Дари добро
Поторопитесь восхищаться человеком, ибо упустите радость. 人間に感嘆する上で、喜びを失わないよう、急げ。(Юэ Фэй, VIII век, Китай)
Был у одного короля сын — Ван. Но не было никому с ним сладу. Сколько не бились при дворе, хорошим манерам обучить его не удалось. И вот однажды упрямый, Ван тайком сбежал из дворца, поняв, что ничего хорошего среди своих сородичей его не держит.
Много лишений и разочарований повстречал юноша на своем пути. Но возвращаться во дворец ему не позволяла гордость. «Кто я такой, если вернусь признав, что я ничего не могу достигнуть?» — убеждал себя юноша.
День за днем шли, он взрослел и мужал, но так ничего и не представлял из себя для того, чтоб гордится своим, королевским происхождением. Одно время попрошайничал, воровал, примыкал к разбойникам. Перепробовал всякое мастерство, побыл учеником ремесленника. Но нигде не задерживался надолго. Как только работа становилась рутинной или он сталкивался с трудностями, Ван терял всякий интерес и оставлял очередную затею.
Каждый раз это настолько расстраивало его, что доводило до полного отчаяния, страданий и самобичевания. Вот он снова обещал себе, что вот теперь то он все начнет заново и не сорвется пока не достигнет результата. И очередной учитель брал его учеником, веря, что именно он сумеет воспитать из него мастера. Однако, как только Ван сталкивался с новой трудностью, все повторялось снова и снова.
И вот, когда очередной мастер, не сумев донести секреты своего мастерства, отчаялся от упрямства ученика, то в сердцах сказал ему:
- Если ты действительно решил найти свой путь, то далеко в пустыне есть один старец. Никто не знает, как он выглядит и когда он появляется, но те, кто встречают его на своем пути – обретают истину и мастерство. Возможно, твой рок приведет тебя к нему, а если нет, то пустой ты человек.
Сказал ему это мастер, выпроваживая из своего дома и пожалев его, дал в дорогу кусок хлеба и сыра.
Вот пришел Ван в одном городе на площадь где собирали караван в дальние края и поговорив с караванщиками, договорился что те возьмут его с собой, до тех, пор пока он не дойдет то того места в пустыне, где живет старец. А взамен, он будет помогать хозяину охранять караван.
Долго ли шел караван, кто его знает? Но вот остановился он на ночлег у небольшого заброшенного колодца. Утром караван отправился дальше в путь, а Ван остался и задумался, куда ему дальше свой путь держать и где старца искать.
Вдруг, прилетела к краю колодца огромная птица. Хочет она напиться воды, да не достает до дна. Туда- сюда ходит птица, но никак ей не залететь внутрь узкого пустынного колодца. Увидела она Вана и взмолилась:
- Помоги мне напиться, добрый человек!
Я тебе помогу, но мне то что за радость от этого? Уж лучше я дождусь, когда ты обессилишь, убью тебя и съем!
Можно и так, — согласилась птица. – Съешь ты меня и проживешь на несколько дней дольше под палящим солнцем пустыни. А коли поможешь мне, то исполню я одно твое заветное желание.
Подумал Ван и решил схитрить: «А почему бы не согласится? Не исполнит птица, так в другой раз ее тут подкараулю, все равно воды по близости больше нет». И говорит птице:
- Хочу я обрести мудрость и быть всегда счастлив.
Хорошо, будь по-твоему, — кивнула она.
На том и договорились. Зачерпнул Ван воды из колодца и дал птице. Напилась она воды, вспорхнула и улетела. Огорчился Ван, что птица оказалась хитрее и обманула его. Ждал он ждал, но так ее и не дождался. Подумал он и пошел куда глаза глядят, мудрого старца искать. Долго ли шел он под палящим солнцем, никто не знает. Ни одного живого существа не показалось по близости. Вдруг смотрит на пути его стоит огромный куст и весь он усыпан спелыми прекрасными ягодами. Ни питья, ни воды не осталось у Вана к этому времени. Увидел он куст, подбежал к нему и начал жадно собирать ягоды в свою котомку.
Тут откуда не возьмись, налетела огромная птица и стала рвать его котомку, а ягоды топтать. Ни одной не оставила и улетела. Изможденный и уставший Ван от отчаяния последние силы потерял. Очнулся он ночью от дикого холода. Слышит кто-то песню напевает. Присмотрелся в темноте, что-то виднеется впереди и посверкивает. Обрадовался он и пошел в ту сторону. Видит, а на вершине бархана танцует прекрасная девица. Вся укутана золотым покрывалом с каменьями драгоценными, одни глаза сверкают будто изумруды. Словно зачарованный, пошел Ван на пение красавицы, но только приблизился к ней, как из тьмы вылетела та самая птица и стала бить красавицу что есть мочи.
Разозлился Ван не на шутку. Решил, что в этот раз накажет коварную птицу. Погнался он за ней, но не тут то, было. Птица взвилась в небо и в темноте Вану не удалось разглядеть куда она улетела. Идет Ван уставший по пустыне, ни о чем не думает, кроме как побыстрее выбраться туда где жизнь продолжается.
Вдруг увидел он что где-то вдалеке, пустыня заканчивается и виднеется огромный красивый город. Ничего не видя под ногами, из последних сил рванул Ван в сторону города. Вдруг чувствует он что нет у него почвы под ногами. Оглянулся, пустыня позади, город на другой стороне, а сам он летит в огромную бездонную пропасть.
Вся жизнь промелькнула у Вана перед глазами. Каждый человек, который желал ему добра, но так и не сумел ничему его научить. И понял Ван, что не помогла ему кровь королевская в этой жизни лучше стать. А еще понял, скольким людям он в жизни спасибо не сказал, за то, что учили его мастерству своему. Был бы он мудрее, не летел бы сейчас над этой пропастью, а сам был бы мастером.
Горько стало Вану, от таких мыслей и от того, что не узнают другие о его раскаянии. Не успел он это подумать как вдруг откуда не возьмись подлетела к нему та самая огромная птица, подхватила на спину и взвилась вверх над пропастью. Долетела она до края пустыни, поставила его наземь и тут же обернулась старцем.
- Зачем ты меня спас, если в пустыне ты дважды пытался мне помешать? – удивился Ван.
Я спас тебя, потому что дарить добро это всегда радость, — ответил старец.
Ты чуть не заморил меня от голода, когда уничтожил все ягоды, — продолжал возмущаться Ван.
Садись ко мне на спину, я все покажу тебе, — молвил старец, оборачиваясь в птицу.
Донес он Вана до того места где куст с ягодами рос. Смотрит Ван, а вокруг потоптанных ягод маленькие ящерки лежат и все мертвы. Понял он что старец спас ему жизнь, не дав ягод наестся.
- А девицу прекрасную за что убил?
Опять старец обернулся птицей и понес Вана в то место где девица песни пела. Смотрит Ван, а не девица эта, вовсе, а огромная змея была с чешуей переливающейся. Понял все Ван и умолк. А старик опять указал ему что пора лететь. В этот раз перенес он его на другую сторону пропасти, где город стоял. Принял свой облик нормальный и говорит:
- Трижды я отплатил тебе добром, но не потому что должен был, а потому что Душа моя этого просила. Не за то, что ты меня водой напоил, а лишь потому, что хоть маленькое добро, да теплилось в Душе твоей.
-А как ты это понял? – спросил юноша.
-Что ты думал, когда летел над пропастью?
И тут вспомнил Ван все свои мысли, о том, сколько добрых слов в его душе прозвучало в те секунды, когда он с жизнью прощался.
- Я понял! – вскричал Ван. – Душа моя рыдала, что не думал я пока жил о том, что радость ближним дарить это счастье.
Ничего не ответил старец. Улыбнулся, обернулся огромной птицей и улетел восвояси. А Ван помахал ему вслед рукой и пошел своей дорогой в город. А что уж там дальше было, это совсем другая сказка.
Источник
Глава 15
Ищи мудрости, и она почиет на тебе. Нечестивые далеки от мудрости. Господь заповедует благочестие, но не стесняет свободной воли человека: пред человеком добро и зло, жизнь и смерть, и чего он сам пожелает избрать, то и дается ему.
Сир.15:1 Боящийся Господа будет поступать так, и твердый в законе овладеет ею.
Сир.15:2 И она встретит его, как мать, и примет его к себе, как целомудренная супруга;
Сир.15:3 напитает его хлебом разума, и водою мудрости напоит его.
Сир.15:4 Он утвердится на ней и не поколеблется; прилепится к ней и не постыдится.
Сир.15:5 И она вознесет его над ближними его, и среди собрания откроет уста его.
Сир.15:6 Веселье и венец радости и вечное имя наследует он.
1–6. Заканчивают собою мысль, изложенную в 21–27 стихах предыдущей главы.
Сир.15:7 Не постигнут ее люди неразумные, и грешники не увидят ее.
Сир.15:8 Далека она от гордости, и люди лживые не подумают о ней.
Сир.15:9 Неприятна похвала в устах грешника, ибо не от Господа послана она.
Сир.15:10 Будет похвала произнесена мудростью, и Господь благопоспешит ей.
9–10. На языке Св. Писаний понятия: мудрость и благочестие тождественны между собою; как тождественны противоположные им: неразумие и нечестие. Истинная мудрость человека состоит в уразумении благой и совершенной воли Божией и следовании ей в своей жизни. Такая мудрость приносит человеку истинное благополучие. Отсутствие же этой мудрости гибельно для человека и свидетельствует о его неразумии.
Похвала в устах грешника не должна быть приятна, потому что может свидетельствовать об единомыслии с грешником; таковая похвала не от Господа послана, а грехом внушена. Радостна и приятна похвала в устах праведника, потому что она свидетельствует о торжестве добродетели и Божием благопоспешении.
Сир.15:11 Не говори: «ради Господа я отступил»; ибо, что Он ненавидит, того ты не должен делать.
Сир.15:12 Не говори: «Он ввел меня в заблуждение», ибо Он не имеет надобности в муже грешном.
Сир.15:13 Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его.
Сир.15:14 Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его.
Сир.15:15 Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность.
Сир.15:16 Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою.
Сир.15:17 Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему.
Сир.15:18 Велика премудрость Господа, крепок Он могуществом и видит всё.
Сир.15:19 Очи Его – на боящихся Его, и Он знает всякое дело человека.
Сир.15:20 Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить.
11–20. Никому не заповедал Господь поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить. Люди делают добро и грешат по движению собственной свободной воли: Господь от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его, как бы сказав тем самым: если хочешь – соблюдешь заповеди, сохранишь благоугодную верность и получишь спасение; если не хочешь – преступишь заповеди и лишишься спасения. Пред человеком жизнь и смерть; чего он пожелает то и дастся ему: пожелает спасения жизни духовной и при помощи Божией получит эту жизнь, устремится к смерти духовной – богоотторжению, и смерть эта постигнет его.
Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 3. : Исторические книги. Учительные книги. — 960 с. / Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова. 862-952 с. ISBN 978-5-485-00272-5
Вам может быть интересно:
- Толкование на книгу Премудрости Соломона – Глава 15 – профессор Александр Павлович Лопухин
- О книге премудрости Иисуса сына Сирахова и её писателе – протоиерей Александр Петрович Рождественский
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник
Как Вы понимаете фразу:»Поторопитесь восхищаться человеком,ибо упустите радость»?
Жил-был один очень вспыльчивый и не сдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору и сказал:
— Ты неплохо справился с собой, мой мальчик, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет как прежде.
Так и с человеческой душой — когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как и эти дыры в столбе. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется навсегда.
Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Какого? Ты осудил, а он уже другой. Нельзя и сказать: не люблю. Ты сказал, а оно другое..
Источник
Дари добро
Поторопитесь восхищаться человеком, ибо упустите радость . 人間に感嘆する上で、喜びを失わないよう、急げ。(Юэ Фэй, VIII век, Китай)
Был у одного короля сын — Ван. Но не было никому с ним сладу. Сколько не бились при дворе, хорошим манерам обучить его не удалось. И вот однажды упрямый, Ван тайком сбежал из дворца, поняв, что ничего хорошего среди своих сородичей его не держит.
Много лишений и разочарований повстречал юноша на своем пути. Но возвращаться во дворец ему не позволяла гордость. «Кто я такой, если вернусь признав, что я ничего не могу достигнуть?» — убеждал себя юноша.
День за днем шли, он взрослел и мужал, но так ничего и не представлял из себя для того, чтоб гордится своим, королевским происхождением. Одно время попрошайничал, воровал, примыкал к разбойникам. Перепробовал всякое мастерство, побыл учеником ремесленника. Но нигде не задерживался надолго. Как только работа становилась рутинной или он сталкивался с трудностями, Ван терял всякий интерес и оставлял очередную затею.
Каждый раз это настолько расстраивало его, что доводило до полного отчаяния, страданий и самобичевания. Вот он снова обещал себе, что вот теперь то он все начнет заново и не сорвется пока не достигнет результата. И очередной учитель брал его учеником, веря, что именно он сумеет воспитать из него мастера. Однако, как только Ван сталкивался с новой трудностью, все повторялось снова и снова.
И вот, когда очередной мастер, не сумев донести секреты своего мастерства, отчаялся от упрямства ученика, то в сердцах сказал ему:
— Если ты действительно решил найти свой путь, то далеко в пустыне есть один старец. Никто не знает, как он выглядит и когда он появляется, но те, кто встречают его на своем пути – обретают истину и мастерство. Возможно, твой рок приведет тебя к нему, а если нет, то пустой ты человек.
Сказал ему это мастер, выпроваживая из своего дома и пожалев его, дал в дорогу кусок хлеба и сыра.
Вот пришел Ван в одном городе на площадь где собирали караван в дальние края и поговорив с караванщиками, договорился что те возьмут его с собой, до тех, пор пока он не дойдет то того места в пустыне, где живет старец. А взамен, он будет помогать хозяину охранять караван.
Долго ли шел караван, кто его знает? Но вот остановился он на ночлег у небольшого заброшенного колодца. Утром караван отправился дальше в путь, а Ван остался и задумался, куда ему дальше свой путь держать и где старца искать.
Вдруг, прилетела к краю колодца огромная птица. Хочет она напиться воды, да не достает до дна. Туда- сюда ходит птица, но никак ей не залететь внутрь узкого пустынного колодца. Увидела она Вана и взмолилась:
— Помоги мне напиться, добрый человек!
— Я тебе помогу, но мне то что за радость от этого? Уж лучше я дождусь, когда ты обессилишь, убью тебя и съем!
— Можно и так, — согласилась птица. – Съешь ты меня и проживешь на несколько дней дольше под палящим солнцем пустыни. А коли поможешь мне, то исполню я одно твое заветное желание.
Подумал Ван и решил схитрить: «А почему бы не согласится? Не исполнит птица, так в другой раз ее тут подкараулю, все равно воды по близости больше нет». И говорит птице:
— Хочу я обрести мудрость и быть всегда счастлив.
— Хорошо, будь по-твоему, — кивнула она.
На том и договорились. Зачерпнул Ван воды из колодца и дал птице. Напилась она воды, вспорхнула и улетела. Огорчился Ван, что птица оказалась хитрее и обманула его. Ждал он ждал, но так ее и не дождался. Подумал он и пошел куда глаза глядят, мудрого старца искать. Долго ли шел он под палящим солнцем, никто не знает. Ни одного живого существа не показалось по близости. Вдруг смотрит на пути его стоит огромный куст и весь он усыпан спелыми прекрасными ягодами. Ни питья, ни воды не осталось у Вана к этому времени. Увидел он куст, подбежал к нему и начал жадно собирать ягоды в свою котомку.
Тут откуда не возьмись, налетела огромная птица и стала рвать его котомку, а ягоды топтать. Ни одной не оставила и улетела. Изможденный и уставший Ван от отчаяния последние силы потерял. Очнулся он ночью от дикого холода. Слышит кто-то песню напевает. Присмотрелся в темноте, что-то виднеется впереди и посверкивает. Обрадовался он и пошел в ту сторону. Видит, а на вершине бархана танцует прекрасная девица. Вся укутана золотым покрывалом с каменьями драгоценными, одни глаза сверкают будто изумруды. Словно зачарованный, пошел Ван на пение красавицы, но только приблизился к ней, как из тьмы вылетела та самая птица и стала бить красавицу что есть мочи.
Разозлился Ван не на шутку. Решил, что в этот раз накажет коварную птицу. Погнался он за ней, но не тут то, было. Птица взвилась в небо и в темноте Вану не удалось разглядеть куда она улетела. Идет Ван уставший по пустыне, ни о чем не думает, кроме как побыстрее выбраться туда где жизнь продолжается.
Вдруг увидел он что где-то вдалеке, пустыня заканчивается и виднеется огромный красивый город. Ничего не видя под ногами, из последних сил рванул Ван в сторону города. Вдруг чувствует он что нет у него почвы под ногами. Оглянулся, пустыня позади, город на другой стороне, а сам он летит в огромную бездонную пропасть.
Вся жизнь промелькнула у Вана перед глазами. Каждый человек, который желал ему добра, но так и не сумел ничему его научить. И понял Ван, что не помогла ему кровь королевская в этой жизни лучше стать. А еще понял, скольким людям он в жизни спасибо не сказал, за то, что учили его мастерству своему. Был бы он мудрее, не летел бы сейчас над этой пропастью, а сам был бы мастером.
Горько стало Вану, от таких мыслей и от того, что не узнают другие о его раскаянии. Не успел он это подумать как вдруг откуда не возьмись подлетела к нему та самая огромная птица, подхватила на спину и взвилась вверх над пропастью. Долетела она до края пустыни, поставила его наземь и тут же обернулась старцем.
— Зачем ты меня спас, если в пустыне ты дважды пытался мне помешать? – удивился Ван.
— Я спас тебя, потому что дарить добро это всегда радость, — ответил старец.
— Ты чуть не заморил меня от голода, когда уничтожил все ягоды, — продолжал возмущаться Ван.
— Садись ко мне на спину, я все покажу тебе, — молвил старец, оборачиваясь в птицу.
Донес он Вана до того места где куст с ягодами рос. Смотрит Ван, а вокруг потоптанных ягод маленькие ящерки лежат и все мертвы. Понял он что старец спас ему жизнь, не дав ягод наестся.
— А девицу прекрасную за что убил?
Опять старец обернулся птицей и понес Вана в то место где девица песни пела. Смотрит Ван, а не девица эта, вовсе, а огромная змея была с чешуей переливающейся. Понял все Ван и умолк. А старик опять указал ему что пора лететь. В этот раз перенес он его на другую сторону пропасти, где город стоял. Принял свой облик нормальный и говорит:
— Трижды я отплатил тебе добром, но не потому что должен был, а потому что Душа моя этого просила. Не за то, что ты меня водой напоил, а лишь потому, что хоть маленькое добро, да теплилось в Душе твоей.
-А как ты это понял? – спросил юноша.
-Что ты думал, когда летел над пропастью?
И тут вспомнил Ван все свои мысли, о том, сколько добрых слов в его душе прозвучало в те секунды, когда он с жизнью прощался.
— Я понял! – вскричал Ван. – Душа моя рыдала, что не думал я пока жил о том, что радость ближним дарить это счастье.
Ничего не ответил старец. Улыбнулся, обернулся огромной птицей и улетел восвояси. А Ван помахал ему вслед рукой и пошел своей дорогой в город. А что уж там дальше было, это совсем другая сказка.
Источник