Потребности мотивации эмоции чувства

«Потребность — мотивация — эмоция»

Как говорилось ранее, в основе современных представлений о физиологических механизмах целенаправленного поведения животных и человека лежит триада «потребность — мотивация — эмоция». В физиологии высшей нервной деятельности наиболее подробно изучены механизмы биологических мотиваций. Это связано с тем, что история исследования мотивации имеет более продолжительный период в биологии по сравнению с другими компонентами триады.

По мнению академика П.В. Симонова, физиологию высшей нервной деятельности нельзя однозначно отнести ни к биологическим, ни к социальным наукам, ибо она включает элементы всех этих отраслей знаний. Другое дело — единый процесс отражения объектов и явлений внешнего мира, который можно рассматривать в различных его аспектах: с нейрофизиологической стороны и с субъективной стороны, т.е. психологической. Любая психическая функция обладает свойством, которое можно определить как «индивидуализация», т.е. она принадлежит исключительно данному субъекту. Недаром в психологии XIX в. широко применяли метод интраспекции, т. е. наблюдения за самим собой. Другие люди — ничем не заменимое зеркало, считает П. В. Симонов, благодаря которому «конкретный человек не только осознает себя человеком, но и проверяет человечность, всеобщность своего восприятия окружающей действительности». Ho отражательная деятельность мозга не исчерпывается знаниями, добываемыми естественными науками.

Существует и второй путь, значение которого в развитии цивилизации подчас остается как бы в тени традиционных завоеваний научной мысли. Рядом с «co-знанием» функционирует «со-переживание». Современные методы физико-химических наук не в состоянии познакомить нас с переживанием боли, удовольствия, радости и т.д. Эти переживания субъективны, их нельзя наблюдать непосредственно, а понимание их достигается исключительно сопереживанием, роль которого до сих пор в полной мере не оценена ни теорией, ни практикой воспитания. В основу развиваемой гипотезы П.В. Симонов положил понятие «эмоции».

Понимание термина «эмоции» в физиологии и психологии различается мало. Приведем определение эмоции, данное выдающимся отечественным психологом А.Н. Леонтьевым: «Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности». Согласно физиологу П.К. Анохину, «эмоции — это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека, от глубоко травмирующих страданий до великих форм радости и социального жизнеощущения». В качестве основной задачи физиологии в исследовании эмоций ученый считал раскрытие тех конкретных процессов, которые в конечном счете приводят к возникновению и отрицательного (потребность), и положительного (удовлетворение) эмоциональных состояний. Другими словами, Анохин связывал эмоцию с потребностью. Эта связь бесспорна, но, по мнению П.В. Симонова, связать эмоцию только с потребностью едва ли правомерно.

В основу физиологического механизма проявления эмоции того или иного знака Симонов положил предположение, высказанное еще И.П. Павловым, что процессы установки стереотипа, его поддержания и нарушений субъективно проявляются в разнообразных положительных и отрицательных эмоциях (у Павлова — чувства). Например, у собак в павловской лаборатории эмоция всегда проявлялась в двигательных реакциях (собака рвалась из станка, скулила и пр.). В соответствии с этим предположением проявление эмоции определяется рассогласованием заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимися внешними условиями. Эмоции (по П.В. Симонову) представляют собой неудачу интеграции на уровне коры больших полушарий.

Близкую точку зрения развивал П.К. Анохин. Он считал, что нервный аппарат отрицательных и положительных эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается рассогласование, или несовпадение акцептора действия (афферентной модели ожидаемых результатов) с импульсацией, сигнализирующей о реально достигнутом результате.

Известно много данных о зависимости эмоционального напряжения от величины потребности (мотивации) и прогнозирования вероятности ее удовлетворения. Подводя итог известным экспериментальным фактам, Симонов приходит к выводу о том, что эмоция «. есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта» . В самом общем виде правило возникновения эмоций (по Симонову), можно представить в виде формулы

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта (Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент); f — функция.

Разумеется, эмоция у человека зависит и от ряда других факторов, одни из них нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных П.В. Симонов относит индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств. В зависимости от временных характеристик эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями, в зависимости от качественных особенностей потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желанной цели — фрустрацию (психологический термин, обозначающий беспомощность). Необходимыми и достаточными являются два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения. Другие факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций. Сейчас есть данные, что это тесно коррелирует с уровнем нейропептидов в мозге, относящихся к группе эндорфинов.

Следует иметь в виду, что П.В. Симонов «информацию» понимает не как меру преодоления хаоса, а как отражение всей совокупности средств достижения цели: знания, которыми располагает субъект; совершенство его навыков; энергетические ресурсы организма; время, достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий, и т.д. Такое понимание информации связано с тем, что организм имеет дело не с энергией, а с афферентацией. Кроме того, организм имеет дело с оценкой вероятности достижения цели (удовлетворенная потребность). Оценка же вероятности по своей природе — категория информационная.

Читайте также:  Как притупить чувство боли

Термин «потребность» трактуется П.В. Симоновым в его широком понимании: «Потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность».

Источник

8.4. Биологические потребности, мотивации и эмоции

Потребности— это специфическая необходимость организма, обеспечивающая его связь с внешней средой, самосохранение и саморазвитие, это форма проявления жизнедеятельности. Они генетически запрограммированы.

Потребности делятся: на биологические и социальные.

Биологические потребности делятся на:

1.Потребности самосохранения особи.

2.Потребности саморазвития особи.

3.Потребности сохранения вида

Потребности самосохранения особиделятся на:

1.гомеостатические потребности /потребности в веществе (материи) и энергии/.

2.Потребность в защищенности

Потребность в саморазвитии особи. В ней выделяют:

1.Потребность в информации /потребность общения/,

2.Потребность познания/исследовательская потребность/.

3. Потребность преодоления /свободы/

Потребность сохранения вида

1.Половая потребность.2.Родительская потребность. 3.Территориальная потребность. 4.Иерархическая потребность

Социальные и идеальные потребности.Связаны с биологическими, формируются на их базе. Формы реализации этих потребностей в значительной степени обусловлена обществом/законами, правилами, традициями, предрассудками/. 1.Потребность уважения к себе, 2.потребность общения, потребность самореализации, 3.потребность в образовании, 4.культурные потребности, 5.религиозные потребности, 6.эстетические потребности, 7.интеллектуальные потребности, 8. моральные потребности, 9.ролевые потребности /выполнять определенную роль, занять определенное место/

Потребности проявляют себя в виде МОТИВАЦИЙ.

Мотивация /побуждение, влечение/ –это форма проявления потребности, которая возникает при необходимости удовлетворения данной потребности, Побуждение к целенаправленной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей

Это состояние характеризуется избирательным возбуждением мозговых структур, Каждая мотивация субъективно переживается, т.е. сопровождается специфической, эмоциональной реакцией. Субъективные переживания, сопровождающие мотивацию, имеют важный информационный смысл и позволяют быстро и надежно определить биологическую и социальную целесообразность удовлетворения той или иной потребности, а так же являются мощным стимулом/при целесообразности/ для формирования целенаправленной деятельности. Целенаправленная деятельность проявляется как в простых реакциях/рефлексы/, так и в более сложных/инстинкты/, является стержнем поведенческих реакций, обеспечивающих удовлетворение мотивации.

Классификация мотиваций: каждая потребность проявляется в своей мотивации, выделяют:

У человека все биологические мотивации социализированы.

Иерархия мотиваций. 1.Оборонительные, 2.пищевые, 3.половые и т.д.Ситуационно мотивации делятся:

ДОМИНАНТНЫЕ и 2. НЕДОМИНАНТНЫЕ.

Если есть несколько мотиваций, то реализуется только одна из них – та, которая доминирует, т.е. имеет большую силу возбуждения.

При гомеостатических метаболических мотивациях /голод, жажда/ мотивационное возбуждение первично формируется в гипоталамусе. На уровне гипоталямуса хорошая проницаемость ГЭБ, хорошо развита чувствительность к «хим. вешествам», рецепторы гипоталямуса постоянно воспринимают изменение химических показателей внутренней среды организма – это формирует мотивационное возбуждение в гипоталамусе. Оно выполняет роль пейсмекера- активирует и объединяет в единый ансамбль другие /необходимые/ структуры мозга. Это формирует поисковую реакцию, активирует процесс мобилизации информации из памяти, определяет пути поиска для удовлетворения мотивации. У гипоталамуса особая стратегическая роль в регуляции функций – с одной стороны он связан со всеми отделами мозга (в то числе и с корой), с другой- с гормональной сферой- через релизинг-факторы, это позволяет реализовать мотивационное возбуждение через корригирующие нервные и гуморальные влияния. Мотивационное возбуждение параллельно вызывает формирование прогностического аппарата мозга. Удовлетворение потребности возникает за счет исчезновения мотивационного возбуждения, что происходит при реализации целенаправленного поведения и достижении цели.

Удовлетворение потребности может быть ПОЛНЫМ и НЕПОЛНЫМ и от этого зависит дальнейшая судьба мотивационного возбуждения.

Механизмы других мотиваций изучены пока крайне недостаточно.

Источник

Потребности и мотивации. Эмоции

Вопрос 1. Потребности: понятие, свойства, классификация.

Все поведение и психическая деятельность человека и животных строится на основе потребностей. Благодаря их динамике, преобразованию определяется направление развития организма.

Таким образом, потребность — это та нужда, которую время от времени испытывает организм и которую он стремится устранить через поведение. Актуализация потребности побуждает организм действовать таким образом, чтобы потребность была удовлетворена. Следовательно усиление потребности — причина любого целенаправленного поведения животного и человека.

Любая потребность имеет физиологическое подкрепление. Это связано с тем, что даже незначительное нарушение состояния организма ведет к развитию определенных изменений, стремящихся восстановить первоначальное состояние. То есть потребность представляет собой поведенческое выражение гомеостатических реакций.

Потребность предполагает существование предметов,

удовлетворяющих ее. Для животных эти предметы предоставляются в готовом виде самой природой. Для человека удовлетворение потребностей возможно благодаря наличию прежде всего продуктов его производственной деятельности и культуры.

У человека выделяют три основных группы потребностей (по П.В. Симонову): витальные (биологические), социальные и идеальные потребности познания и творчества. У животных им соответствуют три группы потребностей, которые реализуются через определенные формы врожденного поведения.

Биологические потребности животных направлены на сохранение целостности индивида и вида (витальная функция). Они определяют пищевое, оборонительное поведение и т.д.

Зоосоциальные потребности животных реализуются через взаимодействие с другими особями своего вида во время полового, родительского, территориального поведения.

Идеальные потребности создают основу для саморазвития вида. К ним относятся потребность в новизне, потребность преодоления и потребность в компетентности.

У человека не строго биологических потребностей, поскольку они удовлетворяются через влияние социальной среды.

Социальные потребности человека включают стремление принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней конкретное положение. При этом развивается потребность следовать определенным нормам и правилам, принятым в данном социуме. Социальные потребности, возникая в общении, формируются независимо от витальных.

К идеальным потребностям человека относится потребность познания окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования.

В каждой группе потребностей П.В. Симонов выделяет также потребности сохранения и развития. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах определенных норм, потребности развития -превышают их, формируя у человека стремление к совершенствованию.

Биологическая мотивация. Любой живой организм может существовать только при периодическом поступлении из внешней среды питательных веществ, воды и т.д. такие состояния получили название первичных физиологических потребностей. Истинная метаболическая потребность возникает в тканях организмах, однако сигнализация о ней образуется в специализированных высокочувствительных рецепторах. Восприятие потребности происходит нервным и гуморальным путем, а соответствующая нервная сигнализация адресуется в специальные подкорковые отделы мозга и прежде всего в ядра гипоталамуса. Возбуждение этих и связанных с ними центров и формируют состояние мотивации.

Читайте также:  Угнетенное состояние настроение нет

Мотивация представляет собой возникающие под влиянием
первичных изменений во внутренней среде эмоционально окрашенные
состояния организма, характеризующиеся избирательными

активизирующими влияниями специальных подкорковых аппаратов на кору головного мозга и другие его отделы и направляющие поведение животного на удовлетворение исходной потребности.

Основываясь на потребностно-информационном подходе к пониманию работы мозга, П.В. Симонов определил мотивацию как физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению.

Согласно классификации, предложенной Н. Миллером (1960), выделяют низшие и высшие мотивации.

Низшие, или первичные мотивации (висцеральные или инстинктивные). Согласно И.П. Павлову это основные влечения, к которым относятся голод, жажда, страх, половое чувство и т.д.

Высшие или вторичные мотивации, которые приобретаются в течение жизни и хотя являются генетически детерминированными, в значительной мере опираются па индивидуальный опыт. Сюда относятся мотивации, возникающие по законам условного рефлекса.

Несмотря на то, что виды мотивации различаются своей направленностью и способами удовлетворения потребности, всем им присущи следующие общие черты.

1. Во время любой мотивации наблюдается активация моторной системы. Увеличивается средний уровень двигательной активности. Индифферентные раздражители приобретают способность стимулировать животное к движению.

2. Повышение тонуса симпатической нервной системы, выражающееся в вегетативных реакциях. Эти изменения осуществляются через нисходящие влияния лимбической системы и гипоталамуса.

3. Рост активации афферентных систем, позволяющий животному с большей легкостью выявлять биологически значимые и сигнальные раздражители в окружающей среде. Это проявляется в снижении сенсорных порогов, в усилении ориентировочных реакций.

4. Возрастание поисковой активности, которая носит целенаправленный характер.

5. Актуализация памяти является необходимым условием для реализации поискового целенаправленного поведения, прежде всего образов цели и возможных способов их достижения.

6. Изменения в ЭЭГ, в которых отражается специфика мотивационного состояния.

7. Возникновение субъективных эмоциональных переживаний (как правило отрицательных).

В каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная биологическая потребность. Сила потребности получает свое отражение в силе мотивационного возбуждения структур лимбической системы и определяет его доминантный характер. Мотивационное возбуждение, обусловленное преобладающей потребностью организма. Формирует в гипоталамусе первичный очаг повышенной возбудимости, обладающий свойствами доминантного очага. Благодаря его наличию быстро образуются условно-рефлекторные связи с теми или иными факторами окружающей среды, которые по своей функциональной значимости могут быть сравнимы с эндогенными механизмами самого мотивационного состояния.

Нейрофизиология мотивации. Нейрофизиологическое обеспечение доминирующих мотиваций базируется на следующих принципах (К. В. Судаков, 1986).

1. Любая биологическая мотивация обусловлена соответствующей метаболической потребностью и носит системный характер.

2. Потребность трансформируется нейрогуморальным путем в возбуждение гипоталамических центров, которые активируют другие структуры мозга, в том числе и кору больших полушарий переднею мозга.

3. Корковые и лимбические структуры мозга оказывают специфические для каждой мотивации нисходящие возбуждающие и тормозные влияния на гипоталамические мотивационные центры.

4. Каждое мотивационное возбуждение представляет собой специфическую клеточную и молекулярную интеграцию корково-подкорковых структур. Избирательное возбуждение одних структурных образований сочетается с избирательным торможением других.

Мотивационное возбуждение находит свое выражение в специфическом распределении межимпульсных интервалов и образовании характерной пачечной активности. Она усиливается при возрастании потребности, при возникновении препятствий к удовлетворению доминирующей мотивации. Достижение цели сменяется регулярной активностью нейронов.

Возбуждения, поступающие в мозг при подкреплении, адресуются различным нейронам и оставляют след в их деятельности, формируя

сложную нейродинамическую констелляцию. С ней в последствии происходит сравнение параметров достигнутых результатов.

В формировании мотивации принимают участие прежде всего структуры лимбической системы мозга. В частности гипоталамус обеспечивает регуляцию висцеральных проявлений мотивации, миндалина выделяет доминирующую потребность, подлежащую первоочередному удовлетворению. Работа этих структур находится под контролирующем влиянием лобной коры больших полушарий переднего мозга.

Объединение различных структур мозга в функциональную систему, обеспечивающую реализацию определенной мотивации, имеет свою нейрохимическую основу. Биохимической основой формирования мотиваций различного биологического качества является несколько групп БАВ.

Эмоции — это особая форма психического отражения, которая в виде

непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное отношение к ним.

Эмоции охватывают широкий круг явлений и поэтому возникает проблема разграничения эмоций (гнев, страх, радость) и так называемых общий ощущений (голод, жажда).

Согласно П. Милнеру эти понятия очень близки друг другу и их разделение достаточно условно. Он считает, что в отличие от ощущений, эмоции не связаны с возбуждением каких-либо рецепторов и возникают не регулярно, а спонтанно под влиянием случайных факторов. Общие ощущения возникают с определенным интервалом под влиянием каких-либо раздражителей.

По теории П. Фресса только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Эмоции развиваются тогда, когда мотивация становится слишком сильной но сравнению с реальными возможностями субъекта.

Д. Линдсли считает, что эмоции соответствуют локальному участку па верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.

В связи с этими представлениями целесообразно употреблять термин «эмоциональные состояния», к которым согласно Л. И. Леонтьеву относятся 3 вида процессов: аффекты, собственно эмоции, чувства.

Аффекты — сильные и относительно кратковременные эмоциональные, переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Возникают как правило в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

Собственно эмоции — более длительное, чем аффект, состояние иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражает оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому эмоции в отличие от аффектов, способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях.

Читайте также:  Что делать с нахлынувшими чувствами

Предметные чувства — возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном. Они выражают устойчивые эмоциональные отношения.

1. Биологическая концепция эмоций, предложенная Ч. Дарвиным (1872), базируется на сравнительном исследовании эмоциональных выразительных движений у млекопитающих. С одной стороны эти движения рассматривались как форма целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих свой биологический смысл и, в то же время, являющихся сигналом для особей своего и других видов. Эти движения относились к врожденным проявлениям эмоций. В дальнейшем эту концепцию развил П.К. Анохин (1968). Согласно его представлениям эмоции возникли в эволюции как субъективные ощущения, позволяющие животным и человеку быстро оценивать различные внутренние потребности, действие на организм внешних факторов, результаты поведенческой деятельности и удовлетворение внутренних потребностей. Эмоциональные воздействия усиливают, удлиняют и углубляют фиксацию следов от раздражений, что помогает адекватному реагированию на внешние сигналы.

2. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге. Согласно этой теории эмоция является вторичным явлением, основанным па приходящих в мозг сигналах об изменениях в мышцах, сосудах, внутренних органах при выполнении поведенческою акта, вызванного эффективным раздражителем. Однако работами Ч. Шеррингтона, В. Кеннона, Д. Хебба данная теория была опровергнута.

3. Центральные теории, объединяющие концепции управления эмоциями различными центральными структурами. Сюда относятся таламическая теория Кеннона-Барда, лимбическая теория Пейпеца, расширенная и дополненная Мак-Лином, активационная теория эмоций Линдслея (I960), приписывающая основную эмоциогенную роль активирующей ретикулярной формации. Функции эмоций. Основное биологическое значение эмоций заключается в том, что только оно позволяет животным и человеку быстро оценивать свое внутренне состояние, возникшую потребность, а также возможности ее удовлетворения в результате уже совершенных действий. Помимо этого удовлетворение потребности также отражается и оценивается в эмоции.

1. Отражательная функция. В эмоциях обобщается оценка событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить качество (I или-) воздействующих факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия (при появлении острой боли человек предпринимает действия, уменьшающие се).

2. Побуждающая функция. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворения потребности и на основании образа предмета удовлетворения и собственного отношения к нему побуждает человека к действию.

3. Подкрепляющая функция. Известно, что эмоции принимают непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти, то есть механизм, генерирующих эмоцию, обеспечивает подкрепление условного рефлекса.

4. Переключательная функция. Обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которых определяется доминирующая потребность.

5. Коммуникативная функция. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Нейрофизиология эмоций. В XIX веке было принято относить эмоции к функции высших отделов мозга. Однако еще В.М. Бехтерев предположил, что центром эмоций является таламус. Последующими работами ученых в разряд эмоциогенных структур включались ретикулярная формация, гипоталамус, гиппокамп.

В 1937 г. Дж. Пейпец предложил считать основными эмоциогенными структурами образования конечного мозга, которые в последствии были названы лимбической системой. К ним относились гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясная извилина, сосцевидные тела гипоталамуса, гиппокамп. От этих структур информация направлялась в двух направлениях — часть импульсов попадает в средний мозг и нижележащие отделы, другая часть — в таламические ядра и кору больших полушарий.

Однако проведенные эксперименты указали на то, что перечисленные связи не полностью отражают участие структур мозга в формировании эмоций. В последствии было установлено, что к эмоциогенным элементам можно отнести височные доли коры, передние и задние области гипоталамуса, ядра мозговой перегородки, амигдалярный комплекс. При раздражении эти структур развиваются строго определенные эмоциональные состояния. Так при раздражении верхней и нижней поверхностей височной доли возникает чувство страха, отделов гипоталамуса — тревоги и ярости, ядер перегородки — наслаждения, а миндалины и прилегающих к ней структур — страха, ярости, гнева, но в некоторых случаях — удовольствия.

Подкорковые эмоциогенные структуры оказывают активирующее влияние на кору больших полушарий. В свою очередь кора на основании оценки сигналов из внешней и внутренней среды определяет формирование эмоционально окрашенных целостных поведенческих актов.

У человека и животных наблюдается функциональная эмоциональная межполушарная асимметрия: более эмоциогенным является правое полушарие, с его функциями связано и развитие отрицательных эмоций. Положительные эмоции находятся под контролем левого полушария. В связи с этим психосоматические проявления эмоций чаще связаны с левой половиной тела. Левая половина лица в большей степени отражает отрицательные эмоции, правая, соответственно, — положительные.

Важной особенностью эмоций является комплекс вегетативных реакций, сопутствующих положительным или отрицательным переживаниям. У человека субъективные состояния удовольствия или неудовольствия находят внешнее выражение в изменениях позы, походки, выражения лица, жестов, голосовых реакций, частоты пульса и дыхания, потоотделения, многих гуморально-гормональных показателей. По этим изменениям можно косвенно судить о степени волнения, испытываемого человеком.

Эмоциональные состояния строятся на основе определенных нейрохимических механизмов. Фармакологический анализ показал, что настроение человека определяется нейромедиаторным балансом в ЦНС. Так было установлено, что в формировании эмоций принимают все медиаторные системы, а также нейропептиды.

С ростом концентрации серотонина в организме человека наблюдается подъем настроения, а с его истощением — состояние депрессии. При усилении синтеза и роста концентрации норадреналина в мозге происходит устранение депрессии, в большей степени проявляются положительные эмоции. Дефицит норадреналина связан с депрессией тоски, а серотонина — депрессией тревоги. При недостатке ацетилхолина развиваются психозы, связанные с преимущественным поражением информационных процессов.

Состояние агрессивности зависит от соотношения холинэргической и норадренэргической систем.

Источник

Оцените статью