- «Античная философия»
- VI в. До н.Э – VI в. Н.Э.
- Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:
- Шпоргалка Вопрос-Ответ
- Тесты с ответами по философии
- Основным принципом античной философии был:
- Анаксимен за первооснову всех вещей принимал
- Огонь
- Число
- Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь
- Лукреций Кар
- Н. Коперник
- Впервые выразил идею атомистического строения материи:
- «Я знаю, что ничего не знаю. ». Автор афоризма:
- Философ, ученик Платона:
- Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»
- Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит
- Минеральная душа
- Разумная душа
- Характерной чертой средневековой философии является:
- Представитель средневековой западноевропейской философии:
- Ф.Аквинский
- К.Маркс
- М.Хайдеггер
- Ж.П.Сартр
- Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»
- Представитель философии эпохи Возрождения:
- Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал
- Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»
- Представителем субъективного идеализма является:
- Дж.Беркли
- Дж.Локк
- Т.Гоббс
- Ф.Бэкон
- Сущность деизма состоит в
- Хронологические рамки немецкой классической философии
- Философ, автор «Критики чистого разума»:
- Важнейшее философское произведение Иммануила Канта
- Философии Г.Гегеля присущ:
- Представителем материализма является
- Стремление к полноте, системной стройности мысли
- Рассмотрение философии как высшей науки, как «науки наук»
- Опора на разум как высший способ познания мира
- РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- «Троица»
- «Слово о законе и благодати» написал
- Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал
- Основной идеей западничества является
- Представителем славянофильства был
- Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым
- Концепция …. характерна для Вл. С. Соловьева.
«Античная философия»
301. Мыслитель, который ввел слово «диалектика» в философию – это:
• Сократ
302. Мыслитель, первым объяснивший слово «философ» — это:
• Пифагор
303. Объективно-идеалистическая философия была основана:
• Платоном
304. Одним из первых философов-софистов являлся:
• Протагор
305. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:
• проблема первоначала
306. Основным принципом античной философии был:
• космоцентризм
307. Пифагор утверждал, что мир есть .
• Гармония чисел
308. Платон полагал, что основой мира являются:
• Идеи
309. Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
• Пифагору
310. Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:
• Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире
311. Понятие, означающее невозмутимость духа:
• Атараксия
312. Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь:
• Филолай
313. Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:
• Элейской
314. Представители философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философствовать то, что он считает выгодным и правильным – это:
• Софисты
315. Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»:
• Лукреций Кар
Источник
VI в. До н.Э – VI в. Н.Э.
VI в. до н.э. – II в. до н.э.
Основным принципом античной философии был:
Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:
проблема познаваемости мира
проблема первичности материи или духа
проблема природы человеческой души
Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:
«Первооснова мира – огонь»
«В одну реку нельзя войти дважды»
Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу
«В одну реку нельзя войти дважды»
«Первооснова мира – огонь»
«Начало всех вещей — вода»
Анаксимен за первооснову всех вещей принимал
Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь
Впервые понятие бытия в философии употребил
Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:
Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:
Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?
Платона и Аристотеля
Декарта и Спинозы
Фалеса и Эмпедокла
Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:
Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?
Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:
Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире
Всеобщая изменчивость вещей
Один из первоэлементов
Впервые выразил идею атомистического строения материи:
Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:
«Я знаю, что ничего не знаю. ». Автор афоризма:
Знание по Сократу тождественно:
Суть «этического рационализма» Сократа:
относиться к другому как к самому себе
добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания
относиться к другому человеку как к цели и никогда как к средству
возлюбить ближнего как самого себя
Объективно-идеалистическая философия была основана:
В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.
Идея идеальна, настоящая лошадь — материальна
Идея содержательно богаче, чем живая лошадь
Идея первична, настоящая лошадь вторична
Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна
В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:
идея материальна, настоящая лошадь – идеальна
идея содержательно богаче, чем живая лошадь
идея первична, настоящая лошадь вторична
идея нереальна, конечна и идеальна.
Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:
Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:
Философ, считавший логику главным орудием познания:
Источник
Шпоргалка Вопрос-Ответ
Вопросы и ответы из теста по Философии .
Количество вопросов: 550
Тест по философии.
• Немецкая классическая философия
• Природа науки, формы и методы научного познания
• Философия 19-20 веков
• Философия Нового времени
• Философия эпохи Возрождения
1. Анаксимен за первооснову всех вещей принимал:
2. Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:
3. Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного – это:
4. В античной философии преобладала стихийная:
5. В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
6. Видными представителями эклектики в античном мире являются:
7. Впервые понятие бытия в философии употребил:
8. Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:
18 февраля 2014 г.
9. Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:
10. Демокрит полагал, что в основе мира лежат:
11. Знание по Сократу тождественно:
12. Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:
13. Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?
• Зенона и Гераклита
14. Каким понятием пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала?
15. Какой философ был идеалом стоиков?
16. Кто автор афоризма «Я знаю, что я ничего не знаю»?
17. Кто впервые обратился к проблеме человека?
18. Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь?
19. Кто считается первым философом античности?
20. Кто считал апейрон первоначалом всего сущего?
21. Кто считал воду первоначалом всего сущего?
22. Кто считал, что познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые наделены соответствующей мудрой душой?
23. Кто является автором высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие»?
24. Местом возникновения науки считается:
25. Мыслитель, который ввел слово «диалектика» в философию – это:
26. Мыслитель, первым объяснивший слово «философ» — это:
18 февраля 2014 г.
27. Объективно-идеалистическая философия была основана:
28. Одним из первых философов-софистов являлся:
29. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:
30. Основным принципом античной философии был:
31. Пифагор утверждал, что мир есть .
32. Платон полагал, что основой мира являются:
33. Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
34. Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:
• Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире
35. Понятие, означающее невозмутимость духа:
36. Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь:
37. Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:
38. Представители философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философствовать то, что он считает выгодным и правильным – это:
39. Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»:
40. Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма:
41. Сила, управляющая миром в философии стоиков – это:
42. Смысл философии, согласно Пифагору, в поиске .
43. Согласно Аристотелю, в человеческую душу входят:
Источник
Тесты с ответами по философии
С греческого языка слово «философия» переводится как:
любовь к истине
любовь к мудрости
Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
Пифагор
Определите время возникновения философии:
середина III тысячелетия до н.э.
VII-VI в.в. до н.э.
Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
философия
Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:
философия осуществляет рефлексию современной ей культуры
философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя
философия способствует улучшению характеров людей
философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире
Мировоззрение – это:
совокупность знаний, которыми обладает человек
совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе
система адекватных предпочтений зрелой личности
Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?
Ход истории зависит от направленности мышления философов
Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время
Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени
Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут
Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
вера в единого бога-творца
отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом
презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности
вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире
Направление, отрицающее существование Бога, называется:
атеизм
Что характерно для эпистемной линии в философии?
понимание философии в качестве высшей науки
отождествление философии с теологией
утверждение в качестве субстанции только одного начала
рассмотрение действительности как постоянно развивающейся
Онтология – это:
учение о всеобщей обусловленности явлений
учение о сущности и природе науки
учение о бытии, о его фундаментальных принципах
учение о правильных формах мышления
Гносеология – это:
учение о развитии и функционировании науки
учение о природе, сущности познания
учение о логических формах и законах мышления
учение о сущности мира, его устройстве
Антропология – это:
учение о развитии и всеобщей взаимосвязи
учение о человеке
наука о поведении животных в естественных условиях
философское учение об обществе
Аксиология – это:
учение о ценностях
учение о развитии
теория о превосходстве одних групп людей над другими
Этика – это:
учение о развитии
теория о нравственном превосходстве одних людей над другими
учение о морали и нравственных ценностях
Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания
Гносеология
Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:
отношении сознания к материи
соотношении природного и социального миров
движущих силах развития общества
Для идеализма характерно утверждение:
первично сознание, материя независимо от сознания не существует
материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
это строгая непротиворечивая система суждений о природе
первично сознание, материя не существует
Для дуализма характерен тезис:
первично сознание, материя независимо от сознания не существует
материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
это строгая непротиворечивая система суждений о природе
первично сознание, материя не существует
Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?
Субъективному идеалисту
О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это — целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?
Мифологии
Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?
Объективному идеализму
С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:
вульгарного материализма
учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира
учение, постулирующее наличие потусторонних сил
учение о развитии философских знаний
учение о ценностях
Агностицизм – это:
направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно
недоверие чувственному опыту
философская позиция, рассматривающая все явления мира в их взаимной связи и развитии
отрицание рациональных путей познания мира
Отрицают возможность познания мира:
Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:
позитивизм
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:
карма
Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:
Будда
Имя основателя буддизма
Сидхартха
Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:
нирвана
Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
Янь
Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:
Инь
Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:
Сидхартха Гаутама Будда
Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:
Закон, управляющий миром
Субстанцию всех вещей
В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:
Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:
Сумму совершённых человеком поступков, влияющую на характер его будущего рождения
Подлинное достоверное знание Абсолюта
Человека, достигшего нирваны, но добровольно отказывающегося от неё ради спасения других людей
Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни
К древнеиндийским философским текстам относятся
К древнекитайским философским текстам относится
В индийской философии — общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения
Китайский философ, основатель даосизма
Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Хронологические рамки развития античной философии:
28 — 18 вв. до н.э.
VI в. до н.э – VI в. н.э.
VI в. до н.э. – II в. до н.э.
Основным принципом античной философии был:
космоцентризм
Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:
проблема познаваемости мира
проблема первичности материи или духа
проблема первоначала
проблема природы человеческой души
Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:
«Познай себя»
«Первооснова мира – огонь»
«В одну реку нельзя войти дважды»
Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу
«В одну реку нельзя войти дважды»
«Первооснова мира – огонь»
«Начало всех вещей — вода»
Анаксимен за первооснову всех вещей принимал
Воздух
Огонь
Число
Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
Пифагору
Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь
Филолай
Лукреций Кар
Н. Коперник
Впервые понятие бытия в философии употребил
Парменид
Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:
Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:
Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?
Платона и Аристотеля
Декарта и Спинозы
Зенона и Гераклита
Фалеса и Эмпедокла
Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:
Гераклит
Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?
Гераклит
Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:
Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире
Всеобщая изменчивость вещей
Один из первоэлементов
Впервые выразил идею атомистического строения материи:
Демокрит
Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:
Протагору
«Я знаю, что ничего не знаю. ». Автор афоризма:
Сократ
Знание по Сократу тождественно:
добродетели
Суть «этического рационализма» Сократа:
относиться к другому как к самому себе
добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания
относиться к другому человеку как к цели и никогда как к средству
возлюбить ближнего как самого себя
Объективно-идеалистическая философия была основана:
Демокритом
Платоном
В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
Платону
Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.
Идея идеальна, настоящая лошадь — материальна
Идея содержательно богаче, чем живая лошадь
Идея первична, настоящая лошадь вторична
Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна
В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:
идея материальна, настоящая лошадь – идеальна
идея содержательно богаче, чем живая лошадь
идея первична, настоящая лошадь вторична
идея нереальна, конечна и идеальна.
Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:
Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:
Философ, считавший логику главным орудием познания:
Аристотель
Философ, ученик Платона:
Аристотель
Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»
Аристотель
Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит
Минеральная душа
Разумная душа
Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:
надо во всём себе отказывать
надо жить для блага других
надо наслаждаться жизнью
надо служить богам и делать добро
Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»
Лукреций Кар
Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:
стоиков
Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма
Сенека
Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству
Диоген Синопский
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Характерной чертой средневековой философии является:
теоцентризм
Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?
Сциентизм
Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
Бога
Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:
богословию
Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:
теология
Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»
Апологии
Эсхатология – это
Учение о ценностях
Учение о бытии, его фундаментальных принципах
Учение о конечных судьбах мира и человека
Учение о происхождении богов
Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий
Мессия
Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:
аскетизм
Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:
Учение о спасении души
Сотериология
Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека
Провиденциализм
Главная задача христианских апологетов состояла в:
В доказательстве бытия Бога
В обосновании преимуществ христианства перед язычеством
В переводе Священного писания на европейские языки
В создании целостного христианского мировоззрения
Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:
патристика
Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»
Августин
«Шестоднев» — это книга, в которой излагались:
Православная аксиология и этика
Христианская онтология и космогония
Схоластика – это:
философия, отрицающая роль разума в постижении сущности Бога
тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем
теория и практика, позволяющая слиться с божеством в экстазе
учение о происхождении Бога
Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:
схоластике
Представитель средневековой философии:
Фома Аквинский
Представитель средневековой западноевропейской философии:
Ф.Аквинский
К.Маркс
М.Хайдеггер
Ж.П.Сартр
Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья
Экзегетика
Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для
Фомы Аквинского
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:
Возрождение
Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:
антропоцентризм
Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:
антропоцентризм
В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?
Флоренции
Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:
антропоцентризм
Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:
человек
Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
гуманизм
Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:
индивидуализма
Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:
индивидуализм
Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»
Пико делла Мирандола
Представитель философии эпохи Возрождения:
Дж.Бруно
Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:
Дж.Бруно
Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики
Петрарка
Для философии эпохи Возрождения характерна
ностальгия по античной культуре
комментирование текстов Св. Писания
вера в скорый конец света
отрицание значимости науки
Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»
Пантеизм
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.
Освобождение от церковного влияния
Секуляризация
Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей
Рационализм
Основное утверждение рационализма заключается в том, что
Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
Главенствующую роль в науке играет эксперимент
Познание мира возможно благодаря божественному откровению
Суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком
Особенности рационализма XVII в. обусловила
Математика
Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии
Р. Декарт
Дуалистическая философия характерна для
Р.Декарта
В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался
Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал
Р. Декарт
Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»?
разум – это сила
индукция основа всего
познание исходит из ощущений
если я мыслю, следовательно, я существую
Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:
Р.Декарту
Основное утверждение эмпиризма
Высший вид познания – интуиция
Всё знание человека основывается на опыте
Мир в принципе не познаваем
Всё подвергать сомнению
Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт
Сенсуализм
Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»
Ф. Бэкон
Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать
Индукция
Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:
Естественнонаучное и математическое
Чувственное и рациональное
Эмпирическое и теоретическое
Прикладное и фундаментальное
Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:
руководствоваться метафизическими первопринципами
пользоваться дедуктивными методами
нисходить от абстрактного к конкретному
опираться на опыт и двигаться от единичного к общему
Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa
Дж. Локк
«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал
Т. Гоббс
И. Фихте
Теории «общественного договора» придерживался
Т. Гоббс
Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»
Г. Лейбниц
Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу
Монада
Представителем субъективного идеализма является:
Дж.Беркли
Дж.Локк
Т.Гоббс
Ф.Бэкон
Центральная философская проблема Д. Юма
Познание
Центральная проблема в философии французского Просвещения
Человека
Основная идея философии французского Просвещения
Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества
Приоритет чувственного познания мира при решении проблем человеческого общества
К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести
Идею равенства всех людей
Идею приоритета коллективного над индивидуальным
Идею прав и свобод человека
Сущность деизма состоит в
Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку
Растворению Бога в природе
Признании постоянного вмешательства Бога в процессы, происходящие в человеческом обществе
Утверждении о наличии у Бога двух ипостасей
Представитель философии Французского Просвещения
Ж.-Ж. Руссо
«Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах», — утверждал
Ж.-Ж. Руссо
Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал
Собственность
Французский философ, сторонник сенсуализма
Кондильяк
Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была
Франция
Идея правового государства включает в себя положение о
Разделении властей
Пагубности частной собственности
Недопустимости эксплуатации человека человеком
Приоритете общечеловеческих ценностей
Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями
Гельвеций
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Хронологические рамки немецкой классической философии
XVIII – XIX вв.
Философ, автор «Критики чистого разума»:
И.Кант
Важнейшее философское произведение Иммануила Канта
«Критика практического разума»
«Красота в природе»
Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:
природы и человека
законов разума и его границ
По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:
быть согласованным с опытом
противоречить законам логики
опираться на очевидные принципы
быть всеобщим и необходимым
И.Кант считает, что пространство и время:
существуют независимо от нашего сознания
являются формами бытия вещей
это категории материи
есть врожденные, доопытные формы чувственности
В философии И. Канта «вещь в себе» — это
Синоним понятий «Бог», «Высший Разум»
То, что наличествует в нашем сознании, но нами не осознается
Неизвестная первопричина мироздания
То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано
В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:
мире «вещей самих по себе»
о какой-либо части целого
Смысл категорического императива И.Канта можно раскрыть таким образом: поступай по отношению к другим так, как:
они того заслуживают
ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе
поступает добродетельный человек
подсказывают тебе твои внутренние чувства
Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит
И. Канту
По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет
Нравственный долг
Соблюдение общественных норм
Разумность и осмысленность поведения
Философ, автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии истории», «Философии права»:
Г.В.Ф.Гегель
Философии Г.Гегеля присущ:
панлогизм
Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:
диалектика
Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:
Абсолютная идея
Представитель немецкой классической философии:
Л.Фейербах
Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии?
Ф. Ницше
Представителем материализма является
Л. Фейербах
Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»
Кант
Не является характерной особенностью немецкой классической философии
Стремление к полноте, системной стройности мысли
Рассмотрение философии как высшей науки, как «науки наук»
Опора на разум как высший способ познания мира
Отрицание трансцендентного, божественного бытия
Мыслитель, проживший всю жизнь в Кенигсберге, преподававший в тамошнем университете
Кант
Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является
Мировой Дух
Деятельность героев и вождей
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.
Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию
Иррационализм
Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания
Философия жизни
К представителям «философии жизни» относится
Ф. Ницше
Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал
А. Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира
Волю к власти
Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (élan vital). Его познание возможно с помощью:
интуиции
Кто является автором следующих произведений: «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое»?
Фридрих Ницше
Родоначальник позитивизма
Огюст Конт
Направление современной философии, являющееся материалистическим
Марксизм
Направление современной западной философии
Томизм
Иррационалистическое направление в философии XX века
Экзистенциализм
Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает
Существование
Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма
Индивидуальное бытие человека
Бытие Абсолютного Духа
Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии
Экзистенциализма
Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо
Экзистенциализм
Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что
В нашей жизни всё случайно, непредсказуемо, а потому надо плыть по течению и надеяться на везение
Человеческие поступки определяются бессознательными желаниями, о которых мы можем не догадываться
Что бы человек ни предпринимал, всё, в конечном счёте, зависит не от него, а от судьбы, рока
Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
К важнейшим особенностям русской философии нельзя отнести
Стремление к целостному познанию
До-систематический, до-логический характер
Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в
Спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников
Построении свободного теократического государства
Оправдании Бога, снятии с него ответственности за существующее на земле зло
Воскрешении всех когда-либо живших на земле людей
К характерным особенностям русской философии относится:
Эмпиризм
Верховный бог в славянской мифологии, творец Вселенной, распорядитель дождя и грозы, покровитель семьи и дома
Для древнерусской мысли характерна:
Переоценка внешнего материального бытия
Интерес к общественно-политической проблематике
Предфилософии Киевской Руси свойственен:
приоритет натурфилософских построений
мистицизм
обоснование исключительности русского народа
Датой принятия православия на Руси считается
Город, в котором согласно «Повести временных лет» принял крещение великий князь Владимир Святославич
Корсунь
Киевская Русь приняла «культурную эстафету» от:
Византии
Двуглавый орёл впервые был принят в качестве государственного символа России
Владимиром Мономахом в 12 веке
Иваном III в 15 веке
Иваном IV (Грозным) в 16 веке
Петром I в начале 18 века
К жанру социальной утопии в древнерусской литературе относится
«Сказание о Граде Китеже»
«Слово о законе и благодати»
«Повесть о белоризце-человеке и о монашестве»
Сергий Радонежский был современником
Стояния на Угре
Куликовской битвы
Знаменитым русским иконописцем является:
Феофан Грек
Самая знаменитая икона Андрея Рублева:
«Троица»
«Слово о законе и благодати» написал
Иларион
Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал
Филофей
Инициатором исправления церковных книг, явившегося поводом к расколу, стал:
Патриарх Никон
Основателем русского книгопечатания является:
И. Федоров
Духовный лидер нестяжателей
Нил Сорский
Выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам
нестяжатели
Кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строить семью и вести хозяйство, созданный на Руси в 16 веке
«Домострой»
«Великие Минеи Четии»
Протопоп Аввакум был духовным вождем
раскольников
В «Вертограде Многоцветном» Симеон Полоцкий уподобляет мир
книге
Один из первых сторонников идеи панславизма (объединения всех славян)
Юрий Крижанич
Сподвижник Петра Великого, архиепископ новгородский, автор «Духовного Регламента»
Феофан Прокопович
Российская Академия наук была основана в
1724 году
Сторонником деистического материализма в русской философии был
М.В. Ломоносов
При открытии Московского университета в числе трёх его факультетов не было:
физического
Масонство было привнесено в Россию из:
Англии
К одной из центральных идей масонства относится:
Ограничение свободы человека, подчинение личности воле коллектива
Превосходство арийской расы над другими народами
Совершенствование человека через личное и соборное самопознание
Слияние с природой, отказ от достижений и благ цивилизации
По мнению современников, «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению»
Н.И. Новиков
«Русским Сократом» прозвали
Г.С. Сковороду
По мнению Г.С. Сковороды, вся действительность распадается на три мира, к числу которых не относится:
общество
Работа «О человеке, о его смертности и бессмертии», являющаяся одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли, была написана
А.Н. Радищевым
Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:
П. Чаадаевым
Первое «Философическое письмо» было опубликовано в журнале
Телескоп
К основным идеям «Философических писем» нельзя отнести
Следование христианским заповедям как единственному пути к спасению, к Царствию Небесному
Скептицизм по отношению к прошлому и будущему России
Подчиненность исторического процесса воле Бога
Отказ от всех форм насилия, принуждения человека человеком, государством или церковью
Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения
П.Я. Чаадаев
Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?
П.Я. Чаадаеву
Основной идеей западничества является
Сила власти – царю, сила мнения – народу
Россия должна развиваться по европейскому пути
Прогресс общества связан с развитием монархической власти
Православие, самодержавие, народность
Духовный лидер западников
А.И. Герцен
Наиболее близка к воззрениям «западников» идеология партии
Союз правых сил
Центральная идея философии И.В. Киреевского
Цельность духовной жизни
Равенство всех людей
Приоритет государства перед церковью
Любовь ко всему живому
Идейным главой славянофилов являлся
А.С. Хомяков
Представителем славянофильства был
И.С. Киреевский
Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:
Славянофилов
Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для:
Славянофилов
Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает
Приоритет коллективного над индивидуальным
Свободное единение людей во Христе
Спасение всех верующих
Общинное устройство общества при отсутствии государственной власти
Подлинным гимном свободе можно признать
«Легенду о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского
«Буддизм в науке» А.И. Герцена
«Живую Вселенную» К.Э. Циолковского
«Апологию сумасшедшего» П.Я. Чаадаева
Слова «красота спасет мир» принадлежат
Ф.М. Достоевскому
Смысл притчи Достоевского о «слезинке ребёнка» из романа «Братья Карамазовы» заключается в том, что
Надо любить детей
Мировая гармония не стоит даже одной человеческой жизни
Дети чище и добрее взрослых
В страданиях детей повинен социальный строй общества
Русский мыслитель, автор романов «Подросток», «Бедные люди», «Идиот», «Бесы»
Ф.М. Достоевский
Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым
Этика ненасилия
Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого
Познай самого себя
Не противься злому
Служи отечеству верой и правдой
Страна, где Владимир Соловьев в третий раз встретился с видением Софии как образом вечной женственности и премудрости Божией
Египет
Автором работ «Смысл любви», «Красота в природе», «Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве» является
Владимир Соловьёв
Концепция …. характерна для Вл. С. Соловьева.
Всеединства
Одна из главных идей философии всеединства
Недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни
Философия должна помогать человеку решать насущные проблемы жизни
Невозможность достоверного познания Абсолюта
Воскрешение всех живших на земле людей
Высшей, наиболее совершенной формой любви, по мнению В.С. Соловьева, является
Любовь между мужчиной и женщиной
Любовь к истине
Любовь матери к ребенку
Любовь к Родине
Отечественный мыслитель, впервые создавший всеобъемлющую философскую систему на началах христианского гуманизма
В.С. Соловьев
Русский мыслитель, который в работе «Имена» доказывал, что между именем и его носителем есть глубокая связь
П.А. Флоренский
Одно из главных произведений С.Н. Булгакова
«Столп и утверждение истины»
«Свет невечерний»
Представитель русского марксизма
Г.В. Плеханов
В.И. Ленин разработал учение о России как
Аграрной стране с общинным укладом
Слабом звене в цепи империализма
Основоположником русского космизма считается
Николай Фёдоров
Представителями «русского космизма» являются:
Н. Бердяев, В. Соловьев
Ф. Достоевский, Л. Толстой
А. Лосев, М. Бахтин
К. Циолковский, В. Вернадский
Источник