Постоянно плаксивое настроение что делать

Содержание
  1. Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?
  2. Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:
  3. Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:
  4. Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:
  5. Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:
  6. Как помочь подростку?
  7. Плаксивость: черта характера или диагноз
  8. Слезы и плаксивость
  9. Плаксивость. Причины недуга
  10. Лечение
  11. ПОДАВЛЕННОСТЬ И ЧУВСТВО УГЕНЕТЕННОСТИ
  12. Причины подавленности и угнетенности
  13. Что делать если Вы стали испытывать подавленность
  14. Как помочь человеку в подавленном состоянии
  15. Методики, применяемые при подавленном состоянии
  16. Кто может помочь при подавленности

Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?

Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях.
Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…».
Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.

Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:

  1. «Неадекватного» поведения в какой-то из представленных форм:
    • выраженное избегание внимания со стороны окружающих и страх перед таким вниманием из-за боязни «сказать глупость» или выглядеть странно из-за проявления признаков волнения;
    • избегание посещения мест, которые сложно быстро покинуть (классная комната, театр, транспорт, кресло стоматолога и т.п), и напряженность в таких ситуациях;
    • навязчивые действия и ритуалы ⎯ обкусывание ногтей, вырывание волос, многочисленные перепроверки и совершение однообразных действий четное или нечетное количество раз или «пока не покажется, что всё хорошо» и т.п.;
    • озабоченность своим здоровьем и чрезмерное оберегание себя.

  2. Телесных симптомов:
    • вегетососудистая дистония ⎯ сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головокружение, потливость и т.п.;
    • усталость, утомляемость, раздражительная слабость и т.п.

Существуют разные формы неврозов. Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.

Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:

  • Алина, 15 лет (социофобия): «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».
  • Марина, 14 лет (панические атаки): «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».
  • Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР): «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».
  • Лариса, 13 лет (социофобия): «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».

Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:

  1. Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).
  2. В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.
  3. Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.
  4. Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.

Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:

  1. Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
  2. Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
  3. Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.

Как помочь подростку?

  • Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
  • Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.

Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.

Источник

Плаксивость: черта характера или диагноз

То, что человеку иногда хочется поплакать – явление вполне нормальное. Слезы возникают от переизбытка эмоций – горя или, наоборот, счастья. Но иногда плаксивость может стать постоянным спутником человека. Он плачет по поводу и без него, а это уже является проблемой.

Слезы и плаксивость

Слезные железы в нашем организме вырабатывают жидкость, которая состоит в основном из воды. В ней есть соли, белки и другие микроэлементы. Реакция у слезы слабощелочная.

  • базальные – для увлажнения и поддержания глаз в нормальном состоянии;
  • рефлекторные – возникают при попадании в глаз каких-либо раздражителей – инородных тел или испарений;
  • психоэмоциональные – в основе их лежат мысли, человеческие чувства и эмоции.

Именно последний вид слез и отличает людей от остальных организмов, живущих на Земле. Коммуникативная функция слезы присуща только человеку.

Основными функциями слез также являются защитная, питательная, светопреломляющая.

Повышенная слезливость может быть при некоторых заболеваниях — конъюнктивите, кератитах, попадании инородных предметов в глаз и иных.

Однако плач – это всегда выражение внутреннего состояния человека. И плаксивость часто становится чертой характера. В виду гормональных нарушений в период месячных и климакса, женская половина человечества больше подвержена данному состоянию. Принято считать, что слезы женщины – это нормально, а мужчина плакать не должен.

Ребенок с раннего детства выражает свои чувства и желания с помощью слез.

Если плаксивость проявляется очень часто, возникает непонятно по какой причине, длится долго, ее невозможно контролировать, то это уже патология. Такое поведение вызывает напряжение и раздражение у окружающих, указывает на неразрешенные проблемы, расстройства психики или заболевания организма.

Плач может сопровождаться проявлением агрессии, раздражительностью и другими негативными состояниями.

Плаксивость. Причины недуга

Что же на самом деле ведет к плаксивости? Рассмотрим основные причины.

  • Стрессовая ситуация, которая оставила глубокий след в душе человека. Потеря близких, расторжение брака, измена жены или мужа, предательство друга – все это тяжело переживается и может быть постоянным источником плаксивости.
  • Сильная эмоция, например, обида, чувство вины, страх потерять человека, боязнь за свое здоровье или близкого родственника, другие внутренние переживания.
  • Переутомление, постоянное недосыпание, чрезмерные физические нагрузки.
  • Физиологические причины: гормональный дисбаланс в критические дни у женщин, возрастные изменения и связанные с ними нарушения в организме, мужской и женский климакс, эндокринные и иные заболевания.
  • Депрессивные расстройства, постоянно плохое настроение.
  • Частое употребление алкоголя и иные зависимости угнетают нервную систему, снижают порог сопротивляемости организма, делают человека слабым. От безысходности он постоянно плачет.
  • Искусственный плач, как манипуляция людьми. Иногда к такому средству воздействия на другого человека прибегают дети, женщины, чтобы достичь каких-то своих целей, сыграв на жалости окружающих.

Лечение

Для успешного лечения плаксивости необходимо выявить ее источник и попробовать устранить его или поменять мнение о ситуации, приняв ее и поблагодарив за определенный опыт.

Избавиться от данного состояния можно самостоятельно или обратиться к врачу.

Чтобы не прибегать к помощи докторов, нужно самому осознать всю серьезность проблемы, раскопать ее истоки и начать работу по изменению себя.

В настоящее время можно найти очень много литературы по данному вопросу, изучив которую, реально попробовать вывести себя из кризиса.

Действовать необходимо следующим образом:

  1. При возникновении очередного приступа плаксивости нужно стараться переключать внимание на что-то другое. Следует понимать, что, повторяя реакцию в виде плача постоянно, вы только усиливаете от нее свою зависимость.
  2. В первое время можно воспользоваться народными средствами – валерианой, пустырником, мятой, мелиссой , пить отвары в их сочетании, принимать настойки в виде капель.
  3. Кроме того, стоит изменить ритм жизни: больше отдыхать, заняться спортом, лучше всего плаванием, чаще быть на свежем воздухе, правильно питаться.
  4. Попробовать дыхательные упражнения – глубокий вдох, медленный выдох.

А, если устранить проблему самому не получается, идите к врачу. Сначала нужно пройти обследование и выявить те физиологические причины, которые могут влиять на плаксивость.

Вам обязательно помогут в данном вопросе психиатр и психотерапевт, не лишним будет посетить психолога.

Источник

ПОДАВЛЕННОСТЬ И ЧУВСТВО УГЕНЕТЕННОСТИ

Подавленность — состояние сниженного настроения.

У подавленности много синонимов и слов, отражающих сходное состояние. Самое распространенное это депрессия. Собственно термин депрессия и происходит от латинского deprimo, что означает «подавить», «давить».

Другие синонимы подавленности: прострация, тоска, апатия, скорбь, хандра, уныние, угнетенность, удрученность, мрачный, понурый и др.

Причины подавленности и угнетенности

С точки зрения оказания помощи человеку в состоянии подавленности и по причинам развития специалисты выделяют три вида угнетенного настроения:

1. Подавленность как реакция на внешние неприятные события.

  • вследствие получения негативной травмирующей психику информации. Например, известие о тяжелой болезни или смерти близкого, новость о начале войны, о какой-то потере, об угрозе для себя и т.п..
  • длительно длящийся психологический конфликт между желаемым и действительным.
  • последствие перегрузок нервной системы в виде длительных стрессов или серии чрезмерных психологических травм, недосыпания, недоедания, истощения из-за внутренних болезней.
  • плохая погода.

2. Подавленность — проявление заболевания ДЕПРЕССИЯ. Для депрессии как болезненного состояния свойственно снижение настроения, утрата способности получать удовольствия, пессимизм, заниженная самооценка с чувством вины и другие симптомы.

3. Подавленность — проявление других расстройств психической сферы, таких как:

  • энцефалопатия (последствия органического поражения Ц.Н.С.);
  • тревожные расстройства: фобии, навязчивости, панические атаки;
  • психосоматические заболевания: приступы удушья, синдром раздраженного кишечника, повышение (или снижение) веса, гипертония, экзема, сердцебиения и др.;
  • зависимости (алкогольная, наркотическая, табакокурение, игромания и др.), особенно в начальный период воздержания от употребления (соблюдения трезвости).;
  • астенический синдром, неврастения.

Отдельно следует сказать что психиатрами выделяется среди психически здоровых людей такая группа лиц, у которых к подавленности и депрессии есть, своего рода, предрасположенность.

Это обладатели таких личностных черт как пониженная общительность и активность, ипохондричность (преувеличение проблем со здоровьем), неудовлетворенность текущими событиями и собой, затруднения при выборе из-за повышенной мнительности, пессимизм и скептическое отношение ко всему.

Эти особенности характера наблюдаются с детства, могут усиливаться в периоды гормональных перестроек организма. Для таких людей сниженный фон настроения своего рода норма. Развитие депрессивных состояний, требующих медицинской помощи, у них случается чаще, чем у остальных.

Что делать если Вы стали испытывать подавленность

Если это однократное временное состояние, которое никак не отражается на Вашем поведении и трудоспособности, то не стоит на это обращать внимание, ищите на что можно переключиться и подавленность сама по себе пройдет.

Скорее всего причина такого угнетенного состояния — внешний фактор (стресс, психологическая травма, переутомление и т.п.) и поэтому это нормальная реакция психики, не требующая лечения.

Если же подавленное настроение длится более чем несколько дней, возникло без видимой внешней причины и сказывается на Вашей деятельности (снизилась продуктивность, для достижения обычных результатов требуется слишком большое напряжение, пропуски работы или учебы), то следует искать помощь у специалиста, так как, скорее всего, это уже болезненное состояние.

Как помочь человеку в подавленном состоянии

Предложите свою помощь, попробуйте сами оценить причину страданий и оценить — нужно ли переждать это состояние, либо требуется помощь врача.

В одних случаях можно «сбежать от подавленности», переключившись на другую проблему или изменив свое отношение, в других случаях следует, наоборот, поискать причину депрессивности и порассуждать на эту тему.

Нарушение сна и снижение веса — критические показатели для того, чтобы организовывать консультацию специалиста. Алкоголь — плохой и опасный способ помощи при подавленном или угнетенном состоянии.

Методики, применяемые при подавленном состоянии

  1. Психологические: поддержка, сопереживание и помощь в разрешении текущих проблем со стороны окружающих, «пожалеть», расслабление с помощью аутогенной тренировки или подобных методик, смена окружения (отпуск или отгулы, путешествие, временный переезд);
  2. Физические: водные процедуры (утром холодный душ, вечером теплая ванная), интенсивная и регулярная физическая нагрузка, крепкий сон не менее 8 часов при условии засыпания до полуночи;
  3. Медицинские (только по назначению врача): фармакотерапия, физиолечение, диетотерапия, депривация сна и др.

Кто может помочь при подавленности

При легкой подавленности помочь может любой близкий человек, способный на сопереживание. Или психолог, который владеет методиками, помогающими справиться с подавленностью.

Симптомы, которые могут говорить о том, что подавленность перешла в депрессию и нужен врач:

  • тревога, апатия, тоска без внешних причин;
  • заниженная самооценка;
  • суицидальные мысли;
  • нарушился сон: бессонница, отсутствие чувства сна, ранние пробуждения, сонливость днем;
  • суточные колебания настроения: ухудшение утром и облегчение под вечер;
  • потеря аппетита и снижение веса. Или наоборот, сильное влечение к еде;
  • физические признаки депрессии: ощущение комка в горле, тяжести в груди, внутренняя дрожь, сердцебиения и нехватка воздуха, поносы или запоры

Не существует самого эффективного метода или лучшего лекарства от угнетенных состояний. Для каждого человека и случая необходимы свои уникальные «инструменты» борьбы с состоянием угнетенности.

Источник

Читайте также:  Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих
Оцените статью