- Чувства в рассказе После бала (на балу и после бала)
- 2 вариант
- Рассуждение
- Также читают:
- Картинка к сочинению Чувства в рассказе После бала
- Популярные сегодня темы
- Л.Н. Толстой «После бала»: описание, герои, анализ рассказа
- История создания
- Описание произведения
- Основная идея
- Главные герои
- Иван Васильевич
- Варенька
- Отец Вареньки
- Сочинение про Ивана Васильевича
- Цитаты
- Психологизм и детали
- Анализ рассказа
Чувства в рассказе После бала (на балу и после бала)
Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «После бала» так как чувства, мировоззрение, отношение к миру главного героя Ивана Васильевича поменялись после одного бала. Ведь все было иначе, если бы не один случай.
Чувство, которое окрыляло Ивана Васильевича, было его очередной любовью к одной молодой барышне. В нее он влюбился не в первый раз, но сильнее, чем обычно. Это была дочь полковника Петра Владиславовича. Варенька была восемнадцатилетней девушкой, как казалось Ивану Васильевичу, она была самой красивой девушкой. Стройна и величественна. Любовь к ней не имела границ, его не интересовало, нравится ли он Вареньке. Он был уверен, что его любви хватит на двоих. Как видно из рассказа самого Ивана Васильевича, судьбой Вареньки он интересовался всю жизнь, был в курсе ее личной жизни. Один случай смог повлиять на дальнейшую судьбу его любви, которая со временем стала угасать. Учитывая его восторженные чувства к Варе, изменить свое отношение к ней могло только очень веское обстоятельство.
Такие же восторженные чувства Иван Васильевич испытывал к отцу Вареньки. Полковник был добр, улыбчив, красиво танцевал. По нему было видно, что он готов отдать Вареньке все, он любил дочь. Во время танца, Ивана Васильевича вдруг посетило чувство страха, он боялся, чтобы что-нибудь не испортило его счастья. Это было словно предчувствие будущих событий.
Так все и произошло. Ранним утром Ивану Васильевичу не спалось. Он отправился на прогулку. Томимый чувствами, оставшимися у него после бала, ноги привели его к дому Вареньки, где он увидел много черных людей, солдат, которые наказывали татарина за побег. Руководил всей армией отец Вареньки. На тот момент Иван Васильевич заметил лишь знакомую фигуру, все остальное было другим. Полковник не улыбался, напротив он был злой, грозный. Тогда молодого человека поразила жестокость этого человека. Его вдруг посетили смешанные чувства.
После произошедших событий, любовь к Вареньке стала проходить. Человек, с доброй улыбкой, мог позволить себе столько жестокости? Иван Васильевич воспринял все близко к сердцу. Он бы не смог больше находится в присутствии этого полковника. Поэтому Иван Васильевич принял решение держаться подальше от их семьи. В то же время чувства к Варе начали угасать. Это говорит о мягкости его характера, о сострадании к другим людям. Увиденное событие сильно впечатлило молодого парня и отбило охоту стать военным. Вот так вот пришла к завершению его любовь, и прошли восторженные чувства.
2 вариант
Очень разные чувства в двух частях этого рассказа: хорошие в начале, но в конце – плохие.
До праздничного вечера Иван волнуется, спешит… В итоге он доволен, что всё успел. Его мысли заняты Варенькой, к которой он чувствует влюбленность. Конечно, тут и радость от встречи. Иван Васильевич веселый, а когда смотрит на танец Вари с папой, то почти восторженный. Ещё появляется чувство умиления этой семьей, к её отцу – уважение, а ещё благодарность за его нежное отношение к дочери. Всё это практически счастье! Молодой человек от восторга не мог заснуть – хотелось гулять.
Все остальные на балу тоже были в хорошем расположении духа. Вареньке было весело, хотелось танцевать – красоваться. Ей было приятно от внимания Ивана, она явно выделяет его среди остальных поклонников. Её батюшка тоже доволен – ему приятно находиться в гостях, здорово танцевать с дочерью, хотя сначала он заставил себя упрашивать – скромничал. Но это как такая светская игра.
После сцены с солдатами Иван ощущает, как там говорится, себя неловко. Ему так стыдно, что почти тошнит. И почему ему стыдно? Ведь он-то ничего плохого не сделал… Стыдно за «будущего тестя». Когда стыдно за другого, то это чувство даже сильней! Конечно, Ивану и неприятно… А любовь со временем сходит на нет. Когда он вспоминал о Варе, и любовь просыпалась в его сердце, тут же вспоминалась и эта сцена с её жестоким отцом – становилось отвратительно… Так эти чувства практически соединились, но вот только отвращение всё-таки сильней, поэтому оно затмило любовь. Хотя она и была сильной, но неприятные чувства от шока стали сильней…
Он видит и реакцию Петра Владиславовича, когда он его заметил. Тот явно не радуется – не улыбается, а отводит глаза, несколько кривится, делает вид, что не узнал Ивана. Скорее всего, ему стыдно тоже… По крайней мере, неприятно, что он видит знакомого человека. А до этого Петр был очень строг, суров, почти гневался. Солдаты испытывали жалость и стыд, а несчастный – тоску, страх.
Два слова о том, что уже в возрасте Иван Васильевич испытывает хорошие чувства к Варе, но он спокоен. Он знает, что сделал свой выбор – в пользу простых людей. И считает его правильным!
И пусть чувства плохие после бала, но они толкают героя к хорошим поступкам, а в начале хорошие чувства – обман, который мог бы его завести почти в западню. Думаю, что Иван Васильевич не хотел бы однажды стать таким «двойным», как полковник.
Рассуждение
События, описанные автором в рассказе «После бала» происходят друг за другом: вечером и ночью герой наслаждается танцами, атмосферой праздника, а утром он оказывается свидетелем безжалостной сцены. Эмоции, которые он испытал, их наложение друг на друга от двух разных сторон жизни, меняют его представление о насущном, его мировоззрение.
Во время бала герой счастлив, его окружают такие же счастливые люди, он танцует практически все танцы с великолепной девушкой, в которую влюблен, знакомится с ее чудесным отцом. Танец отца и дочери умиляет и поражает героя, трогает струны его души. Перед ним человек примерно 50 лет, статный полковник, который любит свою дочь, который гордится своей дочерью. Даже по такой мелочи, как разница в их одежде, понятно, что отец не скупится на одежду для дочери, при этом он экономит на себе, он носит самодельные старые ботинки и выглядит хоть и скромно, но вполне ухоженно, как подобает военным. Такие отношения между родственниками и сам образ полковника, как верного и любящего отца, становятся для героя примером.
После бала герой, воодушевленный вечером, не мог заснуть и решил прогуляться. Увиденное во время прогулки – полковник при исполнении своих обязанностей – меняет его отношение к этому человеку и развеивает его восторженные чувства, родившееся в нем прошлой ночью. Герой видит процесс жестокого наказания одного из военнослужащих. При этом один из солдат, как показалось полковнику, плохо исполнил свою роль в этом наказании, за что сам незамедлительно подвергается наказанию со стороны полковника – непосредственного начальника.
Не соответствие образов заботливого отца и жестокого, бездушного военного на физическом уровне отражается на герое, ему становится плохо, его тошнит, он испытывает гнев, досаду, разочарование. При этом у героя нет мыслей о том, чтобы осудить такое поведение, такое несоответствие образов. Он наоборот, пытается найти причину таким изменениям, как бы хватаясь за то хорошее впечатление, которое произвел на него отец девушки на балу. Любовь героя к девушке при этом стала проходить, так как он не мог понять, от чего такой добрый, улыбающийся человек, как ее отец, мог быть таким суровым на службе. Скорее всего, мягкий и добрый отец девушки становится жестоким полковником на службе под воздействием жестокой системы, не терпящей возражений, не испытывающей жалости к слабым. При этой системе прав тот, кто физически сильнее, кто не побоится проявить свою силу.
Также читают:
Картинка к сочинению Чувства в рассказе После бала
Популярные сегодня темы
Зима – поэтичное и живописное время года. Природа, устав от теплых осенних красок, наконец, преображается и сменяет свое желтое одеяние на сияющий белоснежный наряд.
Литературный стиль романа «Тихий Дон» очень разнообразен. И не сказать, что автор сделал какое – то нововведение с точки зрения языка, однако, по всем тонкостям в общем можно однозначно сделать вывод
В данном тексте представлено рассмотрение темы любви из повести Ивана Алексеевича Тургенева.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Боярыня не приняла нового крещения тремя перстами, и ее везут в острог.
Несмотря на то, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд олицетворяет собой образ Дьявола, персонаж этот, подобно остальным героям романа, вовсе не так однозначен.
Источник
Л.Н. Толстой «После бала»: описание, герои, анализ рассказа
История создания
В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.
9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.
План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.
Подробнее: Л.Н. Толстой «После бала»: история создания рассказа
Описание произведения
Повествование ведётся от имени главного героя – Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.
Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.
Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.
После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.
Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.
А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.
Подробнее: Л.Н. Толстой «После бала»: сюжет и краткое содержание рассказа
Основная идея
Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.
Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.
Главные герои
Иван Васильевич
Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.
Подробнее: Иван Васильевич: характеристика и образ героя
Варенька
Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.
Подробнее: Варенька: характеристика и образ героини
Отец Вареньки
Полковник Пётр Владиславович – заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве – великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.
Подробнее: Отец Вареньки: характеристика и образ героя
Сочинение про Ивана Васильевича
При чтении работ знаменитого русского писателя Толстого удивляешься тому, какой талант и колоссальное чувство слова было скрыто в этом человеке. Его труды составляют ряд гениальных произведений русской литературы. Одним из таких творений является рассказ «После бала», основанный на событиях, происходящих в реальности в то время. Ведь все это происходило с братом писателя.
Главный персонаж — Иван Васильевич, который отрицает, что для того, чтобы совершенствоваться, необходимы совсем другие условия жизни. И рассказывает свою жизненную историю, которая полностью изменила его судьбу. Действие происходит в 40-е годы XIX века. Он в то время учился в университете и все свободное время проводил в веселье. И так как наш герой был приятной внешностью, то он с огромным удовольствием посещал торжества и балы. Вот как раз об одном из таких вечеров и повествует Иван Васильевич, который в то время был влюблен к Вареньке. Девушка была хороша собой, и поэтому он не мог налюбоваться на нее. В сторону остальных барышень он даже и не смотрел, и все время танцевал только с Варенькой.
Здесь мы видим, как счастлив человек, причем это счастье было настоящее. Иван Васильевич обнимал мир любовью и боялся, что все может рухнуть в один момент. На балу он даже не мог и думать о том, что существует зло и жестокость. Когда он пошел к дому Вареньки, наполненный светлим чувством, то вдруг увидел, как солдаты наказывали беглого татарина. Его потрясло, с какой силой и жестокостью сыпались удары на спину этого человека.
Но больше всего он был удивлен и не мог поверить, что этими солдатами руководил отец его любимой девушки, которым он похвалялся. Ивану Васильевичу было стыдно за то, что этот человек на самом деле оказался таким бессердечным. Вскоре после случившегося наш герой поменял планы о поступлении на военную службу. Он поменялся нравственно. Иван Васильевич совершенно по — другому начал смотреть на мир и окружающих людей. После этого все высокие чувства у него пропали. Таким образом, автор на образе данного героя показал, как в человеке может пробудиться совесть и чувство ответственности за ближнего.
Цитаты
(Михаил Верхоланцев. Иллюстрация к рассказам о любви Л. Толстого. Изд. Радуга, СССР, 1989)
«Человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае». Иван Васильевич.
«Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра». Иван Васильевич.
«Ну, все равно, пройдитесь теперь вы с ней». Полковник.
«Татарина гоняют за побег». Кузнец.
Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Автор.
Подробнее: Л.Н. Толстой «После бала»: цитаты героев и автора рассказа
Психологизм и детали
Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.
- Красота становится искусственной и натянутой: «бал прекрасный» — «что неестественно»;
- Музыка приобретает противный и ужасающий ри — «неприятная, визгливая мелодия»;
- Человеческие лица выражают эмоции, близкие к отчаянию и гримасе боли: «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо»;
- Белый цвет бала противопоставляется черному и бесцветному тону существования обычных солдат: «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах».
Состояние героя до и после бала тоже детально описано:
«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Анализ рассказа
Композиционная доминанта рассказа – противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал – праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы – Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем – тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва – инаковерующий (как и кишинёвские евреи).
В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.
Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.
Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.
Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.
Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.
Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.
Источник