В этот период происходят первые моменты общения с матерью, заложение основ «симпатий и антипатий».

Ребенок в первые недели может подражать некоторым мимическим действиям, постепенно улавливает коммуникативные послания взрослых. На 3-4 неделю появляется ротовое внимание: при обращении к ребенку он замирает и вытягивает губы, происходит глазной контакт.

Этот период характеризуется особой эмоционально-двигательной реакцией, обращенной к взрослому: в 10-12 недель это проявляется в серии глубоких вздохов, вскидыванию ручек, перебирании ножками.

В первые две недели жизни у ребенка выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт: неловко лежит, не хочет больше кушать или хочет кушать. Положительные эмоции практически отсутствуют, так как удовлетворение потребностей ребенка приводит к его успокоению и засыпанию.

Главная голосовая реакция новорожденного-крик, основная реакция на отрицательные эмоции. В 4-5 недель возникает попытка улыбнуться и появляется настоящая улыбка, которая называется социальной. Этот период характеризуется эмоциональным отождествлением взрослого и ребенка, которое формирует доверие к маме, затем другим взрослым.

2) Период младенчества

В этот период происходит развитие таких познавательных процессов, как акт хватания, развития движения глаз, формируется начальная форма наглядно-действенного мышления (восприятие и действие с предметами являются основой), непроизвольное внимание, восприятие объектов, появляются дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния, формирование предпосылок устной речи и развитие моторики.

Голосовые проявления проходят ряд этапов: крик, гугуканье, гуление, лепет. Преобладает пассивная речь: на просьбу «обнять маму», ребенок вытягивает руки.

Главные потребности возраста: потребность в безопасности, защите, которые удовлетворяет взрослый. Потребность общения с взрослым, процесс общения становится более эмоциональным. Общение с взрослыми складывается на основе обмена выражениями радости, внимания, интереса.

2. Ранний возраст – от 1 до 3 лет

Практическое мышление, «аффективное» восприятие окружающих объектов и ситуаций. Реакции становятся более эмоциональные. Ребенок узнает своих близких: маму, папу и начинает воспроизводить за ними действия. Формируется внутренний план действий, наглядно-действенного мышления. Зарождается самосознание, ребенок начинает узнавать себя, появляется первичная самооценка («я сам», «я хороший»).

Внимание и память имеют непроизвольный характер. Зрение также имеет непроизвольный характер: ребенок может узнать близких на фотографиях, а может не узнать маму в новой шляпе. Становится доступным целенаправленный выбор предметов по образцу – по форме, по величине. Развивается фонематический слух. Линия развития мышления связана с усвоением устной речи, благодаря обобщению дет выделяют предметы по свойствам и функциям.

Возникает стремление сделать все самостоятельно и есть потребность в достижении успехов. Общение с взрослыми имеет предметно-манипулятивное общение, общение по поводу предметов

Базовая потребность — потребность в любви. Дети хотят чувствовать физическую близость с мамой и папой, важной значение приобретает тактильный контакт.

3. Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет

В дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память. Она имеет непроизвольный характер, но к кону дошкольного возраста складывается произвольное намеренно запоминание и припоминание, которые развиваются в процессе игр.

Большое значения имеют образные формы познания – развивается восприятие, мышление, воображение.

Внимание, память, мышление имеют знаковый характер: в среднем дошкольном возрасте ребенок приходит к использованию внешних вспомогательных средств, а в старшем дошкольном возрасте происходит их «вращивание», произвольное использование. В основном ребенок использует средства, имеющие образный характер: сенсорные эталоны, наглядные материалы, схемы, символы. Отличительной чертой мышление является эгоцентризм – ребенок оценивает ситуацию лишь со своей стороны.

Ребенок начинает мыслить в уме. В конце дошкольного возраста происходит формирование понятийного и словесно-логического мышления на начальном этапе.

В этот период также происходит формирование экспериментирования в мышлении, в котором происходит переход от незнания к знанию и от понятного к непонятному. Мышление становится более гибким и динамичным путем постановки вопросов, догадок и гипотез.

Что касается речи, она начинает иметь практический характер: расширяется словарный запас и происходит развитие грамматического строя речи, развитие функций речи, речь становится обдуманная. Активно развивается воображение, как способность видеть с начало целое, затем части целого.

Дошкольный период характеризуется усвоением этических норм, половая идентификация, осознание себя во времени.

Происходит потребность в уважении – серьезному отношению от взрослых, в силу этого повышается обидчивость. Повышение потребности общения с взрослыми углубляет потребность в сопереживании, взаимопонимании, стремлении к общности взглядов. Таким образом, к концу дошкольного периода возникает потребность в социальном функционировании, способность занимать значимую позицию.

Эмоциональное развитие происходит путем включения ребенка в игру. Она помогает справится ему со страхами и другими травмирующими ситуациями (страшные сны, ужасные истории, пребывание в больнице).

4. Младший школьный возраст – от 7 до 12 лет

Мышление претерпевает переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему. Ребенок может мысленно прослеживать изменения предмета.

Изменяются внимание, восприятие, память при обучении. Что касается внимания, ребенок должен уметь сосредоточится на учебном задании длительное время. Восприятию характерны малая дифференцированность, где совершаются неточности и ошибки при разделении сходных объектов, связь с практической деятельностью. Память ребенка становится эмоциональная (запоминают все ярко и интересное) и образная (лучше удерживаются в памяти конкретные лица, предметы и события).

Эмоциональное развитие в этот период связано с тем опытом, который ребёнок приобретет вне дома. Изменения в эмоциональной сфере связан с процессом и результатом его обучения.. Тут удовлетворяются его потребности в оценке его успехов и неудач, выставленная отметка и реакция на это окружающих.

5. Подростковый возраст – от 12 до 15

В этот период происходит возрастание познавательной активности, расширение познавательных интересов. Центральная функция – развитие мышления, функция образования понятий. Усваиваются более обобщенные знания и основы науки. Восприятие становится избирательным, целенаправленным. Улучшается объем, устойчивость и интенсивность внимания. Память внутренне опосредована логическими операциями, запоминание и воспроизведения имею смысловой характер. Теоретическое мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить от одного суждения к другому.

Потребность подростов- стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, к признанию своих прав со стороны взрослых.

Для девочек характерна эмоциональная восприимчивость и реактивность, гибкое приспособление к обстоятельствам, мальчики более раскованы в поведении, менее конформны.

7. Юность – от 15-18 до 18-23

В этом возрасте преобладает формально-операционное и формально-логическое мышление. Это мышление не связано с конкретными условиями внешней среды, которые существуют на данный момент. Умственные способности продолжают совершенствоваться.

Повышается интерес к обучению, так как недалеко выбор профессиональной деятельности. Растет сознательное отношение к учению и труду.

Совершенствуется память: меняются способы запоминания, широко применяются рациональные способы запоминания.

Совершенствуются сложные интеллектуальные операции: анализ, синтез, обобщение, аргументирование, абстрагирование.

Активно развивается сфера чувств, общее эмоциональное самочувствие становится более ровным. Повышается эмоциональная восприимчивость и способность к самопереживанию.

Главная потребность – потребность к самоопределению, в ранней юности существует потребность в уединении.

Заключение

На сегодняшний день все же существует проблема основания возрастной периодизации, какие реальные перемены психики существую на каждом возрастном этапе, какие границы возраста необходимо установить, какие реальные перемены происходят в психике ребенка под влиянием социальных ситуаций. Тем не менее, знание особенностей каждого возраста поможет нам знать о том, правильным ли мы путем идем, работая с ребенком и какие процессы имеют тормозящий характер и требуют внимания.

Источник

Тема 3. Познавательная, эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сферы в дошкольном возрасте (20 часов)

Познавательная сфера личности в дошкольном возрасте.

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В восприятии выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в дошкольном возрасте речь как психический познавательный процесс, – ребенок-дошкольник начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте, для восприятия как познавательного процесса, в основном, характерно следующее:

♦ восприятие превращается в особую, целенаправленную познавательную деятельность;

♦ зрительное восприятие становится одним из ведущих видов восприятия, воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину, – происходит активное освоение сенсорных эталонов;

♦ совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, временную последовательность событий.

В дошкольном возрасте существует и интенсивно развивается и используется универсальное средство осуществления внимания – речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя свои действия словесно, ориентируясь на то, что говорит в этих случаях взрослый.

В дошкольном возрасте для развития внимания свойственно следующее:

♦ значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, интенсивно формируются другие свойства внимания;

♦ складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, формирования познавательных интересов;

♦ внимание становится опосредованным;

♦ внимание связано с интересами ребенка к деятельности (интересами ребенка в деятельности);

♦ появляются элементы послепроизвольного (постпроизвольного) внимания, – когда ребенка очень увлекает сама деятельность, которой он занимается в настоящий момент.

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для целенаправленного развития памяти. Как считал Лев Семенович Выготский, память в дошкольном возрасте становится доминирующей психической познавательной функцией и проходит большой путь в общем процессе своего целостного становления. Ребенок-дошкольник запоминает с легкостью самый разнообразный информационный материал. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей познавательной функцией.

У младших дошкольников память, в основном, непроизвольная. Ребенок младшего дошкольного возраста не ставит перед собой цели специально что-то запомнить или вспомнить и совсем не владеет мнемическими способами запоминания. На этом этапе доминирует эмоциональная память. Наряду с этим, ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка.

В среднем дошкольном возрасте (между четырьмя и пятью годами) начинает формироваться произвольная память. При условии организационного влияния взрослого, ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, познавательно связывать материал в целях запоминания, использовать информационные связи при вспоминании.

В старшем дошкольном возрасте память, все больше познавательно объединяясь с мышлением и речью, приобретает истинно интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти, увеличивается степень произвольности запоминания.

Воображение детей младшего и среднего дошкольного возраста формируется в игровой и конструктивной деятельности, активно развивается в общении детей со сверстниками и взрослыми.

Воображение, будучи особой познавательной деятельностью, в среднем дошкольном возрасте пошагово переходит в фантазирование. Ребенок старшего дошкольного возраста осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится сознательно управляемым. Формируются следующие познавательные действия воображения:

замысел в форме наглядной модели;

образ воображаемого объекта;

образ действия с объектом.

Развитие мышления в дошкольном возрасте определяется поступательным переходом от наглядно-действенного мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, к наглядно-образному мышлению, постепенно становящемуся ведущим в среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление. В конце дошкольного возрастного периода начинается постепенный познавательный переход (интеллектуальное «перетекание») от наглядно-образного мышления к вербально-логическому (т.н. словесно-планировочному) мышлению. Основным видом мышления, в течение всего дошкольного возрастного периода, тем не менее, является наглядно-образное мышление, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) – по терминологии Жана Пиаже.

Дошкольник уже глубоко образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. При этом дошкольник может решать мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

В дошкольном детстве складываются психологические предпосылки активного формирования таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают и множатся сознательные попытки объяснить окружающие явления и процессы. Дети становятся неимоверными «почемучками». Детские вопросы, например, – это суммарный показатель развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая деятельность и социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Опыт игровых и социальных взаимоотношений ребенка-дошкольника проявляется в сюжетно-ролевой игре. В старшем дошкольном возрасте данный личностный опыт ложится в основу формирования проекции как особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить (пусть и на детском уровне) их будущее поведение и, в зависимости от этого, строить свое собственное поведение.

Речь как познавательный процесс имеет существенное развитие в дошкольном возрасте. Интенсивно развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. В младшем и среднем дошкольном возрасте интенсивно растет словарный запас ребенка. В среднем дошкольном возрасте в основном развивается грамматический строй речи. Детьми среднего и старшего дошкольного возраста продуктивно усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического строя (построение фразы). В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок может подробно пересказать прочитанный рассказ или сказку, детально описать картину или иллюстрацию, словесно передать свои впечатления об увиденном на улице, услышанном в детском саду и т.д.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

речь «отрывается» от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

ребенок постигает законы родного языка в процессе речевой деятельности;

ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к речи как выражению мысли.

В течение дошкольного детства речь качественно видоизменяется. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития речи. Ребенок-дошкольник усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. К шести-семи годам речь, язык становится основным средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку, при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

Развитие самосознания дошкольников.

Важным показателем познавательного и, конечно же, личностного развития дошкольника является сформированность его самосознания. Самосознание, во всех основных параметрах, формируется к концу дошкольного возраста, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию ребенка в дошкольном детстве. Самосознание считается архиважным когнитивным и личностным новообразованием дошкольного детства. Появляется осознание себя во времени, личное сознание, рефлексия. Дошкольник осознает свои физические возможности, свои умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы. При этом формирование самосознания ребенка-дошкольника зависит от интериоризации («присвоения») им общественных норм.

Усвоение детьми социальных норм предполагает: а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать значение норм и правил поведения в обществе; б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения; в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к социальным нормам.

Майя Ивановна Лисина проследила специфику развития самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с адекватными(точными)представлениями о себевоспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития более высоким, чем у большинства их сверстников. Родители прогнозируют хорошую успеваемость своих детей в школе. Этих детей родители часто поощряют, чаще осуществлением желаемой ребенком совместной деятельности и желваемого им времяпрепровождения, а не подарками. Таких детей родители если и наказывают, то, в основном, временным отказом от выполнения их пожеланий на взаимодействие, а не физическим образом или какими-либо запраетами. Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Детей с завышенными представлениями о себев семьях считают гораздо более развитыми по сравнению с их сверстниками; этих детей родители очень часто поощряют, чаще всего – именно подарками, очень хвалят при других детях и взрослых и очень редко как-либо наказывают, даже в форме выговора. Родители уверены в том, что в школе эти дети будут только отличниками, что и внушают им.

Эмоционально-волевая сфера в дошкольном возрасте.

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, сравнительно с ранним возрастом. Для дошкольного детства характерна устойчивость эмоционально-чувственной сферы. Дошкольному возрасту присуща, в общем и в целом, спокойная эмоциональность, заметно почти полное отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Постепенно формируются высшие чувства, – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Эмоциональное развитие дошкольников характеризуется формированием т.н. социальных эмоций и качественной перестройкой эмоционально-чувственной сферы. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, эмоции постепенно приобретают прогнозирующий, предвосхищающий характер. Эмоции начинают выполнять регулятивную функцию. Развитие эмпатии, сопереживания и понимания дошкольником чувств и состояний другого человека, – становится важным регулятором его поведения.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать свои поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей или литературных персонажей, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.

В дошкольном возрасте развивается и волевая сфера. Наглядно прослеживается развитие волевой сферы психики детей от младшего к старшему дошкольному возрасту. Общая тенденция в этом процессе сводится к психической организации и содержательному структурированию базовой формы волевой саморегуляции – волевому навыку самоограничения в поведенческих действиях. В младшем дошкольном возрасте, волевая саморегуляция сформирована только на первичном уровне сдерживания ребенком своего желания нарушить незначительное число бытовых запретов-табу (по типу: «не суй пальцы в розетку»). В среднем дошкольном возрасте, волевая саморегуляция выходит на более высокий уровень, превращаясь в умение ребенка ограничивать себя в достаточно широком перечне запретов и требований (как дома, в быту, так и в детском саду и в других дошкольных учреждениях). В старшем дошкольном возрасте, на основе возросшего понимания детьми необходимости следования общепринятым нормам поведения, развитие волевой саморегуляции переходит на более осознанный уровень, у детей появляется сознательное желание действовать по принятым в микросоциуме[47] и мезосоциуме[48] общим правилам поведения.

Исключительную важность в области формирования волевой саморегуляции детей дошкольного возраста имеет воспитательно-педагогическое воздействие родителей, близких родственников, воспитателей, педагогических работников детских садов и других дошкольных учреждений.

Потребностно-мотивационная сфера в дошкольном возрасте.

Очень важным личностным проявлением, формирующимся в дошкольном возрасте, считается иерархия (соподчинение) мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в потребностно-мотивационной сфере личности ребенка ученые связывают начало «взрослого» становления его личности (Лидия Ильинична Божович и др.).

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Это становится возможным благодаря формирующимся осознанным мотивам (пусть пока на уровне игровой мотивации), которые выполняют роль «ограничителей». Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды, более слабый мотив – наказание (в общении со сверстниками это, в первую очередь, исключение из игры). Самым слабым мотиватором оказывается прямое запрещение взрослым каких-то конкретных действий ребенка-дошкольника, не усиленное другими дополнительными мотивами (позитивным подкреплением, объяснением и пр.), хотя, как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает имеющийся в его представлениях образ поведения другого человека (взрослого, другого ребенка). Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а, оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития внутреннего плана представлений, ребенок начинает руководствоваться осознанными мотивами.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые подсистемы социальных отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием. Формируются мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества. Развиваются мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно значимы, с позиций развития личности дошкольника, мотивы интереса к содержанию деятельности и мотивация достижения.

В дошкольный возрастной период начинает содержательно складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы – преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. В среднем и старшем дошкольном возрасте, под влиянием социальной среды у детей в достаточной степени осмысленно формируются т.н. общественные мотивы.

Источник

Читайте также:  Что получают люди с помощью органов чувств
Оцените статью