17. Чувственное и рациональное в познании, их единство и основные формы.
ЕДИНСТВО ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Чувственное, или сенситивное, познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущении, восприятии, представлении.
Ощущение — это чувственный образ отдельного свойства предмета — его цвета, формы, вкуса и т.д. В силу активной деятельности человеческого сознания образы ощущения, поступая в человеческий мозг, подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называются восприятием. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Яблоко, например, воспринимается как комбинация ощущения его формы, цвета, вкуса. Восприятие зарождается и существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, которая неразрывно связана с другими актами познавательной деятельности. Именно по этому процесс восприятия носит активный и творческий характер.
Целостные чувственные образы восприятия в результате интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой накапливаются в его сознании. Накопление и сохранение этих образов в сознании человека осуществляется через память. Не случайно философы и психологи называют память « кладовой образов ». Благодаря памяти мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае функционирует более сложная форма чувственного познания — представление — сохранившийся в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшийся человеком раньше. Представление — результат прошлых воздействий предмета на органы чувств, воспроизведение и сохранение образа предмета при его отсутствии в данный момент.
Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности. Но в реальном процессе познания они действуют взаимосвязано, воздействуя друг на друга и испытывая воздействия рациональных форм познания, логического мышления.
Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний — данные наблюдений — всегда фиксируется в определенном языке: причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и специфические научные термины. Данные наблюдения нельзя свести только к формам чувственности — ощущениям, восприятиям, представлениям. Уже здесь возникает сложное переплетение чувственного и рационального.
Таким образом, чувственное познание дает знание об отдельных свойствах и предметах действительности. Можно ли считать, что эти знания достоверны?
Что касается достоверности чувственных образов, их соответствия вещам и их свойствам, отметим следующее. Одни и те же предметы вызывают у разных людей неодинаковые ощущения, на что обратили внимание скептики. Субъективность ощущений обусловлена физиологическими различиями органов чувств отдельных людей, их эмоциональным состоянием и другими факторами. Но было бы ошибочным абсолютизировать субъективную сторону познания, считая, что в ощущениях и восприятиях нет объективного, не зависящего от человека содержания, отражающего действительность. Если бы это было так, то человек вообще не смог бы ориентироваться в окружающем его мире. Он не смог бы различать предметы по их размерам, цвету, вкусу и т.п., не зная реальных свойств дерева, камня, железа, он не сумел бы изготовить и применить орудия труда, добывать средства существования. Поэтому чувственное познание, включая момент субъективного, имеют объективное, не зависимое от человека содержание, благодаря которому органы чувств дают в основном верное знание о действительности. Ощущения, восприятия, представления — это субъективные образы объективного мира.
Необходимо подчеркнуть, что познавательная деятельность людей не сводится к одному лишь чувственному восприятию. Оно включает в себя и рациональное познание, о котором также нельзя сказать, что оно представляет собой чистую рациональность.
Здесь мы сталкиваемся с переплетением чувственного и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения действительности. Но при построении теории используются также и наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания, ибо представления, как и восприятие, относятся к формам живого созерцания. Даже сложные и высокоматематизированные теории включают в свой состав представления типа идеального маятника, абсолютно твердого тела, идеального обмена товаров, когда товар обменивается на товар строго в соответствии с законом стоимости, и т. д. Все эти идеализированные объекты являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с которыми производятся мысленные эксперименты. Результатом же этих экспериментов является выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях. Таким образом, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне — рациональное.
Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание имеет чувственно-рациональный характер.
Допустим, нас интересует психический образ «этого яблока», желтого, круглого, сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, Понятие геометрической формы и понятии вкуса. Понятие цвета охватывает различные цвета, из которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятии вкуса представлено в данном случае чувством « сладкий ». Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей.
Если понятия изобразить линиями, а чувственные формы точками, то психический образ любого объекта выступает как некий центр пересечения линий и точек.
Чувственное и рациональное взаимосвязаны как два необходимых и дополняющих друг друга момента единого процесса познания. Эта связь находит свое выражение в том, что чувственное познание связывает мышление с внешним миром, а мышление, в свою очередь, придает чувственному познанию целенаправленность, теоретически обобщает его данные. В результате чувственное и рациональное познание в полной мере выполняет свою познавательную миссию, лишь находясь в единстве друг с другом.
Диалектический материализм, выделяя чувственное и рациональное как две ступени познания, не противопоставляет их друг другу. Его представители утверждают, что эти ступени находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания не возможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. В свою очередь, на уровне человеческого сознания чувственное познание находиться под воздействие рационального познания. Ощущения, восприятия, представления человека несут в себе характеристики всей духовно – интеллектуальной деятельности сознания.
Вывод: процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практически и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах. Последние хот и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику. Познание предстает как отражение, воспроизведение, реконструкция внешнего мира в сознании человека. У человека, в следствие контакта с внешним миром возникают ощущения, восприятия, понятия, мысли, которые являются чувственными либо умственными образами предметов и явлений действительности, их свойств и отношений. А образы – это своего рода копии, снимки, фотографии предметов и явлений. Они в основном верно отражают то, что существует в действительности. Отражение, познание окружающего мира человек осуществляет посредством органов чувств и ума, разума, мышления. Многообразный и красочный мир предметов, явлений и процессов человек воспринимает и познает при помощи органов чувств, то есть глаз, ушей, кожи, носа, языка. Органы чувств – это те каналы, через которые поступает вся информация из внешнего мира в мозг человека, в его сознание. Познавательные возможности органов чувств человек раздвигает, усиливая их приборами, техническими средствами. Работа органов чувств вместе с приборами и техническими средствами обеспечивает познание человеком внешнего мира.
Источник
filosofia / билеты по философии / Билет 29
Познание как предмет философского анализа. Единство чувственного и
рационального в познании. Роль языка в познании. Вера и интуиция.
Познание – общественно-историческая деятельность, направленная на создание и развитие знаний (т.е. познание и знание различаются: познание – процесс, знание — результат). Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения.
Гносеология («гнозис» — знание) — часть философии, изучающая познавательную деятельность (структуру, методы, закономерности познания и т.д.). Это теория познания.
Элементарной единицей познавательной деятельности являются познавательные отношения, в которых можно выделить 3 компонента:
объект познания – фрагмент реальности, выделенный человеком в рамках какой-либо деятельности.
субъект познания – человек (в разных формах своей организации – общество, группа, отдельный индивид и т.д.), который осуществляет данный вид деятельности.
тип отношений между субъектом и объектом.
Главная проблема гносеологии – признание объективного содержания нашего знания, признание соответствия знания объективной реальности.
В истории философии сложилось 3 модели понимания познавательного процесса (подробнее см. лекцию в тетради или звони мне):
неклассическая (постклассическая модель – нач. XX – втор. пол. XX);
пост-постклассическая (постмодернистская) – кон. XX века.
Как понимали познание:
Демокрит: как отражение. «Ощущение и мышление возникают вследствие того, что извне приходят образы».
Бэкон: «душа – зеркало, отражающее внешние воздействия».
Локк: «ощущения – окна, сквозь которые к нам пробивается свет». Наша душа в процессе познания представляет собой чистый лист бумаги («tabula rasa»), на котором внешний мир чертит свои иероглифы. Такое познание имеет сильные и слабые стороны:
Признание объективного содержания наших знаний
Не учитывается активность познающего субъекта;
Не рассматривается влияние познавательных способностей человека на результат познавательной деятельности.
Юм: нам даны лишь наши ощущения, но ощущения не связывают нас с внешними предметами => мы не можем сказать, существуют ли предметы сами по себе и какими они являются. Вывод: знания о предметах в их объективном существовании нам недоступны. Т.е. мы не можем убедительно/доказательно обосновать ни то, существуют ли эти предметы объективно, ни то, чем они являются.
Кант (в отличие от Юма) признавал объективное существование вещей. Но в процессе познания наше сознание не есть чистая доска. Ему изначально присущи априорные формы сознания (чувственность и рассудок) => знание всегда есть единство этих двух элементов, которые всегда присутствуют в знании. Вне познавательной деятельности, в своём объективном существовании вещи ним недоступны. Объективно существующие вещи – вещи в себе (они существуют объективно, но непознаваемы – позиция агностицизма).
Немецкий классический идеализм (материализм): активная (деятельная) сторона познавательной деятельности воспринята активно. Сознание рассматривается как тождественность субъекта и объекта. Сознание познаёт сознание.
Марксизм: познание – адекватное отражение действительности, но познание – деятельность активная. Активное взаимодействие субъекта и объекта осуществляются в ходе практики, которая представляет собой основу познания. Практика – общественно-историческая, предметная деятельность людей, направленная на преобразование действительности. Субъект познания – не только сознание человека, это человек во всём многообразии его конкретных предметных и социальных связей. Познавательные отношения субъекта и объекта – отношения, включающие культуру во всём её многообразии, опосредуются многообразием культурного и общественного опыта.
Вещь в себе (объективность и непознаваемость)
Связаны (адекватный образ)
Единство чувственного и рационального в познании.
В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых такие важнейшие как чувства («живое созерцание») и разум (мышление, рациональное и т.п.), находящиеся в тесном единстве друг с другом, так и с другими человеческими способностями. По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения — сенсуализм и рационализм.
Источник достоверных знаний о мире – чувства.
Первая ступень познания – ощущения, достоверные ощущения – гарантия достоверных знаний о мире.
Источник достоверных знаний о мире – мышление.
Чувства нас обманывают.
«В нашем разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах»
«Нет ничего наших чувствах, кроме самого разума» (Лейбниц)
Сознание связывает нас с внешним миром
Не может объяснить принципиально нового знания и знания о принципиально ненаблюдаемых явлениях.
Подчёркивается роль субъекта в познании
Трудноразрешимый вопрос – откуда мышление берёт материал для обобщения.
Гоббс, Локк, Бэкон
Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель (по Фролову)
(Философия, ред. Кохановский) Хотя в рамках обеих названных концепций было высказано немало верных и глубоких идей, но в целом они были ограничены, односторонни.
Сенсуализм — абсолютизировал чувственное познание, принижая (или вовсе отвергая) роль мышления.
Рационализм — отрицал опытное происхождение всеобщности и необходимости как важнейших признаков достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления — вплоть до отрыва его от реальности.
Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон — чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.
Чувственное познание (или живое созерцание) – получение информации о внешнем мире с помощью чувств (зрения, слуха, осязания и др.). Главная особенность: относительно непосредственно связывают нас с внешним миром. Три основные взаимосвязанные формы, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира:
Ощущения (информация об отдельных сторонах предмета),
Восприятия (целостный образ предмета);
Представления (целостный образ предмета при отсутствии самого предмета).
Сенсорика даёт только тот чувственный материал, который вне интерпретации, обработки, знанием не является.
Ощущения: зависят от органов чувств, от наших видов деятельности, культурных особенностей.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. (м.б. зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные, и т.д.)
Восприятие — это целостный образ предмета. Восприятие зависит от раздражителя, от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта, от поставленной перед человеком задачи и мотива его деятельности. Виды восприятий — восприятия пространства, времени и движения.
Представление — целостный образ предмета при отсутствии самого предмета. Это образы памяти, образы воображения и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета.
Познавательные возможности чувственного познания ограничены, т.к. чувствам недоступны:
явления прошлого и будущего,
явления, лежащие за пределами возможностей наших органов чувств,
сущностные/внутренние стороны явления объективного мира.
«Чистой» чувственности, свободной от влияния мышления нет. А именно в мышлении наиболее полно и адекватно выражено рациональное познание.
Рациональное = логическое = абстрактное познание – знание опосредованное и обобщенное.
В отличие от чувственного познания, рациональное познание связано с внешним миром опосредованно, имеет дело с чувственным материалом, а не с предметами.
Логическое знание логически обработано, выражено в определённых логико-гносеологичеких формах (понятиях, суждениях…)
Ещё в больше степени, чем чувственное, зависит от социо-культурных факторов: от социальной среды, от языка, от нравственных ценностей, от философско-мировозренческих и религиозных установок, от мышления и общения.
Логическое знание не сводится только к обработке чувственного материала. Оно даёт нам принципиальное новое знание, знание, которое принципиально не выводится из имеющегося чувственного материала, а создаётся заново.
Мышление (рациональное познание) – это творчески преобразовательная, избирательная, интерпретирующая деятельность, выраженная в логико-гносеологических формах и опосредованная социокультурными факторами. Мышление имеет дело с общими чертами, характерными для предметов.
Формы мышления (логические формы) — способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия (отражают общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях), суждения (отражают вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения) и умозаключения (из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как проблема, гипотеза, теория и др.
«Чувственность» и «рациональное мышление» нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные «способности» познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.
В марксизме единство чувственного и рационального осуществляется в практике.
Роль языка в познании
Язык, возникший вместе с возникновением человека, явился одним из необходимых условий формирования самого человека и его мышления. Появилось слово человек стал в состоянии отвлекать от предметов те/иные свойства стал создавать понятия (отражённые в сознании признаки вещей) появилась возможность осуществлять теоретическую деятельность в собственном смысле слова.
Обобщающая роль языка – дал возможность фиксировать общее в предметах, явлениях, их связях и отношениях, расчленять их, соотносить и синтезировать в понятиях.
Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (языки математики, формальной логики, химические формулы и т.п.).
Связь языка и мышления определяет и большую роль языка в познании:
язык является необходимым условием формирования нашей мысли, в процессе формирования понятий, в момент перехода от чувственной ступени познания к рациональной;
даёт возможность передачи добытых человечеством знаний новому поколению в процессе его воспитания и обучения (люди познают действительность не только в процессе непосредственного столкновения с ней, но и опосредованным путём, через освоение с помощью речи уже готовым, исторически сложившимися знаниями), в ходе обмена мыслями между людьми.
слово связывает отношение субъекта к действительности с отношением к другим людям. Мышление направлено не только на объект познания, отражением которого оно является, но оно обращено и к другим людям, которым сообщаются результаты познания. Мышление имеет не только познавательную, но и коммуникативную цель, к-ю оно осуществляет с помощью языка.
Вера (философский словарь под ред. Фролова) – это состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определённой информации об объекте, выраженной в определённых идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом др. чувств и служащее мотивом, стимулом, ориентиром человеческой деятельности
В истории философии и психологии – 3 вида теорий веры:
эмоциональные, к-е рассматривают веру как чувство (Юм, Джеймс);
интеллектуальные, в к-ых вера трактуется как феномен интеллекта (Бретано, Гегель);
волевые, познающие веру атрибутом воли (Декарт, Фихте и др.)
В античной философии вера рассматривалась как предпосылка, в том числе и научного, познания.
Эмпиризм Нового времени (Юм, Бэкон) – относили к вере те положения и принципы, к-ые нельзя обосновать посредством чувственного познания.
Кант – связывал с верой все положения, выходящие за пределы возможного опыта, поэтому считал существование мира вещей в себе рационально необоснованным и тем самым опирающимся на веру.
Неопозитивизм – говорят о рациональной вере, определяемой степенью подтверждения гипотезы эмпирическими данными.
Вера является необходимым элементом индивидуального и общественного сознания, важным моментом деятельности людей.
Объекты веры – факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности – не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности.
Субъект веры – может выступать индивид, социальная группа, общество в целом.
Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы.
Вера – важный элемент ценностного сознания наряду с такими категориями как надежда и любовь.
Особым случаем проявления феномена веры является религиозная вера. Теология признаёт религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души, или же благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера противопоставляется разуму и знанию.
Интуиция В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.
Интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
У представителей разных философских направлений понимание интуиции широко варьируется.
Декарт: под интуитивным суждением понимал такое простое и отчётливое суждение, которое само по себе не оставляло сомнения в истинности мыслимого.
Спиноза: интуиция – «третий род» познания, наиболее достоверное и важное познание, схватывающее сущность вещей.
Гуссерль: интуиция представляет собой форму непосредственного интеллектуального схватывания сущности явлений («сущностное видение», «идеализация», непосредственное созерцание общего).
В интуитивизме интуиция — единственно достоверное средство познания, толкуется как непосредственное слияние субъекта с объектом (А. Бергсон),
В психоанализе — бессознательный первопринцип творчества (З.Фрейд).
В психологии интуиция — особый вид знания, специфическая способность, механизм творческой деятельности.
Своеобразно толковали соотношение рациональной и иррациональной, интуитивной и дискурсивной (логической, понятийной) сторон познания русские философы-интуитивисты. Так,
С. Л. Франк, указывал на неразрывную связь рационального (как отражения «светлого» «зримого» начала бытия) с противоположным ему моментом — иррациональным, «верховенство подлинного знания» отдает последнему.
Интуиция требует напряжения всех познавательных способностей человека, в нее вкладывается весь опыт предшествующего социокультурного и индивидуального развития человека — его чувственно-эмоциональной сферы (чувственная интуиция) или его разума, мышления (интеллектуальная интуиция).
Вывод. В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты.
Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, т.к. оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание — необходимая сторона этого отношения, оно само может быть понято только в контексте этого отношения.
Источник