Понятие суждение умозаключение этапы чувственной ступени познания

Процесс познания человеком мира

Содержание:

↑ Понятие «познание».

Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.

По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:

Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).

Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).

Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).

Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).

Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).

↑ Процесс познания

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

↑ Эмпирический уровень познания

Эмпирический уровень познания (чувственное познание) — начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:

  • они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
  • они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;
  • без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;
  • они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.

Формы чувственного познания:

1) Ощущение — это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.

2) Восприятие — это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.

3) Представление — это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.

Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.

↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)

Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Теоретический уровень познания (рациональное познание) — это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.

Формы рационального познания:

1) Понятие — это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.

Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие — это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.

Читайте также:  Обида это детская эмоция

2) Суждение — это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.

Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».

3) Умозаключение — это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.

Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод — это результат умозаключения. Например:

  • Все адвокаты — юристы (посылка).
  • Петров — адвокат (посылка).
  • Следовательно, Петров — юрист (вывод).

Умозаключение может быть:

  • индуктивным (от частного к общему)
  • дедуктивным (от общего к частному)
  • получаемым по аналогии

↑ Интуиция

Интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.

Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.

Источник

Понятие суждение умозаключение этапы чувственной ступени познания

Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

1) чувственное познание

2) рациональное познание

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

В структуре научного знания выделяются два уровня: эмпирический уровень и теоретический уровень. Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте.

Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня.

Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно оторвать (отделить) один от другого. Теоретический уровень отличается от эмпирического тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На этом уровне формируются конкретные научные теории, и он характеризуется тем, что в нем оперируют с интеллектуально контролируемым объектом познания, в то время как на эмпирическом уровне — с реальным объектом. Значение его в том, что он может развиваться как бы сам по себе, без прямого контакта с действительностью.

Источник

Познание: его ступени и виды

ПОЗНАНИЕэто интеллектуальная деятельность, направленная на воспроизведение действительности идеальным образом.

Посредством познания и на его основе человек осваивает и преобразует окружающий природный мир, самого себя, формирует свой социальный и духовный мир, свою культуру. Анализом сущности познания и построением общей теории познания занимается такая сфера философского знания, как гносеология (от греч. gnosis — знание, познание), которую иногда называют также эпистемологией.

Познание достаточно сложное явление. В своей основе оно представля­ет собой активное восприятие человеком внешнего мира, осуществляемое посредством особого вида деятельности, которую определяют как познава­тельную деятельность. Определение познания как высшей формы отражения действительности предполагает, что ему присущи некоторые особенности, от­личающие его от более простых форм отражения, доступных всем уровням организации материального мира:

— познание не может быть объяснено посредством его сведения к неко­торым нейрофизиологическим или химическим процессам, так как являет­ся идеальной функцией мозга. Эта функция мозга проявляется и начинает функционировать лишь в обществе, т. е. присуща «общественному» человеку;

— познание как отражение действительности не носит зеркального харак­тера, а представляет собой творческое восприятие отражаемого, т. е. выход познающего субъекта за рамки непосредственного восприятия. На непосред­ственное восприятие влияет накопленный в прошлом познавательный опыт человека, а также наличие у него интересов. Человек избирательно воспри­нимает и воспроизводит те или иные свойства познаваемого явления.

Различают две основные ступени познания — чувственную и рациональ­ную (логическую). Каждой из них свойственны свои формы воспроизведе­ния познаваемого объекта: наглядные образы и абстрактные констатации, из которых складывается целостное знание. На уровне чувственной ступени познания мы фиксируем конкретные, индивидуальные признаки и свойства предмета, а на уровне рациональной — общие, повторяющиеся и устойчивые признаки предмета, указывающие на включенность его в те или иные классы предметов. Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный процесс.

К основным форма чувственного познания относятся ощущения, вос­приятия и представления, а рационального познания — понятия, суждения и умозаключения. За каждой из названных форм стоит тот или иной орган и соответствующие биофизиологические ресурсы человека.

ОЩУЩЕНИЕэто отражение отдельных свойств предмета, воз­никающее при его воздействии на органы чувств человека.

Инструментом, посредством которого человек отражает отдельные свой­ства предмета, служат пять основных рецепторов чувств, которыми он об­ладает — тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые. Каж­дый из этих рецепторов обеспечивает соответствующие ощущения, которые доставляют в мозг человека информацию о первичных свойствах восприни­маемого предмета.

Читайте также:  Консультирование при переживании чувства вины

ВОСПРИЯТИЕэто форма отражения, формирующая целостное воспроизведение предмета на основе полученных ощущений, всех вме­сте или отдельных групп ощущений.

Как более сложную форму отражения восприятие характеризует не толь­ко то, что оно дает более сложную «картину», слепок объекта, но и то, что целостный образ предмета возникает как следствие вовлечения в процесс от­ражения прошлого опыта, закрепленного в памяти. Именно этот опыт «до­рисовывает» комплекс ощущений, «реконструируя» целостный образ воспри­нимаемого предмета. Например, увидев кусочек сахара или комок ваты, мы почти безошибочно определяем его тяжесть, сладость, и т.д., т.е., форми­руем представление о нем даже при отсутствии тактильных или вкусовых ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕэто форма отражения, формирующая на­глядные образы предметов, не воздействующих в данный момент непосредственно на органы чувств человека.

Это отражение основано на ресурсах памяти, достигшей такого уровня ор­ганизации, что позволяет автономно, без непосредственной связи с предметом воспроизводить наглядные образы как предмета в целом, так и отдельных его свойств.

Последовательное развитие сознания на определенном этапе приводит к появлению рациональных форм мыслительной деятельности, основанных на абстрактной модели отражения действительности. Для рационального позна­ния присущи такие формы отражения, как понятия, суждения и умо­заключения.

ПОНЯТИЕ представляет собой результат выделения из совокупно­сти свойств предмета наиболее существенного, устойчивого, повто­ряющегося в целом ряде предметов данного класса.

Понятие являет собой первичную клеточку мыслительного процесса, на которой основывается собственно познавательный процесс. Посредством по­нятий процесс познания получает возможность выстроить свой логотип, ди­станцироваться от всего бесконечного многообразия качественных характе­ристик предмета и сосредоточить внимание на его существенных сторонах и признаках.

Например, понятие «стол», в котором отражается наиболее су­щественное свойство или признак данного класса предметов, абстрагирует­ся от целой совокупности вторичных его свойств и признаков, таких, как быть круглым или квадратным, деревянным или пластиковым, белым или желтым, высоким или низким и т.д. Теперь представьте себе, что нам бы приходилось передавать кому-либо сведения об интересующем нас предмете (столе) посредством перечисления хотя бы основного набора его признаков: это четыре (три, две) ножки, плоское плато сверху, и на нем можно обедать, писать, рисовать и т. д.

СУЖДЕНИЕформа рационального познания, посредством кото­рой нечто утверждается или отрицается относительно чего-либо.

Атомарными (далее не делимыми) элементами суждения выступают по­нятия. Любое суждение образуется из двух или более понятий, утвержда­ющих или отрицающих что-либо относительно чего-либо: «Утро холодное», «Иван есть человек» и т. д. Как видно из этих примеров, суждение пред­ставляется результатом обобщения данных наблюдения. При этом следует помнить, что суждение предполагает не простое, произвольное соединение ряда понятий, а сопряжение этих понятий по определенным правилам.

Еще более явным «процессуальный» контекст познания обнаруживает се­бя в умозаключении.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕэто процедура непосредственного выведе­ния из двух или нескольких суждений нового суждения.

Суждения, лежащие в основании умозаключения и из которых выводит­ся новое суждение, называются посылками, а суждение, которое выводится из посылок — заключением. Умозаключение представляет собой познаватель­ный прием, с помощью которого осуществляется логическое преобразование информации, содержащейся в неявном виде в посылках, но не представлен­ная в них непосредственно.

Например:

«Иван есть человек» — первая посылка.

«Человек обладает сознанием» — вторая посылка.

«Иван обладает сознанием» —заключение.

На этом примере видно, что информация, полученная в результате умоза­ключения, не содержится в явном виде в исходных посылках. Она является выводом, который получен посредством логической операции в один шаг. Именно на уровне умозаключения мы впервые в чистом виде сталкиваемся с ситуацией, иллюстрирующей творческие ресурсы сознания, продуцирующего новое знание.

Названные две ступени познания : чувственная и рациональная представ­ляют собой единый и взаимоувязанный механизм отражения внешнего мира в форме познания. Они не могут быть оторваны друг от друга. Ни одна из ступеней не может быть признана самодовлеющей, а тем более самодоста­точной, без искажения сущности и содержания процесса познания.

В тео­рии познания известны философские подходы, игнорирующие взаимосвязь чувственного и рационального познания. Так, например, эмпиризм призна­ет единственным достоверным источником наших знаний лишь чувственный опыт, лишь то, что доступно для непосредственного ощущения и восприятия. Все прочие продукты знания, по их мнению, являются в лучшем случае допу­щением. Оппоненты эмпиризма из лагеря рационализма,наоборот, данные чувственного опыта находят «обманом зрения». Поэтому истинные знания могут быть получены лишь посредством интуиции и логического анализа данных надындивидуального опыта.

Кроме названных ступеней познания, принято также выделять и виды познания. Их перечень обусловлен формами творческой активности челове­ческого сознания, в зависимости от которых складывается их реальное со­держание, способы и формы проявления.

Интуиция. Интуиция (от лат. intuitio — созерцание, intueor — присталь­но смотреть) — одна из специфических форм познания, возникающая как некоторое сопряжение чувственного и рационального познания. Результатом интуитивного познания является знание, механизм получения которого не осознается. Это способность сознания непосредственно, без соблюдения уста­новленной процедуры познания получать знания о познаваемом объекте.

Читайте также:  Чувствования как во христе иисусе христе

Если цепь логических умозаключений или научный эксперимент могут быть воспроизведены человеком и аргументированы, то акт интуитивного по­знания не может быть воспроизведен и обоснован. Интуитивное знание пред­стает непосредственно данным в виде готовой истины, как результат прозре­ния и постижения глубинной сути вещей.

К характерным чертам интуиции принято относить:

— неожиданность решения познавательной задачи;

— неосознанность хода мыслительного процесса и невозможность объяс­нения алгоритма движения к истине;

— непосредственную данность полученного результата и очевидность его истинности;

— безотчетность и недоступность реконструкции мыслительного процес­са, ведущего к данному знанию;

— однократность, невозможность повторного проникновения в «лабора­торию» производства полученного знания;

— субъективность, означающую исключительную индивидуальность со­прягаемых элементов: чувственного опыта и рационального мышления.

Интуиция может присутствовать во всех формах и актах человеческого познания. Можно выделить такие виды интуиции, как научная, религиозная, художественная, техническая, философская, обыденно-практическая. В каж­дой из форм проявления она имеет важное познавательное значение и вно­сит существенный вклад в обогащение человеческого познания и социальной практики.

В научном познании интуитивное и рациональное мышление вза­имно дополняют друг друга. Интуитивно полученное знание для приобрете­ния им статуса научного положения или гипотезы должно быть рационально интерпретировано и обосновано, т. е., должна быть восстановлена пропущен­ная последовательность этапов познания и система аргументации.

Одной из наиболее распространенных и повседневных видов познания яв­ляется обыденное познание. Оно естественно и присуще всем индивидам, одаренным сознанием. Обыденное познание осуществляется человеком в процессе его постепенного вхождения в культуру общества и не требует от него, в отличие от научного познания, специального образования и навыков иссле­довательской работы.

ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ представляет собой способ духовно-творческого воспроизведения человеком непосредственных условий сво­ей жизнедеятельности, сообразуясь с практическими запросами обес­печения жизни.

Способом его выражения является язык обиходного общения, или обыден­ный язык. Обыденный язык оперирует преимущественно нечеткими и мно­гозначными понятиями. Их точный смысл обнаруживается лишь в контек­сте повседневного языкового общения. В таком языке отражаются не столько смысловые значения познаваемых явлений, сколько знаковые, символические представления, обогащаемые, к тому же, эмоциональными и культурно-эти­ческими значениями.

Обыденное познание, как правило, прагматично, поскольку направлено на постижение явлений реального мира с целью их практического исполь­зования. Оно вбирается субъектом опытно, индуктивно, не требует логико-гносеологических обоснований и составляет основу обыденной картины ми­ра. Такое познание носит фрагментарный, отрывочный характер, предстает мозаичным, неожиданным и нередко требует религиозного дополнения, вос­полняющего в доступных формах целостность мироощущения.

Результаты обыденного познания, по преимуществу, не систематизирова­ны и представляют собой конгломерат, свод сведений, предписаний, рецептов деятельности и поведения, накопленных и обобщенных обыденным опытом тех или иных социальных сообществ.

Существенный контекст познания связан с самопознанием. Процесс по­знания внешнего мира самым тесным образом сопряжен с самопознанием, объектом которого является собственное «Я» человека.

САМОПОЗНАНИЕ представляет собой познание человеком своей индивидуальности, «Я» как автономной сущности, отличной от дру­гих явлений действительности.

Начало самопознания связано с первичными этапами социализации чело­века и осуществляется «зеркально», через восприятие реакций других людей на себя. Постепенно, на основе сформировавшихся представлений о мире и людях, становится возможной саморефлексия, соотнесение своего «Я» со сло­жившимися нормами и правилами окружающего социального мира. На осно­ве самопознания формируется самооценка человека, отклоняющиеся формы которой могут выражаться либо в эгоцентризме, когда самооценка завышена и собственное «Я» воспринимается не критически и без учета внешних оце­нок со стороны социальной среды, либо в виде «комплекса неполноценности».

Последнее является результатом заниженной оценки своих возможностей и способностей, часто вследствие завышенных требований среды, неадекват­ных санкций за неуспех, или завышенной оценки внешних ожиданий и страха не соответствовать им.

Эстетическое познание представляет собой форму чувственно-эмо­ционального постижения мира и осуществляется с помощью художественных образов, созданных творческим воображением человека. Одной из особен­ностей эстетического познания является его глубоко личностный характер. Как в произведении искусства всегда присутствует его автор, неповторимый в своей уникальности, так и акт последующего восприятия созданных худо­жественных образов характеризуется неповторимой уникальностью эстети­ческих взглядов созерцателя.

Другой особенностью эстетического познания является то, что оно не копирует предметы познания, не воспроизводит их свойства и признаки в угоду утилитарным запросам, а конструирует новую реальность на основе художественных обобщений действительности. Созданный художественный образ имеет значительно более свободные пространственно-временные при­вязки, чем это присуще таким формам познания, как научное или обыденное познание.

Он может соотноситься как с прошлым и будущим, так и с чи­стым вымыслом, что мы можем наблюдать в сказках, былинах, в сюжетах картин и т. д. Еще более свободным и отдаленным от реальности эстетиче­ское познание предстает в музыкальных произведениях. Поэтому благодаря эстетическому познанию, человек творит свой мир, сообразуясь не только со своими утилитарными потребностями и законами природы, но и по законам красоты, удовлетворяя свои духовные запросы.

Источник

Оцените статью