Конспект занятия «В мире эмоций»
Галина Петрова
Конспект занятия «В мире эмоций»
Цель: учить различать эмоциональные состояния, развивать коммуникативные навыки школьников.
Программные задачи
— знакомить детей с разными эмоциональными состояниями человека (радость, гнев, горе);
— закреплять имеющиеся знания детей об эмоциях человека и важности их в жизни.
— развивать коммуникативные навыки учащихся, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха;
— развивать речь детей и обогащать словарный запас.
— создание положительного эмоционального настроя;
— воспитывать доброе отношение к сверстникам и взрослым.
Предшествующая работа: чтение сказок, рассказов, стихов (дети учились определять эмоциональное состояние героев, рисование персонажей с различными эмоциями, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: мяч, презентация с картинками различных эмоций, пиктограммы эмоций. Игровое поле, на котором изображены разные эмоциональные состояния. Письменные обозначения эмоциональных состояний. Мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран)
Ход.
Приветствие «Давайте поздороваемся».
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. На слог здравст- хлопнуть в ладоши над головой, на слог вуй- хлопнуть по ладошкам соседей справа и слева, на слог те- хлопнуть себя по коленкам.
Скажите ребята, всем было приятно здороваться? Какие эмоции вы испытывали, приветствуя друг друга? (Дети рассказывают, какие они испытали эмоции).
Педагог: Наше занятие называется «В Мире эмоций». Сегодня мы продолжим разговор об эмоциях, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.
Гимнастика для глаз «Лучик»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)
Игра «Интеллектуальная разминка». Малоподвижная игра с мячом.
Педагог: А чтобы проверить, какие вы внимательные, мы с вами проведем разминку. Пришел, ребята, нам черед сыграть в игру «Наоборот». Я буду называть вам разные слова, при этом бросать мяч кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их противоположные значения. Давайте потренируемся: скажу я слово высокий, вы скажете мне: низкий.
Поняли задание? (Педагог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот)
Педагог: Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? Скажите мне, а что обозначают слова радость, злость, грусть? Правильно, это эмоции. Что же такое эмоции?
— Это душевное волнение. Это яркие и бурные переживания.
— Человек не может оставаться равнодушным в окружающем мире, человек в своей жизни плачет и смеётся, радуется и злится, охвачен гневом или восторгом, страхом и яростью. Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем!
— Какие бывают эмоции? (положительные и отрицательные). Они помогают человеку регулировать своё поведение.
— Где выражаются эмоции? (на лице)
— При помощи чего выражаются эмоции? (бровей, глаз, рта)
— Верно, т. е. при помощи мимики лица.
— А ещё при помощи чего? (при помощи жестов, интонации человека и различныхвыразительных движений)
Игра «Назови эмоцию». Просмотр презентации «Такие разные эмоции».
Цель: Закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).
Дети смотрят на экран и называют эмоции. Вспомните, и назовите, пожалуйста, эмоции, которые вы уже знаете! (радость, страх, злость, грусть, удивление, любопытство, печаль, стыд, гнев, восхищение).
— Итак, при хорошем настроении человек испытывает положительные эмоции, а при плохом – отрицательные!
Я предлагаю вам самостоятельно, по группам, посовещавшись, разделить положительные эмоции от отрицательных. В конверт с солнышком вложите только положительные эмоции, в конверт с тучкой – отрицательные эмоции.
Если человек будет испытывать, проявлять только отрицательные эмоции, он может заболеть или испортить настроение другим людям. Они навредят его здоровью.
Давайте, спрячем их в мешок (подальше).
А положительные эмоции полезны для здоровья человека, они наши друзья. Они продлевают жизнь, поднимают нам настроение.
— А теперь, идёмте в круг (хором)
Физкультминутка.
Мы здоровыми растём,
Вместе с солнышком встаём!
Для здоровья, настроенья,
Руки вверх, на пояс, вниз.
То присели, то нагнулись,
И опять же улыбнулись!
Игра «Собери эмоцию» (радость, грусть, удивление).
Педагог: Ребята, сейчас я каждому из вас раздам половинки карточек с изображениями различных эмоций. Вы под музыку будете свободно передвигаться по ковру, держа каждый свою половинку. Как только музыка останавливается, вы должны найти себе среди ребят пару так, чтобы ваши половинки образовали целую картинку.
— Молодцы, давайте назовем, какие эмоции у вас нарисованы. Кто всех быстрее нашел свою пару? Кто ошибся? Кому было трудно выполнить задание?
Игра «Секреты хорошего настроения» (добавь последнее слово в предложении).
Говорить добрые слова.
Делать больше добрых дел.
Никогда не расставаться с улыбкой.
Заниматься любимым делом.
Запомните, пожалуйста, их!
Рефлексия
— Что больше всего понравилось вам сегодня, было интересно? (жёлтый мячик по кругу).
— Что было сложно, не понравилось? (синий мячик по кругу).
Педагог: Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста, в кружок. Я желаю, чтобы вам хорошего настроения и положительных эмоций. Каждому из вас я дарю медаль с изображением радостного человечка. А сейчас, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем: «До свидания!».
Конспект занятия-экскурсии «В мире сказок и былин» Познавательное развитие: Ознакомление с окружающим. С учётом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного.
Дидактическое пособие для развития эмоций «Сундучок эмоций» Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Чем заняты в свободное от детского сада времени современные дети? Играют в классики? Прыгают.
Фотоотчет «Удивительный мир Эмоций» ко Дню хороших эмоций на МAAM Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют.
Конспект занятия по окружающему в подготовительной группе «В мире насекомых» Цель: Продолжать расширять знания о многообразии насекомых. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с особенностями строения насекомых.
Источник
Открытое занятие «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?»
план-конспект занятия (1 класс)
Открытое занятие «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?»
Цель: Развитие эмоциональной сферы младших школьников.
Задачи:
- Способствовать осознанию детьми собственных эмоций;
- Способствовать осознанию детьми эмоций других людей;
- Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.
Материалы: изображения эмоций детей в презентации, музыкальные композиции, заготовки лиц с эмоциями.
- Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Я очень рада вас приветствовать на нашем занятии и по традиции я вас приглашаю в круг, чтобы поприветствовать друг друга!
Упражнение «Переходящее пожелание».
Ведущий: Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Сейчас мы будем передавать по кругу игрушку и говорить друг другу комплименты или желать что-либо при этом у каждого из нас с лица не должна сходить улыбка.
Спасибо, прошу занять свои места, но не садится!
- Работа по теме.
Игра
Ведущий: Давайте посмотрим, что чувствуют, переживают персонажи.
На экране появляется задание: изобрази сказочных героев.
Психолог предлагает выполнять задание.
Поочередно появляются персонажи из сказок, дети по одному изображают героев, уделяя внимание мимике лица.
Обсуждение и определение чувств, эмоций сказочных персонажей.
Покажите: (если дети постарше, использовать дополнительные задания)
- Испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);
- Как печалится и грустит козленочек-Иванушка из сказки про Алёнушку;
- Как выглядит любопытный енот;
- Как страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей;
- Как сердится лев – царь зверей;
- Как радуется неунывающая мартышка из мультфильма «38 попугаев»;
- Как испытывает удовольствие кот на солнцепеке.
Все это и есть эмоции.
- Беседа-объяснение по теме «Что такое эмоции?»
Ведущий: Тема нашего занятия – «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?».
Что такое эмоции мы с вами уже поняли благодаря предыдущему упражнению. Итак, эмоции – это то, что переживают и чувствуют как животные, так и люди.
Поочередно всплывают картинки с изображением мальчика в разных позах и с разными выражениями лица, дети озвучивают свои предположения.
А чтобы понять какие бывают эмоции, давайте для начала вспомним, когда в последний раз вы сильно удивились? (например, я недавно ехала в электричке и увидела лису)
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы удивляемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы было изображено удивление!
Ведущий: А бывает ли, что вы обижаетесь? Что обычно вас обижает?
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы обижаемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена обида человека!
Ведущий: Расскажите, какие события могут вас обрадовать. Как можно ваше настроение сделать радостным?
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы радуемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена радость!
Ведущий: Если вы сердитесь, сильно злитесь, то в каких ситуациях это происходит?
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы сердимся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена злость, досада!
Ведущий: Скажите, пожалуйста, а благодаря чему окружающие нас люди понимают, что мы чувствуем и переживаем? Что в нас показывает наше настроение?
- выражение лица — мимика
- движения рук, поза тела – жесты
Действительно, иногда стоит посмотреть на человека, чтобы понять, что он чувствует и понять его настроение.
Ведущий: Итак, не только животные – герои любимых сказок и мультфильмов – могут переживать различные эмоции, но и вы сами способны в разных ситуациях, после некоторых событий испытывать определенные эмоции.
Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции – радость, счастье, удивление, удовольствие.
Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции – грусть, обиду, страх, злость.
4. Практический этап
— Я предлагаю вам отправиться в путешествие
1 остановка «Радость» (слайд 4)
Появляется картинка с описанием мимики
Обсуждение ситуации и мимики лица
Психолог предлагает нарисовать рисунок,дети рисуют ассоциацию с данным чувством и презентуют его присутствующим
2 остановка «Грусть»(слайд 5)
Перед детьми макет с пустой улицей
-На этой остановке пусто, она заколдована, я вам предлагаю оживить ее и украсить .
Детям предлагается разместить маленькие фигурки людей, животных, разных предметов на улице
3 остановка «Злость»(слайд 6)
-На этой остановке все ругаются и дерутся, все игрушки сломаны и вещи разорваны. Из-за чего это могло произойти?
Дети озвучивают свои мысли.Беседа о злости и гневе.
Упражнение «Мешок гнева»
-Давайте избавимся от негативных эмоций, со всей силы скомкаем листики, разорвем на мелкие кусочки и выбросим мешок.
Каждый ребенок берет лист, комкает ,рвет и бросает в мешок
4 остановка «Удивление»(слайд 7)
Психолог предлагает детям задачу:
Мама вошла в комнату сына и у нее от удивления брови полезли вверх. Как ты считаешь, почему это могло произойти?
Дети по очереди высказывают свои предположения
6.Динамическая пауза
Гимнастика для глаз
5 остановка «Страх»(слайд 8)
Детям читается сказка.
— Я вам хочу рассказать одну историю про страх, а вы внимательно её послушайте и подумайте, как можно нарисовать свой страх.
“Жил-был Страх. Он был таким, каким все его представляли, он всегда был разным, тем, кто боялся темноты, он представлялся страшным чудовищем с огромными красными глазами, тем, кто боялся насекомых он представлялся в виде огромного мохнатого паука, каждый видел в нём то, чего сам боится. Страх очень хотел иметь друзей, он переживал из-за этой своей способности всех пугать, где бы он не появлялся, все убегали от него, но однажды он сам решил от всех убежать, чтобы не доставлять людям столько хлопот. Бежал он бежал и увидел большую тёмную пещеру и решил, что люди сюда никогда не придут, и он здесь никого не сможет испугать, а будет жить вдали, чтобы не причинять больше людям страдания.
— Ребята, а как выглядит ваш страх? Вы уже придумали, как можно его нарисовать? Я предлагаю нарисовать его в пещере, именно в той пещере, в которую и спрятался герой нашей истории – страх!
Дети рисуют свои страхи.
— Ребята, а вам интересно, чем закончилась эта история?
Однажды страху надоело прятаться в пещере, там было сыро и неуютно, страх решил, что если он украсит своё жилище, то ему станет веселее.
-Ребята, как вы думаете, чем закончилась история со страхом?
Как нам можно украсить страх?
Можно ли нам его сделать смешным?
Психолог ведёт детей к пониманию того, что если они разукрасят страх, сделают его красивым, смешным, то страх перестанет быть страшным и с ним все подружатся.
Дети украшают свой рисунок.
— Ребята, посмотрите, что произошло с вашими страхами? Какие они стали? Разве можно их теперь бояться?
Психолог подводит детей к пониманию того, что теперь, когда страхи смешные и весёлые их нечего бояться.
На этой остановке мы завершаем наше путешествие и возвращаемся назад.
- Задание «Угадай эмоцию». (для младших)
Детям раздаются карточки с лицами.
Рассмотрите моськи с разным настроением, покажите такую же эмоцию, и мы все вместе попробуем догадаться какая это эмоция.
По ходу упражнения каждому ребенку задается вопрос: «какая это эмоция: отрицательная или положительная?»
Ребята, скажите, пожалуйста, что вам запомнилось из сегодняшнего занятия больше всего?
5. Заключительное упражнение «Счастья, радости, добра…»
Участники встают в круг, берутся за руки. По очереди каждый игрок произносит: первый – счастья, второй – радости, третий – добра, четвертый – счастья, пятый – радости, шестой – добра и т.д. Когда все, стоящие в кругу, таким образом получили «свое слово», дети все вместе произносят «желаем вам друзья».
Рефлексивный этап(слайд 11,12)
На какие группы можно разделить эмоции?
-Кому понравилось занятие? Что особенно запомнилось?
Давайте поаплодируем друг другу за замечательное занятие и работу!
5. Заключительное упражнение «Счастья, радости, добра…» (для младших)
Участники встают в круг, берутся за руки. По очереди каждый игрок произносит: первый – счастья, второй – радости, третий – добра, четвертый – счастья, пятый – радости, шестой – добра и т.д. Когда все, стоящие в кругу, таким образом получили «свое слово», дети все вместе произносят «желаем вам друзья».
Дополнительные упражнения по теме.
- Детям для прослушивания даются фрагменты различных музыкальных композиций (различного темпа и настроения). Ребята должны угадать какое настроение пытался передать композитор и объяснить, почему они так думают.
- Упражнение «Передай эмоцию».
- Дети встают друг за другом, «смотрят в затылок». Ведущий стучит первого учащегося по плечу и показывает ему какую-либо эмоцию, тот в свою очередь стучит по плечу своего соседа и пробует передать ему точно такую же эмоцию.
- Задание «Этюды».
- Детям раздаются тексты небольших сценок, где герои испытывают разные эмоции. Ребята по очереди показывают сценки, остальные «зрители» угадывают эти эмоции.
ЭТЮДЫ ДЛЯ РАЗЫГРЫВАНИЯ
Два друга-ежика шли по лесу и услышали – в траве что-то тикает. Сначала они испугались тиканья, а потом осторожно подошли ближе и с любопытством начали рассматривать незнакомый предмет. (Загаданы страх и любопытство)
Этюд «Медведь и еж»
Косолапый медведь случайно задел ежа и укол себе лапу. Медведь обижается на ежа, а тот чувствует себя виноватым. (Загаданы обида и вина)
Этюд «Волк и заяц»
Волк гонится за зайцем, но заяц быстро убежал и скрылся. Волк его не догнал, остался голодным и горюет, а заяц радуется. (Загаданы радость и страдание)
Этюд «Гадкий утенок на птичьем дворе»
Гусь с презрением, свысока относится к гадкому утенку, а он очень грустит из-за этого. Только цыпленок жалеет его. (Загаданы презрение, грусть, жалость)
Этюд «Лев и птичка»
Грозный Лев – царь зверей рассердился на птичку-невеличку. А она сильно испугалась его рычания. (Загаданы гнев/злость, испуг).
Этюд «Котенок и его мама»
Котенок-шалун нечаянно разбил новую вазу. Мама его ругает, а он чувствует себя виноватым. (Загаданы недовольство, вина)
Список использованных источников:
- К. Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
- К. Фопель «Энергия паузы» Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2001.
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.. «Психологическая азбука. Начальная школа. Первый год обучения». – М.: Ось 89., 2008г.
- Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Эмоции и чувства людей». -. Игра «Забавы в картинках».
Источник