Cиндром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости
В первой части Вы узнали, что такое ППП ЦНС и какова роль детского врача-невролога в лечении данного заболевания. И один из синдромов этого нарушения – это синдром мышечной дистонии.
Здесь я остановлюсь на синдроме повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Это достаточно частый синдром у детей в возрасте 1-4 месяца. Проявляется этот синдром в возбудимости ребёнка, вздрагивании, разбрасывании ручек, дрожании подбородка, крике без видимой причины, нарушении сна. Такие нарушения чаще всего связаны с соматическими, а не неврологическими нарушениями.
Ребенок может кричать и беспокоится по многим причинам. У маленьких детей очень часто отмечаются кишечные колики. После 1-го месяца педиатры и детские неврологи рекомендуют ребёнку давать витамин D, нехватка которого может вызывать возбуждение. Дети могут заболеть простудным заболеванием, могут перегреться или переохладиться. Ребёнок может кричать, потому что голодный. И есть даже такие данные, что у детей может возникать спонтанный необоснованный крик. Здесь очень важен опыт педиатра, и при необходимости консультация детского невролога, а, возможно, и хирурга или другого специалиста. Ко мне часто обращаются с такими жалобами для исключения повышения внутричерепного давления у ребёнка.
Действительно, повышение внутричерепного давления у детей бывает, но, во-первых, очень редко, а во-вторых, вопреки общепринятому мнению при повышении внутричерепного давления дети вялые и сонливые, а не возбудимые. Взрослый человек кричит, когда у него болит голова? Нет. А вот когда болит живот, беспокоиться и кричать будут и дети, и взрослые. Ещё многие утверждают, что если ребёнок плохо спит, то это признак повышения внутричерепного давления. У новорожденного ребёнка естественно незрелая нервная система. У них часто отмечаются нарушения сна.
У детей не сформированы «биологические часы» (сон-бодрствование). Они могут путать день с ночью, могут спать днём по 15 минут и т.д. Чётко такие «биологические часы» у детей формируются только после 3-х лет. Все это опытные детские неврологи объясняют родителям на приеме в кабинете или при вызове на дом.
В связи с этой незрелостью центральной нервной системы у детей даже могут отмечаться судороги. И они могут быть вызваны нарушением обмена микроэлементов (магния, калия, кальция), нехваткой витамина В6 и т.д.
Говоря о незрелости нервной системы новорожденных, сразу хочется Вам рассказать о ещё одном синдроме: синдроме вегето-висцеральных нарушений. Часто, чтобы людям стало понятней, детские неврологи в Москве говорят родителям ребёнка, что это ВСД (вегето-сосудистая дистония) у детей до 1-го года. Этот синдром характеризуется «мраморностью кожи» ребёнка, возможной «синевой» верхней губы, потливостью ручек и ножек (хотя такое может наблюдаться и при нехватке витамина Д), «синевой» стоп, срыгиванием и другими нарушениями. Я замечаю, что такие дети реагируют на погодные изменения, чаще на осадки (снег или дождь) или сильный ветер. Такие вегетативные нарушения не требуют медикаментозного лечения, а уменьшаются и потом совсем проходят с возрастом.
В статье использованы фотографии Анны Геддес.
Стоимость приема невролога:
Источник
Повышенная возбудимость ребенка / нарушение внимания у детей
Все дети устают от занятий и иногда бывают неусидчивы; многим трудно сосредоточиться на каком-то одном деле. Однако у некоторых детей эти черты выражены настолько, что заметно отличают их даже от сверстников. Такие дети редко сидят спокойно. Их поведение импульсивно, они очень рассеянны независимо от ситуации, им трудно организоваться для какой-то деятельности, трудно сосредотачиваться и помнить о поставленной задаче. Подобное поведение доставляет неудобство окружающим и затрудняет общение. Учителя не справляются с ними, другие дети с трудом находят с ними общий язык. Посещение общественных мест превращается в настоящее испытание для родителей, и конфликт в семье в этой ситуации может дойти до критической отметки. У таких детей бывают отклонения в поведении (см. Трудности с обучением).
Подобные проблемы встречаются в среднем у 4 из 100 детей, у мальчиков в 6 раз чаще, чем у девочек. Специалисты считают, что причин несколько. Во многих семьях аналогичные нарушения наблюдаются у нескольких членов семьи, что указывает на их наследственный характер. Какие бы ни были причины, ясно, что дело не в плохом родительском воспитании. С помощью квалифицированного детского психолога вы сумеете помочь ребенку научиться контролировать свое поведение.
Посоветуйтесь с детским врачом или обратитесь в службу ранней помощи, если ваш ребенок:
- часто перевозбуждается и теряет самоконтроль
- резко отстает в учебе от сверстников
- конфликтует с окружающими
- не справляется с заданиями
Лекарства не решают проблему, но помогают несколько снизить избыточную возбудимость, что позволяет ребенку проявить другие свои способности.
ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС
Ребенок чрезмерно пуглив? Он не может сдерживать смех или плач? Что-либо произошедшее могло напугать его? У него есть приятели и он неплохо учится?
Обратитесь к педиатру. При необходимости он направит вас к детскому психологу, который поможет ребенку справляться со страхом и лучше контролировать свое поведение
Эмоциональные вспышки не проходят у ребенка школьного возраста? Он часто перевозбуждается или чрезмерно устает? Как правило, может последовательно выполнять какие-либо задачи наравне со сверстниками?
Старайтесь соблюдать режим дня, чтобы ребенок не слишком утомлялся и не испытывал сильного голода. Поговорите с ним о том, как справляться с неудачами, не теряя самообладания. Но помните, что рациональные рассуждения могут не помочь ребенку так, как взрослому. Если вы не достигли успеха — обратитесь за консультацией к педиатру.
Ребенок школьного возраста испытывает трудности дома, в школе, в общении? Он все время непоседлив? Очень мало спит? Его поведение создает проблемы?
Чрезмерная возбудимость; нарушение внимания; трудности в обучении; стресс в семье; неоправдывающиеся ожидания; особенность темперамента
Запишитесь на прием к педиатру. При необходимости он направит вас к детскому психологу.
Ребенок ведет себя импульсивно, легко отвлекается? Не может долго сохранять внимание?
Нарушение внимания (без чрезмерной возбудимости)
Обратитесь к детскому психологу и расскажите ему, что вас беспокоит.
Ребенок может заснуть на уроке? Он ни с кем не дружит? Он ничего не доводит до конца? Его часто дразнят?
Нарушение внимания; трудности с обучением; психологические проблемы; неоправдывающиеся ожидания
Обратитесь за советом к детскому психологу.
Ребенок все время непослушен? В ответ на замечания ведет себя вызывающе?
«Испытывающее поведение»; проблемы в школе; стресс в семье; неоправдывающиеся ожидания
Когда вы оба успокоитесь, поговорите с ребенком. Обсудите, как должен вести себя каждый, чтобы избежать конфликтов. Если нет успеха в течение 2 месяцев, обратитесь к детскому психологу и расскажите ему, что вас беспокоит.
Ребенку трудно сосредоточиться? Он все время непоседлив? Он поздно начал говорить, ходить и т.п.
Органическое заболевание, требующее диагностики и лечения
Проконсультируйтесь с педиатром. При необходимости он направит вас к детскому психологу.
Что делать при синдроме чрезмерной возбудимости / нарушения внимания у ребенка.
Характерными чертами этого синдрома являются чрезмерная возбудимость, импульсивность, невнимательность, однако многие дети с нарушениями внимания не страдают чрезмерной возбудимостью. Временами они как бы «отсутствуют», и с этим тоже трудно справляться. Правильная диагностика очень важна, поскольку похожие симптомы наблюдаются и при некоторых других состояниях у детей. Правильный диагноз установить трудно и потому, что нормы «хорошего поведения» в разном возрасте у детей различны. Очень часто данный синдром становится очевидным в среднем школьном возрасте, когда ребенок перестает справляться с возрастающей нагрузкой. Диагноз синдрома чрезмерной возбудимости / нарушения внимания может поставить только врач. Посоветуйтесь с детским психологом, если у ребенка наблюдаются несколько из приведенных симптомов и они мешают его обучению в школе или отношениям со сверстниками:
- ребенку трудно помнить о поставленной задаче; он с трудом сосредотачивается
- легко теряет интерес к делу; нетерпелив
- постоянно беспокоен, непоседлив
- все время перебивает других
- чрезмерно возбудим, раздражителен;
- отстает в учебе; неорганизован
- непослушен
- у него быстро меняется настроение
- он плохо выполняет свои обязанности
- с трудом заводит друзей и поддерживает с ними отношения
Успех зависит от хорошего взаимодействия педиатра, детского психолога, учителей в школе и родителей, а больше всего — от самого ребенка. Иногда назначаются лекарства, которые помогают сосредотачиваться. Лечение включает обучение и психологическую помощь. Цель лечения — создание у ребенка хорошего самоконтроля, поддержание и развитие его высокой самооценки. У таких детей особые трудности вызывает выполнение установленных правил. Перед посещением общественных мест заранее расскажите ребенку, как ему следует себя вести. Но нельзя ожидать от ребенка, в том числе и не имеющего нарушений функции внимания, что он сможет долгое время сидеть спокойно, если ему неинтересно происходящее.
Цены на прием психологов:
Полный список симптомов (более 70), при которых требуется помощь детского врача, можно посмотреть здесь.
Изложенные в справочнике материалы носят рекомендательный характер и не заменяют собой консультацию у врача!
Записаться на прием или вызвать детского врача на дом можно по телефонам Центра в Москве:
+7(495) 229-44-10, +7(495) 954-00-46
Источник
Причины эмоциональной и двигательной возбудимости детей дошкольного возраста.
Анастасия Пырьева
Причины эмоциональной и двигательной возбудимости детей дошкольного возраста.
Воспитатель детского сада нередко сталкивается с детьми, проявляющими повышенную двигательную активность и эмоциональную возбудимость. Такой ребенок не только испытывает затруднения при усвоении новых знаний и навыков на занятиях, но и значительно затрудняет работу с другими детьми.
Излишняя эмоциональная возбудимость и отвлекаемость негативно влияет на познавательную сферу ребенка: в силу неспособности сосредоточиться, ребенку трудно овладеть знаниями и навыками, получаемыми в детском саду. Страдает и коммуникативная сфера: ему трудно дружить со сверстниками, соблюдать правила игр, продуктивно взаимодействовать со взрослыми.
Прежде всего, необходимо осознавать разницу между нормой (характерологические особенности, темперамент) и нарушением. Разумеется, ставить диагноз «гиперактивнось» и «СДВГ» имеет право только врач, но воспитателю и педагогу-психологу надо понимать, в каком случае возможно помочь ребенку, выстраивая педагогическое общение с учетом его индивидуальных особенностей, когда требуется коррекционная работа педагога-психолога, а в каком случае следует порекомендовать родителям проконсультироваться с врачом.
К индивидуально-психологическим особенностям относится характер и темперамент. Вам, разумеется, известно, что четыре типа темперамента – холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики – характеризуются различной подвижностью психической активности, соотношением процессов торможения и возбуждения.
Наиболее активны и динамичны холерики. Проявления этого типа темперамента совершенно нормальны и не нуждаются в коррекции. Но необходимо строить педагогическое общение с ребенком-холериком, учитывая его индивидуальные особенности. Дети-холерики активны, подвижны, проявляют яркие эмоции (они не просто смеются, а хохочут, предпочитают подвижные игры. Для них характерно трудное закрепление нового навыка, но усвоенный навык так же трудно изменить. Речь холериков быстрая и сбивчивая. Из-за повышенной подвижности и импульсивности таких детей, не редко появляются проблемы с дисциплиной. В связи с этим, необходимо делать акцент на развитии произвольности и саморегуляции, предоставлять возможность продуктивно выплескивать свою активность.
Ребенок, у которого может быть обнаружена гиперактивность, похож на холерика. Однако у него имеются отличия. Ребенок-холерик, который занят интересным делом, будет упорно стремиться довести его до конца. Более того, упорное стремление к достижению поставленной цели является отличительной особенностью этого типа темперамента. Гиперактивный ребенок не может удерживать внимание даже на том занятии, которое ему интересно, отвлекается и переключается на постороннее, ничего не доделывает начатое до конца. Холерик – классический почемучка. Ему хочется узнать «Как?», «Зачем?», «Из чего это сделано?» Задав вопрос, он охотно выслушает ответ. Гиперактивнй ребенок не проявляет любознательность. Если он и задает вопрос «Почему?» и «Зачем?», то сразу же отвлекается на другие многочисленные раздражители. Ответ его не интересует. Засыпание гиперактивного ребенка вызывает проблемы как у него самого, так и у взрослых, сопровождается капризами. Сон таких детей чуток – посторонние звуки могут легко разбудить малыша. Заснуть снова ему будет трудно. Холерик, хотя и отличается подвижностью и энергичностью, спит крепко.
Еще раз хотелось бы предостеречь вас от самостоятельной постановки диагноза! Мы, педагоги, можем лишь сделать предположение о наличии нарушений в работе нервной системы ребенка и порекомендовать родителям проконсультироваться со специалистом.
Другой причиной двигательной и эмоциональной возбудимости ребенка может быть стресс, связанный с неблагоприятным психологическим климатом в семье, травмирующие события или события, нарушающие привычный ритм жизни ребенка (болезни у близких, развод родителей, смена места жительства). Если признаки гиперактивности или проявления темперамента, так или иначе, заметны еще в раннем возрасте, то здесь нарушения появляются тогда, когда ребенок оказывается в неблагоприятных условиях. Воспитатель может заметить внезапное изменение поведения. Обычно покладистый и отзывчивый ребенок вдруг становится капризным, вертлявым, отказывается выполнять просьбы воспитателя и соблюдать правила игр.
Успешная помощь такому ребенку возможна при условии готовности родителей сотрудничать с педагогами детского сада, создать более благоприятный психологический климат в окружении ребенка. Для уточнения особенностей и причин эмоциональных и поведенческих нарушений полезно провести диагностику эмоциональной сферы: рисунок семьи, тест Люшера для детей. Задача педагога-психолога в данном случае – помощь ребенку в овладении навыками релаксации и отреагирования негативных переживаний.
Таким образом, чрезмерная возбудимость может быть вызвана разными причинами. Прежде чем принимать по отношению к ребенку какие-либо дисциплинарные или коррекционные меры, необходимо внимательно изучить причины нарушений и предоставить ему адекватную помощь.
Доклад «Причины организации звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Звуковая культура речи – это составная часть.
Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции — психические процессы, связанные с непосредственной оценкой.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.
Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.
Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры.
Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Статья. «Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную игру путем эффективного использования дидактических.
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.
В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку осознать свои эмоции?Что бы ответить на этот вопрос, мы в нашей группе создали уголок эмоций. Подобрали материал, который.
Источник