А1. Однокоренными являются все слова в ряду
1)лесопилка, копилка, опилки
2)земляной, позёмка, озимый
3)горе, горевать, пригорюнился
А2. Суффиксальным способом образовано слово
А3. Слова глядеть и смотреть – это
3)разные значения многозначного слова
А4. Буква –А- пишется
А5. Буква –О- пишется
А6. Буква, обозначающая звонкий согласный на письме, пишется
А7. Согласная пишется
А9. – И – пишется 4)жемчуж…нка
1)пр…забавный случай 5)вермешел…вый суп
А10. – Ы – пишется
2)ц…ган 5)лисиц…н след
А11. Речевая ошибка допущена в словосочетании
А12.Речевая ошибка допущена в предложении
1)Дети, интересующиеся биологией, заинтересовались ею ещё больше
после того, как пришёл новый учитель.
2)Трёхсот пятидесяти шести рублей, оставленных на подоконнике, он так
3)Говоря о вечном, мной были неправильно расставлены акценты.
А13.Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении
1)Чтец декларировал и декламировал новые стихотворения известного
2)Ареал божественности точно исходил от него.
3)Позитивные изменения чувствовались во всём.
4)Пётр дал ему деньги взаймы на длинный срок.
5)Он обладал недюжинными способностями и удивительным даром
А14. Неправильно поставлено ударение в слове
А15.Укажите (цифрами) количество звуков в словах(Цифры записывайте в том же порядке, в котором написаны слова).
Юла, тень, селение, праздник.
А16. Укажите, каким членом предложения является подчёркнутое слово?
Белая ночь простиралась вокруг.
А17. Укажите(цифрой) количество грамматических основ в следующем
Ветер дул всё порывистее, сыпля брызги с ярко – зелёных деревьев, за
садом, где-то низко, гремел тугой гром, бледно – голубые сполохи озаряли аллею, и повсюду пели соловьи.
А18. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
2)И закипела работа по этому мосту, как по коре.
3)Нижняя часть окна была, как будто подёрнута ровным морозом.
А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Меня должно было радовать то обстоятельство, что редактор появился у меня хотя бы даже в виде Мефистофеля.
2)Меня вероятно, принимая за кого – то другого, она расцеловала трижды.
3)Стало быть я заболел.
А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Темнея как туча, я глядел на заламывавшую руки Людмилу Сильвестровну.
2)Меня пригласили на совет директоров, как юриста.
3)Художник, посланный газетой, поднимая и опуская лицо, как китайский болванчик, быстро рисовал этот профиль с сигарой.
А21. Чужая речь оформлена неправильно в предложении
1) «Что я пугаюсь?- подумала она,- Ему просто весело, он проснулся в хорошем настроении».
2)Пушкин писал, что «Душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит».
3)По словам Салтыкова – Щедрина, «литература изъята из законов тления
Источник
Контрольная работа по русскому языку
Итоговая КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Инструкция для студентов
Контрольная работа состоит из частей А и В. На её выполнение отводится 90 минут.
Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов.
А1. Однокоренными являются все слова в ряду
1)лесопилка, копилка, опилки
2)земляной, позёмка, озимый
3)горе, горевать, пригорюнился
А2. Суффиксальным способом образовано слово
А3. Слова глядеть и смотреть – это
3)разные значения многозначного слова
А4. Буква –А- пишется
А5. Буква –О- пишется
А6. Буква, обозначающая звонкий согласный на письме, пишется
А7. Согласная пишется
А9. – И – пишется 4)жемчуж…нка
1)пр…забавный случай 5)вермешел…вый суп
А10. – Ы – пишется
2)ц…ган 5)лисиц…н след
А11. Речевая ошибка допущена в словосочетании
А12.Речевая ошибка допущена в предложении
1)Дети, интересующиеся биологией, заинтересовались ею ещё больше
после того, как пришёл новый учитель.
2)Трёхсот пятидесяти шести рублей, оставленных на подоконнике, он так
3)Говоря о вечном, мной были неправильно расставлены акценты.
А13.Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении
1)Чтец декларировал и декламировал новые стихотворения известного
2)Ареал божественности точно исходил от него.
3)Позитивные изменения чувствовались во всём.
4)Пётр дал ему деньги взаймы на длинный срок.
5)Он обладал недюжинными способностями и удивительным даром
А14. Неправильно поставлено ударение в слове
А15.Укажите (цифрами) количество звуков в словах (Цифры записывайте в том же порядке, в котором написаны слова).
Юла, тень, селение, праздник.
А16. Укажите, каким членом предложения является подчёркнутое слово?
Белая ночь простиралась вокруг.
А17. Укажите(цифрой) количество грамматических основ в следующем
Ветер дул всё порывистее, сыпля брызги с ярко – зелёных деревьев, за
садом, где-то низко, гремел тугой гром, бледно – голубые сполохи озаряли аллею, и повсюду пели соловьи.
А18. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
2)И закипела работа по этому мосту, как по коре.
3)Нижняя часть окна была, как будто подёрнута ровным морозом.
А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Меня должно было радовать то обстоятельство, что редактор появился у меня хотя бы даже в виде Мефистофеля.
2)Меня вероятно, принимая за кого – то другого, она расцеловала трижды.
3)Стало быть я заболел.
А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1)Темнея как туча, я глядел на заламывавшую руки Людмилу Сильвестровну.
2)Меня пригласили на совет директоров, как юриста.
3)Художник, посланный газетой, поднимая и опуская лицо, как китайский болванчик, быстро рисовал этот профиль с сигарой.
А21. Чужая речь оформлена неправильно в предложении
1) «Что я пугаюсь?- подумала она,- Ему просто весело, он проснулся в хорошем настроении».
2)Пушкин писал, что «Душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит».
3)По словам Салтыкова – Щедрина, «литература изъята из законов тления».
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5
І. В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.
ІI. Красота – это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, ‹…› она открывается человеком или постигается, живёт в его душе; не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её.
IІІ. 1. Красота – это радость нашей жизни. 2. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. 3. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство.
4. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. 5. Умей и ты слушать эту музыку. 6. Дорожи красотой, береги её.
В1. Наиболее полно основную мысль текста выражает следующая фраза
1)Красота существует независимо от нашего сознания и воли.
2)Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать
3)Благородство может расцвести в каждом сердце.
4)В мире существует много нужного и полезного.
В2. Какое слово можно поставить на месте многоточия в угловых скобках во II
В3. Какое средство выразительности использовано в 4 предложении ІІІ абзаца?
В4. Определите стиль приведённого выше текста
В5. Напишите небольшое сочинение – рассуждение (объём 50 – 70 слов) на тему: «Зачем человеку нужно беречь красоту?».
Источник
Лексические нормы. Тесты
материал по теме
Данный материал поможет вам при подготовке к зачёту по теме «Лексические нормы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskie_normy_testy_povtorenie.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Значение какого слова определено неверно?
- БУДНИЙ — рабочий, не праздничный
- АВТОБИОГРАФИЯ — описание чьей-либо жизни
- СМЕТЛИВЫЙ — хорошо и быстро соображающий, догадливый
4) ДЕСПОТИЧНЫЙ — склонный к попиранию воли и желаний других
2. Значение какого слова определено неверно?
- ЦЕНЗУРА — надзор за печатью и средствами массовой информации
- СЕРВАНТ — шкаф со стеклянными дверцами для посуды
- АКВАТОРИЯ — искусственный водоём для содержания рыб, водных животных и растений
- ТРИУМФ — успех, победа, торжество
3. Значение какого слова определено неверно?
- АДРЕСАНТ — лицо, отправляющее письмо
- АУКЦИОН — публичная распродажа
- ДЕЗИНФОРМИРОВАТЬ — сообщать искажённые или ложные сведения
- ИМПОРТ — вывоз товара из страны для продажи
4. В каком предложении вместо слова ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ нужно употребить ДЕМОКРАТИЧНЫЙ?
- В предвыборную борьбу вступила не так давно сформированная ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ партия.
- В своих письмах Гоббс оставался противником ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО образа правления.
- В пресс-релизе указано на возросшее значение объединение всех прогрессивных и ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ сил.
- Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.
5. В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?
- После долгой дискуссии на Учёном совете была сформулирована ЕДИНАЯ позиция по обсуждаемому вопросу.
- Вокруг голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки— ни бугров, ни впадин.
- 3) Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.
- 4) Почему-то ночью нам представляется, будто ёлки в лесу держат ЕДИНУЮ правильную форму.
6. В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить ПРОСТУПОК?
- Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.
- Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.
- Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.
- В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.
7. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ можно употребить БУДНИЙ?
- Однажды утром в БУДНИЧНЫЙ день я с дедом разгребал во дворе снег.
- Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.
- Значительное место художник отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.
- «Вот мы и дома», — уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.
8. В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить
ВОИНСКИЙ?
- Федоров был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут солдат его полка впереди.
- За храбрость и доблесть он получил очередное ВОЕННОЕ звание.
- До глубокой старости ветеран сумел сохранить ВОЕННУЮ выправку.
- ВОЕННАЯ промышленность страны очень развита.
9. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Оба брата были чрезвычайно обходительными с людьми, и вообще очень ГУМАННЫМИ и добрыми.
- Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонности не к точным наукам, а к ГУМАННЫМ.
- В студии этого великого мастера царили искренность и ГУМАННАЯ, тончайшая правда человеческих переживаний.
- Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, истинно прекрасных.
10. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ?
- Это были сестры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались.
- Ранняя весна, когда все оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, — таково содержание этой картины.
- Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям.
- Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти от ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод.
11. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
- Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
- Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
- Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.
- Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
12. В каком предложении вместо слова КОМАНДИРОВАННЫЙ нужно употребить КОМАНДИРОВОЧНЫЙ?
- Нас поселили в доме для КОМАНДИРОВАННЫХ.
- КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение инженер положил на стол.
- Со мною в гостинице жил КОМАНДИРОВАННЫЙ — приятный человек с рыжей бородой.
- Простите, как вы попали на этот завод? Вы КОМАНДИРОВАННЫЙ?
13. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
- Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.
- Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.
- Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.
- В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.
14. В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?
- Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.
- Печерский был ИСКУСНЫМ адвокатом и пользовался заслуженным уважением коллег.
- Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно исчезала с наших лиц.
- ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет.
15. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?
- СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
- Сено в стогу — СЫТЫЙ корм скоту.
- СЫТЫЙ голодного не разумеет.
- СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.
16. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
- Они ещё долго бродили по старинному парку, который славился своими могучими ВЕЧНЫМИ дубами.
- ВЕЧНЫЙ огонь — это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.
- Приходилось решать ВЕЧНУЮ проблему: где найти место, чтобы сытно и недорого пообедать.
- Многие считают, что настоящая дружба должна быть ВЕЧНОЙ.
17. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить ЭФФЕКТИВНЫЙ?
1) Он сделал эффектный жест рукой.
2) Необходимо принять эффектные меры.
3) Эффектное исполнение роли произвело впечатление.
4) Ей нравилось принимать эффектные позы на фотографиях.
18. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?
1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
19. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.
20. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ?
1) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой нечто похожее на замок.
2) Актера попросили ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.
3) Вам нужно срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчет о командировке.
4) Я ПРЕДСТАВЛЮ вам возможность самостоятельно решать эти вопросы.
21. В каком предложении вместо слова КОННЫЙ нужно употребить слово КОНСКИЙ?
1) Он владелец КОННОГО завода и какой-то фабрики.
2) Ни КОННОМУ, ни пешему судьбы не миновать.
3) Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали КОННЫЙ топот и ржание.
4) По дороге шел КОННЫЙ отряд.
22. В каком предложении вместо слова ОБСУЖДАТЬ нужно употребить слово ОСУЖДАТЬ?
1) ОБСУЖДАТЬ новый проект пришлось в сложнейших условиях.
2) ОБСУЖДАТЬ свои проблемы с незнакомым человеком не хотелось.
3) Проблему технологического оснащения производства ОБСУЖДАТЬ на этом заседании не стали.
4) Во многих своих произведениях А.П. Чехов ОБСУЖДАЕТ праздность.
23. В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?
1) Алеша надел большие БОЛОТНЫЕ сапоги.
2) Новая военная форма БОЛОТНОГО цвета была ему к лицу.
3) Наш путь пролегал через БОЛОТНУЮ местность.
4) В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.
24. В каком предложении вместо слова ДЛИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово ДЛИННЫЙ?
1) Все свои закупки жители этого города делали крайне редко, совершая ДЛИТЕЛЬНЫЕ путешествия.
2) Канал оказался судоходным и очень ДЛИТЕЛЬНЫМ.
3) На этот раз ДЛИТЕЛЬНЫЕ рукоплескания превратились в овации.
4) Мастерство писателя вырастает из тонкого и ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за окружающими его людьми.
25. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении
1)Чтец декларировал и декламировал новые стихотворения известного поэта.
2)Ареал божественности точно исходил от него.
3)Позитивные изменения чувствовались во всём.
4)Пётр дал ему деньги взаймы на длинный срок.
5)Он обладал недюжинными способностями и удивительным даром ясновидения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная презентация является мультимедийным сопровожением к уроку «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление».
Тест составлен на основе учебника Starlight lkz 11 класса по английскому языку.В данной разработке представлены тесты для каждого раздела.
Тесты по основным темам программы.
Тест для проверки знаний по пройденному материалу.
Открытый урок проводился на 1 курсе в рамках темы «Лексика». Цели:Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ .
Данный материал может быть использован как преподавателями,так и студентами для самообразования.
Тесты направленные на проверку лексического минимума по семестрам.
Источник