Эмоциональные стадии горевания.
Доктор Элизабет Кюблер – Росс на основании многолетних исследований определила 5 эмоциональных стадий, через проходит человек с того момента, когда он получил роковое известие.
Первая фаза (стадия): нежелание воспринимать факт неизбежности надвигающейся смерти (несогласие и уединение).
Вторая фаза – гнев, протест, агрессия, которые могут быть направлены против самого больного человека (суицид) или, что случается чаще, против окружающего мира. Это период негодования, возмущения и зависти.
Третья стадия – переговоры с судьбой, пытается отсрочить неизбежное.
Четвертая фаза – депрессия (глубокая печаль по поводу предстоящей потери собственной жизни).
Пятая стадия – согласие, окончательное смирение и принятие смерти. Умирающий человек утомлен, очень слаб и подолгу спит или дремлет. Больной человек хочет остаться в покое, он без радости принимает посетителей и становится неразговорчив. Семья нуждается в большей помощи, поддержке и понимании, чем сам пациент.
Биологическая смерть
высыхание и помутнение роговицы глаза, размягчение глазного яблока;
наличие симптома «кошачий глаз» — при сдавлении глаза зрачок деформируется и напоминает кошачий глаз;
снижение температуры тела до температуры окружающей среды;
появление трупных пятен — это сине-фиолетовые пятна выстукают на коже. При положении трупа на спине они появляются в области лопаток, поясницы, ягодиц, а при положении на животе — на лице, шее, груди, животе;
— трупное окоченение. Это бесспорный признак биологической смерти, возникающий через 2-4 часа после смерти. Оно появляется в мышцах лица и постепенно распространяется на мышцы туловища, а затем нижних конечностей.
Правила обращения с трупом. Сборник алгоритмов стр. 87.
Документация заполняется с целью:
Ведения статистического учета, на основе, второго осуществляют планирование, прогнозирование и обеспечение здравоохранения.
Отображения лечебно-диагностического процесса, который проходит пациент, чтобы иметь возможность наблюдать динамику процесса, провести его анализ, внести коррективы.
Контроля за содержанием и использованием материально-технических средств, которые применяются в работе ЛПУ.
Учета выполненной работы и рабочего времени медперсонала.
Заполняется на каждого пациента, впервые обратившегося в поликлинику. В ней отражается весь лечебно-диагностический процесс который проходит пациент в поликлинике.
Паспортная часть и лист уточненный ДS заполняет м/с, все остальное – врач.
Находится и хранится в регистратуре.
Регистрирует обратившихся пациентов по данному заболеванию. Это основной статистический документ поликлиник, на основании которого составляются отчеты, рассчитывается заболеваемость и обращаемость в поликлинику.
Заполняется м/с под контролем врача в части – ДS (диагноза)
После заполнения сдается в кабинет мед. статистики.
Талон на прием к врачу.
Для регулирования потока пациентов к врачу и напоминания пациенту даты, № каб., время посещения врача.
Часть талонов выдается м/с на приеме, а остальные – в регистратуре.
Карта диспансерного учета.
Заводится на каждого пациента на участке с целью регистрации и отображения процесса диспансеризации.
м/с кабинета профилактики, при его отсутствии – участковая м/с
Карта находится в отделении профилактики или кабинете уч. врача.
Выписка из амбулаторной карты.
В нее переписываются необходимые данные из амбулаторной карты. Она выдается на руки пациенту для предъявления по месту требования. Она необходима для преемственности работы поликлиники и других подразделений здравоохранения.
Выписка обязательная. заверяется врачом и печатью поликлиники.
Является связующим звеном между лечащим врачом и санаторием. Она отображает состояние здоровья пациента в момент направления в санаторий.
Оформляется м/с под руководством врача.
Направление на анализы.
Для извещения лаборатории о том, что и с какой целью направлено
Необходимо четко написать: — в какую лабораторию напр. мат-л и куда направить результат
Экстренное извещение об инфекционном заболевании.
Для извещения СЭС о выявлении инфекции и педикулеза с целью проведения санэпид. мероприятий в очаге.
Необходимо также сообщить в СЭС по телефону и записать в извещении
Для регистрации лечебно-диагностического процесса, который проходит пациент в стационаре.
Паспортная часть – м/с приемн. от-я
Заводится на каждого пациента, поступающего в стационар
Для регистрации поступивших с стационар пациентов.
м/с приемного отделения.
Иногда в приемном отделении ведется алфавитный журнал поступивших пациентов для справочного стола.
Статистическая карта выбывшего из стационара.
Для регистрации госпитализированных пациентов с различными заболеваниями. Это осн. стат. документ стационара, на основании которого составляются отчеты.
Паспортная чатсь – м/с приемного отделения; другую часть – врач отделения.
Сдается в кабинет мед. статистики.
Это требование, на пищеблок о приготовлении для отделения необх. количества порций и диет.
Составляет палатная м/с ежедневно, делая выборку из листов назначений.
на русском языке.
Требование в аптеку.
Это заказ в аптеку на получения необходимых для отделения медикаментов. Состав в 2-х экземплярах на обычные препараты, в 3-х на наркотики и спирты.
Сост. ст. м/с по требов-м палатных м/с. заверяет у зав. отделением, а наркотики и спирты у гл. врача.
На лат. яз. с указанием формы лекарственного вещества, дозы и концентрации.
Журнал назначений постовой м/с.
В нем отражается все назначения, которые выписаны из листа назначений для данного пациента.
Имеются в виду инструмент и лабор. назначения консультаций, а также медикаментозные на ночь.
Журнал учета наркотических и сильнодействующих веществ.
Учитывается каждая таблетка или инъекция наркотика (сильнодейст.) с обязательным указанием остатка.
Необходимо четко и грамотно заполнять все графы.
Журнал обязательно прошивается прономеровывается и заверяется печатью стационара.
Журнал назначения процедурного кабинета.
В него записывается назначения из листков назначений каждого пациента.
запись из листков назнач. делает палатная м/с, ведется журнал – м/с процедурного кабинета.
Имеются в виду назнач. связанные с парентеральным вмешательством.
Направление в процедурный кабинет.
Для извещения процедурн. м/с о том, что необходимо ввести пациенту, в какой дозе и концентрации, каким путем.
Если пациенту необходимо срочно сделать инъекцию, то направление пишут Cito!
Листок и справка о временной нетрудоспособности.
Для освобождения пациента от работы и учебы в связи с болезнью
Врач, мс/ по руководству врача
Справка выдается уч-ся и студентам, в б/л работающим
Журнал отказа в госпитализации.
Для регистрации пациента, которого не госпитализировали по разным причинам.
м/с приемного отделения
В журнале обяз. указ. причину отказа в госпитализации
Журнал учета переливания крови и пр. заменителей.
Для регистрации переливаний крови и проч. заменителей.
м/с проц. кабинета
Сводка движения больных.
Составл. ежедневно. Отражает движение больных в отделении. В ней отмечается общ. количество, сколько выписано, сколько поступило, сколько умерло, переведено из др. отделений в дур. отделения.
Составляется утром и передается в сан. пропускник.
Для изображ. динамики показателей пульса, АД, ЧДД, t, также в него записывают при необходимости показатели водного баланса, вес пациента, физиологические отправления. Ведется ежедневно.
Для наглядности – для каждого показателя принят соответственный цвет карандаша.
Источник
Лекция № 14. Потери, смерть, горе. План.
Понятие и принципы паллиативной помощи.
Особенности общения и психологическая помощь обреченному человеку, его родным и близким. Уход за обреченным человеком в стационаре и на дому.
Принципы обслуживания пациентов в хосписе.
Понятие и принципы паллиативной помощи.
Паллиативное лечение начинается тогда, когда все другие виды лечения не эффективны. Целью паллиативного лечения является создание для пациента и его семьи возможностей достойного качества жизни при сложившихся обстоятельствах — это тогда, когда болезнь не поддается лечению. Вся работа медсестер должна быть направлена на удовлетворение не только физиологических потребностей, но и не менее важных психологических, социальных и духовных.
В паллиативном лечении главная цель не в продлении жизни, а в создании условий комфорта, достойных человека. Паллиативное лечение будет эффективным, если:
создавать и поддерживать безопасные условия жизни;
если пациент максимально будет чувствовать свою независимость.
Стадии горевания.
Нередко в отделении находится неизлечимый пациент. Когда смерть оказывается вдруг близкой и неизбежней, то встречать ее трудно. Человек, узнавший, что он безнадежно болен, что медицина бессильна, и он умрет, переживает различные психологические реакции, так называемые эмоциональные стадии горя:
I стадия — «Отрицание» («нет, только не я», «это неправда», «не может быть»),
II стадия — «Гнев» (« почему я? кто виноват?»),
стадия — «Просьба об отсрочке» («еще не сейчас», «еще немного»),
стадия — «Депрессия» («да, это со мной, я умру», «нет выхода, все кончено»),
стадия — «Принятие» («пусть будет», «никуда не денешься, значит судьба»).
Стадии горя, переживаемые родственниками умершего.
1. Шок, оцепенение, неверие. Скорбящие люди могут чувствовать себя в отрыве от жизни, т.к. реальность смерти еще не полностью достигла сознания и они еще не готовы принять потерю.
2. Боль, испытываемая из-за отсутствия умершего человека. Parkes СМ. (1986г.) так описывает это состояние: «отсутствие умершего человека ощущается везде. Дом и семья наполнены болезненными воспоминаниями. Горе несет скорбящего на волне сильного и длительного напряжения, охватывает сильнейшая тоска».
3.Отчаяние (волнение, гнев, нежелание вспоминать). Наступает, когда приходит осознание того, что умерший не вернется. В это время часто отмечается снижение концентрации внимания, злость, вина, раздражительность, беспокойство и чрезмерная печаль.
4.Принятие (осознание смерти). Скорбящие люди могут мысленно сознавать неизбежность потери задолго до того, как их чувства дадут им возможность принять правду. Депрессия и колебание чувств может продолжаться больше года после похорон.
5. Разрешение и перестройка. Вместе с умершим человеком уходят старые привычки поведения и возникают новые, которые ведут к новой фазе принятия решений. В этой фазе человек в состоянии вспоминать умершего без всепоглощающей печали.
Источник
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТАДИИ ГОРЕВАНИЯ
Организация паллиативной помощи в хосписах и на дому.
Потери, смерть и горе.
РАЗРАБОТЧИК:
ШАМИНА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА,
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПМ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ
ПО ПРОФЕССИИ
МЛАДШАЯ МЕДСЕСТРА
ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ
Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
ГОД
БЛОК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
БОЛЬ | Это неприятное сенсорное и эмоциональное ощущение человека, вызванное фактическим или потенциальным повреждением тканей. |
ИРРАДИАЦИЯ БОЛЕВЫХ ОЩУЩЕНИЙ | Распространение боли за пределы патологического очага. |
ГОРЕ | Эмоциональный отклик на утрату или разлуку, проходящий несколько стадий |
ДЕПРЕССИЯ | Тоскливое, подваленное настроение. |
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ | Совокупность параметров, измеряющих течение жизни с оценкой удовлетворенности физическим состоянием, психологическим благополучием, социальными отношениями и функциональными способностями организма в период развития заболевания и его лечения. |
ПАЛЛИАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ | Лечение, которое начинается тогда, когда все другие виды лечения не эффективны и болезнь не поддается лечению. |
ТЕРМИНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ | Этапы умирания организма (предагония, агония, клиническая смерть). |
ХОСПИС | Специализированное лечебное учреждение для обреченных пациентов, где оказывается комплексная медицинская, психологическая и социальная помощь. |
ЭМПАТИЯ | Способность испытывать за другого его чувства, сопереживать. Способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения. |
ТАНАТОЛОГИЯ | Раздел медицины изучающий вопросы, связанные с механизмами процесса умирания, возникающих при этом клинических, биохимических и морфологических изменениях в организме. |
ТЕРМИНАЛЬНЫЙ | Конечный |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТАДИИ ГОРЕВАНИЯ
Нередко в лечебных отделениях стационаров находится неизлечимый пациент. Когда смерть оказывается вдруг близкой и неизбежной, то встречать ее трудно. Человек, узнавший, что он безнадежно болен, что медицина бессильна, и он умрет, переживает различные психологические реакции, так называемые эмоциональные стадии горя.
Доктор Элизабет Кюблер-Росс на основании своих многолетних исследований определила 5 эмоциональных стадий, через которые проходит человек с того момента, когда он получает роковое известие.
Первая стадия: стадия отрицания — нежелание воспринимать факт неизбежности надвигающейся смерти (несогласие и уединение). У большинства больных людей наступает психологический шок на диагноз неизлечимого заболевания, особенно если потеря внезапна. Шок приводит к реакции отрицания (Этого не может быть!).
Так бывает и с теми, кто сразу узнает правду, и с теми, кто догадывается о ней постепенно.
Вторая стадия: стадия гнева — гнев, протест, агрессия, которые могут быть направлены против самого больного человека (суицид) или, что случается чаще, против окружающего мира (родные и близкие, ухаживающий персонал). Это период негодования, возмущения и зависти.
За всем этим стоит вопрос: «Почему именно я? » В этой стадии семье и ухаживающему персоналу приходится очень нелегко с больным человеком, так как его гнев изливается без видимых причин и во всех направлениях. Но следует к пациенту относиться с пониманием, уделять время и внимание, и он скоро становится более спокойным и менее требовательным.
Третья стадия: переговоры с судьбой, в том числе обращение к Богу. В первой стадии пациент не в силах признать случившееся, во второй — ссорится с Богом и с миром, а в третьей пытается отсрочить неизбежное.
Поведение пациента напоминает поведение ребенка, который вначале требовательно настаивал на своем, а потом, не получив желаемого, вежливо просит, обещая при этом быть послушным: «Господи, если Ты не даешь мне вечной жизни на земле и все мое негодование не изменило Твоего решения, то, быть может, Ты снизойдешь к моей просьбе».
Главным желанием смертельно больного человека почти всегда остается продление срока жизни, а затем — хотя бы несколько дней без боли и страданий.
Четвертая стадия: депрессия (глубокая печаль по поводу предстоящей потери собственной жизни). Оцепенение, стоическое приятие случившегося, гнев и ярость скоро уступают чувству ужаса перед утраченным.
Признаки депрессии:
— постоянное плохое настроение;
— потеря интереса к окружающему;
— чувство вины и собственной неполноценности;
— безнадежность и отчаяние;
— попытки самоубийства или постоянные мысли о суициде.
Сама утрата может выражаться по-разному: как скорбь о потерянном здоровье, об изменившейся семье, детях и т. д. и как огромная боль оттого, что человек готовится к прощанию с миром.
В этот период нужно дать человеку выговориться. Изливая душу, он скорее примирится со своей судьбой и будет благодарен тем, кто в этой стадии депрессии спокойно остается рядом с ним, не твердя о том, что не надо печалиться и не пытаясь его ободрить. Многие в состоянии депрессии нуждаются в присутствии и поддержке священника.
Пятая стадия: стадия смирения — согласие, окончательное смирение и принятие смерти. Умирающий человек утомлен, очень слаб и подолгу спит или дремлет. Этот сон отличается от сна периода депрессии, теперь это не передышка между приступами боли, не стремление уйти от случившегося и не отдых.
Больной человек хочет оставаться в покое, круг его интересов становится более узким, он без радости принимает посетителей и становится неразговорчив. В этой стадии семья в большей степени нуждается в помощи, поддержке и понимании, чем сам пациент.
Время, которое необходимо человеку, чтобы пройти все эти стадии сугубо индивидуально. Нередко эти реакции проявляются в различной последовательности и некоторые из них могут наступать одновременно. Иногда смирение сменяется реакцией отрицания.
Очень важно распознать в какой стадии находится больной на данный момент, чтобы оказать ему соответствующую помощь.
ПРИНЦИПЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ХОСПИСА
В 1981 году Всемирная медицинская ассоциация приняла Лиссабонскую декларацию — международный свод прав пациента, среди которых провозглашено право человека на смерть с достоинством.
Медики поняли, что людям, стоящим на пороге смерти нужна не медицинская помощь, а самостоятельная медицинская дисциплина, требующая специальной подготовки и отношения к пациентам. Болезнь может достичь той стадии, когда лечебная терапия бессильна и возможна только паллиативная помощь.
Раньше они умирали дома, но ухаживать за таким больным крайне сложно, да и не всегда предоставляется возможным.
Это тяжело для всех – и для самих умирающих и для их родственников. И те, и другие страдают от невыносимой боли: одни от физической, другие, видя собственное бессилие, от моральной.
Хосписы — лечебные учреждения, в которых врачи, медицинские сестры проводят мероприятия по устранению у неизлечимо больных людей физических и душевных страданий. Пациентам хосписа оказывается психологическая и медицинская поддержка.
Цель хосписов — дать больному человеку возможность умереть спокойно и без страданий; принести его родным, проходящим через тяжелые испытания, душевное облегчение.
Первый хоспис современного типа был создан в Англии доктором Сесилией Сондерс в 1967 году. Сегодня в этой стране существует общенациональная сеть хосписов.
С начала 1980 годов идеи хосписного движения начинают распространяться по всему миру и стали появляться в России.
Основу хосписного движения составляют принципы паллиативной медицины (медицины временного поддержания здоровья и облегчения боли).
Паллиативная помощь — направление медицинской и социальной деятельности, целью которого является улучшение качества жизни инкурабельных больных и их семей посредством предупреждения и облегчения их страданий, благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и купированию боли и других симптомов — физических, психологических и духовных.
Команды всех хосписов развивают принципы, которые поддерживает Всемирная Организация Здравоохранения:
ü утверждает жизнь и рассматривает смерть как нормальный процесс;
ü не ускоряет и не замедляет смерть;
ü обеспечивает психологические и дневные аспекты ухода за больными;
ü обеспечивает облегчение боли и других беспокоящих симптомов;
ü предлагает систему поддержки, чтобы помочь больным жить активной жизнью до конца;
ü предлагает систему поддержки, чтобы помочь семьям справиться с трудностями во время болезни родственника, а так же после его смерти.
Спектр пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи:
— больные со злокачественными опухолями
— больные с необратимой сердечно-сосудистой недостаточностью
— больные с необратимой почечной недостаточностью
— больные с необратимой печеночной недостаточностью
— больные с тяжелыми необратимыми поражениями головного мозга
Потребности умирающего человека, его семьи и близких
За тяжелобольными и умирающими требуется постоянное наблюдение днем и ночью, так как в любое время может произойти ухудшение состояния больного человека или наступит смерть.
Любой пациент ожидает, во-первых, медицинской компетентности, а во-вторых, нашего человеческого отношения к нему.
Для обеспечения ухода и паллиативного лечения следует учитывать потребности умирающего пациента:
ü хороший контроль за проявлениями болезни (следить за внешним видом пациента, дыханием, пульсом, артериальным давлением и физиологическими отправлениями);
ü ощущение безопасности (по возможности не оставлять пациента одного);
ü желание чувствовать себя нужным и никому не быть в тягость;
ü человеческое общение (контакт) благосклонность;
ü возможность обсуждать процесс умирания;
ü возможность принимать участие в решениях (чувство собственного достоинства);
ü желание, несмотря на любое настроение, быть понятым.
Источник