Поучайте ребенок сам запомнит полученную информацию эмоциональное

Как быстро запомнить большие объёмы информации

Как работает наша память и какие приёмы запоминания самые эффективные.

Быстро выучить иностранные слова, даты, формулы, теоремы и другую важную информацию для учёбы или экзамена помогут специальные методики, основанные на знании законов нашей памяти.

Интервальное повторение

Немецкий психолог, исследователь памяти Герман Эббингауз вывел так называемую кривую забывания. Он установил, что в течение первого часа мы забываем более 50% полученной информации, а через 10 часов от нее остаётся всего 35%. Дальше скорость забывания уменьшается: через 6 и через 30 дней мы помним примерно одинаковое количество выученного материала — около 20%.

На этом свойстве памяти и основана методика интервального повторения. Если повторять материал, когда мы почти успели его забыть, но ещё не забыли — он запоминается лучше.

Если повторение происходит в тот момент, когда информация еще свежа в памяти, эффект повторения минимален. Если же мы взялись за повторение слишком поздно, нам приходится учить всё заново.

Экспериментальным путём психологи выяснили: чтобы быстро выучить нужный материал, повторять его надо через следующие интервалы:

  • сразу по окончании чтения,
  • через 20 минут после первого повторения,
  • через 8 часов после второго,
  • через 24 часа после третьего.

Так можно усвоить нужную информацию за несколько дней. Если же на изучение материала есть несколько месяцев, схема другая:

  • сразу по окончании чтения,
  • через 20–30 минут после первого повторения,
  • через 1 день после второго,
  • через 2–3 недели после третьего,
  • через 2–3 месяца после четвёртого повторения.

Это общие рекомендации. Индивидуальный график интервального повторения может выглядеть немного иначе. Его можно рассчитать самостоятельно, а можно воспользоваться специальными программами в интернете, которые для этого и придуманы.

Одна из таких программ — карточки Anki. Чтобы создать набор карточек, нужно скачать программу на компьютер. Лучше всего Anki подходят для запоминания дат, формул, имен, географических названий, иностранных слов. Для одного предмета стоит делать одну колоду, чтобы не путаться в информации из разных областей. Одна карточка — это один вопрос, а на обороте — ответ.

После создания колоды программа начинает самостоятельно предлагать пользователю карточки через определённые интервалы времени. Задача игрока — вспомнить ответ и сообщить программе, как быстро ему это удалось. Если информация сразу всплыла в памяти, нужно нажать кнопку Easy, если пришлось подумать — кнопку Good, а если вспомнить не получилось — кнопку Again. После этого карточки будут показываться раньше или позже, а через какое-то время программа установит наиболее подходящий именно пользователю интервал повторений. Останется только выучить материал, изложенный на карточках.

Мнемотехники

Информация запоминается лучше, если связана с другой информацией. Связь может быть разной, например, ассоциативной. Для создания и закрепления связей хорошо работает использование разных видов памяти — зрительной, тактильной и даже обонятельной. Ещё один способ запоминания — подключение эмоций. События, связанные с яркими эмоциями, обычно запоминаются надолго.

Мнемотехники придуманы для быстрого и прочного запоминания самых разных сведений, от номера телефона до плана выступления с речью. Разберём некоторые из этих техник.

Метод Цицерона

Подходит для запоминания больших объёмов информации — докладов, лекций, глав из учебника.

Заключается в создании цепочки опорных образов, связанных с нужными данными. Вспоминая, человек сначала воспроизводит в памяти образы, а за ним подтягивается и тот материал, который необходимо выучить.

Чтобы запомнить материал по методу Цицерона, необходимо:

  1. Задать опорную систему, то есть выбрать пространство, которое будет связано с информацией для запоминания. Это может быть, например, квартира, комната или любое помещение со знакомой обстановкой.
  2. Выбрать последовательность, с которой мы будем мысленно обходить это пространство: например, по часовой стрелке.
  3. Связать информацию, которую нужно запомнить, с расположением предметов в этом пространстве. Желательно и здесь соблюдать определённую последовательность. Если нужно запомнить доклад, начать следует со вступления: связать основные тезисы из него с предметом, который находится первым на пути, например, со шкафом в прихожей. Переходя к основной части доклада, каждую следующую мысль необходимо проассоциировать со следующим предметом мебели или деталью интерьера.
  4. Закрепить связь с помощью двух или трёх повторений.

Теперь, чтобы вспомнить доклад, достаточно будет совершить мысленную прогулку по квартире. При «взгляде» на тот или иной объект мозг воспроизведёт ту информацию, которая с ним связана.

Метод пиктограмм

Подходит для заучивания стихов, докладов, прозаических отрывков.

Текст, который требуется запомнить, нужно записать в виде пиктограмм — небольших рисунков, каждый из которых визуально отражает смысл того, что написано в тексте.

Например, нужно выучить стихотворение Н. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору». Читаем и рисуем:

Однажды, в студёную зимнюю пору → Снежинки, сугроб

Я из лесу вышел; был сильный мороз. → Несколько ёлочек и изображение градусника, на котором —30.

Гляжу, поднимается медленно в гору → Гора и стрелка наверх

Лошадка, везущая хворосту воз. → Изображение лошадки и вязанки дров.

Закончив создавать рисуночное письмо, его следует положить перед собой и попытаться воспроизвести текст. Наверняка получится вспомнить больше, чем без подсказки.

Использование рифм

Подходит для изучения иностранного и русского языков, запоминания имён, фамилий, географических названий.

Читайте также:  Пью беталок зок 25 аритмия чувствуется

Рифмованные строки наш мозг запоминает куда быстрее и прочнее, чем тексты в прозе. На этом эффекте основаны многие рекламные сообщения. Вспомните, как долго крутятся в голове несколько фраз из рекламы, сказанных в рифму. «Миринда. Жизнь хороша, когда пьешь не спеша»; «Свежее дыхание облегчает понимание!»

Например, существуют стихи для запоминания глаголов-исключений второго спряжения в русском языке:

Гнать, дышать, держать, обидеть.

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и терпеть,

А ещё смотреть, вертеть.

Писатель и педагог Александр Пыльцын написал целую поэму для заучивания неправильных глаголов в английском языке, которая начинается словами:

Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)

Он в окошко fly-flew-flown, (летать)

Меня дядя catch-caught-caught, (ловить)

К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить)

До сих пор я удивлен —

Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)

При желании и некоторых способностях срифмовать можно почти любой материал, который нуждается в запоминании. При этом многое останется в памяти уже в процессе сочинения.

Сочинение аббревиатур

Информацию можно закодировать, используя не только образы, но и слова, которые начинаются с тех же самых букв, что и нужные данные. Всем известна фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В ней закодирована последовательность цветов радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Точно так же можно закодировать любую последовательность.

Напишите список слов, которые вам необходимо запомнить. Например, названия планет солнечной системы. Выпишите первые буквы названий. Получится М В З М Ю С У Н П.

А теперь попробуйте придумать любое связное предложение, слова которого начинаются на эти буквы. Не ограничивайте свою фантазию! Это занятие не только поможет запомнить материал, но и поднимет настроение.

Вариантов можно придумать множество. Например, «Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт». Таким же образом можно закодировать число Пи, падежи и даже последовательность расположения черепных нервов в мозгу человека!

Ещё четыре подсказки для быстрого запоминания

  1. Лучше всего информация запоминается перед сном. Прежде чем отправиться в кровать, найдите время для повторения важного материала. Не используйте время перед засыпанием для чтения новостей в соцсетях и игр на телефоне.
  2. Двигайтесь, когда что-то изучаете. Можно расхаживать туда-сюда по комнате, приседать, делать простые гимнастические упражнения.
  3. Задействуйте зрительную память. Запишите нужную информацию на карточках и повесьте в разных местах квартиры, где она будет часто попадаться на глаза: над столом, у зеркала в коридоре, на двери туалета, на холодильнике.
  4. Пишите конспекты. Небольшие заметки в процессе чтения нового материала стимулируют запоминание. Конспект можно выполнять в виде схемы, диаграммы, графика или интеллект-карты. Графические элементы, использование цветов и изображений создаёт в мозгу систему образов и помогает лучше усвоить информацию.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

15 способов научить ребёнка понимать текст, запоминать новое и быть внимательнее

Спросите любого школьника: «Умеешь ли ты читать?» — и он удивится: «Конечно, умею». Однако читать можно по-разному, считает методист и педагог дополнительного образования Центра детского и юношеского технического творчества «Охта» Елена Илларионова. В рамках программы «Город, который учится. Цифровое образование» она уже провела вебинар на эту тему, а нам рассказала о том, как научить детей читать качественно, вдумчиво и осмысленно.

Что такое эффективное чтение и зачем оно нужно?

Это понятие вошло в лексикон педагогов не так давно, но все больше набирает популярность как в школе, так и за ее пределами. Эффективное чтение не случайно называют еще и осмысленным. Такой вид чтения наиболее полезен для ребенка, потому что позволяет не просто механически пересказывать содержание текста, но и видеть подтекст, концепцию, детали и анализировать полученную информацию.

Эффективное чтение — это своего рода хороший фундамент для качественного образования ребенка. Этот фундамент в свою очередь держится на трех столпах: памяти, скорости и внимании, — а для его возведения, конечно, необходимы некоторые навыки. Такие как чтение без регрессии (возвратного движения глаз к уже прочитанному) и артикуляции (движения губ или языка при чтении про себя), расширение поля зрения и способность структурировать и запоминать текст.

При этом важно помнить, что в классе может быть ребенок, которому в принципе сложно дается чтение. Если в вашем классе есть ученик с дислексией, эта проблема преодолима, врожденную особенность можно обманывать. Некоторые из представленных упражнений могут также помочь, но важно знать вид расстройства и подключать к работе родителей и логопеда. Также необходимо помнить, что у каждого ребенка свой темп и возможности и нужно ориентироваться на них.

Для того чтобы прокачать навыки эффективного чтения, существует масса упражнений и правил, которые может использовать как учитель в классе, так и родитель дома, и даже ученик самостоятельно без помощи взрослых. Эти 15 методов вам в помощь.

1. Рисуем стихотворение

При очередном заучивании стихов предложите детям представить себя шпионами и зашифровать каждую строчку рисунками. Для начала можно взять стихотворение Бориса Заходера «Кискино горе». Ученикам будет достаточно просто изобразить мордочку кошки даже схематичными линиями, подрисовать ей слезки или сосиски. Постепенно сложность стихотворений можно наращивать и использовать больше схематических рисунков.

Очень важно разделять стихи именно по строчкам, чтобы не путаться при воспроизведении их уже словами

Такое упражнение называют также методом пиктограмм. Рисунками дети оживляют происходящее в своем воображении, проявляется эмпатия, а эмоциональная составляющая процесса позволяет лучше запоминать текст.

2. Метод Цицерона

Древнеримский оратор Цицерон прославился своими долгими речами без листа и подсказок и — в связи с этим — отличной памятью. В своих выступлениях он использовал много имен, дат и событий и четко выстраивал структуру выступления. Как же ему удавалось запоминать такой большой пласт информации? Его метод, «метод римской комнаты», заключался в том, чтобы привязывать тот или иной отрывок речи, событие или имя к окружающим его предметам, пространству или действиям, которые он совершал.

Читайте также:  Пряничное настроение пряники с апельсиновыми цукатами

Цицерон заходил в комнату и первой, например, видел картину на стене — с ней у него ассоциировалось то, что надо сказать вначале. Дальше он мог подойти к окну — оно олицетворяло следующую часть его речи и так далее.

«Метод римской комнаты» можно практиковать и с детьми. Чтобы понять, работает ли он, достаточно просто сравнить, сколько не связанных между собой слов ребенок запомнит механическим путем и сколько — с помощью этого метода. Пусть это будут слова «кошка», «арбуз», «квадрат», «тарелка», «смех», «ветер» и «слон».

«Детям исполнилось по четыре, а речи всё не было». Как мама близнецов из Якутска помогла им заговорить и решила стать логопедом

После обычного запоминания предложите детям, например, представить, что котенок сидит на левом плече, арбуз пусть будет лежать на парте прямо перед ними, квадрат — это оконная рама и так далее. Такой способ может помочь при запоминании стихов, отрывков произведений, а практиковать его можно не только с учителем. Родители тоже могут подключиться и заниматься так с ребенком дома, а потом и ученик может использовать метод Цицерона самостоятельно.

3. Сочините историю по картине

В самом начале урока покажите детям любую картину. Желательно, чтобы на ней было много деталей, растений, людей или объектов. Дайте им задание запомнить название картины, то, что на ней изображено, и имя художника (это, например, может быть картина «Опять двойка» Решетникова).

Такое упражнение тренирует долговременную память ребенка и способность фантазировать. Он может не просто запомнить происходящее на картине, но и придумать целую историю.

Так, на картине «Опять двойка» ученик может четко увидеть мальчика по имени Вася, который получил двойку, потому что накануне играл в PlayStation и не сделал домашнюю работу, а когда вернулся домой, мама сильно ругалась.

Фамилии же художников часто запоминаются хуже, и поэтому лучше предложить ребенку какую-то речевую ассоциацию.

«Решетников смотрит через решето», «Шишкин собирает шишки», а «Айвазовский — ай, какой молодец»

Обрастая ассоциациями, картины запомнятся детям надолго. Зайдя в музей, даже будучи уже взрослым, ваш ученик не станет читать карточки рядом с ними. Потому что и так будет отлично знать, что на них написано.

4. Крестики-нолики с собачками, кошечками и жирафом

Начертите на доске, если она закрывается, или же покажите детям в презентации необычные крестики-нолики. Вместо обычных крестиков и ноликов заполните поля различными картинками. Пусть верхние ячейки будут заполнены птичками или кошечками, а нижние — собачками. В одну же конкретную клетку поместите какое-нибудь другое животное, неожиданное, отличающееся от остальных. Например, жирафа.

Дайте детям запомнить расположение картинок в течение 5–10 секунд, а затем закройте доску или же переключите слайд презентации. После этого попросите назвать клетку, в которой был жираф.

Упражнение работает на наглядно-зрительную память, а использовать его можно на любом уроке. Если это урок ботаники, животных можно заменить на растения. А если упражнение выполняется на литературе, можно поместить в клеточки писателей или героев их произведений.

5. Аэробика для мозга

Аэробика — это упражнения под музыку или без нее для поддержания организма в тонусе. Нейробика — слово созвучное, но это упражнения для мозга, позволяющие развивать умственные способности, улучшать память и активизировать мыслительную деятельность.

Мозг ребенка нуждается в упражнениях. Каждый день необходимо менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные или делать обычные вещи необычным способом. Например, можно предложить детям-правшам на уроке писать несколько фраз левой рукой — и наоборот, если рабочая рука ученика левая. Также ребенок может ходить в школу разными маршрутами, а не одним привычным, или собирать учебники в портфель на ощупь, закрыв глаза. Одеваться и принимать душ тоже можно с закрытыми глазами.

Вспомнить всё. Как учить и не забывать язык с помощью интервальных повторений

Привычка ослабляет способности мозга, тогда как постоянные перемены, новая информация, необычные физические действия, наоборот, повышают продуктивность. Чтобы детям было проще, лучше начать вводить такие упражнения в формате игры.

6. Раскрашиваем мандалы

Для этого упражнения подходят любые раскраски, но лучше всего использовать мандалы. Они помогают максимально сконцентрировать внимание ребенка, ведь он будет сосредоточен на том, чтобы не выходить за границы маленьких элементов. Такая работа отлично подходит для включения детей в процесс обучения, например, после урока физкультуры или бурной перемены, когда дети разыгрались, набегались.

Второй уровень сложности — раскрашивать рисунок двумя руками одновременно

Можно подкрепить раскрашивание мелодичной спокойной музыкой, классической или даже индийской мантрой (как раз под раскраску).

Пусть ученик сам выберет цвета, которые ему приятны. Кстати, если он предпочел только черный, коричневый цвета или любые другие темные, это может быть признаком того, что стоит обратить внимание на психическое состояние ребенка. В таком случае можно поговорить после уроков на отвлеченные темы и попытаться выяснить, что его беспокоит, или же попросить помочь школьного психолога.

7. «Первая — последняя»

Эта игра работает на концентрацию внимания и скорочтение. Играть можно с детьми, которые уже умеют читать про себя. Попросите ребенка прочитать текст, но называть вслух только первую и последнюю буквы каждого слова. Также после прочтения можно попробовать сделать небольшой пересказ. Тогда игра сработает еще и на память.

Правда, не все дети любят рассказывать, что они прочитали. Боятся запнуться, не знают, с чего начать, если отрывок большой. Тогда нужно мягко и ненавязчиво спросить ребенка о герое — что понравилось, что он помнит. И отталкиваться от этого, спрашивать: «А перед этим что он сделал?»

8. Левой — круг, правой — квадрат

Попросите детей взять карандаши или ручки в обе руки и одной рисовать круг, а другой — квадрат. Чтобы было интереснее, можно предложить выбрать цвета карандашей и любые другие фигуры, которые им по душе. Важно рисовать двумя руками одновременно. Это усиливает концентрацию внимания, а также развивает оба полушария головного мозга.

Читайте также:  Важны чувства человека его поступки

Можно провести аналогичную физкультминутку, если дети устали или начали отвлекаться. Предложите им одной рукой погладить себя по голове по кругу, а живот легонько постукивать ладошкой, и наоборот. Дети, скорее всего, воспримут это как веселую физкультуру, а может, даже предложат свои варианты выполнения упражнения.

9. Слово «красный», а написано зеленым

Подготовьте список цветов в виде таблички, но поменяйте при этом цвет шрифта. Например, слово «желтый» сделайте красным, «синий» — зеленым и так далее. При этом попросите детей назвать цвет слов, а потом, наоборот, прочитать сами слова. Это называется тестом Струпа. Он тренирует гибкость мышления и внимательность.

Дело в том, что, глядя на слово, мы стремимся его прочесть, а уже потом воспринимаем цвет написанного

И лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится первым, можем назвать реальный цвет, изображенный на картинке. Обычно это упражнение легко дается детям, которые еще не очень бегло умеют читать, так что начинать выполнять его можно с дошкольниками. Взрослые же люди и даже сам педагог могут испытывать трудности при его выполнении.

10. «Поиграем в города» под счет

Это упражнение нужно выполнять всем классом или группой. Учитель и ученики вместе громко считают до тридцати. За это время одновременно с проговариванием счета дети должны написать, например, названия городов, которые они знают. Вообще-то это могут быть и имена, и даже названия событий, если это урок истории в старших классах. Или фамилии композиторов, если это урок музыки.

Можно даже устроить небольшое соревнование — «кто больше». При этом важно следить, чтобы в «толпе» голосов никто не филонил и все играли честно. Выполнение двух разных дел одновременно (счет и написание слов на листе) хорошо помогает развивать память и концентрировать внимание.

11. Поймайте ритм

Для выработки навыка скорочтения отлично подойдет метод «стук-ритм». Выберите ритмичное или певучее стихотворение, возьмите в руку карандаш и попросите так же поступить ребенка. Помогите ему почувствовать ритм стихотворения, читайте его вместе с ним и отстукивайте карандашом или ручкой, чтобы показать, как нужно. Лучше делать это упражнение парно с учеником — вы и он, потому что при групповом выполнении некоторые дети могут сбиваться из-за ритма соседа по парте.

Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться

Не торопясь отрабатывайте технику, а если ребенку сложно, возьмите его руку и аккуратно управляйте ее движением. Спешить не стоит. Постепенно наращивайте темп. Для такой работы отлично подойдут произведения Даниила Хармса, а в самый первый раз можно использовать «Вредные советы» Григория Остера. Это стихотворение не сложное и нравится детям. Впрочем, можно предлагать детям разные варианты, а потом давать выбирать, какое произведение отстукивать сегодня.

12. Текст «за решеткой»

«Посадите» любой отрывок из произведения или стихотворение «за решетку» так, чтобы часть слова или некоторые буквы были закрыты. Ребенок, читая такой текст, начинает видеть всю фразу целиком и иногда догадываться, что за слова там спрятаны, подбирать их по смыслу. Правда, если ребенок только учится читать, это упражнение не подойдет, так как усложнит его задачу.

Таким же образом можно «помещать за решетку» задачи по математике. Например, если в условии задачи есть имена, цвета, названия, то можно закрыть именно их, и тогда ребенок сможет придумывать свои. Так ему будет еще интереснее. А в целом такое упражнение поможет расширить поле зрения и предотвратить регрессию.

13. «Столбики» и «Лесенки»

Подберите для этого упражнения двусложные слова. Отлично подойдет детское стихотворение из букваря «Мама мыла раму». Расположите первые слоги подобранных слов лесенкой влево, а вторые — вправо. Ровно посередине в каждой строчке поставьте точку. Именно на нее должны смотреть дети при чтении, при этом закрывая линейкой предыдущую ступеньку лесенки, чтобы не возвращаться к ней глазами.

Сначала в выполнении может помогать учитель или родитель, а затем ребенок уже может делать упражнение сам. При этом можно варьировать техники упражнения. Например, читать сначала сверху вниз, а потом снизу вверх и так далее.

К слову, такие лесенки и столбики есть уже в готовом виде в интернете, и их можно просто скачать. Таким же образом можно располагать фигуры, цифры или целые примеры на уроках математики.

14. Используйте таблицы Шульте

Используйте на уроках таблицы Шульте — несколько кубиков с цифрами, буквами или фигурами в клетках, расположенных в рандомном порядке. Начинать лучше с самых простых, и пусть в центре для адаптации к упражнению будет точка или круг. Это нужно для того, чтобы ребенок привыкал правильно выполнять упражнение, развивал периферийное зрение. Смотреть при этом нужно в центр, а видеть всю сетку.

Пусть ребенок видит картинку целиком, а затем ищет определенную цифру. Например, шестерку или девятку. Если ребенку сложно, не стоит зацикливаться на определенной цифре — спросите другую, а потом вернитесь к предыдущей. Такое упражнение улучшает качество ознакомительного и смыслового чтения, а также помогает сконцентрировать внимание. Так что выполнять его можно для разных целей и на разных уроках. К примеру, на уроке математики это поможет быстрее выучить цифры, а на уроке русского языка или на занятиях в дошколке — алфавит.

15. Онлайн-тренажеры в помощь

Во всем необходим комплексный подход. Некоторые упражнения, похожие на крестики-нолики или таблицы Шульте, можно встретить как на онлайн-ресурсах, так и в обычных интернет-играх. Совмещать интерактивные игры и обычные офлайн-методы не только можно, но и нужно.

Источник

Оцените статью