РАЗДЕЛ 3. МОТИВАЦИИ, ЭМОЦИИ, ВОЛЯ
ГЛАВА 6. ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Потребности и мотивы
Мотивация — побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих начало, направленность и уровень активности поведения человека.. Включает в себя потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения (в т.ч. идеальные мотивы и материальные цели), имеющиеся у человека, а также внешние факторы, которые заставляют его вести себя определенным образом (стимулы). Мотивация является причиной изменения поведения, конкретных поступков. Именно психологическое понимание мотивации позволяет описывать поведение не как реакцию на сиюминутную ситуацию, а как взаимодействие внутренних и внешних мотиваций. Мотивация определяет избирательность и эмоциональную окрашенность познавательных процессов.
В состав мотивации входят потребности, мотивы и цели, организованные в иерархическую структуру.
Потребности — состояние нужды в определенных условиях, которых недостает человеку или животному для нормального существования и развития, дефицит. Чем выше эволюционное развитие организма, тем больше у него потребностей. Основные характеристики потребностей — сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения и предметное содержание. Потребности бывают органические, материальные, социальные и духовные; более подробно на видах потребностей мы остановимся ниже.
Мотив – непосредственное побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направление. Мотив можно определить также как желательное состояние, к которому человек стремится и представление о котором складывается под влиянием текущей потребности. Например, когда человеку не хватает пищи (пищевая потребность), он испытывает голод и хочет стать сытым. Это желание и побуждает его искать возможность достать пищу. Отвергаемый обществом человек хочет почувствовать себя уважаемым и признанным (социальные потребности). Для этого он принимает какие-то меры для расширения общения и привлечения к себе внимания и т.п.
Источник
Потребности, мотивация, воля
Наверняка в вашей жизни были (и не раз) такие ситуации:
- нужно что-то делать, а желания для этого нет;
- требуется сконцентрировать внимание на том, что вы делаете, а мысли начинают скакать по другим темам;
- вы бы и рады что-то предпринять в некой сложившейся ситуации, но внутренний голос начинает сомневаться в ваших силах и способностях.
Так или иначе, вышеобозначенное связано с мотивацией и самооценкой. Если с ними все в порядке, т. е. имеется мотивация (понятна цель и ясны средства ее достижения), имеется достаточная самооценка (уверенность в своих силах), удерживается необходимое направление и режим движения (усилия воли прилагаются правильно), то результат гарантирован.
А значит, формулу успеха в социуме фактически можно свети к следующему:
- Осознать свои потребности (нужды).
- Иметь мотив (стремление удовлетворить свои потребности).
- Сформулировать цели (понимать, что можно и нужно сделать, для того, чтобы удовлетворить свои потребности).
- Определить вид деятельности (выбрать подходящий способ достижения целей).
А это все перечисленное связано с такими понятиями, как Воля, Внимание, Самооценка.
Не будет воли – внимание будет перескакивать с одного на другое и получится распыление сил вместо целенаправленного движения к цели.
Не будет внимания – не будет и осознания происходящего, и, как следствие, возникнет непонимание: как лучше поступить, какой способ действий больше подходит в той или иной ситуации.
Не будет самооценки – не будет уверенности в принимаемых решениях и в правильности выбранных способов достижения цели.
Если человек понимает свои потребности, умеет отличить свои потребности от навязанных ему другими, у него есть силы и желание их удовлетворить… А так же он понимает, что для этого нужно делать. Знаком с тем, как в этом обществе, где он живет, эти цели можно и принято достигать. Умеет выбрать наиболее подходящий для себя (с учетом своих талантов, способностей, знаний) вид профессиональной деятельности, значит — он становится в социуме успешным.
Однако если у человека отсутствует сила воли и занижена самооценка, то все, чего он способен достичь, может остаться нереализованным. Хотя, напомню, он и понимает формулу успеха.
Есть знания, и есть практика (для реализации задуманного необходимы реальные действия). Результат предпринимаемых действий зависит от волевых усилий и умения применять свой потенциал (знания, навыки).
Исходя из описанного, приходим к выводу, что для каждого человека, стремящегося быть успешным, необходимо уметь поддерживать свою самооценку (уметь ее повышать) и уметь осознанно управлять своим поведением, психическими процессами и состояниями (использовать волю).
Далее в этой статье мы рассмотрим вопросы: что такое самооценка? как можно ее поднять? как она взаимосвязана с нашими социальными потребностями?
Самооценка – оценка человеком своих свойств (какое образование получил, какой опыт имеется, какие есть у него знания, умения, таланты).
Самооценка взаимосвязана со значимостью. Чем большей властью (возможность управлять некими ситуациями и процессами в социуме/природе; возможность влиять на поведение, эмоции и мысли других людей) человек обладает, тем выше его самооценка.
Значимость поднимается за счет статусов, должностей, наград, количества ресурсов, которыми человек обладает (деньги, связи, пр.).
Поднять самооценку можно также УСЛОВНО. Т. е. демонстрируя другим свою якобы имеющуюся силу и талант через внешнюю атрибутику (дорогие автомобили, дома, аксессуары, одежду, наличие личной охраны).
Возможность удовлетворить такую социальную потребность, как возможность общаться с теми, с кем хочешь и когда тебе это нужно (с известными людьми, с влиятельными людьми, с нужными людьми, например с разными специалистами), тоже влияет на самооценку, поднимая или опуская ее.
Личности без самооценки не существует!
Для поддержания имеющейся самооценки очень важным является стабильность внешней среды (предсказуемость и безопасность).
Любые изменения в среде могут поднять (я справился с ситуацией) или опустить (я не справился) самооценку личности.
Снижение самооценки способствует появлению сомнения в своих силах, нерешительности в действиях. Человек начинает избегать ситуаций, где нужно принимать решения. Снижение самооценки приводит к неврозам.
Практически все, что делает личность, направлено на поддержание или увеличение самооценки (я могу).
Как можно поднять самооценку:
— Удовлетворить потребность в ВООРУЖЕНИИ (больше и лучше, чем у других): физическая форма, наличие знаний, развитие навыков, жизненный опыт, информированность.
Для этого необходимо получить новое образование или развить существующие профессиональные навыки, получить новый опыт.
— Удовлетворить потребность в ЛЮБВИ (я нужен другим людям) – иметь возможность о ком-то заботиться, быть любимым кем-то, иметь спрос на свой талант в обществе.
Для этого необходимо выстраивать позитивные и дружеские/близкие отношения с другими людьми, завязывать новые знакомства, уметь творить.
Хороший способ повысить самооценку – отправиться в большое самостоятельное путешествие. В это время человеку приходится самому принимать много решений, от которых зависит его жизнь и состояния (физические, эмоциональные). А это, в свою очередь, позволяет еще раз индивидууму убедиться в своей уникальности (способностях, талантах, навыках, знаниях).
Большой подвох для человека в вопросе САМООЦЕНКИ заключается в следующем. Для поднятия самооценки требуется всегда БОЛЬШЕ, чем есть (знаний, отношений, атрибутов власти, результатов). Когда то, что имеется в наличии, уменьшается (пропадает), то самооценка может падать.
Невозможность поддерживать свою самооценку в прежних условиях жизни (отсутствуют возможности для карьерного роста или проявления своих талантов, нет возможности купить что-то «круче» того, что уже имеется) подталкивает человека к тому, что он начинает искать возможности для самореализации (возможности для увеличения самооценки) в новых областях (новые интересы, новая профессиональная деятельность, новое хобби). Человек начинает, как говорится — осваивать «новые территории». Часто это приводит к тому, что принято называть в обществе — переосмыслению своей жизни.
Теперь, понимая механизм, как можно влиять на свою самооценку, вы сможете приблизиться к успеху. Вы знаете формулу успеха и имеете инструмент для создания у себя необходимой уверенности в своих силах. Осталось только научиться управлять силой воли.
Источник
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПОТРЕБНОСТИ, МОТИВЫ, ЭМОЦИИ, ВОЛЯ
Данный документ представляет собой переработанные и дополненные материалы издания Иванников В.А., Романов В.Я., Лапшина Т.Н., Сонькин В.В., Шляпников В.Н. Учебно-методический комплекс по дисциплине “Общая психология” – Москва: АСОУ, 2010. Помимо тематических разделов курса, планов лекционных и семинарских занятий, УМК дополнен практическими заданиями, которые помогут студентам лучше освоить курс и связать полученные знания с реальной жизнью.
Потребности, мотивы, эмоции, воля.pdf
Вопросы к экзамену:
Общие вопросы
1. Соотношение понятий потребности, мотива, мотивации; различия в их интерпретации разными авторами.
2. Опредмечивание потребностей.
3. Виды и функции мотивов. Различия в интерпретациях разными авторами
4. Потребность как нужда, (объективное состояние дефицита необходимых условий), переживание нужды и как жизненная задача.
5. Уровни потребностей.
6. Возможные основания классификации потребностей.
7. Мотивационные образования. Актуальная и потенциальная мотивация.
8. Детерминация, регуляция и мотивация человеческой деятельности.
9. Потребности, ценности, смыслы.
10. Сложности в определении понятия «мотив». Мотив как побудитель и мотив как причина поведения (ради чего).
11. Мотивация как процесс построения побуждения к действию (В.А.Иванников).
12. Соотношение понятий мотива и мотивации у разных авторов (В.А. Иванников, А.Н. Леонтьев, Хекхаузен).
13. Представления о внешней детерминации поведения. Понятие рефлекса. Понятие тропизма. Схема S-R (стимул-реакция) в бихевиоризме.
14. Представление о внутренней детерминации поведения. Стремление к действию. Понятие инстинкта.
15. Мотивы и сознание.
16. Эволюционное и онтогенетическое решение построения побуждения (инстинкт, рефлекс, мотивационное, привычка).
17. Инстинкт как эволюционно исходная форма мотивации. Механизмы опредмечивания биологической мотивации (импринтинг, обусловливание).
18. Специфика мотивационной сферы человека. Мотивационное опосредование.
19. Представления о развитии мотивации человека в онтогенезе в разных теоретических концепциях (психоанализ, экзистенциальная и гуманистическая психология, теория деятельности и культурно-историческая теория).
20. Представления о ситуационном развитии мотивации человека онтогенезе в разных теоретических концепциях (К. Левин, В.К. Леонтьев, когнитивные теории мотивации).
21. Понятие базовых потребностей. Представление о базовых потребностях в теориях А.Маслоу, Э.Фромма и др.
22. Представления о внутренней и внешней мотивации поведения.
23. Методы исследования мотивации.
24. Подходы к изучению воли в истории психологии. Основные проблемы психологии воли. Произвольная и волевая регуляция.
25. Необходимость возникновения эмоций в эволюции.
26. Функции эмоций.
27. Развитие эмоций. Проблема классификации эмоциональных процессов.
28. Основные компоненты эмоций и их экспериментальное изучение.
29. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
30. Аффекты, эмоции, чувства, настроения, их психологическая характеристика.
31. Физиологический и биохимические механизмы эмоциональных явлений.
32. Индивидуальные особенности потребностно-мотивационной сферы и эмоциональных явления (в работах Юнга, Леонгарда и др.)
33. Роль научных знаний о потребностях, мотивах, эмоциях и воле в повседневной жизни и психологической практике.
Теоретические представления и экспериментальные исследования потребностей, мотивов и эмоций
34. Проблема мотивации в теории деятельности А.Н.Леонтьева.
35. Представления о потребности как о жизненной задаче (В.А. Иванников)
36. Особенности развития мотивов у животных и человека (В.К. Вилюнас)
37. Понятие ведущей деятельности. Периодизация развития Д.Б.Эльконина.
38. Теория и исследования мотивации К.Левина.
39. Представления о детерминации поведения и развития мотивации в работах З. Фрейда.
40. Представления о детерминации поведения и развития мотивации в работах К.-Г. Юнга.
41. Представления о мотивации и её развитии в индивидуально психологии А.Адлера.
42. Теории отношений с миром как источника мотивации (гуманистический психоанализ Э.Фромма).
43. Смыслоцелевые теории мотивации (на примере логотерапии В.Франкла).
44. Когнитивные теории мотивации
45. Социальная мотивация: мотив власти, мотив аффилиации, мотив помощи.
46. Влияние мотивации на деятельность. Мотивация достижения. Понятие оптимума мотивации.
47. Принцип единства аффекта и интеллекта в учении Б.Спинозы.
48. Динамическая концепция чувств В.Вундта.
49. Теория Ч.Дарвина и исследование выражения эмоций.
50. Нейро-культурная теория П. Экмана.
51. Теория Джемса―Ланге и ее критика.
52. Когнитивные теории эмоций.
53. Физиологические теории эмоций: представления П.В.Симонова и П.К.Анохина.
54. Представления об эмоциях в работах С.Л.Рубинштейна.
55. Представление А.Н.Леонтьев об эмоциональной жизни человека.
56. Эмоции как ценность (Додонов)
57. О роли эмоций в психологии переживания (Василюк)
58. Представления о роли эмоций в построении деятельности В.К. Вилюнаса
59. Психологическая характеристика аффекта. Методы диагностики аффективных следов. Патологический аффект.
60. Эмоциональные состояния. Тревожность.
61. Общее представление о стрессе. Виды стрессов.
62. Фрустрация, типы реакции на фрустрацию.
63. Позитивные эмоциональные переживания: радость, счастье, привязанность, любовь.
64. Исследования экспрессивного компонента эмоций.
65. Исследования влияния эмоций на когнитивные процессы.
66. Исследования роли эмоций в построении деятельности.
В билете 2 вопроса: один общий, второй требует более детальных знаний теории и исследований.
Удачной сессии!
!Материалы, приведенные в данном разделе, защищены законом об авторском праве. Они предназначены для ознакомления студентов АСОУ и не могут воспроизводиться в какой бы то ни было форме для иных целей без разрешения указанных авторов и правообладателей!
© 2011, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором
Источник