Понятие характера его взаимосвязь с темпераментом

Темперамент и характер

Темпераментом специалисты называют совокупность индивидуальных динамических особенностей поведения, которая выступает основой развития и становления характера. Таким образом, в психологии темперамент и характер рассматриваются как взаимодополняющие явления, которые также оказывают сильное влияние друг на друга. Конечно, ошибочно полагать, что данные понятия являются синонимами, но вместе с этим их тесная взаимосвязь очевидна.

Темперамент и характер: основные различия

Если выражаться доступным языком, то характером принято называть особенности поведения человека, которые влияют на общение с ним, а темпераментом – особенности проявления этого поведения, сила и яркость эмоционального реагирования. Вместе с этим следует сказать, что темперамент – это скорее индивидуальные свойства человеческой психики, которыми определяется психическая деятельность личности.

Так, под темпераментом подразумевается совокупность врожденных свойств человека, а под характером – обобщение приобретенных в течение жизни качеств. Темперамент и характер в психологии разделяются также по определению: темперамент обусловлен различными биологическими особенностями человека, тогда как характер определяется, в первую очередь, социальной средой, в которой он существует и развивается.

Таким образом, можно обобщить, что в различных социальных условиях у людей выявляются разные черты характера, чего нельзя сказать о темпераменте: он, как правило, остается неизменным в любых условиях. Также характер не в последнюю очередь обусловлен воспитанием и культурой, тогда как на темперамент огромное влияние оказывают индивидуальные особенности нервной системы.

Кроме того, черты характера поддаются оценке, а свойства определенного типа темперамента не оцениваются. То есть сказать, что у человека хороший или плохой характер, вполне возможно, однако к темпераменту подобная характеристика неприменима. Именно поэтому в психологии темперамент и характер хотя и выступают обычно вместе, все же иногда могут рассматриваться обособленно друг от друга.

Взаимосвязь характера и темперамента: основные положения

Чтобы выявить взаимосвязь характера и темперамента, необходимо рассмотреть типы последнего:

Сангвиник – это тип темперамента, отличающийся подвижностью и общительностью. Он живо реагирует на любые события и относительно легко переносит различные неприятности и неудачи. У людей такого типа очень живая мимика, они являются довольно эмоциональными, однако их эмоции чересчур быстро сменяют друг друга. Именно поэтому сангвиникам зачастую приписывают непостоянство и поверхностность.

Свойства темперамента и характера человека, относящегося к типу холерика, можно нередко охарактеризовать как постоянную порывистость и страстность. Он подвержен резким и частым перепадам настроения и бурным эмоциональным вспышкам. Дополнительными свойствами можно назвать неуравновешенность, эмоциональность, повышенную возбудимость, а нередко раздражительность и агрессию.

Флегматики отличаются относительным постоянством как в своих убеждениях и стремлениях, так и в настроении. Такого человека очень трудно вывести из себя или узнать, что происходит у него внутри: внешние выражения душевных переживаний у них практически отсутствуют. Основными свойствами этого типа можно назвать спокойствие, выдержку, иногда лень и равнодушие к окружающим событиям и людям.

Темперамент и характер меланхолика отличаются сверхчувствительностью, ранимостью и впечатлительностью. Люди такого типа очень долго и болезненно переживают любые незначительные неудачи, у них нередко наблюдаются проблемы с самооценкой и комплекс неполноценности. Данный тип, как правило, склонен к тревожности и замкнутости.

Как видно, темперамент и характер человека находятся в тесной взаимосвязи, однако, как было отмечено выше, именно темпераментом определяются динамические особенности проявления характера. Это значит, что такая его черта как, например, общительность у флегматика и сангвиника будет иметь разное проявление.

Кроме того, темперамент может как сильно влиять на развитие отдельных черт характера, так и препятствовать ему в конкретных случаях. Также некоторые особенности характера человека могут сдерживать проявление свойств темперамента в различных ситуациях.

Свойства характера и темперамент

Ошибочно полагать, что свойства характера и темперамент составляют единое целое и по конкретным чертам можно судить о типе темперамента. Скорее последний просто влияет на форму проявления некоторых особенностей первого.

Так, все 4 типа могут обладать такой чертой характера, как трудолюбие, но она у всех них будет выражаться по-разному:

  • Сангвиник будет проявлять инициативу, браться за новые проекты, легко переживать неприятности, быстро забывать о них и снова увлекаться новым делом;
  • Холерик посвятит себя работе со свойственной его типу страстностью, но будет то раздражаться по мелочам, то опять вдохновляться и снова злиться, доходя до настоящей агрессии;
  • Флегматик предпочтет спокойно сосредоточиться на деле, хорошенько вникнуть в его суть, обдумать и рассчитать все нюансы. Причем внешне может показаться, что он отнюдь не заинтересован в своей работе. Но на самом деле он просто не любит спешить: так проявляются его сосредоточенность и уравновешенность;
  • Свойства характера и темперамент меланхолика в данном случае приведут к тому, что он будет днями и ночами думать о своей задаче, усердно трудиться, но одновременно корить себя за малейшие ошибки. Этот тип склонен в любом деле видеть возможные промахи и неудачи, которых он безумно боится, что обусловлено его природной мнительностью.
Читайте также:  Отстранение от всего депрессия

Таким образом, взаимосвязь характера и темперамента не является данностью. Тем более что специалисты отмечают: четкий тип сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика с его характерными свойствами можно редко встретить в реальной жизни. Чаще всего люди обладают смешанным типом темперамента, то есть им присущи свойства, которыми наделены различные типы. Конечно, не исключено преимущество одного типа над другими, за счет чего и человек, как правило, относится к конкретному из них.

Источник

Соотношение понятий «темперамент» и «характер»

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характер — это индивидуальное для каждого человека сочетание устойчивых психических особенностей, которое определяет тип его поведения и форму его взаимоотношений с окружающими людьми.

Понятие характер

Характер — это категория, которая максимально полно проявляет себя в процессе деятельности человека. Этот процесс характеризуется наличием устойчивых отличий. Особенности и отличия, например, представлены желанием человека выполнять какую-либо работу лучше, чем другие. Некоторые люди отличаются тем, что всегда стремятся браться за трудные задачи, а не за те, которые находятся на поверхности. Другим людям, напротив, присущи действия противоположного направления (например, они стремятся брать простые для достижения задачи, безразлично относятся к превосходству над другими).

Отличия людей представляют собой черты характера конкретного человека. Под чертами характера ученые понимают психические свойства индивида, которые способны определять его поведение в типичных ситуациях. Эти особенности должны являться существенными, проявляться чаще других. Но это совсем не означает, что человек, который любит быть в центре внимания и предпочитает веселиться, не испытывает тоски и желания уединения.

Формирование и развитие характера происходит в течение всей жизни. На этот процесс влияют многие факторы, включая аспекты социальной среды, общественного строя, самого уклада жизни, а также тех или иных конкретных обстоятельств.

В соответствии с тем, какие люди окружают индивида, какая социальная группа (например, одноклассники, однокурсники, сотрудники, товарищи) будет референтной для него, будут формироваться индивидуальные черты характера.

Классификация черт характера, как и их формирование, связаны с психическими процессами. По этой причине выделяются следующие черты:

  • Эмоциональные (порыв, горячность, отзывчивость, впечатлительность, инертность);
  • Волевые (решимость, обладание собой, настойчивость, самостоятельность);
  • Интеллектуальные (находчивость, сообразительность, любознательность и др.).

Готовые работы на аналогичную тему

Некоторые ученые рассматривают характер в соответствии с направленностью личности. Это выражается через деятельность, отношение к миру, себе и людям. Направленность личности представляет собой ведущее звено, полностью охватывающее психическую активность.

Понятие и особенности темперамента

Темперамент — это устойчивая совокупность индивидуальных динамических особенностей психических процессов человека.

Впервые это понятие стало изучаться Гиппократом, который рассматривал человека через наличие в нем 4 жидкостей (крови, лимфы, желчи, желчи черной).

Выделяют 4 типа темперамента:

  • Сангвиник (энергичный, уравновешенный человек, обладающий подвижной нервной системой);
  • Флегматик (уравновешенный, невозмутимый, инертный человек);
  • Холерик (порывистый, страстный, неуравновешенный человек);
  • Меланхолик (ранимый, переживающий, чувствительный человек).

Классификация, состоящая из данных типов темперамента, весьма условна. Это связано с тем, что в «чистом» виде их практически невозможно встретить. Как правило, человек объединяет особенности двух типов, но один из них преобладает.

Среди особенностей темперамента необходимо отметить постоянство индивидуальных психологических свойств личности (например, быстроту ума, скорость восприятия и переключаемость внимании, проявление эмоций). Типы темперамента можно соотнести с основными типами ВНД.

Взаимосвязь характера и темперамента

Споры о взаимосвязи характера и темперамента не утихают в настоящее время. При обобщении опыта и трудов ученых по этой теме, можно выделить четыре группы суждений в этом отношении.

Часто ученых рассматривают характер и темперамент как тождественные категории (например, концепция Кречмера). Есть исследователи, которые противопоставляют эти категории. Так, в соответствии со взглядами Викторова, темперамент является врожденным и представляет собой первичную реакцию человека. Характер этот автор рассматривал в основе опыта и в отношении темперамента вторичным.

Рубинштейн считал темперамент составным элементом характера. Он понимал темперамент в качестве неизменной части постоянно изменяющегося характера. Выготский определил темперамент, как основу характера. Он выделил несколько проявлений темперамента — наследственные реакции, телосложение, инстинкты, эмоции.

Читайте также:  Человек с повышенным чувством справедливости это

Рубинштейн подчеркивал, что темперамент обладает динамическими характеристиками. Он включал в их состав импульсивность, темп, силу, степень устойчивости. На этой основе происходит развитие тех или иных черт характера.

Характер, как и темперамент, зависят от физиологических особенностей. Тем не менее, темперамент напрямую связан со свойствами нервной системы (для ребенка — это заданное образование). Характер же считается прижизненным образованием. На него оказывает самое непосредственное влияние темперамент. Например, такая характерная черта, как трудолюбие, вероятнее всего будет развита у сангвиника. Здесь важно не исключать воздействие воспитания и внешней среды. Наряду с этим, темперамент не способен предопределять характер. Он может быть только его динамической стороной, определяющей эмоциональную направленность и скорость психических процессов.

В свою очередь, характер также оказывает воздействие на свойства темперамента. Например, частое пребывание в подавленном состоянии способно даже сильную нервную систему сделать слабой (и наоборот).

Темперамент и характер претерпевают изменения в разной степени в течение всей жизни. Один и тот же тип темперамента приводит к отличным чертам характера. Меланхолик, например, может обладать сильным характером, а сангвиник станет слабохарактерным и нерешительным.

Источник

Взаимосвязь темперамента и характера.

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь.

От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному[9].

Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.

В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.

Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента[11].

Отличие характера от темперамента:

1) характер формируется в процессе жизни, а темперамент возникает биологически (при рождении);

2) темперамент отличается стабильностью, характер же постоянно меняется;

3) характер зависит от мотивов и воли, а темперамент от них не зависит[10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.

Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.

Итак, на основе вышеизложенного можно сказать следующее, что характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности.

Каждый характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам можно давать некоторые общие оценки: по содержанию, силе, наличию или отсутствию тех или иных черт. Оценка по содержанию осуществляется указанием на особенности отношений человека к себе, другим людям, труду, окружающему. Это основная оценка, без которой нельзя конкретно и правильно судить о характере.

Оценка характера по силе. Сильными называют характеры тех людей, чьи поступки, поведение соответствуют их знаниям и убеждениями. Человек с сильным характером — надежный человек. Если знать его взгляды, убеждения то можно уверенно предвидеть, как этот человек поступит в той или иной ситуации.

Оценка характера по свойственным ему чертам:

· волевые – самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость, упорство;

· эмоциональные – уравновешенность, порывистость, страстность, впечатлительность;

· интеллектуальность – глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др.

Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни. Человек с твердым и решительным характером может преодолеть любые препятствия и добиться осуществления поставленной цели, использовав все возможности и рационально организовав свою жизнь, свой труд.

Читайте также:  Чувство что организм отключается

Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого человека, определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один человек с трудным характером мешает жить всему коллективу. Из-за такого человека в коллективе возникают нередко конфликтные отношения, склоки, которые отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей.

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.

Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе. Важнейший фактор, определяющий темперамент, – характеристики нервной системы. Но не во всём он зависит от наследственных свойств нервной системы, т.к. временная и социальная динамика сдвигаясь тоже оказывает на темперамент влияние.

Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав – интегральную характеристику его индивидуальности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: “Деловая книга”, 2005 г.

2. Аронсон, Эллиот. Психологические законы поведения человека в социуме: [Пер. с англ.] /Эллиот Аронсон, Тим Уилсон, Робин Эйкерт. – СПб.: Нева:прайм-ЕВРОЗНАК; М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005 г.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: «Просвещение», 2011.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов по специальности «Психология» / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо:Юрайт, 2006 г.

5. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. – Минск: «Народное образование», 2007 г.

6. Димитриус Эллен. Читать человека как книгу: Как научиться понимать людей и предскаывать их поведение в любой ситуации/Эллен Димитриус, Марк Мазарелла.-М.:Эксмо, 2012 г.

7. Егидес А. П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности/ А.Егидес. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА,2010 г.(Практическая психология).

8. Карл Густав Юнг «Аналитическая психология». – М.: «Мартис», 2009 г.

9. Ковалев А. Г. Психология личности. – М.: «Просвещение», 2000 г.

10. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 2006 г.

11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2013 г.

12. Левитов Н. Д. Психология характера. – М.: «Просвещение», 2010

13. Леонгард К. Акцентуированные личности. – К.: 2010 г.

14. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 2005 г.

15. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. уч. заведений, 2006 г.

16. Петровский А.В. Теоретическая психология: учеб. пособие по направлению и специальности «Психология»/А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.:Академия, 2012 г.

17. Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной. – М.: Издательство АСВ; СПб.: Издательство “Дидактика Плюс”, 2007 г.

18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга первая. – М.: Владос, 2008 г.

19. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: «Наука», 2012 г.

20. Словарь по психологии // Под ред. Ж. Лапланж. – М.; Высшая школа; 2006 г.

21. Словарь практического психолога /сост. С.Ю Головин.- Минск: Харвест, 2012 г.

22. Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические указания к курсу: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальности — «Психология». – М.: Российское психологическое общество, 2009 г.

23. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы/ С.Степанов.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2002 г.

24. Фельдштейн Д.И. «Проблемы возрастной и педагогической психологии». – М.: Педагогическая академия, 2005 г.

25. Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальности- «Психология» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М.: Российское психологическое общество, 2009 г.

26. Эббингауз Г. Основы психологии. – М.: СПб., 2009 г.

Источник

Оцените статью