Понятие смерть эмоциональные стадии горевания

Эмоциональные стадии горевания.

Доктор Элизабет Кюблер – Росс на основании многолетних исследований определила 5 эмоциональных стадий, через проходит человек с того момента, когда он получил роковое известие.

Первая фаза (стадия): нежелание воспринимать факт неизбежности надвигающейся смерти (несогласие и уединение).

Вторая фаза – гнев, протест, агрессия, которые могут быть направлены против самого больного человека (суицид) или, что случается чаще, против окружающего мира. Это период негодования, возмущения и зависти.

Третья стадия – переговоры с судьбой, пытается отсрочить неизбежное.

Четвертая фаза – депрессия (глубокая печаль по поводу предстоящей потери собственной жизни).

Пятая стадия – согласие, окончательное смирение и принятие смерти. Умирающий человек утомлен, очень слаб и подолгу спит или дремлет. Больной человек хочет остаться в покое, он без радости принимает посетителей и становится неразговорчив. Семья нуждается в большей помощи, поддержке и понимании, чем сам пациент.

Биологическая смерть

высыхание и помутнение роговицы глаза, размягчение глазного яблока;

наличие симптома «кошачий глаз» — при сдавлении глаза зрачок деформируется и напоминает кошачий глаз;

снижение температуры тела до температуры окружающей среды;

появление трупных пятен — это сине-фиолетовые пятна выстукают на коже. При положении трупа на спине они появляются в области лопаток, поясницы, ягодиц, а при положении на животе — на лице, шее, груди, животе;

— трупное окоченение. Это бесспорный признак биологической смерти, возникающий через 2-4 часа после смерти. Оно появляется в мышцах лица и постепенно распространяется на мышцы туловища, а затем нижних конечностей.

Правила обращения с трупом. Сборник алгоритмов стр. 87.

Документация заполняется с целью:

Ведения статистического учета, на основе, второго осуществляют планирование, прогнозирование и обеспечение здравоохранения.

Отображения лечебно-диагностического процесса, который проходит пациент, чтобы иметь возможность наблюдать динамику процесса, провести его анализ, внести коррективы.

Контроля за содержанием и использованием материально-технических средств, которые применяются в работе ЛПУ.

Учета выполненной работы и рабочего времени медперсонала.

Заполняется на каждого пациента, впервые обратившегося в поликлинику. В ней отражается весь лечебно-диагностический процесс который проходит пациент в поликлинике.

Паспортная часть и лист уточненный ДS заполняет м/с, все остальное – врач.

Находится и хранится в регистратуре.

Регистрирует обратившихся пациентов по данному заболеванию. Это основной статистический документ поликлиник, на основании которого составляются отчеты, рассчитывается заболеваемость и обращаемость в поликлинику.

Заполняется м/с под контролем врача в части – ДS (диагноза)

После заполнения сдается в кабинет мед. статистики.

Талон на прием к врачу.

Для регулирования потока пациентов к врачу и напоминания пациенту даты, № каб., время посещения врача.

Часть талонов выдается м/с на приеме, а остальные – в регистратуре.

Карта диспансерного учета.

Заводится на каждого пациента на участке с целью регистрации и отображения процесса диспансеризации.

м/с кабинета профилактики, при его отсутствии – участковая м/с

Карта находится в отделении профилактики или кабинете уч. врача.

Выписка из амбулаторной карты.

В нее переписываются необходимые данные из амбулаторной карты. Она выдается на руки пациенту для предъявления по месту требования. Она необходима для преемственности работы поликлиники и других подразделений здравоохранения.

Выписка обязательная. заверяется врачом и печатью поликлиники.

Является связующим звеном между лечащим врачом и санаторием. Она отображает состояние здоровья пациента в момент направления в санаторий.

Оформляется м/с под руководством врача.

Направление на анализы.

Для извещения лаборатории о том, что и с какой целью направлено

Необходимо четко написать: — в какую лабораторию напр. мат-л и куда направить результат

Экстренное извещение об инфекционном заболевании.

Для извещения СЭС о выявлении инфекции и педикулеза с целью проведения санэпид. мероприятий в очаге.

Необходимо также сообщить в СЭС по телефону и записать в извещении

Для регистрации лечебно-диагностического процесса, который проходит пациент в стационаре.

Паспортная часть – м/с приемн. от-я

Заводится на каждого пациента, поступающего в стационар

Для регистрации поступивших с стационар пациентов.

м/с приемного отделения.

Иногда в приемном отделении ведется алфавитный журнал поступивших пациентов для справочного стола.

Статистическая карта выбывшего из стационара.

Для регистрации госпитализированных пациентов с различными заболеваниями. Это осн. стат. документ стационара, на основании которого составляются отчеты.

Паспортная чатсь – м/с приемного отделения; другую часть – врач отделения.

Сдается в кабинет мед. статистики.

Это требование, на пищеблок о приготовлении для отделения необх. количества порций и диет.

Читайте также:  Кто чем снимает депрессию

Составляет палатная м/с ежедневно, делая выборку из листов назначений.

на русском языке.

Требование в аптеку.

Это заказ в аптеку на получения необходимых для отделения медикаментов. Состав в 2-х экземплярах на обычные препараты, в 3-х на наркотики и спирты.

Сост. ст. м/с по требов-м палатных м/с. заверяет у зав. отделением, а наркотики и спирты у гл. врача.

На лат. яз. с указанием формы лекарственного вещества, дозы и концентрации.

Журнал назначений постовой м/с.

В нем отражается все назначения, которые выписаны из листа назначений для данного пациента.

Имеются в виду инструмент и лабор. назначения консультаций, а также медикаментозные на ночь.

Журнал учета наркотических и сильнодействующих веществ.

Учитывается каждая таблетка или инъекция наркотика (сильнодейст.) с обязательным указанием остатка.

Необходимо четко и грамотно заполнять все графы.

Журнал обязательно прошивается прономеровывается и заверяется печатью стационара.

Журнал назначения процедурного кабинета.

В него записывается назначения из листков назначений каждого пациента.

запись из листков назнач. делает палатная м/с, ведется журнал – м/с процедурного кабинета.

Имеются в виду назнач. связанные с парентеральным вмешательством.

Направление в процедурный кабинет.

Для извещения процедурн. м/с о том, что необходимо ввести пациенту, в какой дозе и концентрации, каким путем.

Если пациенту необходимо срочно сделать инъекцию, то направление пишут Cito!

Листок и справка о временной нетрудоспособности.

Для освобождения пациента от работы и учебы в связи с болезнью

Врач, мс/ по руководству врача

Справка выдается уч-ся и студентам, в б/л работающим

Журнал отказа в госпитализации.

Для регистрации пациента, которого не госпитализировали по разным причинам.

м/с приемного отделения

В журнале обяз. указ. причину отказа в госпитализации

Журнал учета переливания крови и пр. заменителей.

Для регистрации переливаний крови и проч. заменителей.

м/с проц. кабинета

Сводка движения больных.

Составл. ежедневно. Отражает движение больных в отделении. В ней отмечается общ. количество, сколько выписано, сколько поступило, сколько умерло, переведено из др. отделений в дур. отделения.

Составляется утром и передается в сан. пропускник.

Для изображ. динамики показателей пульса, АД, ЧДД, t, также в него записывают при необходимости показатели водного баланса, вес пациента, физиологические отправления. Ведется ежедневно.

Для наглядности – для каждого показателя принят соответственный цвет карандаша.

Источник

Лекция № 14. Потери, смерть, горе. План.

Понятие и принципы паллиативной помощи.

Особенности общения и психологическая помощь обреченному человеку, его родным и близким. Уход за обреченным человеком в стационаре и на дому.

Принципы обслуживания пациентов в хосписе.

Понятие и принципы паллиативной помощи.

Паллиативное лечение начинается тогда, когда все другие виды лечения не эффективны. Целью паллиативного лечения является создание для пациента и его семьи возможностей достойного качества жизни при сложившихся обстоятельствах — это тогда, когда болезнь не поддается лечению. Вся работа медсестер должна быть направлена на удовлетворение не только физиологических потребностей, но и не менее важных психологических, социальных и духовных.

В паллиативном лечении главная цель не в продлении жизни, а в создании условий комфорта, достойных человека. Паллиативное лечение будет эффективным, если:

создавать и поддерживать безопасные условия жизни;

если пациент максимально будет чувствовать свою независимость.

Стадии горевания.

Нередко в отделении находится неизлечимый пациент. Когда смерть оказывается вдруг близкой и неизбежней, то встречать ее трудно. Человек, узнавший, что он безнадежно болен, что медицина бессильна, и он умрет, переживает различные психологические реакции, так называемые эмоциональные стадии горя:

I стадия — «Отрицание» («нет, только не я», «это неправда», «не может быть»),

II стадия — «Гнев» (« почему я? кто виноват?»),

стадия — «Просьба об отсрочке» («еще не сейчас», «еще немного»),

стадия — «Депрессия» («да, это со мной, я умру», «нет выхода, все кончено»),

стадия — «Принятие» («пусть будет», «никуда не денешься, значит судьба»).

Стадии горя, переживаемые родственниками умершего.

1. Шок, оцепенение, неверие. Скорбящие люди могут чувствовать себя в отрыве от жизни, т.к. реальность смерти еще не полностью достигла сознания и они еще не готовы принять потерю.

2. Боль, испытываемая из-за отсутствия умершего человека. Parkes СМ. (1986г.) так описывает это состояние: «отсутствие умершего человека ощущается везде. Дом и семья наполнены болезненными воспоминаниями. Горе несет скорбящего на волне сильного и длительного напряжения, охватывает сильнейшая тоска».

3.Отчаяние (волнение, гнев, нежелание вспоминать). Наступает, когда приходит осознание того, что умерший не вернется. В это время часто отмечается снижение концентрации внимания, злость, вина, раздражительность, беспокойство и чрезмерная печаль.

Читайте также:  Аппарат для лечения депрессии

4.Принятие (осознание смерти). Скорбящие люди могут мысленно сознавать неизбежность потери задолго до того, как их чувства дадут им возможность принять правду. Депрессия и колебание чувств может продолжаться больше года после похорон.

5. Разрешение и перестройка. Вместе с умершим человеком уходят старые привычки поведения и возникают новые, которые ведут к новой фазе принятия решений. В этой фазе человек в состоянии вспоминать умершего без всепоглощающей печали.

Источник

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТАДИИ ГОРЕВАНИЯ

Организация паллиативной помощи в хосписах и на дому.

Потери, смерть и горе.

РАЗРАБОТЧИК:

ШАМИНА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПМ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ

ПО ПРОФЕССИИ

МЛАДШАЯ МЕДСЕСТРА

ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

ГОД

БЛОК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

БОЛЬ Это неприятное сенсорное и эмоциональное ощущение человека, вызванное фактическим или потенциальным повреждением тканей.
ИРРАДИАЦИЯ БОЛЕВЫХ ОЩУЩЕНИЙ Распространение боли за пределы патологического очага.
ГОРЕ Эмоциональный отклик на утрату или разлуку, проходящий несколько стадий
ДЕПРЕССИЯ Тоскливое, подваленное настроение.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ Совокупность параметров, измеряющих течение жизни с оценкой удовлетворенности физическим состоянием, психологическим благополучием, социальными отношениями и функциональными способностями организма в период развития заболевания и его лечения.
ПАЛЛИАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ Лечение, которое начинается тогда, когда все другие виды лечения не эффективны и болезнь не поддается лечению.
ТЕРМИНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Этапы умирания организма (предагония, агония, клиническая смерть).
ХОСПИС Специализированное лечебное учреждение для обреченных пациентов, где оказывается комплексная медицинская, психологическая и социальная помощь.
ЭМПАТИЯ Способность испытывать за другого его чувства, сопереживать. Способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения.
ТАНАТОЛОГИЯ Раздел медицины изучающий вопросы, связанные с механизмами процесса умирания, возникающих при этом клинических, биохимических и морфологических изменениях в организме.
ТЕРМИНАЛЬНЫЙ Конечный

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТАДИИ ГОРЕВАНИЯ

Нередко в лечебных отделениях стационаров находится неизлечимый пациент. Когда смерть оказывается вдруг близкой и неизбежной, то встречать ее трудно. Человек, узнавший, что он безнадежно болен, что медицина бессильна, и он умрет, переживает различные психологические реакции, так называемые эмоциональные стадии горя.

Доктор Элизабет Кюблер-Росс на основании своих многолетних исследований определила 5 эмоциональных стадий, через которые проходит человек с того момента, когда он получает роковое известие.

Первая стадия: стадия отрицания — нежелание воспринимать факт неизбежности надвигающейся смерти (несогласие и уединение). У большинства больных людей наступает психологический шок на диагноз неизлечимого заболевания, особенно если потеря внезапна. Шок приводит к реакции отрицания (Этого не может быть!).

Так бывает и с теми, кто сразу узнает правду, и с теми, кто догадывается о ней постепенно.

Вторая стадия: стадия гнева — гнев, протест, агрессия, которые могут быть направлены против самого больного человека (суицид) или, что случается чаще, против окружающего мира (родные и близкие, ухаживающий персонал). Это период негодования, возмущения и зависти.

За всем этим стоит вопрос: «Почему именно я? » В этой стадии семье и ухаживающему персоналу приходится очень нелегко с больным человеком, так как его гнев изливается без видимых причин и во всех направлениях. Но следует к пациенту относиться с пониманием, уделять время и внимание, и он скоро становится более спокойным и менее требовательным.

Третья стадия: переговоры с судьбой, в том числе обращение к Богу. В первой стадии пациент не в силах признать случившееся, во второй — ссорится с Богом и с миром, а в третьей пытается отсрочить неизбежное.

Поведение пациента напоминает поведение ребенка, который вначале требовательно настаивал на своем, а потом, не получив желаемого, вежливо просит, обещая при этом быть послушным: «Господи, если Ты не даешь мне вечной жизни на земле и все мое негодование не изменило Твоего решения, то, быть может, Ты снизойдешь к моей просьбе».

Главным желанием смертельно больного человека почти всегда остается продление срока жизни, а затем — хотя бы несколько дней без боли и страданий.

Четвертая стадия: депрессия (глубокая печаль по поводу предстоящей потери собственной жизни). Оцепенение, стоическое приятие случившегося, гнев и ярость скоро уступают чувству ужаса перед утраченным.

Признаки депрессии:

— постоянное плохое настроение;

— потеря интереса к окружающему;

— чувство вины и собственной неполноценности;

— безнадежность и отчаяние;

— попытки самоубийства или постоянные мысли о суициде.

Сама утрата может выражаться по-разному: как скорбь о потерянном здоровье, об изменившейся семье, детях и т. д. и как огромная боль оттого, что человек готовится к прощанию с миром.

В этот период нужно дать человеку выговориться. Изливая душу, он скорее примирится со своей судьбой и будет благодарен тем, кто в этой стадии депрессии спокойно остается рядом с ним, не твердя о том, что не надо печалиться и не пытаясь его ободрить. Многие в состоянии депрессии нуждаются в присутствии и поддержке священника.

Читайте также:  Не эмоциональная стратегия решения конфликтов

Пятая стадия: стадия смирения — согласие, окончательное смирение и принятие смерти. Умирающий человек утомлен, очень слаб и подолгу спит или дремлет. Этот сон отличается от сна периода депрессии, теперь это не передышка между приступами боли, не стремление уйти от случившегося и не отдых.

Больной человек хочет оставаться в покое, круг его интересов становится более узким, он без радости принимает посетителей и становится неразговорчив. В этой стадии семья в большей степени нуждается в помощи, поддержке и понимании, чем сам пациент.

Время, которое необходимо человеку, чтобы пройти все эти стадии сугубо индивидуально. Нередко эти реакции проявляются в различной последовательности и некоторые из них могут наступать одновременно. Иногда смирение сменяется реакцией отрицания.

Очень важно распознать в какой стадии находится больной на данный момент, чтобы оказать ему соответствующую помощь.

ПРИНЦИПЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ХОСПИСА

В 1981 году Всемирная медицинская ассоциация приняла Лиссабонскую декларацию — международный свод прав пациента, среди которых провозглашено право человека на смерть с достоинством.

Медики поняли, что людям, стоящим на пороге смерти нужна не медицинская помощь, а самостоятельная медицинская дисциплина, требующая специальной подготовки и отношения к пациентам. Болезнь может достичь той стадии, когда лечебная терапия бессильна и возможна только паллиативная помощь.

Раньше они умирали дома, но ухаживать за таким больным крайне сложно, да и не всегда предоставляется возможным.

Это тяжело для всех – и для самих умирающих и для их родственников. И те, и другие страдают от невыносимой боли: одни от физической, другие, видя собственное бессилие, от моральной.

Хосписы — лечебные учреждения, в которых врачи, медицинские сестры проводят мероприятия по устранению у неизлечимо больных людей физических и душевных страданий. Пациентам хосписа оказывается психологическая и медицинская поддержка.

Цель хосписов — дать больному человеку возможность умереть спокойно и без страданий; принести его родным, проходящим через тяжелые испытания, душевное облегчение.

Первый хоспис современного типа был создан в Англии доктором Сесилией Сондерс в 1967 году. Сегодня в этой стране существует общенациональная сеть хосписов.

С начала 1980 годов идеи хосписного движения начинают распространяться по всему миру и стали появляться в России.

Основу хосписного движения составляют принципы паллиативной медицины (медицины временного поддержания здоровья и облегчения боли).

Паллиативная помощь — направление медицинской и социальной деятельности, целью которого является улучшение качества жизни инкурабельных больных и их семей посредством предупреждения и облегчения их страданий, благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и купированию боли и других симптомов — физических, психологических и духовных.

Команды всех хосписов развивают принципы, которые поддерживает Всемирная Организация Здравоохранения:

ü утверждает жизнь и рассматривает смерть как нормальный процесс;

ü не ускоряет и не замедляет смерть;

ü обеспечивает психологические и дневные аспекты ухода за больными;

ü обеспечивает облегчение боли и других беспокоящих симптомов;

ü предлагает систему поддержки, чтобы помочь больным жить активной жизнью до конца;

ü предлагает систему поддержки, чтобы помочь семьям справиться с трудностями во время болезни родственника, а так же после его смерти.

Спектр пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи:

— больные со злокачественными опухолями

— больные с необратимой сердечно-сосудистой недостаточностью

— больные с необратимой почечной недостаточностью

— больные с необратимой печеночной недостаточностью

— больные с тяжелыми необратимыми поражениями головного мозга

Потребности умирающего человека, его семьи и близких

За тяжелобольными и умирающими требуется постоянное наблюдение днем и ночью, так как в любое время может произойти ухудшение состояния больного человека или наступит смерть.

Любой пациент ожидает, во-первых, медицинской компетентности, а во-вторых, нашего человеческого отношения к нему.

Для обеспечения ухода и паллиативного лечения следует учитывать потребности умирающего пациента:

ü хороший контроль за проявлениями болезни (следить за внешним видом пациента, дыханием, пульсом, артериальным давлением и физиологическими отправлениями);

ü ощущение безопасности (по возможности не оставлять пациента одного);

ü желание чувствовать себя нужным и никому не быть в тягость;

ü человеческое общение (контакт) благосклонность;

ü возможность обсуждать процесс умирания;

ü возможность принимать участие в решениях (чувство собственного достоинства);

ü желание, несмотря на любое настроение, быть понятым.

Источник

Оцените статью