Познания физической культуры способности личности органы чувств воспринимающие внешнее воздействие

Познания физической культуры способности личности органы чувств воспринимающие внешнее воздействие

ЭН БЭ ЭМ запись закреплена

4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.
Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?»
Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности. Она имеет две стороны — содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Таким образом, самооценка — это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоуважение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям.
Потребности в физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.
Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.
Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.
Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы:
• физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;
• дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;
• долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;
• соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;
• подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;
• спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;
• процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;
• игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;
• комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.
В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес — познакомиться с ним.
В структуре интереса различают эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В зависимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.
Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:
• с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);
• с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);
• с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).
Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.
Эмоции — важнейший компонент ценностных ориентации, наиболее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и сильное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее кратковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе). Эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.
Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

Читайте также:  Резкие перепады настроения у ребенка 1 год

5. ПРИНЦИПЫ ЦЕЛОСТНОСТИ ОРГАНИЗМА И ЕГО ЕДИНСТВА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ.
Организм человека – единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации.
Функциональная система организма — это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности.
Различают следующие системы человеческого организма: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная и др.
Гомеостаз относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического состава крови и т.д.)
Резистентность способность организма работать в условиях неблагоприятных изменений внутренней среды.
Адаптация — способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.
Гипокинезия недостаточная двигательная активность организма.
Гиподинамия совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в организме вследствие недостаточной двигательной активности (атрофические изменения в мышцах, детренированность сердечно-сосудистой системы, деминерализация костей и т.д.)
Рефлекс ответная реакция организма на раздражение как внутреннее, так и внешнее, осуществляемая посредством ЦНС. Рефлексы делятся на условные (приобретенные в процессе жизнедеятельности) и безусловные (врожденные).
Гипоксия кислородное голодание, которое возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови.
Максимальное потребление кислорода (МПК) наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе. Величина МПК определяет функциональное состояние и степень тренированности организма.
Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его систем, состоящих из дифференцированных, высокоспециализированных клеток. Эти клетки объединены в структурные комплексы, обеспечивающие морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма.
Физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма совершенна и позволяет ему постоянно приспосабливаться к изменяющимся воздействиям внешней среды.
Все органы и системы человеческого организма находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Взаимосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических систем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и ЦНС, которая способна воспринимать воздействия внешней среды и отвечать на него, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями внешней окружающей среды.
Отличительной особенностью человека является возможность созидательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности.
В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека — сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность). Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

Читайте также:  Когда пытаешься не задеть ничьи чувства мем

ВОПРОС 6.ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТРОЕНИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА.
Тело человека покрыто кожей; она защищает организм от вредных воздействий внешней среды и имеет значение для сохранения постоянства температуры. В коже расположено большое количество нервных окончаний, воспринимающих механические и температурные раздражения.
Под кожей лежит более или менее толстый подкожный жировой слой. Он смягчает механические воздействия на организм (удары, давление), способствует сохранению тепла в теле, служит запасным веществом, которое расходуется при недостаточном питании.
Под жировым слоем лежат мышцы и кости, к которым они прикрепляются. Внутри туловища находятся грудная и брюшная полости; они разделены грудобрюшной преградой, или диафрагмой.
В грудной полости лежит сердце с отходящими от него крупными сосудами, легкие и пищевод. В брюшной полости, непосредственно под диафрагмой, находятся печень, желудок и селезенка. Ниже этих органов расположены тонкая и толстая кишки. На задней стенке полости находятся почки.
В толще задней стенки туловища находится позвоночник, в костном канале которого расположен спинной мозг. Вверху позвоночный канал соединяется с полостью черепа; она вмещает в себя головной мозг.
Системы органов
Различные органы тела человека объединяют по их функциям в системы органов: костно-мышечную, пищеварительную, дыхательную, мочевыделительную, кровеносную, нервную и др.
Костно-мышечная система
Костно-мышечная система состоит из костей и мышц. Мышцы располагаются под жировым слоем кожи. Сокращение их вызывает движение кистей, в результате чего происходит перемещение тела человека в пространстве, совершается механическая работа.
Пищеварительная система
Пищеварительная система включает в себя ротовую полость с языком и зубами, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишки, слюнные и поджелудочную железы, печень. Деятельность этих органов обеспечивает переваривание пищевых продуктов, т. е. превращение их в вещества, которые могут быть использованы организмом.
Дыхательная система
Дыхательная система состоит из гортани, трахеи, бронхов и легких. Через эти органы происходит поступление кислорода и удаление постоянно накапливающегося в теле человека углекислого газа.
Мочевыделительная система
Мочевыделительная система состоит из почек, мочеточников и мочевого пузыря. Через эти органы происходит освобождение организма от ненужных ему продуктов жизнедеятельности (мочевины, солей и т. п.).
Кровеносная система
Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, густо пронизывающих все тело. По сосудам непрерывно движется кровь. Она доставляет органам питательные вещества из кишечника и кислород из легких. Кровь также приносит со всего тела к легким, к коже и почкам углекислый газ и другие продукты, которые выделяются этими органами наружу. В кровь поступают различные вещества, образующиеся при деятельности органов, и она разносит их по всему организму. При этом вещества, выделенные одними органами, влияют на деятельность других органов. Так, например, поджелудочная железа выделяет в кровь продукт, который действует на функции печени. Таким образом, благодаря крови между органами поддерживается химическая связь.
Нервная система
Нервная система имеет центральную часть, образованную головным и спинным мозгом, и периферическую, состоящую из черепномозговых и спинномозговых нервов, которые идут ко всем органам тела человека. К периферической части относятся и органы чувств.
В головном мозге различают ствол, два полушария и мозжечок. Наибольшее значение у человека имеют полушария и особенно их поверхностный слой, известный под названием коры.
Значение нервной системы заключается в том, что под ее воздействием происходит деятельность различных органов и приспособление этой деятельности к изменениям внешней среды. Допустим, что человек переходит улицу; из-за угла появляется автомобиль. Вид машины и производимый ею шум действуют на органы зрения и слуха. В окончаниях зрительных и слуховых нервов возникает возбуждение, которое проводится этими нервами в центральную нервную систему. Здесь возбуждение переключается на нервы, идущие к мышцам. Достигнув мышц, возбуждение вызывает их согласованное сокращение. Человек делает резкое движение, позволяющее ему уклониться от

Читайте также:  Как чувствуют себя дети после прививки бцж

Источник

Оцените статью