- Пословицы о родственниках, родственных отношениях
- Сайт учителя
- Захаренко Ольги Михайловны
- Пословицы, поговорки, фразеологизмы о качествах человека
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Презентация к уроку по родному языку (русский) в 4 классе по теме «Вся семья вместе, так и душа на месте» Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связанно родственными отношениями. Учитель: Галаева Т.Н.
- Урок по родному языку (русский) 4 класс Тема: «Вся семья вместе, так и душа на месте» Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связанно родственными отношениями. Учитель: Галаева Т.Н. ГБОУ СОШ № 28,г. Севастополь,2019г.
- Конспект 1 урока по русскому родному языку «Вся семья вместе, так и душа на месте» (4 класс)
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Пословицы о родственниках, родственных отношениях
Бабушка — вторая мать.
Русский человек без родни не живет.
Брат с братом на медведя ходят.
Родных много, а как тонуть — не за кого ухватиться.
Братская любовь крепче каменных стен.
Свой своему поневоле брат.
От тёщи не спрячешься в рощи.
Не будет добра, коль между своими вражда.
Золовка хитра на уловки.
Зять во двор — и пирог на стол.
Бедному зятю и тесть не рад.
От хорошего братца ума набраться; от худого братца рад отвязаться.
Подсади дедушку на печь, а тебя внуки подсадят.
Сын отца глупее — жалость; сын отца умнее — радость; а брат брата умнее — зависть.
Кого дедушка (бабушка) любит, тому и косточка в руки.
Муж с женой, что вода с мукой, а тёща дрожжи.
Тёща в дом, всё вверх дном.
Думала тёща — пятерым не съесть, а зять сел да в один присест и съел.
Свой со своим бранится — чужой не вяжись.
Зятю тёща, жене мать.
Есть родня, есть и возня.
Береги зятя для своего дитяти.
Свекровь злится, что невестка веселится.
Наша Марина вашей Катерине двоюродная Прасковья.
Мужу жена — до гроба одна, брату сестра и в рогоже родна.
Свои люди — сочтёмся.
Жена с советом, тёща с приветом, а родимая матушка с лаской.
Тёща в гости катит, зять из дома бежит.
У тёщи зубы болят — зятю отдых сулят.
Двоюродный кисель на троюродной воде.
Седьмая вода на киселе.
Родни до полдни, а пообедать негде.
Нашему забору семиюродный плетень.
Не хвались роднёй, а хвались пятернёй.
У наших зятей много затей.
Своя рука свою руку моет.
Такой зять, что ни дать ни взять.
И у родимой матушки дитя не всегда свято.
Нигде не удивляются, что зять с тёщей ругаются.
Мы родные: ваши собаки ели, а наши на ваших через плетень лаяли.
Источник
Сайт учителя
Захаренко Ольги Михайловны
Пословицы, поговорки, фразеологизмы о качествах человека
Пословицы и поговорки о качествах и чувствах человека
- Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает. (о самообладании)
- Злой человек — как уголь: если не жжет, то чернит. (о злости)
- Свет не без добрых людей. (о доброте)
- Добрые умирают, да дела их живут. (о доброте)
- Человек не камень: терпит, терпит, да и треснет. (о терпении)
- Не рой яму другому, сам в нее попадешь. (о зле)
- Смелость города берет. (о смелости)
- Ум хорошо, а два лучше. (об уме)
- Умные речи приятно и слушать. (об уме)
- Хвастливое слово гнило. (о хвастовстве)
- Скромность украшает человека;
- Сам заварил, сам и расхлебывай (ответственность);
Фразеологизмы, характеризующие человека
- Мастер на все руки (умелый человек)
- Ума палата (умный человек)
- Сети пядей во лбу (умный человек)
- Стреляный воробей (бывалый человек)
- Душа компании (человек, оживляющий общение)
- Витать в облаках (человек-романтик)
- Мухи не обидит (безобидный человек)
- Серая мышь (незаметный человек)
- Рабочая лошадка (человек, на которого взваливают много работы)
- Козел отпущения (человек, на которого сваливают чужую вину)
- Язык без костей (болтливый человек)
- Мокрая курица (жалкий, безвольный человек)
- Лиса Патрикеевна (хитрая женщина)
- Себе на уме (скрытный человек)
- Заячья душа (трусливый человек)
- Семь пятниц на неделе (человек, часто меняющий свои решения)
- Профессор кислых щей (шарлатан, некомпетентный человек)
- Косая сажень в плечах (рослый, плечистый человек)
- Здоровый как бык
- Упрямый как осел
- Ржет как лошадь
- Колючий как еж
- Работать как вол
- Устал как лошадь
- Спит как сурок
- Труслив как заяц
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник
Презентация к уроку по родному языку (русский) в 4 классе по теме «Вся семья вместе, так и душа на месте» Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связанно родственными отношениями. Учитель: Галаева Т.Н.
Презентация по родному языку на тему « Вся семья вместе, так и душа на месте » 4 класс Подготовила учитель начальных классов Галаева Т.Н. ГБОУ СОШ № 28 Г. Севастополь 2019г.
Здравствуйте, ребята, сели И на парты посмотрели. Будут нужными опять: Книжка, ручка и тетрадь. Не забудет про дневник Ни один наш ученик. Молодцы! Готов весь класс, Тему назову сейчас.
Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? СЕМЬЯ
Запиши пословицу, вставив слово–отгадку, и узнаешь тему урока. ВСЯ … ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.
ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.
СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ: Не надобен и клад , коли … Семья крепка… ладом. в семье лад.
Обратимся к толковому словарю
ЛАД- 1. Разговорное. Согласие, мир, дружба. 2. Способ, образец, манера. Все постройки [хутора] на старинный лад — низкие и длинные. Бунин, В поле. 3. Музыкальное. Способ построения звукоряда, сочетание звуков и созвучий; строй музыкального произведения. Клавиши гармоники, баяна, духовых инструментов. Парень нес на ремне гармонь и бойко перебирал по ладам. Поперечные деления на грифе струнных инструментов. Перебирать лады гитары.
Выпиши фразеологизмы со словом лад: 1…в программе было сказано: это представление «на новый лад с авто- мото-танко- трюками и спецэффектами» 2. …Я снова помотал головой, что бы настроиться на рабочий лад. 3. Впрочем, с военными он был не в ладах, помогать властям не собирался…
На новый лад – делать что-либо по новому. На рабочий лад – приступить к делам, начать трудиться. Не в ладах- нет согласия.
Физминутка «Семейная зарядка» Осенью, весною, Летом и зимой. Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг, и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает. Папа бодро приседает. Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева. А я сам бегу трусцой И качаю головой.
Родословие Предки (прародители) Потомки (младшие)
Прочитай фрагмент из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Бабушкин праздник», ответь на вопрос, выполни задание: 1.Кто собрался в доме у бабушки? 2.Выпиши из текста все слова с корнем –род-, дополни их своими примерами.
проверка: Родня, родичи, родной. Слова из текста: Свои варианты однокоренных слов: Род, родители, родственник, народ, Родина, родиться, родословие…
Учительница дала ученикам 4 класса задание найти в предложениях синонимы к словам мама и папа. 1.Где хороший отец, там и сын молодец. 2.Каково дерево, таков и клин, каков батька таков и сын. 3.Я глядел на мою бабушку, удивляясь тому, что у неё тоже были тятя и маменька. 4.По этому случаю батюшка с матушкой оказались в Москве. Как ты думаешь , что ответили дети? Запиши синонимы:
Мама- маменька, матушка. Папа- отец, батька, тятя, батюшка.
“Телеграмма” Отправь послание соседу по парте, дополни предложения: Я сегодня познакомился с темой _______________, Я научился __________________, Мне понравилось____________, Мне запомнилось __________, Мне было трудно_______________.
Домашнее задание: 1.Запиши в тетради пять пословиц на тему: «Семья» 2. Составь небольшой рассказ на тему : «Вся семья вместе, так и душа на месте.»
Источник
Урок по родному языку (русский) 4 класс Тема: «Вся семья вместе, так и душа на месте» Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связанно родственными отношениями. Учитель: Галаева Т.Н. ГБОУ СОШ № 28,г. Севастополь,2019г.
Урок по родному языку (русский) по теме « Вся семья вместе, так и душа на месте » Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связанно родственными отношениями. Учитель: Галаева Т.Н. Тип урока: сообщения нового материала. Урок смешанного типа Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению малых жанров устного народного творчества, развивая речь, словарный запас, творческое мышление учащихся. Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий. В сфере личностных УУД: Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач; Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой. В сфере регулятивных УУД: Научить принимать и сохранять учебную задачу; Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий. В сфере познавательных УУД: Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей; Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях; Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач. Распознавать и понимать значение устаревших слов: тятя, батька, батюшка, маменька, матушка, наитие, уйма, родословие… В сфере коммуникативных УУД: Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других; Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности. Источник Конспект 1 урока по русскому родному языку «Вся семья вместе, так и душа на месте» (4 класс)Тема урока: Вся семья вместе, так и душа на месте . Цель: познакомить со словами, пословицами, поговорками и фразеологизмами, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными отношениями. Планируемые результаты: учащиеся научатся толковать значение слов; самостоятельно ставить новые учебные задачи; осуществлять подведение под понятия, выведение следствий; составлять тексты различных жанров; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; определять правильность системы учебных действий. Оборудование: толковые словари на партах, слова на доске для этапа актуализации знаний. I. Организационный момент II. Актуализация знаний — Послушайте стихотворение В. Берестова и назовите в нем слова, обозначающие родных людей. Любили тебя без особых причин За то, что ты — внук, За то, что ты — сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. (Ответ. Сын, внук, мама, папа.) — Вставьте в цепочки пропущенные слова по образцу. Тетя, дядя — племянник. …, … — внук. ( Бабушка, дедушка.) — Как все эти слова можно объединить одним словом? ( Это семья.) III. Самоопределение к деятельности Работа по учебнику Рубрика «Мудрость в пословицах» (с. 11) — Прочитайте название параграфа. — Объясните смысл пословицы. — С какой рубрики начинается параграф? («Мудрость в пословицах».) — Прочитайте пословицы. Объясните, как вы понимаете смысл каждой пословицы. — Как вы думаете, с какими словами, выражениями из истории родного языка мы познакомимся в этом параграфе? — Сформулируйте задачи уроков по таблице. (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы узнаем слова и вы ражения, относящиеся к семье. Научимся объяснять их значение. Будем применять эти знания при составлении предложений и текстов.) IV. Работа по теме урока — Назовите выделенные словосочетания. Какое слово в них повторяется? Рубрика «Толковый словарь» (с. 12) — Прочитайте значение слова в толковом словаре. — Сколько значений оно имеет? — Как называются слова, имеющие несколько значений? — С чем связано значение слова? (С музыкой.) — Объясните с помощью словаря значение выделенных словосочетаний. — Объясните смысл пословиц. (Работа в парах. Учащиеся пользуются толковым словарем. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Коллективная проверка.) — Какие однокоренные слова с корнем -род- вы нашли в первом фрагменте? (Родня, родичей, родном.) — Какие слова с этим корнем вы еще подобрали при обсуждении в парах? (Родственники, родина, родные, род, родом (из), родословная, породнились.) — Какие незнакомые слова вы обнаружили в отрывках из произведений? Объясните их значение с помощью текста. (Примерный ответ. Гостевать — гостить, не сговаривал — не договаривался, по наитию — по догадке, нагрянут — приедут, уйма — много, отведать — попробовать, не обессудьте — не судите, не сердитесь; погреб — помещение для хранения еды, припасов; ядрено — крепко, сочно.) — Какие рассказы вы составили по текстам и репродукциям картин Б.М. Кустодиева и И.С. Куликова (с. 13 и 14)? (Несколько учащихся выступают у доски. Одноклассники дают оценку: удалось ли рассказчику передать чувство единения семьи, с какими традициями семьи он познакомил класс, как подведен итог.) Семья — это мы. Семья — это я, Семья — это папа и мама моя, Семья — это Павлик, братишка родной, Семья — это котик пушистенький мой, Семья — это бабушки две дорогие, Семья — и сестренки мои озорные, Семья — это крестный, и тети, и дяди, Семья — это елка в красивом наряде, Семья — это праздник за круглым столом, Семья — это счастье, Где любят и ждут, и не помнят о злом! VI Закрепление изученного материала (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу у д оски. Один ученик читает запись в тетради, объясняет значение слов. Примерный ответ. Чти, почитать, почитает. Чтить — относиться к кому-либо с глубоким уважением и любовью.) — Прочитайте Интересный вопрос на с. 15. Запишите родственные слова. — Назовите слова, которые вы подобрали. ( Матушка, маменька, мамочка, мамуля. Папенька, папуля, папочка.) Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 15) — Прочитайте статью в рубрике. — Что интересного вы узнали о происхождении слов «мать», «мама», «папа»? — Поче му во многих языках слова с этим значением похожи по звучанию? ( Слова «мама», «папа» возникли из детского ле nema .) (Работа в парах. Одна пара представляет результат работы у доски. Ответ. Тятя, тятенька, тяти, отец, батька, батюшка.) — Выскажите предположение, как могли возникнуть эти слова (Учащиеся высказываются.) — Проверьте свои предположения по статье на с. 16. Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 16) — Какие ваши предположения совпали с той информацией, которую вы узнали из рубрики? — Что вас удивило в происхождении слова «отец», «батя»? (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу. При мерны й ответ .Тетя, дядя, баба, деда.) VIII. Подведение итогов урока — О происхождении каких слов из истории родного языка вы узнали на уроке? — Как появились в русском языке слова «мама», «папа», «тятя»? — Какое чувство вы испытали, когда узнали о происхождении этих слов? Выполнить упр. 7 (с. 17). Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Курс повышения квалификации Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НООКурс повышения квалификации Дистанционное обучение как современный формат преподаванияКурс профессиональной переподготовки Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организацииОнлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик Источник |