ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ЧУВСТВА
ст. преподаватель (Карачаево-Черкесский филиал
Московского открытого социального университета)
Правовые чувства, эмоции, настроения, переживания и обыденные представления яв-
ляются содержанием собирательного понятия «правовая психология», составляющего, по
мнению Л.И. Петражицкого, ядро неофициального права и влияющего на эффективность
действия позитивного или официального права, в котором зафиксирована лишь незначи-
тельная часть правовых предписаний1. Эта мысль развивается современными авторами,
полагающими, что правовые предписания действуют тем эффективнее, чем больше они
утверждаются в правовом чувстве общества2.
К проблеме правового чувства в отечественной юридической науке всегда было не-
однозначное отношение, которое формировалось на фоне зарубежной и российской
дореволюционной мысли. В условиях господства рационалистического понимания права
и правосознания их эмоциональным аспектам отводилась незначительная роль. Этот одно-
сторонний подход, связанный с возвеличиванием знания, привел к кризису данных понятий.
Затем последовало обращение к эмоциональному, чувственному аспекту правосознания и
его возвеличивание, которое также привело к одностороннему их пониманию. Разрешил
ситуацию И.А. Ильин, который, объединив знания и чувства, целостно представил понятие
Советскими авторами правосознание и право рассматривались через рациональный
аспект, а к правовому чувству было негативное отношение, поскольку считалось, что чув-
ственное познание не обладает способностью отделять существенное от несущественного,
закономерное от случайного и ориентируется на отдельные аспекты юридической дей-
ствительности. Признавалась ограниченность чувственного освоения мира, обусловленная
пространственными и временными параметрами государственно-правовых явлений, а также
тем, что органы чувств воспринимают лишь их настоящее, непосредственное состояние.
Эту позицию наиболее четко выразил А.К. Уледов, который, анализируя позицию авторов,
рассматривающих правовое сознание через взгляды, представления и правовые чувства,
сделал вывод о необоснованности попытки выделить правовые чувства в особую категорию
Признав в дальнейшем правовые чувства в качестве структурного и важного элемента
правосознания, авторы не пришли к единому мнению в вопросах его понимания. Полагаем,
что для правильного понимания правового чувства необходимо более активное использо-
вание его философской, психологической и иных характеристик. В психологической науке
чувство рассматривается как эмоциональная форма отражения социально значимых явлений,
как высшая, культурно обусловленная эмоция человека, содержащая в себе субъективно
ощущаемую установку по отношению к различным сторонам жизнедеятельности.
При характеристике чувства психологи выделяют такие его особенности, как: обобщае-
мость и возможность переноса от одного объекта на весь класс однородных; притупляемость
как положительных, так и отрицательных чувств под воздействием длительно действую-
щих раздражителей; суммация систематически вызываемых чувств, что может привести к
укреплению положительных чувств или, напротив, появлению аффективных состояний4;
замещение чувства неудачи в одной деятельности чувством успеха в другой; переключение
неудовлетворенных чувств на другие объекты; амбивалентность чувств, способная вызвать
внутриличностный конфликт, выливающийся в противоправное поведение; полярность и
пластичность. Каждой эмоции и любому правовому чувству противостоят противоположные
пе реживания, между которыми существует множество переходов.
Эти свойства специфическим образом проявляются в юридической сфере. Их можно
рассмотреть на примере психологической реакции человека, возникающей по поводу вновь
принятого закона. У лица, читающего данный закон, появляется непосредственная эмоцио-
нальная реакция на него, которая может продолжаться и иметь выражение в более сложных
эмоциональных и рациональных процессах, в частности обобщения субъектом предписаний
данного закона с уже известными ему аналогичными предписаниями, содержащимися в
действующем законодательстве. Это может привести к суммации чувств и мыслей, которая, в
свою очередь, может послужить основой положительного либо отрицательного отношения к
новому закону. Отрицательное отношение к закону и формальный подход к его реализации со
стороны некоторых правоприменителей может стать основанием притупляемости их право-
вых чувств, способной оказывать влияние на психическую активность и форму поведения
субъекта, применяющего право. Притупляемость рождает безынициативность и равнодушие
к закону, к людям и своим обязанностям. Положительное отношение, напротив, стимулируют
восприимчивость человека к праву, активизирует его реализующую деятельность.
Руководствуясь психологической характеристикой, правовое чувство можно определить
как возникающую у субъекта права эмоциональную реакцию на действующее и должное
(идеальное) право, обусловленную его юридическим и иным жизненным опытом, отличаю-
щуюся осознанностью, предметностью и включающую оценку правовых явлений с точки
зрения их значимости для удовлетворения биологических и социальных потребностей
человека. А.В. Смоленцев по данному поводу пишет: «Правовое чувство — это самоорга-
низующаяся система правовых (обязательно-притязательных) установок, основанная на
общепризнанном идеале добра и справедливости»5.
Сегодня общепризнанным является тот факт, что правовое чувство как элемент право-
вой психологии входит в структуру правосознания, где оно противопоставляется правовому
мышлению как высшей степени человечес кого познания. Мышление позволяет вырабатывать
знание о таких объектах, свойствах и отно шениях правовой действительности, которые не
могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания6. Мысли и чувства
взаимосвязаны: мысль не возникает вне чувственных ощущений — без них она была бы
пуста; правда, и неосмысленные чувства сами по себе малоинтересны — без их облечения
с помощью мыслительной деятельности в форму понятий чувства аморфны7.
По нашему мнению, противопоставление правового мышления и чувства научно некор-
ректно, т.к. они выступают проявлениями единого по своей природе процесса познания и
тесно взаимодействуют. Правовое чувство представляет собой начальный этап в процессе
правового мышления и является реакцией на отражаемую правовую действительность.
Правовое мышление, в свою очередь, испытывает влияние эмоционально обусловленных
интуитивных факторов познания. Степень участия правовой интуиции определяется осо-
бенностями конкретного вида деятельности, но ведущую роль она играет в процессе при-
менения правовой нормы к конкретному случаю. Интуицию и правовое чувство можно
разделить лишь условно, т.к. эти два элемента правосознания имеют общую эмоционально-
Не меньше дискуссий вызывает и вопрос о классификации правовых чувств. Предлага-
ются различные варианты и основания классификации, среди которых наиболее типичны
1) по уровню развития — элементарные, развитые, мировоззренческие;
2) в зависимости от носителя — индивидуальные, микрогрупповые, групповые, массовые;
3) по характеру направленности — положительные, нейтральные, негативные9. Они об-
разуются в процессе практической деятельности человека и в основе их разделения лежит
принцип удовольствия и неудовольствия10;
4) от интенсивности и продолжи тельности влияния на деятельность (настроения и
5) от степени влияния на активность деятельности (стенические и астениче ские). Однако
одно и то же чувство может в зависимости от обстоятельств активизировать или подавлять
6) в зависимости от качества — нравственные, эстетичес кие, интеллектуальные и прак-
Последняя классификация в настоящее время приобретает особое значение. Нрав-
ственные правовые чувства возникают как эмоциональная оценка субъектом соответствия своего и чужого поведения правовым нормам. О том, что неофициальное право (правовое
чувство) связано с общественной нравственностью, говорит следующий факт. В 1944 г. в
Дании нацисты арестовали всех полицейских, что немедленно отразилось на криминогенной
ситуации в виде увеличения количества корыстных преступлений, совершаемых анонимно
(кражи, неуплата налогов и т.д.). Однако преступления, которые считались аморальными
(убийство, изнасилование и т.д.), остались на прежнем уровне. Обратную зависимость можно
наблюдать, если вспомнить США во время действия «сухого закона».
В качестве нравственных можно назвать чувства справедливости и правовой совести.
Чувство справедливости, по-другому именующееся чувством права других, проявляется в
различных ситуациях, в которых нарушаются правовые ожидания и притязания субъектов.
Развитым чувством справедливости должны обладать судья, присяжные заседатели, про-
курор, следователь, дознаватель — все, кто имеет законное право оценивать доказательства
по своему внутреннему убеждению12. Ведь ссылки на норму начинаются уже после того,
как решение фактически созрело в сознании судьи13. Чувство правовой совести возникает,
когда человек может совершить правонарушение безнаказанно, но не совершает его. Это
чувство является частью правовой самооценки и основой интуитивного компонента право-
Незаслуженно мало внимания уделяется правовым чувствам эстетического проис-
хождения, формирующимся на данный момент в значительной мере средствами массовой
информации и выражающими отношение к праву как к символиче скому отображению
идеализированной действительности. Правовые чувства подобного происхождения не
характерны для России, хотя они обогащают духовную жизнь человека, возвышают его
над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляют ка тарсис (духов-
ное перерождение через эмоциональное потрясение). Эстетические правовые чувства
не столь распространены, зато крайне полезны. Отношение к некоторым правовым актам
как произведению политического искусства, реально отражающему сущностные стороны
действи тельности, восхищение правом в целом, благоговение перед ним (как это имеет
место в странах, где преобладает каноническое право) могло бы заметно приблизить Рос-
сию к идеалу правового государства. Эстетическим, по нашему мнению, является чувство
уважения или неуважения к закону, основанное на признании его высоких социальных
качеств и характеризующееся совпадением позиций закона и гражданина, а следователь-
но, стремлением к выполнению предписаний, согласованию своих действий с образцами,
предлагаемыми нормами права14.
Праксические чувства возникают в процессе и в результате практической деятельности.
Еще Аристотель гово рил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Те виды
труда, которые связаны с поиском нового (например, правотворчество и отдельные виды
правоприменительной деятельности), отличаются большой чувственной детерминирован-
ностью. Говоря о праксических чувствах, следует назвать чувство ответственности за себя и
за других, порождаемое чувством товарищества, возмущением фактами нарушения законов,
неприязнью к нарушителям закона, которые преступают его сознательно. Также в данном
контексте можно упомянуть о чувстве вины за правонарушение как проявление чувства
стыда (например, неудовлетворенность собой при нарушении трудовой дисциплины, рас-
каяние, угрызение совести и т.д.). Данные чувства являются психологическими механизмами
правовой социализации, и чем больше деятельность носит умственный характер, тем чаще
праксические правовые чувства переходят в интеллектуальные.
Интеллектуальные правовые чувства выражают возникновение и удовлетворение позна-
вательной потребности и связаны с особыми психическими состояниями — любопытством
и любознательностью, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс. При этом любо-
пытством признается направленность сознания на снятие неопределенно сти с той или иной
проблемной ситуации, а любознательность — это устойчивое состояние познавательной
направленности личности. Интеллектуальные правовые чувства, обладая движущей силой
человеческого познания, усиливают породившие их потребности к познанию, стиму лируют
К интеллектуальным можно отнести следующие правовые чувства:
чувство долга (к нему апеллирует даже Конституция РФ: «Защита Отечества является
долгом и обязанностью гражданина»16) и чувство гордости за свою страну, выражением
которого выступает патриотизм;
чувство правовой идентичности как разновидность «мы-чувства», например, порождае-
мое законодательным запретом дискриминации чувство правовой идентичности граждан
Российской Федерации и других лиц, схожих в своем правовом статусе (пенсионеры, госу-
дарственные служащие, несовершеннолетние, осужденные преступники и пр.);
Подводя итог, можно сказать, что правовые чувства наряду с идеями и представления-
ми отражают различные аспекты правовой урегулированности общественных отношений.
Значение неофициального права в процессе правотворчества и претворения в жизнь тре-
бований закона трудно переоценить. Поэтому одной из приоритетных задач государства,
на наш взгляд, является воспитание развитого правового чувства. При этом нам нужно не
перенимать у Запада их правовые чувства, а воспитывать у граждан национальное россий-
ское чувство права, в котором доминировал бы интуитивный компонент.
Для стран Запада всегда был характерен официальный (позитивно-правовой) компонент,
имеющий ориентацию на закон, а для России – неофициальный (интуитивный), в основе
которого лежит установка на правовую совесть. Именно непонятность, иррациональность
поступков и решений составляют некоторую черту нашего характера17. Лень, отвращение к
спору и ссоре, страх перед процессом нередко побуждают гражданина Российской Феде-
рации, потерпевшего от правонарушения, поступиться нарушенным субъективным правом,
выражающим не очень значительный для него интерес. В этом плане задача, с одной сто-
роны, законодательства, а с другой — воспитания заключается в том, чтобы устанавливать
и поддерживать соответствие между позитивным правом и правовым чувством как можно
большего числа граждан государства. Как утверждал Рудольф Иеринг: «Сила народа равно-
значна с силой его правового чувства, забота о национальном правовом чувстве есть забота
Источник