Позиция полагающая что чувственное отражение является единственной основой достоверного познания
Подробное решение параграф § 6 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие значения слова «знание» вам известны? В чём близость этих значений?
Существует множество понятий слова «знание». Знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. Знание в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу. Близость данных значений заключается в том, что знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
2. Кто такие агностики, в чём суть их взглядов на познание?
Агностик – это человек, убеждённый в невозможности доказать первичное начало вещей, так как оно неизвестно и не может быть познано по определению. Суть взглядов агностиков на познание заключается в том, что по их мнению мир невозможно познать объективно, агностики отрицают существование истины, они считают невозможным что-то полностью отрицать или утверждать.
3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?
Чувственное познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Благодаря чувственному познанию человек получает сведения о том, что вызывает у него чувства и эмоции, а любая познавательная деятельность вызывает определённые чувства и эмоции, поэтому чувственное познание имеет очень важное значение.
4. В чём особенности рационального познания?
Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного. Так, например, в физических теориях немалую роль играет чувственно-наглядная сторона (в виде схем, чертежей и других изображений). Иначе говоря, в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное начало, а в других — рациональное.
5. В чём суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?
Суть разногласий сенсуалистов и рационалистов заключаеся в том, что сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Противоположной же линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.
6. Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина».
Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина — это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.
Человек не всегда может познать истину в полном объёме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы), и знания его ограничены данным конкретным моментом, поэтому такую истину называют относительной. Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.
Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.
7. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?
Действительно, не всякая истина является абсолютной и окончательной, т.к. абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте, а ведь содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.
8. В чём состоят особенности научного познания?
Особенности научного познания: во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле. Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих, науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядочение, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия. В-четвёртых, научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения. При этом совершенно не обязательно проводить проверку каждый раз, когда необходимо обращение к научным истинам. Истина в науке характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счёте оказываются подтверждёнными, т. е. достоверными.
9. Чем различаются знания социальные и гуманитарные?
Социальные знания – это прежде всего знания об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д. Социальное знание имеет и свои специфические особенности.
Если представитель общественных наук — историк, социолог, философ — обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом его исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гуманитарное знание. Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения сути исторического развития она не была бы наукой.
К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку она обращена к духовному миру человека.
Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария — понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание — одна из особенностей гуманитарного знания.
1. К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.
Французский математик и философ Ж. Пуанкаре принадлежал к агностикам. Агностики пытались доказать, что сущность любой материальной системы недостижима для достоверного познания. Он признавал разум основой познаваемости мира, выражая глубокое недоверие к чувствам как источнику первичной информации.
2. Философ эпохи Возрождения Николай Кузанский утверждал, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага». Как вы понимаете мысль философа? Согласны ли вы с данным суждением? Свой ответ аргументируйте.
Частично я с этим суждением согласна, правда, что «разумность есть истина», а вот чувство красоты у всех своё и желание блага не у всех одинаковое. Если бы это было так, то в мире практически не было бы конфликтов.
3. В драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, всё то, чему свидетель в жизни будешь. » Можно ли ограничиться данным поучением, если речь идёт о познании общества? Свой ответ аргументируйте.
Общество — социальная организация страны, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Конечно сложно ограничится данным поучением в отношении общества, т.к. в разные исторические эпохи у общества свои цели и идеалы.
4. Сформулируйте свою позицию в споре о сущности истины. Чем ваша позиция отличается от позиции сенсуалистов и рационалистов? Чем они близки?
Абсолютная истина по сути не существует. Все то, что мы пытаемся представить, как истину является понятием абстрактным.
Источник
Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)? — раздел Философия, Философия А) Аксиома; Б) Вера; В) Смелость; Г) Интуиция; Д) Самоуверенность.
а) аксиома; б) вера; в) смелость;
г) интуиция; д) самоуверенность.
4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение является единственной основой достоверного познания:
а) бихевиоризм; б) витализм; в) натурализм;
г) механицизм; д) эмпиризм.
5. Иммануил Кант отмечал: «Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается (…)». Укажите пропущенное слово:
а) гипотезами; б) идеями; в) теориями;
г) парадигмами; д) практиками.
тема 7. проблема истины
1. Философская позиция, полагающая, что вопрос об истинности познания не может быть решен положительно:
а) идеализм; б) агностицизм; в) рационализм;
г) позитивизм; д) эмпиризм.
2. Укажите «антидот» (противоядие) для лжи как гносеологического явления:
а) альтернативное знание; б) другое мнение;
в) истина; г) вера; д) правда.
Эта тема принадлежит разделу:
Философия
Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. челябинский государственный педагогический университет..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Все темы данного раздела:
Самсонов, В.Ф
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсонов. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с. ISBN 978-5-85716-821-9 В пособии излагаются в
Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях является одним из важнейших собственно философских вопросов. Сам историко-философский процесс постоянно выдвигает его н
Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И последняя понималась очень широко. Под ней подразумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей
Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но философия как теоретическая система рассматривает это отношение обобщенно и предельно абстрактно. В теоретической, понятийной форме
Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания — это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо
Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствующих разделах(предметных областях) философского знания.
Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к числу проблем, определяемых общесоциальными потребностями и развитием общества. В современных условиях глобальных проблем и мирово
Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия — это каторга понимания. Поясните правильность этого образа. 2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Правильная философия начинается
Значение онтологической проблематики в философии
Онтология — раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онтология» введен в научный оборот немецкими схол
Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в вопросах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чувственного мира построили онтологию как учение об «истинном» трансцендентн
Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно снятие традиционной онтологии как обособленной части философии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица
Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия философы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с
Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…». Дайте философское толкование этого суждения. 2. «В нашей неповторимой жизни каждый день — исторический»
Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne — искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ
Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и противоречия. Они конкретизируются в основных законах диалектики. Но
Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятельности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода
Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и познания в философии выступает метафизика (антидиалектический метод). Метафизика в целом характеризуется односторонним подходом к
Информация для размышления
1. «Детерминизм — это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов). В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения? 2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз
Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо
Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направления к проблеме сознания определяются прежде всего ориентацией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)
Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей структуре и функциям
Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте связано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалистической точки зрения, есть высшая форма отражения действительности. Отражение как атри
Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структурируют (членят) по разным основаниям и выделяют различные уровни, сферы,
Информация для размышления
1. «Знать — значит владеть информацией. Понимать — проникать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев). Аргументируйте истинность данного тезиса. 2. «Мысль изреченная есть ложь»
Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принадлежит к числу древних и «вечных» проблем. Это классическая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление — без языка. //
Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносеологическом плане
Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проблема сложна и не решена в современной науке. В конституировании (установ
Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»? 2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В философии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн
Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis — знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн
Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии являются «познание», «субъект», «объект», «отражение», «знание», «истина», «практика». Познание — творческая деятел
Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детерминации знания, а также трудностями разграничения объективного и субъективного в познании в истории философии и философии науки возникли
Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диалектико-материалистической концепции познания. Фундаментальным принципом современной диалектико-материалистической теории п
Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в работах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,
Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рассмотрено как осо
Информация для размышления
1. «Воображение, — по мнению Альберта Эйнштейна, — важнее, чем знания». Раскройте рациональные основания для такого мнения. 2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп
Проблема истины и ее определение
Проблема истины — одна из важнейших проблем философии и центральная проблема теории познания. В чем, собственно, состоит проблема истины? Она касается ответа на
Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общественно-историческая практика выступает критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имее
Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской концепции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,
Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредственное отношение к процессу познания и постижению истины. Термины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широком смысле представ
Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо заметил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной». Объясните, на какое свойство истины указывает это замеч
Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного сознательного и бессознательного использования исторически сложившихся средств познания. В наше время, когда наука становится непосредственной про
Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства познания недостаточны для познания. А в некоторых областях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и
Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она формулирует наиболее общие законы, принципы, категории, в которых концентрируется опыт взаимодействия человеческо
Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных методов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и завершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога
Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только приближение к истине» (А. Бутлеров). Докажите истинность этого суждения. 2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипот
Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии является понятие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «социальное», а также соотносимые с ними термины неодно
Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества развивались и совершенствовались вместе с реальной историей человечества. Так, уже философы древности пытались осмыслить и ре
О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме — это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопределены объективными факторами и в какой степени они яв
Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн). Отражает ли это суждение сущность общественных отношений? Ответ аргументируйте. 2. Ал
Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гуманитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально
Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали размышлять о природе и совершенствовать свои способности воздействовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития
Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к терминам «природа», «естественная среда», «окружающая среда», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля
Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания — экологическое сознание. Последнее является отражением взаимодействия двух относител
Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, природа — «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде». Что этим хотел сказать автор? 2. «Природу легч
Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его структуры. С диалектико-мате
Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специфическую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро
Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социального неравенства. В
Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является сознательной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.
Информация для размышления
1. «Экономика — это физиология государства» (В. Кротов). Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию. 2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был
Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского анализа проблем культуры определяется самим ходом общественного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр
Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно выделить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к предметно-вещественн
Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наиболее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искусственный, созданный
Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неисчерпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем многообразные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е
Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры — гуманистическая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманистична и позитивна.
Информация для размышления
1. «Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан). Верно ли это суждение в принципе? 2. «Таланты — не дворянство, чтобы передаваться о
Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность — это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физических или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль
Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского знания сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н
Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала ценностную проблематику и вслед за марксистской философией не признавала за аксиологией статуса особой философской дисциплины. Возрождение интереса
Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их классификация может быть представлена следующим образом. По содержанию различают ценности, соответствующие представлениям о подсист
Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Ценность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему». В чем состоит реальная (практическая) значимость (полезн
Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные формы теоретического отношения к истории — теологию истории, философию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн
Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт
О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с иррационалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ
Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами — основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв
Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе — это вопрос о характере социальных изменений, вопрос о направленности изменений и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности
Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса особенно ярко проявился в XX веке в период научно-технической революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и
Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного мировоззрения является эвристическая функция, касающаяся прогнозирования развития действительности. А теория прогнозирования я
Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства» (Е. Лец). Аргументируйте истинность этого суждения. 2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал: Когда поймешь ты након
Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо — это представитель высшей ступени живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Раздел философии, который занимается пробле
Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концепциях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич
Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква
Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст). Выскажите свое мнение по этому поводу. 2. «Человеку нельзя да
Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить соотношение биологического и социального в нем. К биологическому в человеке относится его
Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятельность, а основными видами деятельности, по нашему мнению, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто
Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер — это заместитель отсутствующих у человека инстинктов». Дайте философскую интерпретацию этого утверждения. 2. Определите философскую кат
Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактеризовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это понятие предполагает определенный отве
Основные концепции смысла жизни
В связи с различием мировоззренческих позиций возникали и возникают разные концепциисмысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалистич
Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо
Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич). Как вы понимаете это выражение? 2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индивидуально, а понимается только поколениями в гео
Античная философия
Предметом истории философииявляется возникновение и развитие философской мысличеловечества с древнейших времен до современности. Это история противоборства с
Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн
Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного общества и развития промышленности, время великих географических открытий (Колум
Русская философия
Русская философия — одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобразные черты национа
Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Рубинштейн)? 2. Платон и Аристотель полагали, что начало философствования в уд
Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют постклассический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопоставить эту философию с
Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое начало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания позитивистов всегда находился вопрос взаимоотношения философии и н
Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia — существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по
Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм — современная религиозная философия, официальная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средневекового философа-
Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка». Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание? 2. Назовит
Словарь персоналий
АбелярПьер(1079–1142) — французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма. Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) — арм. философ, спец. в области сем
Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого суждения?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников; г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский. 10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани
Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм; г) софистика; д) эклектика. 3. Категория, выражающая внутренний источник развития: а) гармония; б) отрицание;
Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика; г) синергетика; д) синтактика. 2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит
Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение; г) индукция; д) моделирование. 2. Общенаучная теория самоорганизации систем — это: а) автоматика; б) семиотика; в
Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов; г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр. тема 11. общество как структурно-функциональная система 1. Сферы общественной жизни в
Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу; г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер. тема 14. философия истории 1. Религиозное истолкование исторического процесса как осущест
Кто из данных философов утверждал, что герменевтика — это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи; г) Э. Жильсон; д) Э. Мах. 5. Римский историк, которому приписывают авторство крылатых слов, касающихся изучения истории: «Б
Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание; г) красота; д) физические способности. 5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже с
Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посетить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль; г) Г. Фреге; д) З. Фрейд. 5. Высшая цель стремлений человека: а) богатство; б) образование; в) идеал; г) с
Все действительное разумно, все разумное действительно». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте; г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер. 5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир — это с
Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров; г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев. 10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на формирование мировоззрения Александра Блока, А
Источник