Пословица возникновение которых связано с качествами чувствами людей с родственными отношениями

Содержание
  1. Пословицы о родственниках, родственных отношениях
  2. Сайт учителя
  3. Захаренко Ольги Михайловны
  4. Пословицы, поговорки, фразеологизмы о качествах человека
  5. Добавить комментарий Отменить ответ
  6. Презентация к уроку по родному языку (русский) в 4 классе по теме «Вся семья вместе, так и душа на месте» Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связанно родственными отношениями. Учитель: Галаева Т.Н.
  7. Урок по родному языку (русский) 4 класс Тема: «Вся семья вместе, так и душа на месте» Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связанно родственными отношениями. Учитель: Галаева Т.Н. ГБОУ СОШ № 28,г. Севастополь,2019г.
  8. Конспект 1 урока по русскому родному языку «Вся семья вместе, так и душа на месте» (4 класс)
  9. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  10. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  11. Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Пословицы о родственниках, родственных отношениях

Бабушка — вторая мать.

Русский человек без родни не живет.

Брат с братом на медведя ходят.

Родных много, а как тонуть — не за кого ухватиться.

Братская любовь крепче каменных стен.

Свой своему поневоле брат.

От тёщи не спрячешься в рощи.

Не будет добра, коль между своими вражда.

Золовка хитра на уловки.

Зять во двор — и пирог на стол.

Бедному зятю и тесть не рад.

От хорошего братца ума набраться; от худого братца рад отвязаться.

Подсади дедушку на печь, а тебя внуки подсадят.

Сын отца глупее — жалость; сын отца умнее — радость; а брат брата умнее — зависть.

Кого дедушка (бабушка) любит, тому и косточка в руки.

Муж с женой, что вода с мукой, а тёща дрожжи.

Тёща в дом, всё вверх дном.

Думала тёща — пятерым не съесть, а зять сел да в один присест и съел.

Свой со своим бранится — чужой не вяжись.

Зятю тёща, жене мать.

Есть родня, есть и возня.

Береги зятя для своего дитяти.

Свекровь злится, что невестка веселится.

Наша Марина вашей Катерине двоюродная Прасковья.

Мужу жена — до гроба одна, брату сестра и в рогоже родна.

Свои люди — сочтёмся.

Жена с советом, тёща с приветом, а родимая матушка с лаской.

Тёща в гости катит, зять из дома бежит.

У тёщи зубы болят — зятю отдых сулят.

Двоюродный кисель на троюродной воде.

Седьмая вода на киселе.

Родни до полдни, а пообедать негде.

Нашему забору семиюродный плетень.

Не хвались роднёй, а хвались пятернёй.

У наших зятей много затей.

Своя рука свою руку моет.

Такой зять, что ни дать ни взять.

И у родимой матушки дитя не всегда свято.

Нигде не удивляются, что зять с тёщей ругаются.

Мы родные: ваши собаки ели, а наши на ваших через плетень лаяли.

Источник

Сайт учителя

Захаренко Ольги Михайловны

Пословицы, поговорки, фразеологизмы о качествах человека

Пословицы и поговорки о качествах и чувствах человека

  • Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает. (о самообладании)
  • Злой человек — как уголь: если не жжет, то чернит. (о злости)
  • Свет не без добрых людей. (о доброте)
  • Добрые умирают, да дела их живут. (о доброте)
  • Человек не камень: терпит, терпит, да и треснет. (о терпении)
  • Не рой яму другому, сам в нее попадешь. (о зле)
  • Смелость города берет. (о смелости)
  • Ум хорошо, а два лучше. (об уме)
  • Умные речи приятно и слушать. (об уме)
  • Хвастливое слово гнило. (о хвастовстве)
  • Скромность украшает человека;
  • Сам заварил, сам и расхлебывай (ответственность);

Фразеологизмы, характеризующие человека

  • Мастер на все руки (умелый человек)
  • Ума палата (умный человек)
  • Сети пядей во лбу (умный человек)
  • Стреляный воробей (бывалый человек)
  • Душа компании (человек, оживляющий общение)
  • Витать в облаках (человек-романтик)
  • Мухи не обидит (безобидный человек)
  • Серая мышь (незаметный человек)
  • Рабочая лошадка (человек, на которого взваливают много работы)
  • Козел отпущения (человек, на которого сваливают чужую вину)
  • Язык без костей (болтливый человек)
  • Мокрая курица (жалкий, безвольный человек)
  • Лиса Патрикеевна (хитрая женщина)
  • Себе на уме (скрытный человек)
  • Заячья душа (трусливый человек)
  • Семь пятниц на неделе (человек, часто меняющий свои решения)
  • Профессор кислых щей (шарлатан, некомпетентный человек)
  • Косая сажень в плечах (рослый, плечистый человек)
  • Здоровый как бык
  • Упрямый как осел
  • Ржет как лошадь
  • Колючий как еж
  • Работать как вол
  • Устал как лошадь
  • Спит как сурок
  • Труслив как заяц
Читайте также:  Ничего не хочу есть после стресса

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Презентация к уроку по родному языку (русский) в 4 классе по теме «Вся семья вместе, так и душа на месте» Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связанно родственными отношениями. Учитель: Галаева Т.Н.

Презентация по родному языку на тему « Вся семья вместе, так и душа на месте » 4 класс Подготовила учитель начальных классов Галаева Т.Н. ГБОУ СОШ № 28 Г. Севастополь 2019г.

Здравствуйте, ребята, сели И на парты посмотрели. Будут нужными опять: Книжка, ручка и тетрадь. Не забудет про дневник Ни один наш ученик. Молодцы! Готов весь класс, Тему назову сейчас.

Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? СЕМЬЯ

Запиши пословицу, вставив слово–отгадку, и узнаешь тему урока. ВСЯ … ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ: Не надобен и клад , коли … Семья крепка… ладом. в семье лад.

Обратимся к толковому словарю

ЛАД- 1. Разговорное. Согласие, мир, дружба. 2. Способ, образец, манера. Все постройки [хутора] на старинный лад — низкие и длинные. Бунин, В поле. 3. Музыкальное. Способ построения звукоряда, сочетание звуков и созвучий; строй музыкального произведения. Клавиши гармоники, баяна, духовых инструментов. Парень нес на ремне гармонь и бойко перебирал по ладам. Поперечные деления на грифе струнных инструментов. Перебирать лады гитары.

Выпиши фразеологизмы со словом лад: 1…в программе было сказано: это представление «на новый лад с авто- мото-танко- трюками и спецэффектами» 2. …Я снова помотал головой, что бы настроиться на рабочий лад. 3. Впрочем, с военными он был не в ладах, помогать властям не собирался…

На новый лад – делать что-либо по новому. На рабочий лад – приступить к делам, начать трудиться. Не в ладах- нет согласия.

Физминутка «Семейная зарядка» Осенью, весною, Летом и зимой. Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг, и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает. Папа бодро приседает. Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева. А я сам бегу трусцой И качаю головой.

Родословие Предки (прародители) Потомки (младшие)

Прочитай фрагмент из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Бабушкин праздник», ответь на вопрос, выполни задание: 1.Кто собрался в доме у бабушки? 2.Выпиши из текста все слова с корнем –род-, дополни их своими примерами.

проверка: Родня, родичи, родной. Слова из текста: Свои варианты однокоренных слов: Род, родители, родственник, народ, Родина, родиться, родословие…

Учительница дала ученикам 4 класса задание найти в предложениях синонимы к словам мама и папа. 1.Где хороший отец, там и сын молодец. 2.Каково дерево, таков и клин, каков батька таков и сын. 3.Я глядел на мою бабушку, удивляясь тому, что у неё тоже были тятя и маменька. 4.По этому случаю батюшка с матушкой оказались в Москве. Как ты думаешь , что ответили дети? Запиши синонимы:

Мама- маменька, матушка. Папа- отец, батька, тятя, батюшка.

“Телеграмма” Отправь послание соседу по парте, дополни предложения: Я сегодня познакомился с темой _______________, Я научился __________________, Мне понравилось____________, Мне запомнилось __________, Мне было трудно_______________.

Домашнее задание: 1.Запиши в тетради пять пословиц на тему: «Семья» 2. Составь небольшой рассказ на тему : «Вся семья вместе, так и душа на месте.»

Читайте также:  Приступ агрессии при депрессии

Источник

Урок по родному языку (русский) 4 класс Тема: «Вся семья вместе, так и душа на месте» Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связанно родственными отношениями. Учитель: Галаева Т.Н. ГБОУ СОШ № 28,г. Севастополь,2019г.

Урок по родному языку (русский)

по теме « Вся семья вместе, так и душа на месте »

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связанно родственными отношениями.

Учитель: Галаева Т.Н.

Тип урока: сообщения нового материала. Урок смешанного типа

Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению малых жанров устного народного творчества, развивая речь, словарный запас, творческое мышление учащихся.

Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.

В сфере личностных УУД:

Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

В сфере регулятивных УУД:

Научить принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

В сфере познавательных УУД:

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей;

Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Распознавать и понимать значение устаревших слов: тятя, батька, батюшка, маменька, матушка, наитие, уйма, родословие…

В сфере коммуникативных УУД:

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Источник

Конспект 1 урока по русскому родному языку «Вся семья вместе, так и душа на месте» (4 класс)

Тема урока: Вся семья вместе, так и душа на месте .

Цель: познакомить со словами, пословицами, поговорками и фразеологизмами, возникновение которых связано с качества­ми, чувствами людей, с родственными отношениями.

Планируемые результаты: учащиеся научатся толковать значение слов; самостоятельно ставить новые учебные задачи; осуществлять подведение под понятия, выведение следствий; составлять тексты различных жанров; устанавливать рабочие от­ношения, эффективно сотрудничать и способствовать продук­тивной кооперации; определять правильность системы учебных действий.

Оборудование: толковые словари на партах, слова на доске для этапа актуализации знаний.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Послушайте стихотворение В. Берестова и назовите в нем слова, обозначающие родных людей.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

(Ответ. Сын, внук, мама, папа.)

— Вставьте в цепочки пропущенные слова по образцу.

Тетя, дядя — племянник.

…, … — внук. ( Бабушка, дедушка.)

— Как все эти слова можно объединить одним словом? ( Это семья.)

III. Самоопределение к деятельности

Работа по учебнику

Рубрика «Мудрость в пословицах» (с. 11)

— Прочитайте название параграфа.

— Объясните смысл пословицы.

— С какой рубрики начинается параграф? («Мудрость в посло­вицах».)

— Прочитайте пословицы. Объясните, как вы понимаете смысл каждой пословицы.

— Как вы думаете, с какими словами, выражениями из исто­рии родного языка мы познакомимся в этом параграфе?

— Сформулируйте задачи уроков по таблице.

(Примерный ответ. Сегодня на уроке мы узнаем слова и вы­ ражения, относящиеся к семье. Научимся объяснять их значение. Будем применять эти знания при составлении предложений и текстов.)

IV. Работа по теме урока

— Назовите выделенные словосочетания. Какое слово в них повторяется?

Рубрика «Толковый словарь» (с. 12)

— Прочитайте значение слова в толковом словаре.

— Сколько значений оно имеет?

— Как называются слова, имеющие несколько значений?

— С чем связано значение слова? (С музыкой.)

— Объясните с помощью словаря значение выделенных сло­восочетаний.

— Объясните смысл пословиц.

(Работа в парах. Учащиеся пользуются толковым словарем. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Коллективная про­верка.)

— Какие однокоренные слова с корнем -род- вы нашли в пер­вом фрагменте? (Родня, родичей, родном.)

— Какие слова с этим корнем вы еще подобрали при обсужде­нии в парах? (Родственники, родина, родные, род, родом (из), родословная, породнились.)

— Какие незнакомые слова вы обнаружили в отрывках из произведений? Объясните их значение с помощью тек­ста. (Примерный ответ. Гостевать — гостить, не сговари­вал — не договаривался, по наитию — по догадке, нагря­нут — приедут, уйма — много, отведать — попробовать, не обессудьте — не судите, не сердитесь; погреб — помеще­ние для хранения еды, припасов; ядрено — крепко, сочно.)

— Какие рассказы вы составили по текстам и репродукциям картин Б.М. Кустодиева и И.С. Куликова (с. 13 и 14)?

(Несколько учащихся выступают у доски. Одноклассники дают оценку: удалось ли рассказчику передать чувство единения семьи, с какими традициями семьи он познакомил класс, как подведен итог.)

Семья — это мы. Семья — это я,

Семья — это папа и мама моя,

Семья — это Павлик, братишка родной,

Семья — это котик пушистенький мой,

Семья — это бабушки две дорогие,

Семья — и сестренки мои озорные,

Семья — это крестный, и тети, и дяди,

Семья — это елка в красивом наряде,

Семья — это праздник за круглым столом,

Семья — это счастье,

Где любят и ждут, и не помнят о злом!

VI Закрепление изученного материала

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу у д оски. Один ученик читает запись в тетради, объясняет значе­ние слов.

Примерный ответ. Чти, почитать, почитает. Чтить — относиться к кому-либо с глубоким уважением и любовью.)

— Прочитайте Интересный вопрос на с. 15. Запишите родственные слова.

— Назовите слова, которые вы подобрали. ( Матушка, ма­менька, мамочка, мамуля. Папенька, папуля, папочка.)

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 15)

— Прочитайте статью в рубрике.

— Что интересного вы узнали о происхождении слов «мать», «мама», «папа»?

— Поче му во многих языках слова с этим значением похожи по звучанию? ( Слова «мама», «папа» возникли из детского ле nema .)

(Работа в парах. Одна пара представляет результат работы у доски.

Ответ. Тятя, тятенька, тяти, отец, батька, батюшка.)

— Выскажите предположение, как могли возникнуть эти слова (Учащиеся высказываются.)

— Проверьте свои предположения по статье на с. 16.

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 16)

— Какие ваши предположения совпали с той информацией, которую вы узнали из рубрики?

— Что вас удивило в происхождении слова «отец», «батя»?

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.

При мерны й ответ .Тетя, дядя, баба, деда.)

VIII. Подведение итогов урока

— О происхождении каких слов из истории родного языка вы узнали на уроке?

— Как появились в русском языке слова «мама», «папа», «тятя»?

— Какое чувство вы испытали, когда узнали о происхождении этих слов?

Выполнить упр. 7 (с. 17).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Источник

Читайте также:  Как сделать эмоции айфон
Оцените статью