Чувственное и логическое познание
Главная » Все дисциплины » Философия » Чувственное и логическое познание
Процесс познания состоит из двух ступеней. Чувственная ступень: ощущение, восприятие, представление. Ощущения — органы чувств. Восприятия — совокупность ощущений. Представление — воспроизведение человеком ранее воспринятого опыта (фиксирует единичный объект). Логическая ступень: понятие, суждение, умозаключение.
Отличия:
1) вскрывает внутренние связи
2) вносит опосредованный характер по отношению к ощущениям
Понятие — отражение общих свойств объекта в слове или в словосочетании (фиксирует общее свойство, его представить нельзя). Мышление на основе ощущений. Суждение — связь понятий или отношение понятий. Умозаключение — отношение между суждениями. Это операция мышления, в результате которой из двух суждений выносится новое суждение. Виды: индуктивное, дедуктивное, редуктивное.
Взаимосвязь чувственного и логического: диалектическое единство и противоречие одновременно. Процесс логического имеет определенные заносы (Аристотель).
Механизмы творчества:
1) Накопление и распределение образов, абстракций в системе памяти
2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов для решения какой-то задачи 3) четкое осознание задач
4) нахождение решений неожиданное
Функции мозга:
1) правое — больше образное
2) левое — более логическое
Право-левая асимметрия не просто природная основа, а социально-психологическая основа процесса жизни.
Акция от администрации
Самые популярные лекции
Аграрная реформа:
1) Колхозы и совхозы получили кредиты, новую техникуv 2) С середины 50-х начался новый этап укрепления колхозов. Многие из которых были преобразованы в совхозы
3) В марте 1958 было ликвидировано МТС, что подорвало экономику колхозов, не имея выбора они выкупали машины и сразу оказывались в тяжелом финансовом положении
4) Повсеместное внедрение кукурузы
5) В 1954 году началось освоение целины
6) Крестьяне освободились от сверхдохода
Источник
Понятие чувственная или логическая
Таким образом, в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе практики осуществляется процесс познания. Традиционно в этом процессе выделяют две стороны (зачастую их называют ступенями познания) – чувственную и рациональную (логическое мышление).
Простейшим чувственным образом окружающего мира является ощущение. Ощущение – это отражение органами чувств отдельных свойств предмета. Окружающий человека мир предстает в ощущениях как бы разложенным на совокупность внешних признаков: зрительные ощущения несут информацию о форме, цвете, местоположении объекта в пространстве; слуховые сообщают о том, является ли объект «немым» либо так или иначе звучащим; обоняние доставляет сведения о запахах, осязание – о твердости, температуре и т.д. Ощущения отражают объективные свойства вещей, имеют своим источником объективную реальность. Они не являются чем-то неизменным раз и навсегда данным человеку. Показания органов чувств в процессе историческою становления человека изменялись, они становятся более полными, точными, что обусловлено прежде всего развитием общественной практики человека.
Пять органов чувств – не дар природы, а продукт длительного исторического развития. Человеческий глаз видит иначе, а человеческое ухо слышит по-другому, чем видит и слышит животное. В своих ощущениях человек отражает окружающий мир во-многом субъективно, индивидуально. Нет двух людей, ощущения которых абсолют-но бы походили друг на друга. Это обусловлено прежде всего бесконечным разнообразием индивидуальной дея-тельности людей в структуре общественной практики. Художник, музыкант, шофер слышит н видит то, что недо-ступно зрителю, слушателю, пассажиру и т.д. Не последнюю роль играют здесь и наследственные особенности человека, его генетическая программа. В ощущениях каждого человека своеобразно и неповторимо дан окружаю-щий мир. Этот образ мира настолько индивидуален, что это дало повод Г. Гейне сказать: «С каждым человеком умирает целая вселенная».
Видимая субъективность человеческих ощущений явилась причиной убеждения еще античных философов в том, что цвет, запах, звук, теплое, холодное т.д. существуют только во мнениях людей, т.е. субъективны. Спустя почти две тысячи лет ту же мысль отстаивал английский философ XVII в. Д. Локк в своем учении о «первичных» и «вторичных» качествах вещей. Ошибка этой концепции состоит в том, что ее представители абсолютизируют субъективный момент в ощущениях, не умеют распознать за их субъективностью моменты объективного знания, которые в них имеются.
Следующим шагом постижения истины в пределах чувственного знания является восприятие – целостный чувственный образ предмета на основе синтеза ощущений. Восприятие дает более точное знание природы вещей. Например, иногда искусно сделанное яблоко по виду ничем не отличается от настоящего. Чтобы понять, что это муляж, нужно его пощупать, понюхать, а то и попробовать.
Важно усвоить, что органы чувств человека не просто особым образом преобразуют энергию внешнего раздражителя, а преобразуют объективную энергию. Если не принимать во внимание это обстоятельство, то можно прийти к точке зрения, которую отстаивали в XIX веке известные немецкие естествоиспытатели Мюллер и Гельмгольц и их последователи. По их мнению, для наших органов чувств не имеет значения природа энергии, так как глаз, например, всякую энергию преобразует в свет, ухо – в звук и т.д. Так, солнечную энергию глаз воспринимает как свет, но так же он может воспринимать и механический удар, говорят же: «Из глаз посыпались искры». Поэтому, мы не можем говорить, что восприятия адекватно отражают внешний предмет. Ощущения и восприятия – лишь символы, иероглифы, знаки предметов. Мир воспринимается таким не потому, что он в действительности таков, а потому, что таким, а не иным образом устроены наши органы чувств. Если бы человек имел другие органы чувств или имел их в другом количестве, то и мир предстал бы перед ним иным. Против этого взгляда можно выдвинуть такой аргумент: органы чувств человека возникли не вдруг, а в процессе биологической эволюции и социально-практической деятельности. Если бы наши органы чувств давали неверные сведения о мире, то человек как живое существо вряд ли мог бы выжить.
Высшая ступень чувственного знания – представление. Представление – это восстановление в памяти в чувственной форме того, что было когда-то объектом восприятия. С ощущением и восприятием представление роднит его чувственный характер. Но представление существенно отличается от восприятия. Во-первых, оно вызывается памятью при отсутствии объекта в поле непосредственных ощущений, тогда как восприятие всегда является следствием непосредственного воздействия объекта на органы чувств. Во-вторых, представление оказывается уже не чисто чувственным образом объекта, а таким отражением его, которое в известной мере «преобразовано» деятельностью сознания и тем самым несет в себе элементы обобщения и опосредствования. Поскольку представление есть восстановление в памяти объекта прошлого восприятия, то оно по сравнению с ощущением и восприятием теряет в живости, яркости, но зато в нем улавливаются черты и свойства предмета, которые представляются существенными в свете индивидуального опыта субъекта.
Наличие представлений в памяти человека дает ему возможность сравнивать объект, непосредственно воспринимаемый в данное время, с представлениями об объектах, воспринимавшихся им ранее, на которые новое восприятие накладывается, как на определенные шаблоны. На основе такого сравнения человек приобретает способность судить о всяком вновь воспринимаемом объекте по имеющимся уже у него представлениям.
Важно также подчеркнуть, что представление содержит в себе противоречие. Хотя оно и является одной из форм чувственного познания, но вместе с тем несет в себе элемент обобщения. Тем самым оно как бы выходит за рамки чувственного познания. Но не нужно это понимать таким образом, что представление есть нечто промежуточное. Представление остается формой чувственного познания, но оно завершает ступень и тем самым обнаруживает тенденцию дальнейшего развития познания.
Совокупность представлений об объектах, воспринятых в разное время, является основой становления рационального познания, или логического мышления, которое также выступает в трех основных своих формах – понятиях, суждениях и умозаключениях.
Исходной формой логического познания выступает понятие. Процесс создания понятий, представляющий собой переход от чувственного уровня познания к логическому, совершается посредством операций абстрагирования, обобщения и идеализации. В результате этих логических операций мы выделяем свойства и отношения в «чистом», так сказать, идеальном виде, в каком они в самой природе могут и не встречаться и закреплением их в языке. Так возникает понятие, являющееся логической абстракцией, объединяющей в себе существенные признаки вещей. Из понятий как из элементарных единиц мышления строятся все логические рассуждения.
Суждение – это логическая связь понятий, посредством которой отражается зависимость между вещами, утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.
Посредством умозаключений мы получаем новые суждения на основе уже имеющихся, что достигается путем применения законов логики. Умозаключение обусловливает относительную независимость от опыта, оно выступает основным средством научного познания. Достаточно сказать, что на умозаключениях построено все здание науки.
В процессе познания чувственное и рациональное тесно связаны друг с другом. Их единство состоит в том, что чувства у человека всегда носят осмысленный характер, а логические рассуждения опираются на данные опыта. Вместе с тем, единство двух форм познания не исключает их качественной специфики. Абстрактное мышление носит опосредованный характер, т.е. связано с отображаемой действительностью только через чувственные формы, которые служат для него исходным содержанием. Поэтому формой выражения абстрактного мышления является не образ, а знаковая система или язык. Это обусловливает относительную самостоятельность абстрактного мышления от чувственного материала: мысль человека как бы «отрывается» от действительности, становится «свободной».
Наличие в познавательном процессе двух ступеней обусловило в истории философии борьбу двух течений: сенсуализма и рационализма. Суть сенсуализма в абсолютизации чувственного познания. Его тезис гласит: «Все, что есть в знании, получено из чувств». Рационализм, напротив, отстаивает особую роль разума как единственного и достоверного источника нашего знания: «Все, что есть в знании, получено из разума». При этом чувствам отводится лишь роль толчка для деятельности мышления.
Доктрины классического сенсуализма и рационализма были сформулированы в философии Нового Времени (соответственно Д.Локком и Р.Декартом). Попытка синтеза этих крайних точек зрения была предпринята И. Кантом в его учении о трех ступенях (формах) познания: чувственности, рассудка и разума («Критика чистого разума»).
Большинство философов и исследователей науки рассматривают процесс познания как диалектическое единство двух его сторон: чувственной и рациональной, хотя их соотношение меняется на разных уровнях познавательной деятельности. Процесс познания идет от явления к сущности, от внешних свойств и отношений к постижению внутренних, относительно устойчивых связей явлений. От живого созерцания к абстрактному мышлению — такова логика движения процесса познания.
Источник
ЧУВСТВЕННОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ИХ ФОРМЫ
Познание осуществляется как бесконечное движение от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному, более точному. Это указывает на диалектический характер процесса познания.
Диалектический характер познания обнаруживается, прежде всего, в том, что оно осуществляется как диалектическое единство двух ступеней: чувственного и логического познания, каждое из которых имеет свои формы.
Чувственное познание (осуществляемое с помощью органов чувств) и исторически, и логически является исходным пунктом познания, его началом. Наши органы чувств — единственные каналы связи человека с внешним миром. Органы чувств в совокупности дают необходимую и относительно правильную информацию человеку о внешнем мире, для ориентации в нем. Чувственное познание имеет свои три формы:
1) ощущение — это чувственный образ, возникающий в мозгу человека при непосредственном воздействии на его органы чувств материальных предметов. Оно отражает отдельные свойства, качества этих предметов, действующих на человека. Без внешнего воздействия на нервную систему невозможны рефлексы, и, следовательно, ощущения;
2) восприятие — более сложная форма познания, это целостный чувственный образ предмета, непосредственно действующего на органы чувств. Оно возникает на базе ощущений, является их синтезом в процессе активного отражения мира;
3) высшей формой чувственного познания является представление. Это такой чувственный образ предмета, который возникает при отсутствии его непосредственного действия на органы чувств. Это результат прошлого восприятия, основанный на прошлом чувственном опыте.
Чувственное познание ограничено, давая информацию только о внешнем проявлении качеств предметов в виде их свойств. Сфера чувственного познания значительно расширяется благодаря использованию технических средств (микроскоп, фонендоскоп, телескоп, очки и др.). Но наши ощущения не являются зеркальным отражением внешних предметов, они представляют собой гносеологический образ — результат взаимодействия внешнего раздражителя и наших органов чувств, нервной системы. Поэтому они являются субъективными образами объективного мира. Знания, получаемые нами с помощью чувств, выражают единство объективного и субъективного.
Процесс познания не ограничивается чувственным созерцанием. Более высшей формой является логическое познание. Логическое познание — это сложный процесс переработки данных чувственного познания, процесс образования понятий и операций с ними. Это обобщенное, понятийное отражение действительности. В отличие от чувственного познания оно является средством познания сущности, закономерностей, которые невозможно отразить в чувственном образе. Основными формами логического познания являются понятие, суждение и умозаключение:
1) понятие— это форма мышления, с помощью которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Понятие формируется путем обобщения данных чувственного познания и практической деятельности людей. Оно отражает внутреннюю, общую, существенную сторону вещей (стол, дерево, человек, студент). В понятиях обобщаются и закрепляются все полученные знания, весь опыт. Каждая наука, медицина, фармация в том числе, это система понятий (здоровье, болезнь, норма, патология, этиология, препарат и др.);
2) суждение — это форма мышления, в которой что-то утверждается или отрицается (например, на улице холодно; человек болен и т.д.). В отличие от понятия суждение отражает любые признаки, свойства, связи и отношения явлений действительности. В процессе мышления мы не только констатируем что-то в суждениях, но и сопоставляем их, чтобы получить новые знания.
3)формой получения новых знаний на основе сопоставления суждений является умозаключение— это такая форма мышления, в которой на основе сопоставления двух или нескольких суждений создаются новые суждения с новыми знаниями.
В мышлении все его формы взаимосвязаны, взаимодействуют, переходят друг в друга. Без понятий невозможны суждения, без суждений — умозаключения.
Диалектический подход к процессу познания раскрывает взаимозависимость чувственного и логического познания как двух необходимых моментов познания. Разделить их невозможно. Мышление невозможно без чувственного познания и наоборот.
Дата добавления: 2016-07-22 ; просмотров: 7736 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник