Эмоциональный интеллект
Все мы иррациональны. Какие бы логические цепочки человек не строил, добиваясь или планируя цели, мотивы часто зависят от эмоций. Умение распознавать влияние чувств в себе и в других людях называют эмоциональным интеллектом. Рассмотрим подробнее, что это такое.
История возникновения понятия
Эволюцию в познании эмоционального интеллекта можно условно разделить на 4 периода.
- 1872–середина XX века. Первым учёным, который в своих научных трудах серьёзно задумался о влиянии инстинктов и эмоций как на животных, так и на человека был Чарльз Дарвин. Затем другие пытались разобраться, что первично: физиологические процессы или эмоции. В 1920-е годы Эдвард Торндайк ввёл понятие «социальный интеллект» и разработал первые тесты для его определения. В целом учёные начали осознавать, что интеллектуальные способности не всегда играют ключевую роль в успехе человека.
- 1960–1989 гг. В 1964-м году в работе Майкла Белдока появляется термин «эмоциональный интеллект». С этого времени он начинает закрепляться и в других научных трудах. Возникает аббревиатура EQ — по аналогии с IQ (Emotional Quotient — Intelligence Quotient).
- 1990–1994 гг. В этот период закладываются те знания, основа которых дошла и до наших дней. Питер Сэловей и Джон Майер в 1990-м пишут статью «Эмоциональный интеллект». На неё обращают внимание другие учёные, журналисты.
- 1995–1997 гг. — популяризация термина. Дэниэл Гоулман в 1995-м публикует книгу «Эмоциональный интеллект» на основе исследований Сэловея и Майера. Книга продаётся огромными тиражами и приносит автору большую популярность.
- 1997–наше время. Эмоциональный интеллект подвергается критике и переоценке. Распространяются разные модели, нейрофизиологи задумываются о подходе к ним с научной точки зрения.
Суть эмоционального интеллекта
Наиболее доступно термин и его сущность описывает Гоулман в своих научно-популярных трудах. Эмоциональный интеллект — совокупность качеств человека, которые отвечают за его самомотивацию, контроль собственных эмоций, понимание и управление эмоциями других людей.
Гоулман объясняет, что миндалевидное тело — участок мозга, отвечающий за эмоции — возникло в организмах живых существ гораздо раньше, чем участки, отвечающие за рациональное познание. Таким образом первостепенное влияние на принятие решений и любые другие действия человека оказывают его эмоции, а не интеллектуальные способности. От того, насколько он умеет их понимать и распознавать, зависит его успех: на работе, в семейной жизни, в отношениях с людьми.
По модели писателя или смешанной модели эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов.
- Самосознание — способность чувствовать свои эмоции, понимать, откуда они берутся, какие ситуации влияют на их происхождение. Также очень важно осознавать свои ценности, сильные и слабые стороны: жизненные цели, самооценка, чувство юмора, преобладание тех или иных настроений.
- Самоконтроль — умение обуздать эмоции, направить их в нужное русло. Способность адаптироваться под новые условия, открывать свои чувства окружающим.
- Самомотивация — умение двигаться к своей цели ради факта её достижения, при этом получая от процесса положительные эмоции.
- Эмпатия — способность понимать чувства других. Распознавание настроения, эмоционального фона человека по различным признакам. Также к эмпатии относится умение сопереживать, «примерять» на себя чужие чувства.
- Навык социальных взаимодействий — управление эмоциями других людей для получения желанных результатов, правильное выстраивание отношений.
Гоулман в своих книгах также отрицает постоянство и неизменность темперамента. По его мнению и холерик, и меланхолик могут убрать особенности темперамента — повышенную импульсивность и подавленное настроение соответственно — и приобрести противоположные качества.
Кроме такой концепции существует ещё ряд распространённых.
Модель Рувена Бар-Она
Эта модель состоит из 15-ти навыков. Они частично пересекаются со способностями, выделенными Гоулманом:
2) эмоциональная осознанность;
3) ассертивность — чёткое выражение своих чувств, твёрдость точки зрения при необходимости;
6) социальная ответственность — идентификация себя как члена группы, полезное сотрудничество;
7) межличностные отношения — умение завязывать и поддерживать отношения на основе взаимной выгоды, эмоциональной близости;
10) контроль над импульсами — умение ограничивать себя, сдерживаться;
11) оценка действительности — сравнение своего, субъективного восприятия с настоящей реальностью;
12) решение проблем;
Модель Майера — Сэловея
Эта модель считается традиционной. На ней же основывалась модель Гоулмана, ставшая более популярной. Здесь всего четыре больших компонента.
- Восприятие своих и чужих эмоций.
- Использование эмоций для стимуляции разных видов мышления: творческая деятельность, работа.
- Понимание — способность определять причины, мотивы, а также предсказывать возникновения разных настроений, эмоций.
- Управление эмоциями — своими и чужими для достижения поставленных задач, а также умение строить стратегию с учётом эмоций.
Из этих моделей становится ясно, для чего стоит улучшать эмоциональный интеллект: для повышения собственной эффективности. Методик, как это сделать, достаточно много. В то же время большинство из них абстрактные и расплывчатые. Однако сама постановка умений уже задаёт правильный вектор развития и помогает определить: какие навыки плохо развиты у себя.
Измерение эмоционального интеллекта
Понятие EQ было введено во второй половине XX века. Emotional Quotient — дословно «эмоциональный коэффициент». Значит, существуют и тесты, которые позволяют его измерить. Первый такой был создан в 1926-м году и назывался George Washington Social Intelligence Test.
В отличие от IQ для определения EQ подбираются не задачи на логику, а различные ситуации. В одних опросниках респонденту предлагают выбрать один из нескольких вариантов поведения: например, что вы сделаете, если рядом будет плакать маленький ребёнок. Другие тесты предлагают установить, насколько истинно утверждение или насколько часто респондент ведёт себя каким-то образом. Например, насколько верно утверждение: «Плохое настроение никогда не мешает мне работать».
Тестов и методик опроса существует много. Одна из популярных: MSCEIT Майера и Сэловея. Респонденту показывают картинки с разными эмоциональными состояниями людей, а он должен по трёхбалльной шкале определить степень этого состояния.
Ещё один популярный опросник: EQ-i Рувена Бар-Она. Тест прошло более 42-х тысяч человек в 36-ти странах мира. Благодаря профилированию результатов можно установить, каким профессиям, должностям соответствует тот или иной EQ.
Тестирование — наиболее эффективный способ измерения эмоционального интеллекта, который может дать чёткий результат, сравнимый с другими. Кроме этого применяются оценивание в группе или личная оценка, однако такие способы подойдут только для определения своего эмоционального интеллекта.
Применение EQ
Если с применением знаний об эмоциональном интеллекте всё понятно — нужно работать над собой, то вот его чёткие результаты (EQ) можно использовать для подбора кадров. EQ уже применяется в крупных западных компаниях HR-специалистами. Много опросников прошли массовое тестирование, благодаря чему по его результатам легко определить, какому человеку можно доверить управляющую лидерскую должность, а какому лучше отвести позицию подчинённого.
Критика
Эмоциональный интеллект безусловно дополняет собой традиционный интеллект и расширяет понятие умного человека. Однако до сих пор нет единственного чёткого подхода к его изучению, а термин не всегда используется по назначению. Трактовка эмоционального интеллекта и EQ одними учёными и другими, в научной и научно-популярной литературе может сильно различаться.
Следует понимать, что эмоциональный интеллект как научный термин берёт своё начало в нейрофизиологии. Поэтому любые выводы о его существовании, влиянии на жизнь человека необходимо делать из серьёзных научных исследований. Самого известного популяризатора, Дэниэла Гоулмана многие учёные обвиняли как раз в нехватке системного научного подхода.
Как раздел науки эмоциональный интеллект постепенно улучшается и дополняется знаниями, но нельзя делать обобщённые выводы из отдельных исследований и публикаций. В таком виде из этого получается «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» — полезная и интересная, но не научная концепция.
Источник
Понятие eq эмоциональный коэффициент ввел
В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Бар-Он впервые ввел обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта. Модель Ревена Бар-Она даёт очень широкую трактовку понятия эмоциональный интеллект. Он определяет его как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение. На их основе Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i (Emotional Quotient Inventory).
ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА.
Способность понимать что вы чувствуете и управлять собой.
- Самоанализ – способность понимать свои чувства и то, какое влияние твое поведение оказывает на окружающих.
- Ассертивность – способность ясно выражать свои чувства и мысли, проявлять твердость убеждений и добиваться удовлетворять свои желания законными средствами, принимая во внимание предпочтения и реакции других людей. Не предполагает единую линию поведения. Сопряжена с легкостью и активностью. Противоположности: агрессия, пассивность, стеснительность.
- Независимость – способность самостоятельно принимать решения и контролировать себя, твердо стоя на ногах. Быть свободным от эмоциональной зависимости, выполнять свои обязанности, не становясь их рабом.
- Самооценка (самоуважение) – умение распознавать свои сильные и слабые стороны; оставаться в согласии с собой, уважать себя и воспринимать положительно, но не отрицая минусов. На противоположном конце шкалы – чувство собственной несостоятельности и неполноценности, самолюбие (когда минусов не замечаешь), гипертрофированное чувство собственной важности.
- Самоактуализация – это развитие в себе непрерывного динамического процесса стремления к максимальному развитию и способность реализовывать свой потенциал, связанные с чувством полноценности жизни и удовлетворения собой.
СФЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Способность взаимодействовать с людьми на уровне искусства общения.
- Эмпатия – это умение понимать чувства других и способность дать им понять, что вам известны их чувства. Не включает в себя любезность или сочувствие.
- Социальная ответственность – способность к взаимовыгодному сотрудничеству, включающая в себя совесть, нравственность и заботу о ближнем.
- Межличностные отношения – это навыки конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах
СФЕРА АДАПТИВНОСТИ.
Способность быть гибким, реалистичным, адекватно вести себя в любой ситуации и решать проблемы по мере их возникновения.
- Решение проблем – способность выявлять и формулировать проблемы, а также вырабатывать и превращать в жизнь потенциально эффективные пути их решения.
- Оценка действительности – способность верно определять соотношение между своим опытом и тем, что объективно существует (видеть мир таким, какой он есть). Акцент ставится на прагматизм, объективность, адекватность восприятия. Включает способность концентрироваться и сосредотачиваться.
- Гибкость – способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с меняющимися обстоятельствами; умение адаптироваться к незнакомым, непредсказуемым и быстро меняющимся обстоятельствам. Гибкие люди обладают быстрой реакцией, не грязнут в излишнем консерватизме, меняют свою точку зрения, когда получают доказательства того, что заблуждались. Это отсутствие привязанности к реальности. Противоположность: непреклонность, упрямство.
СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ.
Умение противостоять стрессу, контролировать импульсивность, «не расклеиваться», не терять самообладание и не становиться его жертвой.
- Толерантность к стрессу – способность противостоять стрессовым ситуациям без симптомов физического или эмоционального напряжения. Это находчивость, владение собой. Стресс обычно проходит через 3 стадии – тревога, сопротивление, истощение.
- Контроль импульсивности – способность устоять перед соблазном, побуждением действовать на волне эмоций («рубить с плеча»). Противоположности: вспыльчивость, раздражительность.
СФЕРА ОБЩЕГО НАСТРОЕНИЯ.
Позитивное восприятие жизни, удовлетворенность в целом.
- Удовлетворенность жизнью – способность веселиться, быть умиротворенным, жизнерадостным, воодушевленным. Противоположности – депрессивность, тревожность, вялость, печаль, вина, суицидальность.
Оптимизм – энтузиазм в любом виде деятельности, умение видеть светлую сторону во всем и не унывать. Это не склонность верить, что все будет хорошо и болтать на ободряющие темы (что раздражает), чтобы сохранить вокруг себя положительную атмосферу. Это способность не позволять думать и говорить в деструктивном ключе, видеть неудачи как ситуативное явление. Опасность – «розовые очки». Противоположности – «гибкий оптимизм» vs. «слепой оптимизм».
Источник