VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
СТРЕСС В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
Стресс – слово, которое широко используется, однако не все правильно понимают его смысл. Стресс – это состояние напряжения, мобилизации резервов, возникающее под влиянием чрезвычайных и интенсивных воздействий. Говоря о стрессе, обязательно надо учитывать соотношение между собственно проблемой и способностью человека с нею справиться. Событие, приводящее одного человека в состояние стресса, для другого может промелькнуть совершенно незаметно. В стрессовой ситуации происходит стимуляция всех систем организма. Как только мозг воспринял сигнал из окружающей среды, начинается выработка гормонов адреналина и кортизола. Нервная система без всяких сознательных усилий с нашей стороны рассылает по всему телу сигналы о необходимости приготовиться к действиям в данной ситуации, которая может быть чрезвычайна для конкретной личности. В результате происходящих в организме химических преобразований резко повышается уровень энергии и человек чувствует возбуждение и напряжение и готов к преодолению возникших трудностей или решению поставленной задачи. Стрессовая реакция приводит к следующим физиологическим изменениям в организме: усиливается потоотделение, учащается дыхание и расширяются дыхательные пути, печень увеличивает выброс сахара в кровь, мышцы напрягаются, пересыхает во рту, сердце бьется учащенно, повышается давление и т.д. Если стрессовая ситуация повторяется часто, тело начинает испытывать некий дискомфорт. Любая часть нашего организма в ответ на стресс может проявить себя неприятными ощущениями.
Студенческая жизнь не так беззаботна и легка, как кажется на первый взгляд. И, окунувшись в этот новый мир, вчерашний школьник теряется: от него требуется намного больше, чем во время учебы в школе.
Умение быть собранным и дисциплинированным, запоминать большое количество информации в короткие сроки, правильно организовывать свой учебный день, научиться общению с большим количеством новых людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях – все это требует от студента большой выдержки, эмоционального напряжения и внутренней стойкости.
У многих студентов на фоне такой нагрузки и повышенных требований развивается стресс. Как выясняют психологи, стресс в жизни студента – явление совсем не редкое, многие молодые люди подвержены этой болезни, особенно в период сессии или сдачи экзаменов. Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в меж экзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз. Что же такое невроз? Неврозами называют функциональные заболевания нервной системы, подразумевая, что при них не нарушается целостность какого-либо органа. При неврозах, как правило, нарушается согласованность деятельности некоторых систем. Страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз — это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.
Длительное пребывание студента в состоянии стресса приводит к истощению нервной системы, что ведет за собой негативные последствия: разлад в работе органов и систем, обострение хронических заболеваний, нежелание учиться и общаться со сверстниками…
Какие трудности в жизни современного студента могут привести к развитию стресса?
1.Переход от школьника к студенту и учеба в институте – это совершенно новый этап в жизни молодого человека, который требует от него максимальной концентрации своих внутренних сил. К стрессу могут привести такие факторы:
2.Недостаточное количество сна. Особенно актуальной эта проблема становится во время сессии или экзаменов.
3.Невыполненные в срок лабораторные работы, домашние задания, курсовые работы, отчеты по практике и т.д.
4.Пропуски занятий и отсутствие полных знаний по какому-либо предмету.
5.Плохая успеваемость по некоторым университетским дисциплинам.
6.Конфликты со сверстниками.
7.Ббольшая учебная нагрузка. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются студенты, которые хотят хорошо учиться, но им трудно дается запоминание или анализ какой-либо информации, они вынуждены тратить на это слишком много времени, жертвуя сном или полноценным отдыхом.
8.Отсутствие интереса к учебе и выбранной профессии.
9.Неудовлетворительные условия проживания и учебы.
10.Серьезные изменения в личной жизни студента или в жизни его родственников также могут привести к развитию сильного эмоционального напряжения и стресса (смерть или близких, финансовые затруднения, перевод в новую группу, конфликты со сверстниками и т.д.)
Мы решили выяснить, в какой степени студенты нашей группы подвержены стрессу.
В нашем исследовании приняли участие 28 студентов первого курса специальности «экономическая безопасность».
Для оценки степени раздражительности, нервозности, вспыльчивости и способности контролировать эти качества использовался Тест на стрессоустойчивость.
Тест состоит из 16 вопросов и трех вариантов ответов: «да, безусловно», «да, но не очень», «нет, ни в коем случае».
К тесту прилагается «Ключ». За каждый ответ испытуемому начисляются баллы: за ответ «да, безусловно» – 3 балла, за ответ «да, но не очень» – 1 балл, за ответ «нет, ни в коем случае» – 0 баллов. Баллы суммируются. Максимально возможное количество – 48 баллов.
Результаты интерпретируются следующим образом.
Более 36 баллов: « Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает почти все, даже самое незначительное. Вы вспыльчивы и легко выходите из себя. Это расшатывает Вашу нервную систему, усиливая трения с окружающими».
От 13 баллов до 36 баллов: «Вы принадлежите к наиболее распространенной группе людей. Вас раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные невзгоды, Вы способны легко забывать о них».
Менее 13 баллов: «Вы достаточно спокойный человек, реально смотрящий на жизнь. Вас не так-то просто вывести из равновесия. А это гарантия против стрессов».
64 % студентов получили результаты от 13 баллов до 36 баллов. Это говорит о том, что они относятся к наиболее распространённой группе людей, которых раздражают только очень неприятные вещи. Остальные 36 % студентов (в их числе оказались только мальчики) принадлежат к группе достаточно спокойных людей, мало подверженных стрессу.
Как помочь студенту справиться со стрессом?
Нужно научиться правильно, распределять свое время. Этот простой совет может сослужить хорошую службу студенту во время учебы. Умение планировать и грамотно растрачивать свои силы поможет все успевать в учебе и находить время для полноценного отдыха.
Также надо приучить себя к самодисциплине. Это качество очень необходимо современному студенту и может помочь ему избежать стрессовых ситуаций во время учебы. Например, студент должен четко понимать, что после занятий в институте, обеда и 30 минутного отдыха лучше всего выполнить домашнее задание, а потом идти гулять или общаться с друзьями.
Необходимо совершать каждодневные прогулки на свежем воздухе, спать не менее 8 часов в сутки, причем, делать это нужно в ночные часы. Общаться с друзьями или знакомыми в свободное от учебы время. Искать положительные моменты в любой ситуации.
Один из лучших способов быстро выйти из состояния стресса – физические упражнения, движение. Можно найти время погулять, сделать пробежку, покататься на велосипеде, сходить на танцы, в бассейн или поиграть в теннис, другие игры. Регулярные прогулки и игры на свежем воздухе должны быть не менее часа, не забывайте физкультуру, тренажеры, плавание. Активные физические упражнения выводят из организма гормоны стресса.
Студент должен четко понимать, что качество его жизни во многом зависит от него самого, поэтому избежать стресс все-таки можно. Но для этого нужно приложить усилия и старания, тогда студенческая жизнь будет полна радости и приятных воспоминаний.
Надо стремиться к разумной организованности. Неорганизованность, неряшливость, склонность к беспорядку и проволочкам могут оказаться очень расслабляющими и способствовать стрессу.
Один из самых простых способов уменьшить стресс – это просто снизить темп жизни.
Кошки, собаки, хомячки, птички и другие домашние животные – хорошие помощники, как в формировании рационального режима дня, так и для профилактики стрессов: дети, у которых они есть, меньше болеют, более ответственны и стрессоустойчивы.
Стрессоустойчивости способствуют и мягкие игрушки. Успокаивающую, стабилизирующую роль играют и другие мягкие предметы, вещи. Недаром люди так любят мягкую мебель, а подушку вообще называют подружкой!
Уместная шутка, вызвавшая смех во время самой серьезной лекции (затянувшегося делового разговора или не в меру горячего спора), наилучшим образом снимет напряжение и повысит интерес к проблеме.
Хорошую роль могут сыграть и фильмы-комедии. Поднимает настроение и чтение произведений писателей-сатириков. Эти произведения куда полезнее для здоровья, чем вызывающие стресс боевики и фильмы ужасов.
Даже непродолжительное общение с природой способно отвлечь человека от тяжелых мыслей повседневной суеты.
Не следует переедать перед экзаменом. Рекомендуется сбалансированное питание, обогащенное витаминами и йодом. Хорошо съесть банан, немного шоколада, выпить крепкий чай с лимоном.
Кофе хорошо стимулирует умственную деятельность, рекомендуется школьникам и студентам в экзаменационный период. Однако кофе лучше не пить натощак, предварительно следует хотя бы немного поесть. Вредно и большое количество кофе: достаточно маленькой чашечки, которая будет действовать не менее 3-4 часов.
Известно, что многие отличники имеют ряд проблем со здоровьем, так школьникам и студентам, страдающим язвенной болезнью и гастритом с повышенной кислотностью черный кофе не рекомендуется. А вот при пониженной кислотности черный кофе полезен и может употребляться без серьезных ограничений.
Можно заняться и аутотренингом. Сядьте удобно или лягте, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на расслаблении каждой части вашего тела, начиная с кончиков пальцев ног и до макушки. Когда вы полностью расслабитесь, продолжайте спокойно лежать или сидеть, наслаждайтесь этим ощущением.
Попытайтесь чередовать напряжение мышц с их расслаблением (5-7 секунд — напряжение, 20-30 секунд расслабление). Эта процедура эффективно снимает стресс и способствует крепкому сну.
Если у вас появилось раздражение, уделите себе 5 минут:
— зайдите в ванную комнату, умойтесь поочередно холодной, горячей и опять холодной водой;
— глядя в зеркало и, невзирая на то, что там не все вам нравится, скажите себе комплимент;
— жестом подарите себе какой-либо подарок, например, букет цветов;
— пошлите себе воздушный поцелуй и сами же его поймайте;
— улыбнитесь себе и скажите «ах, какой я молодец!»;
— пропойте свое настроение строчкой из песни, наиболее его отражающей;
— а теперь спойте бодрую оптимистичную песню и смело идите готовиться к экзаменам!
А главное надо понимать, что экзамены — путь к новым победам и свершениям, они не только определяют уровень знания ученика, но открывают дорогу к новым достижения, расширяют возможности в познании и развитии личности!
1.Плеханова М.А. Стресс у студентов в период экзаменационной сессии.
Источник
XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
Стресс и его проявления в контексте студенческой деятельности.
Аннотация:В данной статье рассмотрены основные характеристики стресса: его причины, стадии развития стрессовой ситуации факторы, уменьшающие влияния стресса на организм. В качестве научного подтверждения описываемого явления, проведен анализ результатов эмпирического исследования особенностей стресса у студентов, на основании исследования С.В. Чербиевой, С.Н. Бостановой. Делается вывод о том, что стресс является так называемой «неотъемлемой частью» повседневной жизни каждого студента.
Ключевые слова: стресс, причины стресса, учебный стресс, факторы уменьшающие влияние стресса, стадия тревоги, стадия резистентности, стадия истощения, адаптационный синдром.
Abstract: This article discusses the main characteristics of stress: its causes, the stages of development of a stressful situation, factors that reduce the effects of stress on the body. As a scientific confirmation of the described phenomenon, the results of an empirical study of the features of stress in students were analyzed on the basis of a study by S.V. Cherbieva, S.N. Bostanova. It is concluded that the problem of stress within the framework of modern science is not fully studied, and stress is the so-called «integral part» of the everyday life of each student.
Keywords: stress, causes of stress, educational stress, factors reducing influence of stress, anxiety stages, resistance stage, exhaustion stage, adaptation syndrome.
В России насчитывается более четырех миллионов студентов, каждый из которых испытывает различного рода трудности, связанные с учебой. Основной причиной этих трудностей является стресс. Проблемой стресса занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Так, в отечественной науке можно выделить таких ученых как В.А. Абабков, М.Я. Александров, Б.Х. Варданян, С.В. Субботин и др. говоря о зарубежной литературе, выделим Д. Гринберга, Л. Мерфи, Г.Селье и др. Значения слова «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», трактуется по-разному [3]. Идеи стресса и стрессоустойчивости очень популярны в науке. Так, термин стресс ко всему прочему широко применяется в биологии, для установления связи между психологическими и физиологическими явлениями.
Дать определение понятию стресс очень сложно, в силу того, что стресс может вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации или эмоции. Одним из ключевых моментов в исследовании стресса и его концепций является заметка Ганса Селье «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Анализирую работы таких отечественных и зарубежных ученых, как В.В. Суворова, Г. Селье, можно выделить три основных определения понятия стресса.
Стресс, в переводе с английского стресс, нагрузка – не специфическая, т.е. общая, реакция организма на возникновение (как физическое, так и психологическое), нарушающее его гомеостаз; соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом [3].
Стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [6].
Стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации» [2].
Говоря о стрессе, нам хотелось бы ввести понятие учебного стресса. Учебный стресс – состояние, характеризующееся чрезмерным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, что приводит к задержке личностного развития, психосоматическим заболеваниям [4]. Исходя из определения понятия, можно предположить, что возможными причинами стресса у студентов могут являться:
— большое количество пропусков учебных занятий
— нехватка знаний по какой-либо дисциплине
— утомление, вследствие большого количества заданий, с коротким сроком сдачи
— возникновение конфликтных ситуаций с сокурсниками или преподавателями
— разочарование в выбранной профессии
Стоит отметить, что вышеперечисленные возможные причины стресса зависят от стрессоустойчивости конкретной личности.
В характеристике стресса выделяют также личностные факторы, влияющие на причины возникновения стресса. По нашему мнению к ним можно отнести:
— проблемы во взаимоотношениях с членами семьи
— смена места жительства
— проблемы во взимоотношениях со «второй половинкой»
— проблемы со здоровьем.
Когда мы говорим о стадиях стрессовой ситуации, стоит отметить, что именно Г. Селье обобщил результаты своих исследований и пришел к выводу о том, что развитие этой самой стрессовой ситуации проходит три стадии, которые отражают общий адаптационный синдром.
Первая стадия – стадия тревоги. Проявляется она при первом появлении стрессора, характеризуется снижением уровня резистентности организма, нарушением некоторых вегетативных и соматических функций организма.
Вторая стадия – стадия резистентности. Наступает при продолжительном воздействии стрессора в том случае, если возникает необходимость поддержания защитных реакций организма. при этом происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов.
Третья стадия — стадия истощения. Она наступает при нарушении механизмов регуляции защитно- приспособительных механизмов в период борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. При этом адаптационные резервы уменьшаются снижается сопротивляемость организма.
Говоря о стрессе, нельзя не сказать, что влияние стресса можно уменьшить, для того, чтобы снизить его последствия. Такими факторами являются:
— предсказуемость внешних событий
— возможность заранее подготовиться к внешним событиям
— возможность контроля над событиями
— волевые качества личности.
Обращаясь к эмпирическому исследованию учебного стресса у студентов С.В. Чербиевой и С.Н. Бостановой, обратим внимание на то, что исследование было проведено с целью выявления особенностей стресса у студентов. В рамках исследования был применен «Теста на учебный стресс», разработанный Ю.В. Щербатых, с помощью которых авторы изучали волнение у студентов, его причины, признаки проявления и основные приемы снятия стресса [5].
В рамках исследования полученные данные рассматривали по семи шкалам: «общая картина стресса», «уровень постоянного стресса за последние три месяца учебы», «проявление стресса, связанного с учебой», «приемы снятия стресса», «волнение перед экзаменом», «признаки экзаменационного волнения».
Обобщая полученные данные по каждому вышеперечисленному критерию, можем сказать следующее:
— основными причинами возникновения стресса у студентов являются страх перед будущим, строгие преподаватели, нежелание учиться или разочарование в профессии, и нерегулярное питание.
— уровень постоянного стресса отмечают большинство испытуемых.
— большинство студентов испытывают стрессовое состояние по причине нехватки времени для подготовки к занятиям, лени, неуверенности в собственных силах.
— в качестве приемов снятия стресса испытуемые применяют сон, поддержку родителей, прогулку, вкусную еду, физическую активность и т.д.
— говоря о признаках экзаменационного волнения отмечают сухость в рту, учащенное сердцебиение, головные боли, затрудненное дыхание, скованность и дрожание мышц.
Подводя итог всему вышеизложенному можем сказать, что стресс – неотъемлемая часть жизни каждого студента. Он может быт обусловлен различного рода факторами. Стоит отметить, что несмотря на общие проявления стресса в жизни, каждый студент сам для себя должен определить факторы, при помощи которых он может либо предотвращать либо уменьшать стресс в своей повседневной жизни.
Список используемой литературы:
. Психология стресса и методы его профилактики:учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп.В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015 – 142 с.
Данилова 77 Я., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности Ростов н/Д: Феникс, 2002, с. 406
Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.- 124с.
Семенова, Ф. О. Профессиональное самосознание юношей и девушек в процессе обучения в вузе – результат противодействия и деструктивного влияния на современную молодежь / Ф. О. Семенова // Психолого-педагогическая проблемы современного образования: пути и способы их решения : сборник материалов Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. – Хасавюрт : Парнас, 2019. – С. 335–340.
Статья «Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов» Саидат Висрадиевна Чербиева, Светлана Николаевна Бостанова [Электронный ресурс]. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42197485 (дата обращения: 15.11.2020)
Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975, с. 3-208
Источник