Понятие эмоции роль эмоций

15. Виды и роль эмоций в жизни человека.

Эмоции — особый класс субъективных психологических со­стояний. Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях че­ловека в различных ситуациях. Чувство — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение че­ловека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда пред­метны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную зна­чимость.

Чувства и эмоции — это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения прида­ют эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки — в потребностях человека, как простейших, орга­нических, так и социальных. Если наши потребности удов­летворяются, то это вызывает у нас положительные эмо­ции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Таким образом, положительные эмоции — это приятные для человека чув­ства, отрицательные — неприятные.

Стенические и астенические эмоции различаются тем, что вызывают активное или пассивное состояние, повы­шают или угнетают жизнедеятельность человека. Стени­ческие (от греческого слова «стенос» — сила) эмоции вы­зывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические (от греч. «астенос» — слабость, бессилие) — уменьшают активность, энергию человека: это тоска, пе­чаль, уныние, подавленность. Однако одни и те же чув­ства в зависимости от индивидуальных особенностей че­ловека могут проявляться как в стенической, так и асте­нической форме. Например, одного человека страх парализует, другого делает находчивым, быстрым; радость у одного бурная, возбуждающая энергию, у другого — ти­хая, расслабляющая.

Мы всегда находимся в каком-либо эмо­циональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выде­ляют несколько видов таких состояний.

Настроение — длительное, слабо выраженное эмоцио­нальное состояние. Настроение может длиться очень дол­го — неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Речь идет о решительном пре­обладании у данного человека того или иного настрое­ния. Уметь управлять своим настроением — это особен­ность волевой регуляции и культурного развития личнос­ти.

Аффекты эмоциональные состояния, противополож­ные настроению. Аффекты — бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю лич­ность человека. Это может быть сильный гнев, страх, ра­дость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контро­лирует свои действия.

Появление аффекта связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения, в результате чего про­исходит ослабление тормозных процессов и кора теряет возможность контроля.

Можно ли регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Важно не доводить себя до такого состояния, прояв­лять выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности.

Главное в предупреждении аффективного состояния — чувство ответственности перед собой и перед окружаю­щими людьми.

Страсть — самое сильное и яркое эмоциональное со­стояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, все­охватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Страсть всегда выражается в сосредоточен­ности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель — предмет страсти.

Стресс (от англ. слова stress — напряжение) — эмоцио­нальное состояние, возникающее при опасности, боль­ших физических, психических перегрузках, т.е. в необыч­но трудной ситуации. Переживается оно с большой внут­ренней напряженностью.

Стресс полезен тогда, когда он дает человеку силу и смелость, когда же он вызывает неприятные чувства слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказыва­ет вредное воздействие на психику и психическое здоро­вье человека. Чаще всего понятие «стресс» употребляется в его негативном значении.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к лю­дям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида та­ких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстети­ческие.

Нравственные чувства в форме переживаний выража­ют отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является ос­новной ценностью нравственных чувств.

Читайте также:  Как перестать чувствовать возраст

Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум­ственной деятельности и связаны с познавательными про­цессами и творчеством. К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.

Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусст­ва, люди.

РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

У человека главная функция эмоций состоит в том, что бла­годаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не поль­зуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. со­общения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния.

Источник

3.Эмоции и чувства: понятие, виды и функции

Эмоции оказывают большое влияние на жизнь и деятельность человека, на протекание всех психических процессов, проявление свойств. Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявления.

Само слово «эмоция» происходит от латинского слова «emovere», что означает возбуждать, волновать, потрясать.

Эмоции – это первоначальная реакция организма на какие-то раздражители, выражающая переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям, к результатам собственной деятельности.

Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (радость, страх, испуг) значимость действующих на человека явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоции человека выражаются одновременно:

в специфических субъективных переживаниях, которые всегда индивидуальны. Одинаковые раздражители могут вызвать самые непохожие реакции у разных людей (субъективный критерий);

в поведении, которое проявляется в мимике, позе, жестах (поведенческий критерий);

в физиологических реакциях организма, которые тесно связаны с эмоциональными переживаниями. Они выражаются в расширении зрачков, увеличении потоотделения, учащенном дыхании, усилении сердцебиения, повышении давления, уровня сахара в крови, кожно-гальванических реакциях (физиологический критерий).

Для оценки ряда физиологических реакций на стимулы используется полиграфический тест (детектор лжи), который представляет собой аппарат, собирающий и интерпретирующий информацию с датчиков на теле испытуемых. Проблема описания эмоций заключается в том, что ни один из трех критериев (субъективный, поведенческий, физиологический) не является абсолютно надежным. Человек далеко не всегда может четко описать и назвать переживаемые им эмоции и эмоциональные состояния.

Эмоции человека выполняют несколько функций:

3. Разрешения ситуации (аварийное поведение, бегство, агрессия,

4. Организации деятельности. Эмоции могут организовывать деятельность, направлять силы и внимание на определенный объект.

5. Эвристическая функция проявляется при творческом мышлении. Специфические эмоциональные состояния («предчувствия решения», «красоты решения») играют важную роль в творчестве.

6. Регулирующая функция заключается способности эмоционального подкрепления, закрепления реакций, что играет важную роль в процессе научения.

7. Функция активации, мобилизации организма, выделяемая некоторыми психологами как самостоятельная, может рассматриваться также как аспект функции организации.

8. Экспрессивная функция предполагает выражение отношения к тому, что человек переживает.

9. Синтезирующая функция. Эмоции могут служить тем центром, вокруг которого группируются различные содержания, создавая таким образом целостные комплексы представлений.

На основе эмоций формируются чувства.

Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии. В процессе развития конкретного человека чувства возникают позже, чем собственно эмоция, и как результат обобщения отдельных эмоций. Однако сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций. Одно и тоже чувство может реализовываться в различных эмоциях, причем нередко разных по знаку. Этим объясняется такое свойство чувств как двойственность (абвивалентность). В то же время эмоции и чувства имеют между собой много принципиально общих черт. Сходство эмоций и чувств состоит прежде всего в том, что они являются мотивирующей системой в жизнедеятельности человека.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных

знак (какое значение – положительное и отрицательное – имеет для субъекта событие, предмет, человек);

предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);

Читайте также:  Темперамент профориентация 9 класс

модальность или содержание и качество эмоции и чувства (радость, удивление, тревога и т.д.).

Эмоции можно классифицировать по самым разным основаниям.

1. По влиянию на жизнедеятельность все эмоции подразделяются на:

положительные (стенические, от греч. слова «стенос» — сила), повышают активность, вызывают прилив энергии, подъем;

— отрицательные (астенические), действующие противоположным образом.

Рис. 12. Эмоции и чувства: виды и функции

Положительные эмоции стимулируют человека к достижению цели, отрицательные – к избежанию объектов, вызывающих неприятные

2. По потребностям:

низшие, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые, общие ощущения (голод, жажда и т.д.);

высшие – социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.

3. По силе и длительности проявления эмоций:

аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными поведенческими и физиологическими проявлениями. Действия в состоянии аффекта, как правило, реализует «аварийное поведение», при котором самоконтроль резко понижен;

собственно эмоция – относительно более длительные и слабо проявляющиеся во внешнем поведении переживания. Они выражают оценочное отношение личности к воспринятой информации;

чувства – длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, которые носят ярко выраженный предметный характер и возникают в результате обобщения эмоций. Иногда их называют высшими эмоциями;

настроения – относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течение достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон. Настроение не предметно, а очень личностно и имеет разнообразные проявления (радостное и печальное, спокойное и раздраженное);

страсти – устойчивые, интенсивные и продолжительные стремления личности к определенному объекту. Страсти бывают как конструктивными, приводящими к развитию личности, так и деструктивными, разрушающими ее;

стресс (общий адаптационный синдром) – это неспецифический ответ организма на любые предъявляемые ему требования. Стресс возникает в сложных, неожиданных, особо ответственных ситуациях и представляет комплексную реакцию всего организма, общий знаменатель любой приспособительной реакции;

фрустрация – сложное эмоциональное переживание гнетущего напряжения, тревожности, безысходности, отчаяния, возникающее в ситуации, угрожающей достижению значимой для человека жизненной цели.

4. По степени интенсивности протекания выделяют следующие уровни:

нейтральное состояние – отсутствие явно выраженного эмоционального процесса; человек реагирует дифференцировано в зависимости от значимости объекта;

умеренный уровень эмоции – эмоция уже достаточно отчетлива, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий;

высокий уровень интенсивности — эмоция направляет действия человека, он ведет себя эмоционально, проявляя гнев, радость, тревогу.

5. По качеству. Классификация эмоций по этому признаку более противоречива. В разных работах авторы выделяют от 6 до 20 эмоций. Так, большинство авторов выделяют следующие виды эмоций:

радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности;

удивление – эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства;

страдание – отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важных потребностей;

— гнев – отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта и представляющее собой реакцию на неожиданно возникшее препятствие на пути к достижению важной цели;

— страх — отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия;

— стыд – состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих или собственным принципам.

Развитие чувств и эмоций личности следует вести в двух направлениях. Во-первых, необходимо формировать высшие положительные моральные, интеллектуальные и эстетические чувства и вытеснять ими отрицательные, вредные для личности, коллектива и общества. Во-вторых, нужно формировать умение владеть своими эмоциями, что необходимо в любой профессиональной деятельности.

Источник

Виды и роль эмоций в жизни человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмоции — это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих непосредственные переживания, ощущения приятного или неприятного, отношения индивида к миру и людям, процесс и результаты определенной практической деятельности.

Понятие и особенности эмоций

В ходе эволюции животного мира появляется отдельная форма проявления отражательной функции мозга в виде эмоций (лат. emoveo – возбуждаю, волную). Эмоции способны отражать личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций и событий для человека, т. е. то, что его волнует. Их выражение происходит через форму переживаний.

В психологии эмоции определяют в качестве переживания индивидом в определенный момент своего отношения к чему-либо (к настоящей или будущей ситуации, к окружающим людям, к самому себе и т. д.).

Читайте также:  После первой химии как себя чувствуешь

Понятие «эмоции» использует в широком смысле. В этом случае они представляют собой целостную эмоциональную реакцию личности, которая включает не только психическую составляющую – переживание, но и специфические физиологические изменения организма, которые связаны с данным переживанием. Эмоции есть также у животных, но у людей они способны приобретать особенную глубину, получая большое количество оттенков и сочетаний.

Виды эмоций

Немецким философом И. Кантом эмоции были разделены на астенические (ослабляющие) и стенические (греч. stenos – сила), повышающие жизнедеятельность организма.

Эмоции делят по одной из классификаций на положительные (приятные) и отрицательные (негативные, неприятные). Филогенетически наиболее древними считаются переживания удовольствия и неудовольствия (эмоциональный тон ощущений). Оно направляет поведение человека и животного на сближение с источником удовольствия (избегание источников неудовольствия).

Более сложными могут являться другие положительные (например, радость, восторг) и отрицательные (например, гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симоновым были выделены также смешанные эмоции. В этом случае в одном и том же переживании способны сочетаться и положительные, и отрицательные оттенки (например, человек может получать удовольствие от страха в «комнате ужасов»).

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с личностными особенностями (вкусами, интересами, нравственными установками, опытом) и темпераментными особенностями людей, а также в зависимости от ситуаций, в которой человек находится, одна и та же причина способна вызвать разные эмоции.

Эмоции различают по интенсивности, длительности, степени осознанности и причинам их появления. По этим критериям принято выделять настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение представляет собой слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние. Его причина не всегда может быть ясной для человека. Оно постоянно есть как эмоциональный тон, способно повышать (понижать) активность в общении или работе.

Сами эмоции представлены более кратковременным, но достаточно сильно выраженным переживанием индивидом радости, горя, страха и т. п. Они способны возникать в отношении удовлетворения или неудовлетворения потребностей, обладая хорошо осознаваемой причиной появления.

Аффект заключается в быстро возникающем, очень интенсивном и кратковременном эмоциональном состоянии, которое вызвано сильным или особо значимым для человека стимулом. Часто аффект представляет собой следствие конфликта, в любом случае проявляется бурно и сопровождается минимизацией способности переключать внимание, сужая поле восприятия (фокусировка внимания происходит в основном на объект, который вызвал аффект).

Роль эмоций в жизни человека

Эмоции человека выполняют следующие роли:

  • Отражательно-оценочную,
  • Управляющую,
  • Защитную,
  • Мобилизующую.

В первую очередь в жизни человека эмоции играют отражательно-оценочную роль, поскольку дают субъективную окраску тому, что происходит вокруг человека и в нем самом. Это означает, что на одинаковое событие разные люди эмоционально реагируют абсолютно разным образом.

Например, у болельщика проигрыш любимой команды вызывает разочарование, огорчение; у болельщиков команды соперника этот же проигрыш вызовет радость. Некоторое произведение искусства вызывает у разных людей прямо противоположные эмоции. В народе такое положение дел даже обозначают следующим образом: «На вкус и цвет товарища нет».

С помощью эмоций можно производить оценку не только прошедших или происходящих сейчас действий и событий, но и будущих. Они способствуют включению в процесс вероятностного прогнозирования (человек предвкушает удовольствие при походе в театр или ждет неприятные переживания после экзамена).

Управляющая роль эмоций состоит в том, что возникновение определенного иного отношения к объекту оказывает воздействие как на мотивацию, так и на процесс принятия решения о действии или поступке. Здесь физиологические изменения, сопровождающие эмоции, влияют на качество деятельности, работоспособность индивида.

Защитная функция эмоций относится к проявлению страха, предупреждая человека о реальной или о мнимой опасности. Этим она способствует лучшему про-думыванию возникшей ситуации, более тщательной проверке вероятности дости-жения успеха или неудачи. С помощью этой роли человек защищается от неприятных для него последствий (иногда даже от смерти).

Мобилизующая функция эмоций состоит в том, что страх, например, способствует мобилизации резервов человека. Это происходит за счет выброса в поток крови дополнительного гормона адреналин (например, в активной или оборонительной форме при спасении бегством). Мобилизации сил организма также способствует воодушевление и радость.

Положительное значение эмоций не всегда можно связывать напрямую с положительными эмоциями, а отрицательное — с отрицательными. Негативные эмоции способны стать стимулом для самосовершенствования индивида, а положительные явиться поводом для самоуспокоения. Здесь многое будет зависеть от целеустремленности человека и условий, в которых он воспитывался.

Источник

Оцените статью