Мотивационный анализ поведения собак. Мотивации первого порядка.
Для того, чтобы анализировать поведение животного, необходимо определить мотивации, побуждающие животное к тому или иному действию. Во многих случаях правильное понимание мотиваций позволяет установить причины нежелательного поведения и найти другие, более приемлемые способы удовлетворения потребностей животного.
Мотивации бывают нескольких уровней, причем наиболее приоритетными являются мотивации низших уровней, связанных с индивидуальным выживанием.
В данной статье мы рассмотрим мотивации первого порядка. Далее, в следующих статьях, мы будем рассматривать мотивации второго порядка (сексуального партнерства, доминирования, самоутверждения, заботы о потомстве и группового выживания, территориальные, игровые), мотивации третьего порядка (подчинения, принятия решений), мотивации четвертого порядка (привязанность), мотивации пятого порядка (принадлежности к сообществу, «старшинства видов», общения), мотивации шестого порядка (исследовательское поведение), мотивации седьмого порядка (понимание закономерностей и мотивов поведения людей).
1. Мотивации первого порядка.
Как уже говорилось – это наиболее приоритетные мотивации по отношению ко всем остальным. Эмоции, связанные с мотивациями первого порядка, – это голод, жажда, холод, усталость и т.п. (они отражают физиологические потребности собаки) или ярость, гнев, страх – эти эмоции служат проявлением психологических потребностей.
1.1. Самозащита.
Это самая сильная мотивация, она является преобладающей по отношению ко всем другим мотивациям и обусловлена инстинктом самосохранения, приводит к внешним проявлениям агрессии. Эта мотивация полностью зависит от конкретной ситуации и от того, как животное оценивает степень угрозы. Проявляется главным образом на достижении некой «критической дистанции» в виде «реакции загнанной в угол крысы». Важным здесь является то, что агрессия ничем не сдерживается и наиболее вероятным исходом становится гибель одного из врагов.
1.2. Страх (избегание).
Эта мотивация также обусловлена инстинктом самосохранения и заставляет животное не только уходить от прямой угрозы, но и избегать все ситуации, к которым оно не приспособлено и вызывающие дискомфорт. Страх представляет собой в некотором роде оборотную сторону агрессии и возникает при низкой самооценке и превосходящей угрозе.
liveinternet.ru |
В зоопсихологии различают три степени страха:
— испуг (однократное проявления избегания (страх – частное проявление избегания), связанное с конкретной ситуацией или действием какого-то очень сильного раздражителя);
— страх (стойкая реакция избегания на один и тот же раздражитель);
— трусость (избегание, как постоянная и привычная реакция животного на разные раздражители).
Проявление животным той или иной реакции будет зависеть от степени страха, поэтому и факторы, сдерживающие проявления реакций различны: если при испуге достаточно изменить ситуацию и тем самым прекратить испуг, то при страхе необходимо приучение к острому раздражителю. При трусости неизбежно глубокое вмешательство в структуру психики, причем трусость тесно связана с недостаточностью развития аналитического мышления.
Все эти степени страха (избегания) преодолеваются более сильной мотивацией самозащиты (в частности при наступлении реакции «загнанной в угол крысы»).
1.3. Конкуренция, конфликтность.
Конкуренция является сильной и постоянной мотивацией любого животного, а ее проявление – агрессия по отношению к конкуренту. Конкуренция граничит с мотивацией самозащиты и может переходить в нее или в мотивацию избегания в случае возникновения угрозы жизни.
Конкуренция возникает:
— у представителей одного или «смежных» в биологическом смысле видов, разделяющих кормовую базу и/или места обитания;
— при определении стайного ранга более развитого и приспособленного индивидуума (социальная конкуренция). Эта конкуренция связана с продолжением рода и брачным соперничеством. Характерна для самцов, хотя иногда актуальная и для самок. Благодаря стайным рангам конкуренция из-за пищи практически отсутствует. В отношениях с человеком пищевая конкуренция для собаки аномальна, а норма отношений диктует роль хозяина как обладателя и подателя пищи собаке.
Мотивация конкуренции, независимо от ее повода, сдерживается отказом соперника от борьбы (умиротворяющее поведение) – и в этом случае агрессия прекращается.
1.4. Пищедобывательные мотивации.
Проявляются во внешнем поведении, как и агрессия, но возможны только в межвидовых отношениях, например, в отношениях хищника и добычи. Исключением является каннибализм, при котором животное поедает представителей собственного вида, но для собак каннибализм не является нормой. Здесь скорее речь идет не о поедании, а об убийстве себе подобных и детенышей в случае угрозы выживанию всей стаи (например, уничтожение больных и наименее ценных членов стаи).
Пищедобывательные мотивации являются менее приоритетными, чем мотивации конкуренции, самозащиты и избегания и могут сдерживаться другими мотивациями, относящимися к более высоким уровням психики.
1.5. Мотивация релаксации собак.
Для животного одним из важных условий выживания является снятие напряжения при физических и психологических перегрузках. Поэтому мотивация релаксации является мотивацией первого порядка. Снятие физического напряжения у животного проявляется в поведении покоя и стремлении к неподвижности, а для снятия психического напряжения животное стремиться к повышенной активности, вплоть до бесцельного бега по кругу, мелких движений и дрожи. Есть и другие способы психической релаксации: лай (обычно слитный, монотонный, высокой тональности) и стремление анализировать (собака активно вынюхивает что-то, всматривается в мелкие предметы или световые блики). Психическая перегрузка у собак, как правило, возникает при перевозбуждении под действием острых положительных эмоций и под действие чрезмерной динамики событий во внешней среде.
tvmlife.com |
Некоторые владельцы часто принимают поведение релаксации за игровое и поддерживают его, тем самым еще более усиливая возбуждение собаки. Это может привести к быстрому истощению нервной системы.
Мотивация релаксации обладает более низким приоритетом, чем пищедобывательные мотивации.
1.6. Мотивация обследования среды.
Проявляется главным образом в незнакомой среде и при появлении незнакомых людей или предметов. По тому, как проявляется у собаки эта мотивация, можно судить об уровне развития логических связей между объектами, явлениями и событиями.
Приоритет мотивации собак обследования среды зависит от ситуации, резко возрастая при попадании животного в новое для него место.
В подготовке статьи были использованы материалы книги «Прикладная психология собаки». Автор: зоопсихолог Н.Д.Криволапчук.
Источник
Потребности и мотивации собак
Организм животного время от времени испытывает потребность в определенных веществах, а также в накоплении опыта, необходимого для организации поведения, обеспечивающего сохранение жизни и возможности оставить потомство. Эта необходимость называется потребностью.
Например, вы корректируете поведение собаки посредством натяжения поводка, вызывая неприятные ощущения. Соответственно, у нее появляется потребность избавиться от неприятных ощущений (оборонительная потребность), в результате чего животное подчиняется вам.
Потребность вызывает изменения в поведении только в том случае, если она достигает критического уровня. Например, при несбалансированном питании резко снижается содержание глюкозы в крови, что регистрируется специальными рецепторами. По мнению зоопсихологов потребность являётся основной причиной любой формы поведения.
В результате истощения организм начинает испытывать чувство голода, которое способствует изменению поведения в сторону удовлетворения потребности. Этому сопутствуют изменения в области центральной нервной системы, способствующие организации необходимого поведения.
Данные изменения и сопровождающая их деятельность нервной системы называются мотивацией.
Являясь причиной поведения, потребность, в свою очередь, является и причиной научения, поскольку, стремясь к удовлетворению потребности, собака приобретает навыки, необходимые для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.
Классификация потребностей
Целью научения является выработка способностей для удовлетворения потребности. Иными словами, научение необходимо для сохранения и поддержания жизни. Выделяют несколько классификаций потребностей.
Приведем классификацию потребностей П. В. Смирнова. Согласно этой классификации, все потребности можно разделить на 3 группы:
потребности, направленные на сохранение организма (потребность в пище, питье, самозащите, сне, двигательной активности и т. д.). Неудовлетворение одной из перечисленных потребностей приводит к гибели животного;
потребности, обеспечивающие сосуществование животного с другими видами животных (территориальные, иерархическое, половые и родительские потребности). Эти потребности необходимы как для сохранения отдельного индивида, так и вида в целом;
потребности саморазвития представляют собой приобретение опыта, необходимого для существования организма в разных условиях (потребность в свободе, игре, получении новой информации и т. д.).
Перечисленное потребности, а также способы их удовлетворения заложены в генетической программе собаки. Нередко наблюдается преобладание какой-либо потребности над остальными. Это происходит под влиянием воспитания и условий существования.
Мотивации
Важность использования потребностей и их мотиваций обусловлена их биологически значимыми свойствами, а именно:
повышением двигательной активности животного в результате воздействия раздражителей;
повышением активности вегетативной нервной системы и ускорением процесса обмена веществ, что повышает эффективность двигательных реакций животного;
усилением чувствительности анализаторов, что приводит к усилению ориентировочных реакций, в результате чего животное приобретает навыки, необходимые для удовлетворения необходимой потребности;
улучшением исследовательских функций.
Благодаря мотивациям организм готовится к определенному виду деятельности и поддерживает ее на протяжении времени, необходимого для удовлетворения вызвавшей ее потребности. Как правило, организм испытывает ряд потребностей, однако реализуется только одна.
Потребность и соответствующая ей мотивация, реализующиеся через поведение, называются доминирующими. Организм оценивает потребности с точки зрения значимости на данный момент и вероятности удовлетворения их в данных условиях существования.
При коррекции поведения доминирующая потребность искусственно создается посредством лишения животного чего-либо. Например, пищевая и игровая потребности, потребность во внимании и т. д.
Нередко потребность вызывается непосредственным воздействием на животное, однако при этом строго учитываются его индивидуальные особенности.
В том случае, если потребность не может быть удовлетворена в определенных условиях, животное либо отказывается от попыток ее реализации, либо стремится к удовлетворению другой значимой потребности.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Потребности эмоций у собак
2. Удовлетворение данной потребности: поданная собаке команда разрешает совершить ей конкретное действие, в результате которого потребность удовлетворяется. Благодаря этой стадии каждая команда приобретает прямую связь с какой-либо потребностью, а удовлетворение последней становится подкреплением этого действия.
3. Снижение значимости начальной потребности. Со временем команда будет легко вызывать определенное действие, если она связана с потребностью. Однако по мере тренированности (многократного повторения) команда приобретает свойство сама вызывать данную потребность, так что необходимость специально вызывать соответствующую потребность со временем отпадает. Точно так же устанавливается связь между командой и следующим за ней движением, причем после достаточно длительного повторения двигательная реакция может приобретать некоторую автономность по отношению к вызывавшей ее ранее потребности.
Часто мотивации, первоначально используемые для освоения действий, впоследствии заменяются на оборонительные, что гарантирует более стабильное воспроизведение необходимого действия.
И дело здесь в том, что первичные мотивации (вызвавшие потребность в пище, игре и др.) могут в результате «конкуренции» мотиваций проигрывать возникающим у животных спонтанным или навязанным окружающей средой мотивациям.
4. Автоматизация действия до выработки навыка. При многократном повторении действие приобретает свойства подкрепления: правильно выполненное, оно вызывает положительные эмоции. При этом первоначальная потребность перестает играть ведущую роль в воспроизведении данного поведенческого акта.
В обычных условиях организм испытывает не одну потребность, но, как правило, реализуется только одна. Редко удается решить одновременно две задачи.
Потребность и мотивация, которые реализовались через поведение, называются доминирующими, а становятся они таковыми в результате «конкуренции» мотиваций. Организм сам оценивает мотивации с точки зрения их важности, вероятности удовлетворения в данных условиях и определяет энергетическую «стоимость» этого удовлетворения. Поэтому потребность, которую вызывает дрессировщик, должна быть такой, чтобы выдержать борьбу с другими потребностями, постоянно возникающими у собаки. Только тогда она надолго сохранит работоспособность, заинтересованность в работе и не будет отвлекаться на посторонние раздражители.
Наиболее частые ошибки дрессировщика – в недооценке величины потребности и конкуренции мотиваций.
Чаще всего потребность создается лишением животного чего-либо. Например, чтобы вызвать пищевую потребность, нужно какое-то время не кормить собаку, а потребность в физической нагрузке возникает, если не дают ей долго бегать и гулять.
Иногда потребность, например игровую или оборонительную, можно вызвать и непосредственным воздействием на животное, но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности собаки. Для одних собак достаточно пропустить лишь одно кормление, чтобы они испытывали пищевую потребность, а других надо не кормить целые сутки. Чтобы вызвать оборонительную потребность у ротвейлера, необходимо приложить немало усилий, а для малого пуделя хватит и шлепка свернутой газетой.
Инициация поведения имеющейся на данный момент потребностью не всегда однозначна, так как успех ее удовлетворения зависит от внешней информации, гарантирующей его, исключающей или делающей вероятностным. Обычно значение потребности в инициации поведения находится в обратной зависимости от внешней стимуляции. Такое взаимодействие потребности и внешней стимуляции получило название мотивационной изоклины.
Если существующая потребность не может быть удовлетворена в данных условиях, животное может либо отказаться от попыток добиться желаемого, либо удовлетворить следующую по значимости потребность, даже если это и неадекватно окружающим условиям. Такое поведение называют смещенной активностью. Иногда животное во избежание фрустрации меняет «адрес» поведения. Например, собака в состоянии оборонительной агрессии, вызванной помощником, находящимся вне досягаемости, может нанести покусы стоящему рядом владельцу. Такое поведение называют переадресованной активностью.
Эмоции и поведение
Возможность переживать животными выраженные эмоциональные состояния доказывается с помощью трех основных критериев, выделенных П. В. Симоновым.
Первый критерий – наличие или отсутствие вегетативных сдвигов и характерных изменений биоэлектрической активности мозга. Второй критерий – реакция другой особи того же вида на сигналы эмоциональной экспрессии партнера (феномен «эмоционального резонанса»). Третий, решающий критерий – отношение самого животного к своему состоянию: положительное состояние оно стремится продлить и максимально усилить, а отрицательное – прекратить или свести к минимуму.
Специалисты считают, что возникновение, наличие и удовлетворение потребностей и мотиваций сопровождается специфическим состоянием центральной нервной системы, имеющем достаточно выраженное внешнее проявление. Это состояние называют эмоциональными реакциями, или эмоциями. Под эмоциями понимают психическое состояние организма, отражающее значимость воздействующих на него объектов и ситуаций с точки зрения существующих потребностей организма. С физиологической точки зрения эмоциональная реакция, это активное состояние эмоциональных структур мозга, которое животное стремится устранить, сохранить или усилить путем изменения своего поведения.
Первой отечественной теорией, помогающей разобраться в значении эмоций в формировании поведения, стала биологическая теория эмоций, сформулированная П. К. Анохиным. Согласно этой теории, стадия формирования потребностей и основных влечений характеризуется возникновением отрицательной эмоции, мобилизующей возможности организма для получения приспособительного эффекта. Стадия удовлетворения потребностей сопровождается положительной эмоцией, которая закрепляет поведенческий акт, приведший к получению полезного результата. Если же результат не согласуется с заготовленной программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску более успешных способов достижения цели.
Согласно потребностно-информационной теории П. В. Симонова, «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта». П. В. Симонов предложил и формулу возникновения эмоций:
где: Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; Ин – информация о средствах, которые необходимы для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект; (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности.
Исследователи выделяют следующие функции эмоций: отражательная (оценочная); побуждающая; подкрепляющая; переключательная; коммуникативная.
Отражательная функция заключается в обобщенной оценке событий. Например, наличие пищевой потребности и степень ее выраженности оценивается организмом не в количестве белков или жиров, необходимых ему, а в чувстве голода.
Побуждающая функция основывается на потребности в положительных ощущениях, особенно характерной для высокоорганизованных животных, и здесь задействованы два типа эмоций – ведущие и ситуативные. Ведущие эмоции направлены на цель поведения, необходимого для удовлетворения потребности. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов поведения, заставляют организм действовать в прежнем направлении или менять поведение и средства для достижения цели.
Источник