Повышение эмоционального состояния детей
Как помочь ребенку улучшить эмоциональное состояние
Часто родители жалуются на то, что ребенок неуравновешен, плаксив, робок, тревожен, неуправляем, агрессивен. Конечно, все эти проявления могут иметь разные причины и требовать отдельных подходов в помощи. Но общим является то, что через негативные эмоции и поведение ребенок сигнализирует взрослым, что ему нехорошо, что с ним что-то не так, есть что-то, с чем он не может справиться, потому что для него это слишком тяжело.
Есть общие моменты, которые полезно знать и учитывать, чтобы предотвратить эмоциональные срывы и улучшить эмоциональное состояние ребенка.
Из-за чего эмоциональное состояние ребенка становится негативным, и что с этим делать:
1. Ребенок получает мало внимания «напрямую». Дети не могут по-взрослому оценить заботу родителей о себе в виде зарабатывания денег, уборки в доме, приготовления пищи. Они чувствуют любовь к себе, когда им уделяют время и внимание. При этом не нужно быть много времени с ребенком, нужно просто уделить ему время тогда, когда он этого хочет – в игре, рисовании, чтении. Ребенок насытится вниманием и отпустит вас к вашим делам.
«Поэтомувключите в распорядок дня время, когда вы ничем больше не занимаетесь, а выполняете просьбу ребенка, играете с ним так, как он хочет, разговариваете, обнимаете, целуете. Это те формы любви, которые наиболее сильно насыщают ребенка.»
2. Ребенку предъявлены слишком высокие требования(к поведению, бытовым привычкам, дисциплине, обучению, его рассудительности). Современные дети активно демонстрируют взрослым, что УЖЕ являются способной и талантливой личностью! И это правда, и это важно учитывать – в уважении к ребенку. Вместе с тем, не стоит забывать, что даже умный, успешный, коммуникабельный ребенок (который иногда создает впечатление не по годам зрелого, мудрого, взрослого) – все же Ребенок, который не может мыслить, принимать решения и вести себя по стандартам взрослых.
«Помните, сколько лет вашему ребенку. Проверяйте, не слишком ли ваши требования к нему завышены, предъявлены «не по годам», остается ли у ребенка при выполнении ваших требований пространство для игры, спонтанности, радости, движения.»
3. Ребенка мало хвалят и много критикуют.Это основной механизм, который ожесточает или запугивает не только ребенка, но и взрослого человека, портит отношения. Если ребенок делает что-то хорошее, но не получает похвалы, то, как минимум, он не узнает, что сделал что-то хорошее (а кто же ему подскажет это, если не вы?), как максимум – на его достижения, хорошее поведение не обращают внимания – то есть, обесценивают (((. Вспомните свое состояние, когда вы старались, а важный для вас человек или не обратил внимания на ваш вклад, или, промолчав о хорошем, обратил внимание на недостатки. Если это часто повторяется, то так возникает заниженная самооценка, неверие в себя, нежелание что-то делать.
«Отмечайте похвалой и благодарностью, поддержкой, уважением то, что ребенок делает хорошо, – это будет развивать в нем самоуважение и активность. Вместо критики, которая формулируется « ты не хорошо / плохо… », важно спокойно рассказать « лучше сделать …., потому что… ».
4. Ребенку трудно справляться с какой-то своей задачей, выполнять которую он не готов (сон в отдельной комнате, пребывание с родственниками без родителей, адаптация к детскому саду, занятия по интеллектуальному развитию, дополнительные кружки в школе). Иногда ребенок сначала справляется, а затем его силы сдают и эмоции показывают «сбой». Дайте себе ответ на вопрос, что может вызвать трудности в жизни вашего ребенка? Готов ли он к этому? Как вы можете смягчить ему адаптацию? Прямо спросите ребенка, что его беспокоит, что именно дается ему тяжело, что он не хочет делать.
«Предложите ему поддержку, исправьте нагрузку так, чтобы она происходила в тех порциях, с которыми ребенок справляется, обязательно хвалите его, когда у него это получается. Важно не только то, что ребенок справился с задачей, а и то, КАК он чувствует себя, когда с этим справляется.»
5. Вокруг ребенка слишком часто меняются люди, обстоятельства, правила поведения, он переживает слишком много событий.Это приводит к тому, что появляется ощущение непредсказуемости, а для ребенка это – момент хаоса. У него исчезает ощущение стабильности, повторяемости, а соответственно – безопасности и предсказуемости. Ему слишком часто приходится переадаптироваться. Иногда это возникает даже как следствие того, что близкие люди предъявляют разные требования, ожидания к ребенку: «то, что можно с бабушкой, то нельзя с мамой», «вчера папа разрешил это, потому что у него было хорошее настроение, а сегодня нет».
«Договоритесь о стабильности в распорядке, правилах поведения ребенка, так, чтобы «хорошо и плохо», «можно и нельзя» имели одинаковое содержание от всех окружающих. Сделайте распорядок дня ребенка стабильным, об изменениях в планах говорите с ним, готовя его к этому.»
6. Ребенок реагирует на сложный период, который проживает семья или кто-то из взрослых.Так бывает, когда семья адаптируется после рождения еще одного ребенка, изменений в трудоустройстве, места жительства, смерти в семье, изменений в отношениях с родственниками, любых решений, которые требуют перестройки в жизни. Важно понять, что такие события происходят вне желания ребенка и часто он не готов принимать их и изменяться в соответствии с их новыми обстоятельствами. В дошкольном возрасте ребенок вполне способен проговорить свои дискомфорты, просто важно задать вопрос и услышать ответ. Важно помочь ребенку проявить чувство к этим изменениям, спросить, что его тревожит или раздражает (утомляет), что сейчас ему больше всего нужно. Полезно избегать «взрослых тяжелых» разговоров при ребенке, где есть много сомнений, страхов или злости. А вот делиться с ребенком верой в то, что все будет хорошо – очень даже стоит.
«Ответы на вопросы о том, что происходит сейчас, давайте в доступной и успокаивающей форме согласно возрасту. Усилить чувство стабильности помогут ежедневные ритуалы (сказки, мультики, игры, прогулки). Еще чаще говорите ребенку, что вы его любите, обнимайте, высвобождайте время для того, чтобы побыть вместе с ним».
7. Ребенок реагирует на ваше эмоциональное состояние или отражает его своим поведением.Ребенок действительно часто внешне отражает то, что происходит внутри у его близких людей, или то, что он замечает в отношениях вокруг. Прислушайтесь к себе – как чувствуете себя вы? Какие эмоции вы испытываете чаще всего? Насколько светлое и спокойное ваше внутреннее состояние? Какие трудности вы испытываете (в отношениях, отношении к себе, к жизни, в понимании того, чего вы хотите сейчас)? Если вы признаетесь себе в том, что и вам непросто, что внутри вас много сложных чувств, которые вы стараетесь не вылить на окружающих (но все равно это проявляется в мелочах, передается в атмосфере и ребенок это отражает, вбирает в себя), это означает, что:
«Сейчас стоит уделить время себе – выровнять свое состояние, жизненные процессы, избавиться от стрессовых факторов, дать ответы на волнующие вопросы. Ваш внутренний покой и радость придадут энергии в любви к ребенку, станут базой для его внутреннего спокойствия и благополучия. И ребенок , как зеркало, отобразит вместо мрачного состояния, светлые тона радости ».
Источник
Эмоционально-психологическое состояние ребенка
Ирина Черникова
Эмоционально-психологическое состояние ребенка
Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ- одна из важнейших задач педагогического коллектива. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Ведь, хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым, улыбающимся и не обременённым непосильными для его возраста заботами. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
Особое внимание необходимо уделить психологическому комфорту педагогов, так как у детей очень хорошо развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт — это состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и внешним миром. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.
Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт — значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:
— дать ребенку возможность быть самим собой;
— корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;
— предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;
— научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;
— познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок — ребенок», «ребенок -взрослый».
Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом. Как отмечал Л. С. Выготский, эмоции — «центральное звено» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка. Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, указывал он, с глубокими изменениями в мотивационно — волевой сфере личности ребенка. Воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и сформированность эмоционального отношения к выполняемой деятельности и окружающим людям. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.
Эмоциивоздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных. Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ, его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека. В настоящее время недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. При воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить какую-либо деятельность без неудач, ошибок.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка, внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка, к нарушению социальных контактов.
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это — важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.
В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:
— Понимание — умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
— Приятие — безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
— Признание — это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он. Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.
Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок,.
Рисование шерстью как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка Арт-терапия (рисование шерстью) — как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка во второй младшей группе.
Как с помощью рисунка определить психоэмоциональное состояние ребенка в домашних условиях Используйте рисование, чтобы диагностировать психоэмоциональное состояние ребенка. Внутреннее состояние ребенка меняется, а рисунок отображает.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные отттенки эмоциональных.
Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка» Видео Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» рабочего поселка Сосновоборск Родительское.
Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка через совместную продуктивную деятельность» Родительское собрание на тему: «Психологическое здоровье ребенка через совместную продуктивную деятельность». В период дошкольного возраста.
Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности «Газообразное состояние воды» Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы. «Письмо.
Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» Педагог-психолог Перегримова И. П. Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей. Задачи: — Расширение опыта эмоционального.
Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка. Музыкотерапия — как одно из важнейших методических средств, влияющих.
Воспитатель детского сада — это не профессия, а состояние души Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ.
Источник