Теория эффективного поведения: основные положения
От того, насколько человек будет эффективен в различных ситуациях, будет зависеть и его жизненная успешность и, главное, его уверенность в своих силах, уверенность в себе.
Понятие «эффективность» многогранно, поэтому разделим его на следующие виды
(пойдем от глобального):
а) жизненная эффективность, социальная успешность
б) эффективность в достижении конкретных целей, решении поставленных задач
в) ситуационная эффективность, эффективное поведение в различных ситуациях межличностного взаимодействия.
Жизненная эффективность- способность человека двигаться по своему жизненному пути, создавая зону своего (в соответствии со своими ценностями) жизненного комфорта, счастья, самодостаточности по всем сферам человеческой жизнедеятельности (семья, профессия, социальный статус, материальное благополучие, увлечения, досуг. ).
Эффективность в достижении поставленных целей- это способность человека ставить и решать конкретные профессиональные или жизненные задачи… Здесь важны и мотивация (особое устремление), и планирование, и организация процесса, и личностный потенциал, и профессионализм, и определенные условия…- все, что позволяет с максимальной эффективностью выполнять поставленные задачи.
Эффективное поведение (ситуационная эффективность)- это способность человека ставить и достигать поставленные цели в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия, когда каждое действие, каждый шаг оптимально (с минимальными затратами и максимальными эффектами) ведет к намеченному в данной ситуации результату.
Поэтому, каждая ситуация взаимодействия, похожа на игру в шахматы- делаешь правильные ходы- выигрываешь, делаешь не правильные- проигрываешь…
Итак, что необходимо для того, чтобы делать правильные ходы в конкретной жизненной или профессиональной ситуации?
Эффективность в конкретной ситуации межличностного взаимодействия определим 4 основными способностями человека
1) способностью четко разбираться в общей специфике рассматриваемой ситуации
2) способностью объективно оценить реальную обстановку (текущее положение вещей)
3) способностью быстро принимать решение, просчитывать ходы, варианты своего поведения
4) способностью гибко и технично действовать, подводя конкретное межличностное взаимодействие к намеченному результату…
1. Способность глубоко и развернуто разбираться в общей специфике рассматриваемой ситуации
Любая ситуация, хоть жизненная, хоть профессиональная имеет свою специфику, особенности: основы, нюансы, «правила игры». Разбираясь в правилах, основах ситуации вы знаете: что делается? как делается? зачем, почему делается? чего от вас хотят и как, в принципе, надо правильно себя вести.
Не разбираясь, соответственно, не знаете. (а неопределенность, в свою очередь, нередко ставит в тупик).
Далее- все по ситуации.
2. Способность объективно оценить реальную обстановку, реальное положение вещей
То, что может быть эффективным в одной ситуации и для одного человека, может быть совсем не эффективным в другой ситуации и для другого человека. Поэтому, четко оцениваем:
а) Где все происходит, как происходит, в какой обстановке.
б) Оценить партнера(ов) по взаимодействию:
— кто ваш партнер по взаимодействию, какой он? что он за человек, каковы его психологические особенности?
— какова его позиция лично к вам, к вашему предложению: как он к вам относится? чего он хочет? каковы его интересы? он не против сотрудничества или против, или ему в принципе все равно.
— каково его настроение, актуальные потребности, интересы, душевное состояние?
в) Прояснить свои цели + оценить свои возможности.
Любое запланированное мероприятие начинается именно с постановки целей, ну, а в случаи спонтанных действий, необходимо не забывать задавать себе следующий вопрос: Чего я хочу получить в результате данной ситуации, данного, конкретного взаимодействия?
А каждый полученный результат, в принципе, предполагает улучшение взаимоотношений, социального благополучия, внутренней, душевной удовлетворенности, спокойствия, а не наоборот.
3. Способность просчитывать ходы, варианты своего поведения.
Т.е., разработать стратегию, тактику эффективного поведения- это могут быть как отдельные шаги, так и целые комбинации, подводящие к нужному вам результату.
Разрабатывая комбинацию эффективного поведения, необходимо так же учитывать следующие моменты: кто первый ходит, или уже сходил. ваш ход (стимул)- его ход (реакция). Если он так- то вы как? если вы так, то он как?- все как в шахматах.
При этом не забывать про то, что ваш партнер по взаимодействию тоже умеет думать- т.е. просчитывать ситуацию, вас, вашу «игру» и делать свои, верные, но уже в вашу сторону, ходы…
Если, к примеру, понаблюдать, за игрой профессиональных теннисистов- то они играют по таким же правилам… И дело здесь далеко не в технике- среди равных выигрывает тот, кто думает на шаг вперед своего противника, умеет предугадывать его ходы…
Если ситуация сложная (а время позволяет), стоит продумать условия, при которых ваш партнер пойдет с вами на сотрудничество, или захочет делать по-вашему. (в зависимости от ситуации и поставленных вами целей).
Что значит «продумать условия»? — это значит, что надо встать на место вашего оппонента, продумать его отношение к вам, к вашему предложению, и далее, при каких условиях он заинтересуется вами, вашим предложением, что его побудит пойти к вам на встречу и что его может оттолкнуть.
4. Способность гибко и технично действовать, подводя ситуацию к намеченному результату…
Неосознанную способность человека действовать эффективно в любой ситуации межличностного взаимодействия, назовем «профессиональная импровизация».
Какие личностные качества, знания, умения, навыки обеспечивают способность человека действовать эффективно, профессионально импровизировать по ситуации?
1) Уверенность.
Из чего складывается уверенность?
> Сила духа- внутренний стержень человека (его стойкость, вера в себя)- с ним рождаются и по жизни укрепляют успехом, способностью преодолевать трудности, достигать поставленные цели.
> Сила разума, сознания… «Знание- сила» (Френсис Бэкон). «Нет такого знания, которое не обладало бы силой. » (Ралф Уолдо Эмерсон). Человек, который знает «почему?, что? и как делать?» уверен, потому что имеет особое преимущество… он знает. «Стремитесь к знаниям, используйте то, чему научились. И вы всегда будете на голову выше их. «
> Социальная самодостаточность… Это когда ты не просто умный и сильный, но еще и успешный, обеспеченный, при своем деле… — такая самодостаточность придает не только внешнего, социального веса, но и, конечно, внутреннего (а в этом не мало уверенности. ).
> Свобода от комплексов. от низкого, маленького, неудачного. — такая свобода дает ощущение раскованности, естественности, спонтанности, независимости.
2) Социальная зрелость, сознание.
Глубина и ширина социального сознания обеспечивает способность объективно оценивать ситуацию, а социальный интеллект- способность продумывать оптимальную для данной ситуации стратегию и тактику эффективного поведения.
3) Находчивость, креативность, оригинальность…
Настоящий мастер влияния оригинален, необычен, артистичен. придумает и найдет выход из любой, даже самой тупиковой ситуации…
4) Гибкость.
Очень важное качество. Это способность человека меняться… меняя свое поведение по конкретной ситуации, ее меняющимся условиям… (не путаем с моральной гибкостью, лицемерием. )
5) Эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект- это умение разбираться в своих эмоциях, душевных состояниях, а так же контролировать, регулировать свои эмоции по ситуации… (термин в 1990 году ввели Джон Мейер (John Mayer) и Питер Сэловей (Peter Salovey).
6) Техническое мастерство.
Речь идет о профессиональном владении всеми необходимыми техниками, приемами, тактиками влияния, эффективного поведения.
А именно, о техниках, уловках, подходах в установлении контакта с любым человеком и в любых ситуациях, техниках открытого убеждения, техниках гибкого убеждения и переубеждения, обхода, упреждения, отработки возражений и сопротивлений, а так же различных нестандартных ходах и комбинациях. — все то, что обеспечит техническое мастерство во взаимодействии с различными людьми.
! Отмечу так же, что духовно-нравственные качества (доброта, человечность, душевная чистота)- совсем другая категория человеческой индивидуальности, другой вектор индивидуальной направленности.
Как развивать личностные качества, и соответственно, эффективность своего поведения
Необходимо развивать:
а) все вышеописанные личностные качества: уверенность, социальную зрелость, гибкость, находчивость, креативность…
б) техническое мастерство: владение всеразличными техниками влияния, психологического воздействия.
в) прорабатывать эффективность в различных ситуациях межличностного взаимодействия:
— изучать их психологию, закономерности, основы
— тренировать свою эффективность, постоянно меняя условия заданной ситуации
— и развивать свою рефлексию- т.е. способность понимать «что ты делаешь» и какое влияние твои действия оказывают на партнера(ов) по взаимодействию.
Как развивать уверенность, силу духа? Уверенность развивается:
а) новым, успешным, положительным опытом, способностью решать поставленные задачи, достигать цели, преодолевать трудности…
б) избавлением от комплексов, от страхов, от тягостного опыта падений и неудач…
! Выжимайте из себя все низкое, маленькое, не нужное… стабилизируйте самооценку, перенастраиваетесь на уверенную волну. — и внутренняя свобода, новое состояние души сделает свое дело…
Развивать сознание, социальную зрелость можно:
а) привычным способом- методом проб и ошибок и разбором полученного, пусть даже и неудачного опыта… (не забывая, что «часто не победы учат человека, а именно поражения становятся источником мудрых мыслей, в числе которых и та, что побеждать намного приятнее. «)
б) обучением у более зрелых, знающих, умеющих…
в) наблюдая за умными, интересными, успешными людьми… к примеру, в жизни, в книгах, в кинофильмах…
! Расширяйте свое сознание, познавайте, разбирайтесь… и обретете особую уверенность, уверенность понимающего, знающего человека.
Находчивость, креативность… развивается тренировкой, освоением различных комбинаций, ловких ходов, «финтов», а так же решением всеразличных жизненных задачек-сложных ситуаций, проигрывая их, и проигрывая не одним, а различными, самыми неожиданными способами…
Гибкость тоже тренируется и легче тренируется у гибких с рождения людей. Тяжелее- у прямолинейных, принципиальных. Как? Здесь необходимо учиться понимать, чувствовать ситуацию: понимать партнера по взаимодействию, понимать его мотивы, замечать, как он меняется по ходу встречи, как меняется его настроение, поведение, тактика общения… и самое главное, почему меняется? А вы в свою очередь, подмечая все это, тоже своевременно меняетесь, подстраиваясь, и начинаете влиять. естественно и непринужденно…
Чтобы отточить, отработать технику, перевести ее в разряд навыка необходимо:
а) понимать психологию этой техники: как она работает, на что и как воздействует
б) и конечно, тренироваться, тренироваться, и еще раз, тренироваться. не бояться, совершать поступки, анализировать произошедшее и опять тренироваться… и в результате- все начнет получаться, и главное, получаться все лучше.
Учитесь, не ленитесь! Разбирайте по полочкам ситуации, ищите интересные, необычные ходы… Включайте в себе артиста…
И со временем не заметите, как разнообразие, находчивость, сила ума и уверенность вольются в вашу душу- успешность и самодостаточность станут неотъемлемой частью вашего Я…
Источник
Лекция 6: Пять принципов успешного поведения
Сегодня мы продолжим разговор о внутренней свободе и уверенности в несколько другом ключе. В этой лекции мы поговорим об основных принципах эффективного поведения.
Эти принципы просто формулируются. Они просто звучат. Но их осознание и тем более усвоение оказывается крайне непростым делом.
Пять коротких фраз — как их легко заучить! Но сколько я ни спрашивал своих учеников, никто не смог сразу, навскидку перечислить все пять принципов. Один-два оказываются забыты, вместо них другими словами повторяются названные уже принципы┘
Да что ученики. Я сам иногда ловлю себя на том, что вдруг с трудом, с усилием припоминаю все пять принципов. Один из них вдруг уплывает куда-то в недоступные глубины бессознательного, как пятнадцатый камень сада Рьоандзи.
В чем причина этого явления? В слабой памяти? Отнюдь нет. Просто все эти пять принципов прямо противоположны тому, что обязан охранять надсмотрщик в душе раба. И потому он старается репрессировать их, загнать их в глубину, не допустить до сознания.
Работа с этими пятью принципами — вечная борьба с собой за себя. Это то, что пророк Мухаммед назвал первым Джихадом — Джихадом против себя. Преодолеть надсмотрщика в себе всегда оказывается трудно. Заставить себя усвоить правила, которые обеспечивают успешное поведение — непросто. Это требует труда. Но труд этот обязательно окупается.
Надо не просто подробно и вдумчиво ознакомиться с моими комментариями к каждому из пяти правил. Надо все время возвращаться к ним и стараться припомнить. Их надо будет сделать предметом размышлений, предметом медитаций и специальных процедур смены установки сознания, которые изучаются в курсе Школы Эффективных Лидеров. Их надо будет напечатать на плакатах, которые повесить над изголовьем кровати, рабочим местом и даже телевизором.
Итак, приступим к обсуждению первых из этих принципов.
1 ВСЕ ДОЗВОЛЕНО
Все запреты находятся внутри нас самих. Вне нас этих запретов нет.
Запреты посажены нам обществом для того, чтобы мы были управляемы, чтобы наше поведение было предсказуемым. Это произошло в процессе нашего воспитания. Окружающие взрослые бессознательно транслировали нам свои стереотипы и запреты. На каждое недозволенное по представлениям их надсмотрщика действие следовала репрессия. Потянувшийся к члену для его изучения мальчик немедленно получает по рукам, причем родители не задумываются, почему они это делают: так велит их надсмотрщик.
Постепенно ребенок усваивает всю сумму запретов. В его психике поселяется свой надсмотрщик. Он и соблюдает эти запреты.
Но эти запреты существуют лишь в психике — нашей и окружающих нас людей. В объективной реальности, нас окружающей, этих запретов нет. Там все дозволено.
Системы запретов варьируются для разных социальных групп. Представителям одной внушили менее жесткие запреты, представителям другой — более жесткие. Обычно представители первой добиваются больших успехов. Психика устроена так, что с детства в тебя вмонтирован ограничитель твоих социальных успехов . Ты не пойдешь дальше, чем позволяют вбитые в тебя с детства ограничения. Потенциал твоего роста ограничен сверху объемом твоей внутренней свободы. Выше этого предела ты расти не будешь — если, конечно, не найдешь способ расширить рамки своей внутренней свободы.
Эти запреты — внутри тебя. В реальном мире их нет. В реальном мире тебе все дозволено. Лишь надсмотрщик мешает тебе идти вперед.
Мир меняется. В старые времена, когда мир был стабилен, ты мог рассчитывать хотя бы на тот успех, который имели в жизни твои родители. Стабильный мир гарантировал к 40-50 годам социальный рост по максимальной планке твоей внутренней свободы. Мир был сословен, и уровень внутренней свободы, оставленной воспитанием, обычно соответствовал неизменному на всем протяжении жизни сословному положению. Сейчас мир изменчив и рассчитывать на «социальную наследственность» не приходится.
Все зависит только от тебя. Даже если ты получаешь в наследство большие деньги, должность в корпорации или (в странах третьего мира) должность в государстве, это достояние в конечном счете не является гарантией удовлетворительного социального положения. Если то, чем ты владеешь, превышает то, что разрешено тебе уровнем твоей внутренней свободы, ты всегда проиграешь. Так или иначе, «лишнее» перейдет к тому, кто более его достоин.
Вне тебя этих запретов нет. Все ограничения твоей свободы — внутри тебя.
Осознай это. И начни свой путь к свободе.
Если ты знаешь, что что-то делать нельзя, задай себе вопрос — почему? Подвергай критике все псевдорациональные аргументы, которые подсунет надсмотрщик — и ты увидишь: они не выдерживают критики. Продумай это до конца.
Проверяй на опыте все запретное. Вызвав состояние реципрокного равновесия, переступай барьеры и прислушивайся к своим ощущениям. Только после того, как познаешь то, что запрещено, можешь судить о том, что действительно запрещено.
Не бойся совершить нечто действительно плохое: твое бессознательное генерирует лишь те желания, которые действительно полезны тебе. Если тебе в голову лезут дурные идеи, это значит — надсмотрщик тебя шантажирует, извращая реальные желания твоего зверя. Но тогда он же тебя и остановит.
Ты должен понять — тебе все дозволено. И не надсмотрщик, а Ты сам, твое сознательное «Я» должно решать, что для тебя целесообразно, а что не стоит делать. Если ты не знаешь. Почему нельзя сделать что-то, а просто знаешь, что нельзя — ДЕЛАЙ. Переступай через надсмотрщика.
Надсмотрщик — не хозяин психики, а раб со специфическими функциями. И он знает, что хозяин — твое сознательное «Я». Он знает, что сфера его деятельности — те темные углы, куда хозяин не заглядывает, куда не бросает он свет своего сознания. Но стоит раз или другой схватить его за руку и сделать по-своему, стоит несколько недель подержать в поле внимания хотя бы один барьер, который он ставит и каждый принимать решение сознательно, как он уйдет с этого участка. Он уступает любой участок психики хозяину каждый раз, когда убедится, что хозяин взял контроль над этим участком.
Когда что-то останавливает тебя — лови надсмотрщика за руку. Смотри, какие аргументы подсовывает он тебе. Обычно он старается напомнить тебе о каком-то твоем «уродстве».
В психике каждого человека есть вещи, которые он считает страшно проблемными. У одного это — хромая нога, у другого — маленький член, третий рос без отца, у четвертого мать — алкоголичка, у пятого не хватает на руке пальца, шестой принадлежит к какому либо меньшинству, седьмой прикован к инвалидной коляске, как Рузвельт, и т.п. В принципе, любая особенность — от рыжих волос и веснушек до любви к кошкам — может стать поводом для превращения в проблему. Зафиксировавшись на ней, человек начинает считать, что все остальные также в первую очередь обращают внимание на эту проблему, что она для них также важна. Ему не приходит в голову, что другие ее просто не замечают, поскольку у них хватает своих проблем. А если и замечают, то обычно не придают ей никакого значения и вообще не принимают во внимание.
Обычно такую значимость приобретают обстоятельства, которые в детстве очень заботили Ваших родителей или служили поводом для дразнилок со стороны других ребят в детском саду и школе. Поэтому Вы не обращаете теперь внимания на то, что всем остальным-то это обстоятельство просто безразлично.
Но есть кое-кто, кто во внимание эту проблему принимает и считает ее крайне важной. Именно он проецирует это свое представление на каждого встречного и на всех окружающих сразу. И именно он говорит всегда: «не высовывайся, куда ты лезешь?! Сейчас ты вылезешь, и все увидят твое уродство! Куда ты с этим уродством лезешь? Это не для тебя! Это не для таких уродов! Это для людей, у которых такого уродства нет. «
Обычно мыслишки такого рода подкидываются Вам в двух случаях — либо когда Вы выходите на новую тему, новые идеи или возможности, которые позволят Вам повысить свой социальный статус, продвинуть свой бизнес или на порядок повысить свои доходы, либо же, когда появляется возможность для контакта с человеком, который может быть существенно полезен для Вас в личном или социальном плане. Особенно, если Вы влюбились или появилась возможность познакомиться с очень влиятельным человеком.
Запомните эту особенность надсмотрщика. Как только у Вас в голове появились такого рода мысли, хватайте его за руку: «Ага, раз ты с этим дерьмом снова вылезаешь, значит, я вышел на что-то важное. Надо идти дальше!» Постепенно надсмотрщик привыкнет в такой ситуации мгновенно уступать.
Разумеется, для успеха этого упражнения Вам следует очень подробно и конкретно продумать мысль о том, что то, что Вы считаете уродством, проблемой и существенным Вашим недостатком — это просто некое обстоятельство, которое другими воспринимается совсем по-другому. Вне Вас нет проблем — вне Вас есть только обстоятельства. Ваше восприятие обстоятельств порождает проблему. Все Ваши проблемы — внутри Вас, вне Вас их нет.
В том числе и это обстоятельство не является проблемой, проблемой является лишь Ваше к нему отношение. Измените это отношение. Не придавайте ему столь существенного значения. Относитесь к нему так же безразлично, как и все. Если бы Рузвельт считал слишком большой проблемой свою прикованность к инвалидной коляске, он никогда бы не стал президентом. Но он стал. Потому что сосредоточил свое внимание на более существенных вещах.
Так постепенно изо дня в день следует приучаться ловить надсмотрщика за руку , когда он выполняет свою грязную работу. Это не следует делать как специальные упражнения. На это просто надо обращать внимание — каждый день, каждую секунду.
Конечно, не следует на этом фиксироваться (мы все же не параноики :)). Если Вы упустите очередную уловку надсмотрщика или десяток подряд — ничего страшного, ведь до сих пор Вы пропускали все и ничего — как-то жили. Важно, чтобы каждый день Вы поймали его за руку хотя бы раз-другой. Постепенно это войдет в привычку. Постепенно надсмотрщику придется уступать Вашему сознательному контролю все больше и больше. Постепенно, он научится и сам ориентироваться на Ваши решения, а не усвоенные с детства правила.
Идите по этому пути. Это — путь перманентной рационализации бессознательного, рационализации запретов, их осознания и построения вместо посаженной извне системы запретов своей собственной этики, которая выстроится из принятых Вами решений. Решений, принятых на основе осознанной целесообразности.
Так постепенно Вы все в большей степени научитесь решать, что следует делать, а что нет. Вы сами будете устанавливать себе правила, которые выгодны Вам, которые обеспечивают Ваше сотрудничество с обществом на новых, более выгодных Вам принципах. Вы сами сотворите свою этику.
Вы будете сами творить свое добро и свое зло .
Это — путь к высшему человеку.
Вам не надо стремиться к абсолюту. Вам не надо абсолютно ставить все это под свой сознательный контроль. Вам не надо становиться высшим человеком, как того желал Ницше. Вам надо только продвинуться по этому пути дальше других, завоевать больше внутренней свободы, чем есть у других. Это — путь к повышению Ваших конкурентных преимуществ.
Вам не нужно бежать стометровку вдвое быстрее конкурента. Вам нужно опередить его лишь на одну сотую секунды — и Вы первый, Вы победитель.
Вам не нужно быть абсолютно свободным. Вам нужно стать свободнее других — и Вы первый, Вы победитель.
Для этого надо понять, что все запреты лишь в тебе, что в реальном мире тебе все дозволено . И ступить на путь рационализации запретов. Неважно, как далеко продвинешься ты на этом пути. Важно, что каждый шаг приносит тебе новые преимущества.
2 ЗАБОТЬСЯ ТОЛЬКО О СЕБЕ
Ваше воспитание заставляет вас все время принимать в расчет интересы других людей — как их понимает ваш надсмотрщик. Нельзя сказать, что его понимание неправильно: в той мере, в какой эти люди принадлежат к близкой Вам социальной и культурной среде, надсмотрщик способен оценивать их желания вполне адекватно. Только какое Вам до них дело?
Вы просто переполнены иллюзорной ответственностью — перед родными и близкими, перед знакомыми и сослуживцами, перед обществом, перед соотечественниками. Некоторые, особенно талантливые в этой области индивиды, умудряются чувствовать и изображать (одно другому не мешает) ответственность, аж, перед всем человечеством, даже перед Вселенной.
На самом деле это невроз, а всякий невроз есть внутренний театр личности, в котором надсмотрщик заставляет Вас искренне вживаться в роль, разыгрываемую для одного лишь зрителя — самого надсмотрщика. При этом он изображает, конечно, полный зал, проецируя себя, любимого, на каждого встречного и на все человечество в целом.
Но давайте вернемся в реальный мир. Какова ответственность муравья, допустим, в масштабе солнечной системы? Но тогда перед кем же мы ответственны?
Существует лишь одна реальная ответственность — перед самим собою. Но именно этой ответственности мы обычно избегаем , принося себя в жертву чужим интересам. И обычно как раз тогда, когда об этом нас не просят и благодарность за вмешательство не испытывают.
Когда мы определялись с целями, мы увидели, как мы поддаемся всевозможному индуцированию окружающих, усердно программирующих нас на те или иные действия, мысли и эмоции. Причем полезные, в лучшем случае, только этим особям, но не нам. А еще чаще вообще бессмысленные. В результате мы добровольно отказываемся от возможности самостоятельно действовать и развиваться.
Так что надсмотрщик и структура нашей психики вообще делают нас рабами вовсе не некоего вождя, а каждого , кто пожелает нас попользовать и обладает в данный момент возможностью на нас воздействовать (то есть немного бОльшей внутренней свободой).
Техника анализа и рационализации целеполагания, изучаемая в курсе Школы Эффективных Лидеров, позволяет выводить эту проблему на свет божий и определяться с тем, какие дела необходимы лично Вам, а какие индуцированы, навязаны Вам окружающими помимо Ваших интересов и воли. Необходимо все время держать в поле зрения эту проблему. Необходимо все время отслеживать, как Вам навязывают ненужные Вам лично дела. Необходимо отработать технику вежливого отказа и вежливого ухода от навязчивого индуцирования. Все это позволит Вам не поддаваться индуцированию, сделаться «прозрачным» для любого воздействия извне. Постарайтесь не делать того, на что вас провоцируют.
Вы должны принять на себя полную ответственность за собственные действия, за собственную жизнь. Вы должны помнить, что нельзя перекладывать ответственность с себя на окружающих , ведясь на их мнения и решения. Их ответственность иллюзорна, а ущерб, который Вы понесете — реален. Вы ответственны перед собой — но только перед собой. Вы не ответственны ни перед кем более. И никто более не в ответе за Вас.
Осознайте это. Каждую минуту, каждое мгновение нам приходится делать СВОЙ выбор: пойти — не пойти, сказать — не сказать, согласиться — не согласиться. Стоит нам хотя бы немного отказаться от ответственности за этот выбор, подсознательно переложить эту ответственность на другого, реального или воображаемого, как нас тут же начинают одолевать бесплодные сожаления, тревоги, озабоченность, уныние. Все эти эмоции резко снижают мотивационную энергетику нашей психики, отнимают у нас жизненную силу.
Вы ответственны только за себя. Но ответственны ли Вы за своих близких?
Да. Но ровно в той мере, в какой они представляют часть Вас.
Что это означает?
Все зависимости, которые мириадой блесток вплетены в ткань нашей психики, связаны с сексуальным инстинктом, являются порождением сексуальности в широком смысле слова. Все эмоциональные зависимости, всякая эмпатия и взаимное вчувствование есть порождение сексуальности.
Сексуальный инстинкт существует для того, чтобы обеспечивать продолжение рода. Однако же речь здесь идет не о продолжении рода в пошлой трактовке биологизаторов, а о продолжении рода в широком, социальном плане. Сексуальный инстинкт обеспечивает в равной мере и заботу матери и отца о ребенке, и стремление ребенка к обладанию матерью как главным источником средств к своему существованию, и любовные отношения, и мужскую дружбу, и доверие, и взаимопонимание, и отношения с животными, и вообще все отношения, связанные с эмоциональной близостью и взаимозависимостью людей.
Основанные на сексуальном инстинкте отношения носят г оризонтальны й, равноправный характер, характер абсолютной взаимозависимости и взаимной ответственности за другого, осознаваемого как часть себя. Как сказал французский писатель Сент-Экзюпери, «Мы в ответе за тех, кого мы приручили».
Отношения, восходящие к инстинкту власти , имеют иной, вертикальный характер. Вы должны осознавать, что Вы — сверхчеловек. И что сверхчеловек только один. Нет другого сверхчеловека. Кроме Вас есть биомасса. Она не вызывает у Вас никаких чувств. Вас не интересуют ее внутренние состояния. Она есть объект манипуляций. Вы можете испытывать в отношении нее лишь легкую снисходительность. Вы мотивируете ее к исполнению нужных Вам действий. Вы выбираете самый эффективный с точки зрения результата способ такого мотивирования — от палочного удара до обращения «Ваше величество». Выбранный способ не затрагивает Вашу эмоциональную сферу, поскольку Вы не воспринимаете отношения в личном плане — перед Вами объект манипулирования, и испытывать эмоции по поводу происходящего в процессе манипулирования так же смешно, как поссориться с компьютером или обидеться на него.
Отношения сексуального характера носят субъект-субъектный характер. В их основе лежит эмпатия, чувственный обмен, взаимная зависимость. Отношения властного характера носят субъект-объектный характер. В их основе лежит отношение к лежащей внизу манипулируемой биомассе как к неодушевленному объекту.
Логика субъект-объектных отношений существенно отличается от логики субъект-субъектных. В таких отношениях нет равноправия. Утверждение, что сверхчеловек только один, кажется формально противоречивым в горизонтальной субъект-субъектной логике. Но в субъект-объектной логике субъект просто принимается за начало координат. А начало координат бывает только одно.
Вы должны четко различать те отношения, которые строятся на сексуальном инстинкте (семейные, любовные, дружеские и т.п.), как субъект-субъектные, и исключить из них слой, восходящий к властному инстинкту: любое его проявление здесь разрушительно. Вы должны четко выделить те отношения (все остальные), которые следует строить на инстинкте власти, как субъект-объектные. Хорошо строятся отношения, построенные на чистом инстинкте — либо властные, либо сексуальные. Либо строго вертикальные, либо строго горизонтальные. Наклонных, как пизанская башня, следует избегать: они неустойчивы, неудобны, их поддержание требует гигантских излишних затрат энергии.
К сожалению, обычные человеческие отношения крайне редко бывают построены на чистом инстинкте и обычно представляют собой ту неустойчивую наклонную смесь, которая и является источником гигантских внутренних мотивационных сшибок, сдерживаний, зависимостей, сжигающих огромные массы мотивационной энергии, оставляющих минимум ее для Вашей экспансии вовне.
Вы должны преодолеть эту проблему. Вы должны СОЗНАТЕЛЬНО определять, какие отношения на чем должны строиться. Все, что для Вашего социального продвижения, должно строиться на инстинкте власти. Все, что относится к сфере интима — на сексуальности.
Вычистите свои отношения и никогда не позволяйте им запутаться вновь.
3 НЕ ТОРМОЗИ
4 НЕ ЖАЛЕЙ НИ О ЧЕМ
5 ПРИСУТСТВУЙ ВО ВСЕМ, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ
Размеры одной лекции не позволяют обсудить подробно все пять принципов. Впрочем, в этом нет необходимости: подробное обсуждение, работа по смене установки — все это Вы сможете освоить в рамках полного курса Школы эффективных лидеров. В рамках курса Вы сможете освоить вхождение в состояние реципрокного равновесия, научитесь действовать в этом состоянии. Вы научитесь интуитивному поведению. Пять принципов эффективного поведения войдут в ткань Вашей психики, станут частью бессознательной установки. Это раскрепостит Вашу интуицию и сделает Ваше поведение эффективным.
Источник