Различные подходы к определению эмоций человека
Юлия Винокурова
Различные подходы к определению эмоций человека
К понятию «эмоции» исследователи подходили по-разному. Некоторые определения похожи, имеют общие характеристики, а некоторые значительно отличаются друг от друга.
Например, определение эмоций психологами отличаются от определений эмоций физиологами.
Так, Р. С. Немов определил эмоции, как особый класс психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний ощущение приятного или неприятного отношения человека к окружающему миру, людям, результатам его практической деятельности.
Определения Р. С. Немова и определение эмоций в Психологическом словаре под редакцией В. В. Давыдова схожи.
Однако в Психологическом словаре указывается на связь эмоций с потребностями и мотивами. Это определение звучит так: эмоции – это особый класс психологических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных переживаний значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Близким к первым двум определениям является определение эмоций, данное в словаре «Психология». Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного переживания пристрастного жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного их отношением к объективным свойствам и потребностям субъекта.
Традиционное определение эмоций более кратко – это непосредственное временное переживание каких-либо чувств.
С. Л. Рубинштейн определил эмоции как выражение состояния субъекта, его отношения к объекту, указав на то, что эмоции обладают положительным и отрицательным знаком.
Определения эмоций психологами разнятся с определениями психологов, однако в этих определениях есть и общие черты.
П. К. Анохин дал следующее определение эмоциям: это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску, охватывающие все виды чувствований человека от глубокого травмирующего до радости и социального жизнеощущения. Последнее схоже с тем, что отмечал С. Л. Рубинштейн о наличии у эмоций положительного и отрицательного знака.
П. В. Симонов отмечал, что эмоции – это отражение мозгом человека или животного какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе потребностного опыта П. В. Симонов связывает эмоции (как и психологи) с потребностями.
У. Джемс указывает на связь эмоций с телесными изменениями и говорит, что за восприятием того или иного явления следует непосредственное телесное изменение. А переживание этого телесного изменения и есть эмоция.
Т. О. целостное определение эмоцийдолжно принимать во внимание три аспекта:
А.) Переживаемое или осознанное ощущение эмоций;
Б.) Процессы, происходящие в нервной, эндокринной системе, дыхательной системе сердечно-сосудистой и других системах организма;
В.) Поддающиеся наблюдению комплексы в частности те, которые отражаются на лице.
«Поляна эмоций» «Поляна эмоций» Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют.
Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста (из опыта работы) Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев,образно говоря,идут.
Современные подходы к воспитанию трудных детей и подростков Практическая работа. Программа по работе с трудным ребенком в рамках семинара «Современные подходы к воспитанию трудных детей и подростков».
Формирование лингвистической компетентности учащихся начальной школы через различные стратегии письма Формирование лингвистической (языковой) компетентности учащихся начальной школы через различные стратегии письма Беляева Елена Валерьевна,.
Инновационные подходы используемые в развитии детей в ДОУ. В своей работе я использую разные подходы к развитию детей,ну сегодня хочу вам рассказать о инновационных подходах. Инновация – это нововведение.
Интеграция физической культуры в различные виды деятельности в ДОУ Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику.
Методическая разработка Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятель Содержание: • Введение • Теоретические основы o Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей o Взаимосвязь головного мозга.
Современные подходы к осуществлению физического развития дошкольников в ДО Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без движения. Шумные праздники, интересные аттракционы, веселые состязания, спортивные.
Инновационные подходы в организации воспитательного и образовательного процесса В течении двух последних лет я занимаюсь проектной деятельностью с детьми сначала среднего, а затем и старшего дошкольного возраста. Проектирование.
Источник
Понятие эмоций разных авторов
Проблемы подготовки специалистов
Ст. преподаватель Перминов А. Н.
Магнитогорский государственны й университет, Россия
СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ЭМОЦИИ» И «ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ» БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕРВИСА И ТУРИЗМА
На протяжении многовековой истории исследования эмоций пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека [3, С. 3-4]. Обобщая научный опыт в сфере познания эмоций, мы придерживаемся той точки зрения, что эмоции эволюционно развились от простейших врождённых эмоциональных процессов , сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них. Таким образом, мы подходим к необходимости дать определение понятию «эмоции». В науке существуют множество различных определений данного понятия. В таб. 1. приведены основные из них.
Таблица 1 — Определения понятия «эмоции», данные разными авторами
Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервнопсихической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека
Лебединский М. С., Мясищев В. Я. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966. с. 222
Эмоции — физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения
Анохин П. К. Эмоции.— БМЭ, 2-е изд., 1964, т. 35, с. 339.
Эмоции есть форма «отражения действительности, сущность которой заключается в саморегуляции функций организма, согласно требованиям условий внешнего мира
Шингаров Г. X . Интересное исследование по проблеме эмоций.— Журн. высш. нервн. деят., 1970, т. 20, вып. 6, с. 1320.
Эмоции есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов
Додонов Б, И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.
Эмоции – это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.
Леонтьев А. Я., Судаков К. Я. Эмоции.— БСЭ, т. 30. М., 1978, с. 169.
Эмоции есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта
Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. 213 с.
Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с., С. 436
Эмоции — это состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей
Глоссарий психологических терминов / Под. ред. Н. В. Губина. – М.: Наука, 1999. – 512 с.]
Это связано с тем, что в данном определении для нас значимую роль играет механизм влияния различных факторов на человека и его дальнейшая оценка этого влияния как положительная (удовлетворение) или отрицательная (неудовлетворение). Отсюда следует, что в дальнейшем идентифицируя свои переживания (эмоции), индивиду будет гораздо легче их контролировать и управлять ими.
Проведя комплексный анализ понятия «эмоции» как специфического состояния психической сферы человека, перейдем к раскрытию сущности и особенностей второго основного понятия нашего исследования – «эмоциональная устойчивость».
В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л. М. Аболин, М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко и др. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к его эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость» [2, 752 с].
Таблица 2 — Определения понятия «эмоциональная устойчивость», данные разными авторами
Эмоциональная устойчивость человека представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности»
Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. докт. дис. Л., 1982., 17 с.].
Под эмоциональной устойчивостью «следует понимать интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивида, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке»
Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е.А. Милеряна. М., 1974., С.152].
Эмоциональная устойчивость как гипотетической особенности человека, говорит о двух ее значениях: 1) человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины; 2) человек эмоционально устойчив, так как, несмотря на сильное эмоциональное возбуждение, в его поведении не наблюдается нарушений
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. М., 1979.; С. 262 -263].
эмоциональной устойчивостью: а) относительную устойчивость оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций; б) устойчивость качественных особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач [
Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости в условиях напряженной деятельности // Тезисы сообщений на XVIII Международном психологическом конгрессе. Т.II. М., 1966.].
С точки зрения Е.П. Ильина, об истинной эмоциональной устойчивости следует говорить в том случае, когда определяются: 1) время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии эмоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы); чем позднее появляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость; 2) сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т. п.); чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с:].
Сопоставление и анализ различных точек зрения по поводу определения данного понятия позволяет нам уточнить его применительно к специалистам сервиса и туризма следующим образом: эмоциональная устойчивость будущего специалиста сервиса и туризма является интегративным качеством его личности, которое характеризуется оптимальным сочетанием психофизиологических, эмоциональных, волевых и мотивационных особенностей, в комплексе препятствующих возникновению эмоциональной напряженности и обеспечивающей в дальнейшем высокий уровень его работоспособности в профессиональной деятельности.
Учитывая специфику деятельности в туристическом бизнесе и принимая во внимания научные данные по будущим учителям [Савина Т. А. Формирование эмоциональной устойчивости будущего педагога; диссертация канд. пед. наук, ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» – Москва, 2010г. – 239с.], полагаем, что основными детерминантами эмоциональной устойчивости будущих специалистов сервиса и туризма выступают: 1) профессиональная компетентность студентов (эмоциональная устойчивость и профессиональная компетентность взаимосвязаны и взаимообусловлены, чем выше уровень профессиональной компетентности, тем выше уровень саморегуляции, а, следовательно, и эмоциональной устойчивости); 2) коммуникативность студентов (исходя из специфики руда, уровень эмоциональной устойчивости напрямую связан с развитием умений общения с клиентами и коллегами); 3) стрессоустойчивость студентов (сфера обслуживания представляет собой сложный процесс пребывания в состоянии хронического напряжения, что связано с большим количеством стресс -факторов, сопровождающих деятельность специалистов сервиса и туризма); 4) отсутствие выраженной профессиональной деформации и эмоционального выгорания студентов (в ходе профессиональной деятельности различные деформации включаются в структуру личности специалиста, оказывая влияние на его эмоциональную устойчивость, внося изменения не только в деятельность, но и в поведение в целом ).
Таким образом, проявление эмоциональной устойчивости специалистов сервиса и туризма в профессиональной деятельности определяется такими характеристиками его личности, как профессиональное самосознание (мотивация к трудовой деятельности, гуманистические мотивы личности, позитивность самовосприятия, стремление к самосовершенствованию), эмоциональная отзывчивость (способность понимать, искренне принимать переживания других людей, проявлять к ним теплоту и участие), волевая саморегуляция (умения саморегуляции эмоционального состояния, волевые качества личности), поведенческая гибкость (легкость перестройки поведения, оперативное реагирование на изменение ситуации, умение адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно).
1. Глоссарий психологических терминов / Под. ред. Н. В. Губина. – М.: Наука, 1999. – 512 с.].
2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с].
3. Психология эмоций. Тексты. 2-е изд./ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.-М.: Изд-во Моск. ун-та. 1993. – 304 с. С. 3-4].
Источник