Эмоциональное состояние детей.
статья на тему
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация родителей на тему:
« Эмоциональное самочувствие – задача семьи и детского сада»
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. А ведь именно в среднем дошкольном возрасте происходит освоение выражения эмоций социальной направленности.
Детство — время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания. Ведь комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений, видно, что ходит в детский сад по необходимости.
Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности — игре, рисовании, пении и танце.
Однако, анализ особенностей самостоятельных современных детских игр показывает, что для них свойственна структурная примитивность. Дошкольники больше не в состоянии придумать последовательный, насыщенный игровой сюжет. Дети со значительным трудом выстраивают не только игровую сюжетную линию, но они также, в своей основной массе, не в состоянии самостоятельно сочинить или додумать рассказ или сказку. То есть, «благодаря» занятости родителей и подмена их телевизором, у дошкольников скудеет фантазия и эмоциональный фон, от чего из детских игр пропадает сюжетная линия, игра примитивизируется, а значит, как любая неразвивающаяся деятельность, игра уже не может развивать ребенка, что влечет за собой оскудение его эмоциональной сферы.
А ведь эмоциональная система у детей среднего дошкольного возраста еще незрелая, и поэтому у детей пяти-шести лет существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связанны, в первую очередь, с запретами родителей и родственников. Это запреты: на громкий смех, шум, беготню, прыжки, на слезы (особенно у мальчиков) , на выражение страха, агрессии, обиды, гнева. Поэтому дошкольники уже умеют быть сдержанными и могут скрывать страх, агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья.
Вследствие этого в конфликтных обстоятельствах у дошкольников могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать свои эмоции должным образом.
Эти неадекватные эмоциональные реакции вызваны тем, что зацикливаясь на телевизорах, компьютерных играх, мобильных телефонах дети стали меньше общаться, а ведь любое личностное общение играет основную роль в обогащении чувственной сферы. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, очень актуальна и важна.
Развивать эмоциональную сферу дошкольника, научить его понимать свои эмоции и проявлять их — задача не только психолога, педагогов и воспитателей ДОУ, но и родителей.
Знакомство с основными эмоциями воплощаться в жизнь, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дошкольники испытывают разнообразные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, картинами, фильмами, мультфильмами, спектаклями и музыкой, которые пробуждают эмоции и чувства. Значимость таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше понимать не только свои чувства, но и чувства окружающих их людей.
Наиболее эффективные и доступные методы развития у дошкольников эмоций — это: сюжетно-ролевые и подвижные игры, игровые упражнения, психогимнастика, применение театрализованной техники выразительных движений, разыгрывание этюдов, активное применение мимики и пантомимики. Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.
Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.
Источник
Определение эмоций и эмоциональных состояний дошкольников.
статья (подготовительная группа)
Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему. Это могут быть как положительные эмоции (радость от общения, интерес к происходящему, предвкушение от встречи и т.д.), а также негативные (боязнь совершить ошибку, раздражение от непонимания, гнев из-за того, что не считаются с его мнением и т.д.). Таким образом, вся жизнь человека проходит окрашенная эмоциями, эмоциональными переживаниями и чувствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение эмоций и эмоциональных состояний у дошкольников.
Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему. Это могут быть как положительные эмоции (радость от общения, интерес к происходящему, предвкушение от встречи и т.д.), а также негативные (боязнь совершить ошибку, раздражение от непонимания, гнев из-за того, что не считаются с его мнением и т.д.). Таким образом, вся жизнь человека проходит окрашенная эмоциями, эмоциональными переживаниями и чувствами.
Эмоция — это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему.
Эмоции отражают реакцию дошкольника на конкретную ситуацию, это своего рода оценка происходящих событий. Эмоции тесно связаны с мотивами и потребностями дошкольника.
Эмоциональная сфера человека сформировалась в результате эволюции как сигнал биологически значимых внешних событий. Эмоции сопровождают любую активность индивида и выступают в качестве главного механизма регуляции его поведения. Эмоции обуславливают настроение индивида, его общее психическое состояние и даже здоровье.
Эмоциональные проявления характеризуются множеством оттенков, как положительных, так и негативных. В «чистом виде» эмоции существуют очень редко, а «смешиваясь» и образуя сложный комплекс эмоциональной реакции на происходящее, образуют так называемые эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния человека определяют его настроение, отношение к происходящему, обуславливают его отношение к жизни.
Некоторые эмоциональные состояния доминируют в жизни человека, некоторые возникают достаточно редко.
Более устойчивые и длительные по своим проявлениям, по сравнению с эмоциями и эмоциональными состояниями, являются чувства человека. Чувства отражают образ мыслей личности, ее отношение к окружающему миру вообще.
Эмоции обуславливаются в первую очередь конкретной ситуацией, а чувства в большей мере определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний.
В литературе выделяют следующие функции эмоций.
1. Сигнальная, мобилизирующая и защитная.
Эта функция имеет биологическую основу, то есть способствует предупреждению о наличии возможной опасности, о изменениях, происходящих в окружающей среде и т.д.
Обуславливает характер поведения, выбор действий в ответ на происходящее (например, негативные эмоции способствуют агрессивной реакции, положительные – расслаблению)
Формирование обобщенной оценки на происходящие события, что позволяет определить полезность или вредность возможного воздействия на индивида (например, находясь на большой высоте, человек испытывает тревогу, а загорая на пляже – спокойствие)
4. Побуждение к действию (либо его продолжение, либо прекращение).
Демонстрирует связь с потребностно – мотивационной сферой. Если существует неудовлетворенная потребность, возникают негативные эмоции, а при ее удовлетворении — положительные
Связана с приобретением опыта. При значимых для индивида событиях испытанные эмоции запоминаются. При повторении подобной ситуации человек вновь может испытать пережитые эмоции. При воспоминаниях о значимых событиях возвращаются и эмоции, однако не с той силой.
Эта функция также связана с мотивационно – потребностной сферой. Доминирующая потребность вызывает более сильные эмоции
Эмоции являются невербальным средством общения. Благодаря им можно понять состояние собеседника, его отношение к происходящему, а также продемонстрировать свое.
Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.
Итак, эмоциональное состояние – это психологическая категория, обуславливающая разные виды интериоризированного отражения внешних и внутренних стимулов воздействия на субъекта без отчетливого осознания их предметного содержания.
Эмоциональные состояния обуславливают настроение, общий эмоциональные фон.
Некоторые эмоциональные состояния в большей степени свойственны индивиду, и могут обуславливать особенности его характера (например, агрессивность, раздражительность, оптимизм, пессимизм и т.д.)
Эмоциональные состояния оказывают влияние на все психические процессы, в том числе и на познавательную активность, а также на стиль поведения и общения дошкольника.
Эмоциональным состояниям свойственны такие качества, как длительность последействия и суммация, а также так называемое застревание. В особенности это относится к негативным эмоциональным состояниям. Другими словами, негативные эмоциональные состояния могут суммироваться, наслаиваться друг на друга и тем самым усиливать друг друга. Например, длительное раздражение вызывает гнев, что в конечном итоге приводит к еще большему раздражению и гневу. Испытывая гнев и раздражение, человек как бы застревает в этом эмоциональном состоянии, не может переключиться на более конструктивные переживания, не может успокоиться.
Все эмоциональные состояния характеризуются фазовой динамикой. То есть эмоции нарастают, потом происходит разрядка и снижение общего накала. Однако эти колебания могут носить цикличный характер.
Особенности эмоциональных состояний обуславливаются особенностями нервно – психической деятельности дошкольника (свойства нервной системы)
Проявление переживаемых эмоций отражается работой внутренних органов (сердце, желудочно – кишечный тракт), эндокринной системы, а также внешне (выражение лица, цвет кожи, размер зрачков и т.д.)
Таким образом, составляющими эмоций являются, во-первых, внутренние субъективные переживания, в которых не всегда можно дать себе отчет, во-вторых, физиологические изменения в организме (изменение сердцебиения, артериального давления, дыхания и т.д.), в третьих, внешние проявления в поведении, позе, мимике и т.д.
Итак, основными свойствами эмоциональных состояний являются их целостность (характеризуют в определенный период времени всю психическую активность индивида в целом), устойчивость и подвижность (проявляется в наличии стадий, определенной динамике и т.д.).
Основными факторами, которые оказывают влияние на эмоциональные состояния дошкольника, выступают ситуация, особенности высшей нервной деятельности, деятельность дошкольника, его физическое состояние, возраст и жизненный опыт.
Эмоции оказывают большое влияние на особенности общения и деятельности дошкольника, развитие межличностных взаимопониманий.
Таким образом, эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, отражающих отношение человека к миру, людям, самому себе и связанных с удовлетворением потребностей.
Эмоции сопровождают любое проявление активности личности и являются главным механизмом регуляции деятельности.
Развитие эмоциональной сферы связано с развитием личности. Эмоциональная сфера формируется на базе врожденных реакций и восприятия эмоционального состояния окружающих, которые составляют основу эмоционального опыта личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье говорится об эмоциональной сфере детей, раскрывается понятие эмоций, как особого класса психических процессов и состояний, а также рассматривается их влияние на развитие и обучение детей.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №27 ст Вышестеблиевской Темрюкского районаСоставила Черненко И.Н.воспитатель.
Консультация для родителей.Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения к психологу детского сада. При этом в последние годы количес.
уголок настроения в группе детского сада.
Материал полезен для логопедов и воспитателей ДОУ.
Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов.
Социализация средсвами музыкально ритмичных игр.
Источник