Понятие высшие чувства могут быть у человека

Высшие чувства человека

У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Большинство ученых отмечает, что чувство стыда, например, свойственно только человеку.

В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.

Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания.

По содержанию (по направленности) высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и практические.

Моральные (нравственные) чувства — это чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет.

Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей. Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.

К нравственным чувствам относятся: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.

К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т.д.

Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Эти чувства вызывают произведения искусства.

Например: восторг, радость при виде прекрасного (картины, произведения искусства).

Практические чувства — это переживания человеком своегоотношения к деятельности.

Практические чувства возникают в деятельности.

Человек откликается на разные виды деятельности — труд, учебу, спорт и т.д. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней.

Практические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условии деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.

Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональныйотклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании (это переживания, возникающие в процессе познавательнойдеятельности человека).

Эти чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, в учебных и научных вкусах. Интеллектуальные чувства: удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т.д.

Любовь является одним из важнейших высших чувств человека.

Источник

Чувства: как они возникают и какую роль играют в жизни человека

Чувства можно охарактеризовать, как отношение человека к происходящим в жизни событиям. Чувства имеют разные причины возникновения, ассоциации, делятся на категории и критерии. Почему они и те же события могут вызывать у разных людей абсолютно иные чувства? Что общего имеют чувства с эмоциями? Хоть тема «Чувства» сложная и многогранная для одной статьи, попытаемся с ней разобраться.

Какие бывают чувства

Рассмотрим для начала, какие бывают чувства. Каждый человек испытывает разный набор чувств, что, в принципе, абсолютно нормально. Чувства зависят от характера, типа темперамента, круга общения и сферы деятельности человека. На практике мы часто сталкиваемся с такими чувствами, как радость и грусть, стыд и страх, гнев и отвращение, скука и интерес, восхищение и удовольствие, обида, удивление и др.

Психологи определяют несколько критериев и категорий чувств. Три основных критерия, по которым образуется классификация чувств:

  1. Валентность. Согласно ему чувства бывают положительные, отрицательные и нейтральные.
  2. Интенсивность. Сюда относят слабые, средней силы, сильные чувства.
  3. Стеничность. Здесь выделяют повышающие активность и вызывающие пассивность чувства.

Существует также понятие «высшие чувства».

Какие высшие чувства могут быть у человека?

Какие высшие чувства могут быть у человека и как они выражаются? Классификация делит высшие чувства на моральные, интеллектуальные, эстетические и праксические. Моральные чувства человек испытывает к другим людям, они формируются в зависимости от окружения и степени социализации. К этой области относятся любовь, дружба, ненависть, благодарность, совесть.

Читайте также:  Думай позитивно стакан всегда наполовину полон всегда чувствуй хорошее плохого не существует между

Интеллектуальные чувства возникают в процессе трудовой деятельности, когда человек испытывает удовлетворение от работы или недовольство результатом.

Эстетические чувства приходят к человеку при виде чего-то красивого, приятного глазу. Это может быть художественная или творческая работа, привлекательный внешне человек, яркое по краскам природное явление.

Праксические чувства характеризуют собственное отношение человека к работе, занятиям, любого рода деятельности.

Так или иначе, чувства сложно вогнать в определенный формат и конкретизировать. Чувства – индивидуальная реакция человека на происходящее событие, отношение или какой-либо объект.

Критерии формирования чувств соотносятся с основной эмоцией, которая проявляется в определенной ситуации.

Эмоции

Эмоции и чувства – разные психологические понятия. Если чувства являются отношением к чему-то или кому-то, то эмоции – способ это отношение выразить. Чувства – ощущения более продолжительные и устойчивые. Эмоции же носят временный характер и относятся к происходящему в конкретный момент событию. Например, любовь – чувство, а улыбка от радостной встречи с любимым человеком – эмоция.

Тем не менее, эти понятия связаны и существовать друг без друга не могут, так как являются компонентами взаимодействия деятельности нервной, гормональной, сердечно-сосудистой систем.

В отличие от чувств, которые человек приобретает в течение жизни, эмоции являются врожденными или инстинктивными факторами психологического портрета. Эмоции присущи исключительно людям, факты проявления эмоций у животных не обнаружены.

Виды эмоций

Специалисты различают следующие виды эмоций:

  1. Положительные. Человек испытывает радость, удовлетворение, благодарность. Как пример – встреча с близким по духу или любимым человеком, радость от хорошей оценки или полученной премии.
  2. Отрицательные. Сюда можно отнести злость, гнев, страх. Пример: опоздал на самолет, не сдал зачет, встретил недруга в одной компании.
  3. Нейтральные: когда, собственно, все равно, что произошло и почему. Нет выделения на плохое и хорошее.
  4. Астенические. Те, которые не оказывают стимулирующего действия на человека, не побуждают его к совершению каких-либо дел. Не выполнил вовремя задание, но нет смысла уже приступать к работе, так как «дедлайн» окончен, рейтинг упал.
  5. Стенические, когда, испытав эмоции, человек берется за дело. Здесь пример может быть такой. Женщина приходит в магазин, но понравившееся платье привычного размера катастрофически мало. Испытав негативную эмоцию, дама садится на диету, записывается в спортзал и начинает худеть. Действие запущено.
  6. Простые эмоции. Когда человек испытывает что-то конкретное, например, радость или смущение.
  7. Сложные (составные), когда в основе – целый спектр чувств. Сюда можно отнести, например, раздражение, когда человек одновременно обижается, злится, расстраивается из-за происходящего.
  8. Низшие эмоции человек испытывает, удовлетворяя ежедневные потребности: выспался, наелся, утолил жажду.
  9. Высшие эмоции испытывает тот, кто занимается продуктивной интеллектуальной деятельностью. Сюда относится гордость за ребенка, сдавшего на «отлично» сложный экзамен, радость от посещения художественной выставки и т.д.

Известно, что все эмоции воспринимаются и трактуются специалистами по-разному, поэтому говорить о том, что вышеописанные виды эмоций одновременно можно отнести к любому человеку или ситуации, ошибочно. Каждая эмоция, как и происходящая ситуация, субъективна.

Есть ли единый и утвержденный список эмоций?

Список эмоций, свойственных человеку, в научной сфере не принят. Известно около пятисот проявлений чувств и различных состояний, которые можно было бы в него включить. Но так или иначе, он никогда не будет утвержден, хотя бы потому, что постоянно сокращается или увеличивается.

Мы предлагаем вам попробовать понаблюдать за собой и составить свой собственный список эмоций. Сделать это можно следующим образом. Заведите блокнот, в который ежедневно записывайте события, происходящие с вами в течение дня, но отдельную графу оставьте под описание эмоций, которые были этими событиями вызваны.

Например, поход в магазин за свежими фруктами – радость от покупки или досада от отсутствия любимых яблок. Прогулка на лыжах – страх скатиться с высокой горки, гордость за то, что смогла это сделать. Подводите итоги прошедшего дня: что вы испытываете в конкретный момент? Какие эмоции чувствуете по окончании дня? Довольны проведенным временем или нет?

Не старайтесь вытащить эмоции, которые заставят вас действовать или бездействовать, просто научитесь констатировать факт. После нескольких дней практики вы сможете лучше распознавать свои и чужие эмоции, научитесь ориентироваться в чувствах.

Самоанализ поможет вам обрести контроль над собственными эмоциями, ведь существуют неконтролируемые эмоции, которые возникают сами собой и становятся проблемными факторами для человека. Получив знания из подобного исследования, сможете взять эмоциональный фон под контроль.

Читайте также:  Как кружится голова при стрессе

Психология эмоций

Исследованием различных эмоциональных состояний человека занимается психология эмоций. Известно, что эмоции проявляются у людей вследствие различных реально происходящих и воображаемых событий. Они могут переживаться непосредственно участником данных событий, могут быть пересказаны другим людям и, соответственно, пережиты ими.

Например, человек, попавший в автокатастрофу, переживает несколько видов эмоций (страх аварии, оцепенение, испуг и т.д.). Когда он рассказывает о произошедшем близким людям, они представляют себе эту ситуацию и испытывают аналогичные эмоции, хотя не являются прямыми участниками случившейся катастрофы.

Эмоции каждый человек проявляет по-разному, это зависит от его психологического типа личности. Темпераментные особы, не привыкшие сдерживать себя, способны вызывать эмоциональную бурю по любому поводу. Люди сдержанные, умеющие держать себя в руках, слабо проявляют эмоции. Есть тип людей, которые публично могут сдерживать себя, а наедине с собой или кем-то очень близким дать волю эмоциям.

Психология выступает за то, чтобы люди научились регулировать эмоции. Доказано, что эмоции способны сдерживать движение в той сфере, с которой они связаны.

Например, страх какого-то определенного действия на пути к цели способен полностью остановить движение, а эйфория от того, что все получается легко, делает человека невнимательным и беспечным в дальнейшей деятельности.

Саморегулирование подобных эмоций поможет человеку трезво оценить ситуацию и выбрать правильный путь к достижению цели. Например, в первом случае преодолеть страх и составить план действий, во втором случае – перестать думать, что во второй раз также повезет, как в первый, и осознанно подойти к делу.

Контролировать эмоциональную сферу – не значит стать бесчувственным истуканом. Человек, неадекватно реагирующий на события и новости, не вызывает желания общаться. От того, кто машет руками, импульсивно ходит из угла в угол, теребит волосы, громко смеется или говорит — хочется отойти подальше. Наоборот, тот, кто спокоен и приветлив, привлекает к себе людей и расширяет круг общения.

Найдите «золотую середину», проявляйте эмоции, испытывайте чувства и живите в гармонии с собой и окружающими.

Источник

Высшие чувства и их характеристики

Чувства — эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции — чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.
Праксические чувства — чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.
Нравственные чувства — эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил — этикой, а практическая их реализация — нравственностью. Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой са­морегуляции — «нравственный закон внутри нас». Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.
Чувство долга — это осознание и принятие человеком социальных обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.
Совесть — способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания.
Чувство чести — повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Эстетические чувства — восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.
Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.
Интеллектуальные чувства. Радость познания — одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.
Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами — любопытством и любознательностью.
Любопытство— направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих — во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства.
Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен.

Читайте также:  Как включать эмоции или логику

Любознательность— устойчивое состояние познавательной направленности личности.
Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека — неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания, все более глубокого и широкого освоения действительности.

33. Волевая сфера личности. Понятие о воли. Функции воли.

Воля— психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для достижения цели. Воля является одним из важнейших условий человеческой деятельности.

Волевую деятельность нельзя сводить к активности организма и отождествлять с ней. Активность свойственна и животным. Они, удовлетворяя свои биологические потребности, адаптируясь к условиям жизни, оказывают длительное влияние на окружающую природу, но это происходит без определенного намерения с их стороны.

Воля проявляется в усилии, во внутреннем напряжении, которое переживает человек, преодолевая внутренние и внешние трудности в стремлении к действию или в сдерживании себя.

Произвольные действия детерминированы, как и все другие действия человека, но поскольку они вызываются следами в коре головного мозга от предыдущих раздражителей, то иногда кажется, что они возникают сами по себе, без причины. То, что двигательный участок коры больших полушарий головного мозга является одновременно и сенсорным, играет важную роль в регуляции волевых действий. В процессе волевых действий от исполнительного аппарата в кору головного мозга поступает информация о характере действий, где она сопоставляется с образом запланированного действия, опережая его результаты. Такое сопоставление исполняемого действия с его образом способствует уточнению рефлекторного акта в соответствии с тем, к чему стремится человек.

В процессе развития человек научился не только произвольно действовать, но и произвольно задерживать свои действия. Произвольно действуя и произвольно задерживая действия, человек регулирует свою деятельность и поведение.

Функции воли. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительнойитормозной и в них себя проявляет. Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.). В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т. е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью.

Источник

Оцените статью