Сегодня я предлагаю вашему вниманию финальную часть нашей беседы с Михаилом Крапивиным, управляющим партнером компании Krapivin Group. Мы говорим про методики управления эмоциями, основанные на моделях Пола Экмана.
Благодаря сериалу «Обмани меня», всем стали хорошо известны методики доктора Пола Экмана, связанные с точным распознанием эмоций у другого человека. Но, насколько я знаю, доктор Экман предложил так же и методики управления своими собственными эмоциями. Расскажите об этом, пожалуйста.
Скорее, он предложил методику распознания эмоциональных состояний. И методику управления своими действиями в таких состояниях.
Ранее мы уже говорили про часть методик Пола Экмана. Они позволяют на основе наблюдения за микровыражениями лица человека точно определять эмоциональные состояние вашего собеседника и, в частности, выявлять признаки лжи. Но значительное количество практик связано с умением управлять собственными эмоциями. Кстати, отчасти это показано в недавно вышедшем мультфильме «Головоломка», научным консультантом которого был доктор Экман.
Это и есть «эмоциональные навыки и компетенции»?
Абсолютно верно. Мы перемещаемся внутри матрицы: «осознание – управление – собственные эмоции – эмоции собеседника«. Невозможно научиться управлять собственным действиями в эмоциональном состоянии, если ты даже не знаешь, что ты находишься в эмоциональном состоянии. Не научившись работать со своими эмоциональными состояниями, не сможешь распознать и использовать эмоции собеседника.
Давай разберем механизм возникновения, например, злости. У каждого в «голове» (я говорю «в голове» очень условно!) есть некая «штука», которая по-английски называется automatic appraisal system (автоматическая система распознания). Если человек видит, например, паука, то запускается определенная программа. Она (программа) может быть эволюционной или приобретенной в процессе социализации или обучения. В случае с пауком мы, скорее всего, говорим об эволюционной программе. Именно она через сложную психофизиологическую реакцию запускает механизм возникновения страха. Наблюдая снаружи, мы видим различные проявления страха – расширение зрачков, смещение тела назад, учащение дыхание. Тело автоматически готовится к определенному поведению – бегству, мимикрии и т.д.
Когда эмоция уже «запустилась», ты попадаешь в так называемый рефрактерный период. Это период, в течение которого ты не можешь оценивать входящую информацию за пределами той гипотезы, которая у тебя есть. Грубо говоря, ты просто боишься. Если в этот момент поступят какие-то сигналы, которые говорят тебе о том, что бояться не надо, то ты их автоматически проигнорируешь или придашь им минимальную значимость.
Как долго длится рефрактерный период?
Рефрактерный период бывает разной продолжительности. Его длительность может составлять от пары секунд до нескольких часов. Она зависит от ситуации, особенностей физиологии и психики конкретного человека, от триггера, запустившего механизм эмоции.
Как со всем этим работать? Что предлагает методика?
В пределах рефрактерного периода ты ничего не можешь сделать с самой эмоцией. Но ты можешь натренироваться четко ее отслеживать и сознательно выбирать ту или иную стратегию поведения в каждый момент времени. Например, в случае с гневом, как минимум, взять паузу, выйти из взаимодействия. Часто это позволяет сохранить хорошие отношения, не сделать что-то сгоряча.
Экман и дает методику, следуя которой можно несколько сокращать рефрактерный период и четко отслеживать собственные эмоциональные состояния. Иным словами, ты отдаешь себе отчет в том, что ты сердишься, вытаскиваешь эту эмоцию в сознание, а, значит, можешь анализировать триггер и лучше контролировать свои действия.
Можно ли трансформировать одну эмоцию в другую? Скажем, перевести гнев в радость?
В реальной ситуации, «на лету» это сложно. Рефрактерный период – очень мощная штука. Просто вспомни свое состояние, когда у твоей подруги семь часов был выключен мобильный. Представь первое, что ты ей скажешь, когда получишь заветную смску «абонент в сети». Но есть другой механизм, который подробно разбирается Полом Экманом и отрабатывается на тренинге. Он называется «реконструкцией» и позволяет существенно сократить рефрактерный период.
Например, есть очень интересное упражнение, в рамках которого ты «собираешь» свое лицо в нужную тебе эмоцию. Что при этом происходит? «Слепок лица» запускает соответствующую эмоцию. Да, это работает в обе стороны – как от эмоции к микровыражениям, так и от мышц лица к эмоциям. Конечно, она не включится мгновенно. Но начнет тебя постепенно вытягивать из рефракторного периода.
Например, человека что-то пугает, а он начинает улыбаться?
Да, но улыбаться особым образом. На том же тренинге мы учим распознавать искреннюю улыбку, отличать ее от улыбки искусственной. Только искренняя улыбка способна инициировать психофизиологические процессы, обуславливающие радость. Для этого нужно знать определенную последовательность движений мышц лица и уметь ими пользоваться.
Есть ли еще какие-то механизмы управления эмоциями?
Конечно. Например, метод запуска воспоминаний (memory recall). Ее суть состоит в умении в нужный момент вспомнить свои ощущения, которые ты испытывал когда-то раньше, находясь внутри сильной эмоции. Например, детально вспомнить ощущение радости. Это также позволяет сократить рефракторный период негативной эмоции. Но для этого нужна серьезная подготовительная работа. Все секреты раскрывать не буду (улыбается).
В вопросе управления эмоциями есть еще один интересный аспект. Учась точно определять эмоции своего собеседника, ты постепенно приходишь к умению так выстроить коммуникацию, что она никогда не будет вызывать в тебе самом негативные эмоции. Мы даем модель такой коммуникации, обучаем умению управлять рефрактерным периодом твоего собеседника. Грубо говоря, обучаем тому, как не позволять себя, например, раздражать.
Есть ли какое-то эмоциональное состояние, которое считается оптимальным для нахождения в нем?
Нет, конечно. Каждая эмоция решает свои эволюционные задачи. Гнев, как правило, вызывается каким-то препятствием. У тебя есть определенная цель, ты хочешь этой цели достигнуть, что-то мешает достигнуть цели – ты испытываешь гнев. На уровне физиологии злость – это подготовка тела к бою.
Страх – диаметрально противоположное явление. Ты убираешь себя из зоны досягаемости непосредственной опасности и оцениваешь ситуацию. В предельном случае физиология готовит организм к бегству.
Доктор Экман всегда говорит о том, что эмоции могут спасти жизнь и могут обогатить жизнь. Они же могут ее разрушить. Соответственно, тренинг направлен не на то, чтобы выхолостить эмоции (например, сделать так, чтобы человек постоянно улыбался). Нет, конечно! Цель тренинга дать инструментарий, позволяющий распознать свои эмоции и эмоции собеседника, использовать это для более эффективной коммуникации.
Ты упомянул про триггеры, запускающие эмоции. Что это такое?
Да, у каждой эмоции есть триггер. Он может находиться во внешнем окружении, а может «внутри психики» (например, вы вдруг что-то вспоминаете и реагируете на это).
Триггеры можно научиться выявлять. Мы даем для этого специальную методику.
Что происходит после того, как триггер сработал?
Триггер запускает определённый скрипт или сценарий. Вернемся к примеру с телефоном. Допустим, молодой человек общается с девушкой. У них любовь. Он ей звонит, и обнаруживает, что абонент не отвечает или временно недоступен. Через некоторое время выясняется, что в это время она была с другим… Какой скрипт пропишется в психике этого парня? Очень вероятно, что он бессознательно соединит эти два события – выключенный телефон и измену. И каждый раз, сталкиваясь с «недоступностью абонента», он будет автоматически впадать в крайне опасное состояние. Причем, даже не задумываясь о том, что причин у того, что телефон выключен, могут быть десятки, если не сотни.
Мы учим выявлять такие скрипты и вычищать их.
Получается, мы еще говорим о некоей разумности и о выборе своей собственной эмоции?
Да, абсолютно точно. Скорее даже не о выборе эмоции, а об умении в нужный момент подключить способность анализировать. Речь про осознанность, как ты понимаешь.
Еще раз повторю центральную мысль. Важно признать, что тебе очень сложно контролировать психофизиологический процесс, связанный с эмоциями, и, в особенности с уже стартовавшим скриптом. Но осознав свое эмоциональное состояние, ты можешь решить, что тебе делать или не делать в этой ситуации.
Скрипт можно скорректировать?
Да, скрипт можно изменить или совсем вычистить. Не факт, что у тебя когда-то получится обнаружить и проработать все «негативные скрипты». Но то, что можно снизить силу триггеров — это так.
Например, я уже в течение долгого времени веду так называемый Дневник гнева. Благодаря ему, я научился распознавать по определенным психофизиологическим признакам то, что я нахожусь в состоянии гнева. Этот факт я фиксирую. И так же фиксирую то, что (с моей точки зрения) послужило триггером. Подробно описываю ситуацию и свои реакции на нее. Анализирую ее.
Напоследок давай вернемся к роли эмоций в разговоре. Что про управление эмоциями других?
На тренинге мы даем определенную модель коммуникации – PEER (англ. Planning, engagement, Exploration, Resolution — Подготовка – Контакт – Исследование – Решение). Мы уже с тобой не раз беседовали на тему древнекитайского трактата Гуй Гу-Цзы – закрытого наставления для адептов так называемой дипломатической школы стратегии. По сути, еще до нашей эры китайцы придавали сакральное значение разговору, как основному средству достижения целей. Парадокс, но в трактате описана примерно такая же модель.
Фундаментальная роль в общении отводится оценке эмоций (в русском переводе – оценке чувств) собеседника. Для этого необходимо открываться и раскрываться. Вслушиваться (активное слушание) и созерцать деятельность (поведенческий анализ). «Несходство и сходство» состоит в том, что если собеседник не дает поведенческих реакций для анализа чувств и намерений, их нужно спровоцировать вопросами. Эмоции собеседника в трактате называют «зацепка изнутри». Понимание эмоционального состояние собеседника можно использовать в разговоре множеством способов для достижения своей цели. В трактате многое сказано о важности и способах подстройки под собеседника с учетом собранной поведенческой информации. И, разумеется, уже там сказано о том, что чувства (эмоции) человека скрыты у него на лице. Автор трактата, по легенде, владел тайным искусством чтения лица (чем тебе не китайский вариант доктор Экмана до нашей эры?). «Оселок разговора» — это искусство вопроса, призванное раскрыть эмоции и намерения.
И, разумеется, как и в знаменитом «Искусстве войны», в трактате сказано, что все начинается с познания себя и взращивания в себе покоя (осознание собственных эмоций и управление ими, включая их стратегическое использование этого эффекта в разговоре).
По сути, я сейчас передал тебе программу тренинга, просто эта структура теперь наполнена последними достижениям науки о поведении, 50-ю годами труда Пола Экмана и его коллег.
Что ты можешь пожелать нашим читателям?
Проживайте богатую эмоциональную жизнь. Ведь ваши эмоции во многом и есть ваша жизнь. Позволяйте своим эмоциям уберечь вас в сложные моменты. Не давайте им разрушить ваше жизнь. Будьте счастливы! Живите интересно!
Для читателей моего блога предоставляется дополнительная скидка 5% .
Промо-код: sukhov
Источник
Тренинг на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника.
Вложение | Размер |
---|---|
trening_7_kl.odt | 37.59 КБ |
1 Упражнение»Качества, важнейшие для межличностного общения»
Инструкция: «Каждый участник оценивает по шкале от 0 до 6, в какой мере ему присущи отдельные качества, руководствуясь своим собственным представлением о себе (а не тем, что могли сказать ему другие люди); если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, ставит 0, если выражено очень слабо – ставит 1, если данное качество полностью, без сомнения, свойственно – ставит 6. Самооценка проводится в течение 10 минут.
Перечень качеств :Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же как они, воспринимать поступки с их же позиций.
Доброжелательность: способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.
Аутентичность – умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
Конкретность – отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных рассуждений и замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.
Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношении с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.
Непосредственность – умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.
Открытость: готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, – поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям.
Принятие чувства: отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение выражать и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.
Конфронтация: умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным сознанием своей ответственности; в случае несходства мнений – готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.
Самопознание: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания».
Затем группа выполняет общее задание: в течение 30 минут нужно проранжировать эти качества в зависимости от их важности. Группа должна совместно решить, какое качество самое важное в межличностном общении. Решения группы записываются. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия. По истечении 80 минут работа группы прерывается, независимо от того, какая часть задания будет выполнена.
Обсуждение: группа анализирует переживания участников после групповой дискуссии согласно перечню Правил Совместных Поисков, которые зачитываются. Каждый участник, руководствуясь этими правилами в течение 1 – 2 минут, говорит о том, что происходило между ним и другими людьми во время ранжирования качеств. Важно, чтобы в словах говорящих затрагивались конкретные события, поступки, чувства участников, а не содержались соображения, продолжающие дискуссию о качествах. Через несколько минут ведущий прерывает говорящего и сновазачитывает Правила. Он предлагает группе решить, удалось ли выступавшим следовать этим правилам и напоминает, что следующим нужно помнить о них.
Правила совместных поисков:
2 упражнение. Участники садятся по кругу.
Инструкция: «Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например, „Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим» или „Мне кажется, что ты утомлен» и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т. д.»
После того как круг замкнется, тренер может задать группе общий вопрос: «Каким образом вы определили состояние своего соседа?» или более конкретный: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?».
3 упражнение. Все участники располагаются большим полукругом.
Инструкция: «Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия».
После того, как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить их впечатления, возникшие в процессе выполнения упражнения. При подведении итогов тренер акцентирует внимание на тех средствах установления контакта, которые перечисляют участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.
4 упражнение. Участники становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников).
Инструкция: «На счет «раз» каждый из вас должен, оставаясь на своем месте и молча (эти два условия будем соблюдать на протяжении всего упражнения), найти себе пару. Вас четное количество, поэтому каждый найдет себе напарника. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером».
Обычно дается возможность участникам группы выполнить это задание 3 раза, после чего приступают к обсуждению, в ходе которого имеет смысл обсудить два вопроса: «Как создавалась пара?» и «Как происходил выбор одинакового движения?». Ответы на первый вопрос дают возможность выявить основные невербальные признаки, свидетельствующие о начале контакта: направленность и фиксированность взгляда, разворот корпуса тела, приветливое выражение лица, улыбка, легкое движение вперед, навстречу партнеру и т. п. Кроме того, в процессе обсуждения опыта, полученного участниками группы в ходе выполнения упражнения, часто заходит разговор о проявлении инициативы в контакте и при выборе общего движения. В том случае, если это соответствует содержанию тренинга (например, в тренинге ведения деловых переговоров), следует подробнее обсудить эту проблему. При этом могут быть выявлены такие варианты взаимодействия:
5 упражнение. Участники садятся по кругу.
Инструкция: «Сейчас я раздам некоторым из вac карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено».
В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свои мнения относительно изображенного состояния, затем называет его. В ходе обсуждения нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом, что может способствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (например, радость), можно спросить, прежде всего, у тех, кто дал правильный ответ, потом и у остальных участников группы, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека.
Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения у тех участников, которым тренер предлагает изобразить то или иное состояние.
6 упражнение. Участники группы делятся на две подгруппы.
Инструкция: «Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».
Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение, и кто-то один высказывает мнение группы. После этого тренер обращается к подгруппе, которая демонстрировала чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.
Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер.
Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами:
Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Часто причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услышать всех.
Если же подгруппы правильно идентифицируют предложенные им изображения эмоциональных состояний или чувств, то тренер может задать группе вопрос: «По каким признакам вы определили состояние или чувство?». Ответ на этот вопрос позволяет выявить (перечислить) те конкретные проявления невербального поведения человека, которые являются сигнально значимыми для понимания состояния других людей.
7 упражнение. Группа садится по кругу.
Инструкция: «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении.) Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».
Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.
При обсуждении упражнения тренер может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком наиболее комфортным. Участники достаточно аргументировано проговаривают идеи о наибольшей комфортности равных положений (например, оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.
8 упражнение . Все участники садятся по кругу. Тренер раздает чистые листы бумаги.
Инструкция: «Разделите, пожалуйста, лист бумаги на четыре равные части. Сейчас мы немного порисуем. В первом квадрате нарисуйте начало вашей беседы с начальником, во втором – с подчиненным, в третьем – с равным по социальной или профессиональной роли, в четвертом – начало беседы в идеальных (оптимальных), с вашей точки зрения, условиях. Рисуйте так, как умеете, главное то, что вы нарисуете, а не качество рисунка».
После того как участники нарисуют свои картинки, тренер просит передать их по кругу для того, чтобы все смогли ознакомиться с рисунками. Когда все рисунки возвратятся к «авторам», тренер предлагает поделиться своими впечатлениями, которые появились у участников. Обсуждение позволяет выделить содержательные идеи, относящиеся к сложившимся стереотипам и установкам о начале беседы в различных ролевых позициях, а также к тому, что в этом случае способствует, а что препятствует установлению контакта. Это упражнение дает обширный материал в группах руководителей различного ранга и требует от тренера четкого и динамичного ведения обсуждения.
9 упражнение. Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: «Довольно часто мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, в которых нам необходимо побудить другого человека что-то сделать. Наши попытки окажутся более результативными, если мы учтем личностные особенности человека, к которому обращаемся, а также его настроение, состояние в момент разговора. Будем опираться на эти идеи в ходе своей дальнейшей работы. Вспомните, пожалуйста, ситуацию, в которой вы хотели побудить другого человека на какие-то действия, например, вы обращаетесь к коллеге с просьбой прочитать вместо вас лекцию или к приятелю с предложением сопровождать вас в магазин за покупками и т. д.»
Тренер дает какое-то время для выполнения задания и, убедившись, что каждому удалось вспомнить ситуацию, продолжает инструкцию: «Мысленно поставьте на место человека, к которому вы обращаетесь, всех членов нашей группы по очереди и подумайте, как бы вы обратились к каждому, как бы повели разговор, учитывая его личностные особенности? Можете записывать возникающие варианты. На эту работу у вас будет примерно пятнадцать минут.
После того, как все будут готовы, тренер предлагает участникам разбиться на группы по 4 – 5 человек в каждой и дает такое задание: «Сейчас мы будем работать в малых группах. Каждый, кратко охарактеризовав свою ситуацию, обратится по очереди к остальным членам своей подгруппы, представляя их на месте своего собеседника. Они же реагируют от лица этого собеседника. Каждый разговор длится 1 – 2 минуты. В конце разговора те, к кому обращались, высказывают свои впечатления, говорят, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание».
После завершения работы в малых группах следует продолжить обсуждение «в кругу». В ходе этого обсуждения можно составить перечень того, что способствует достижению успеха в ситуации побуждения другого человека к поступку.
Обычно участники группы называют следующие моменты:
Данное упражнение особенно эффективно в контексте тренинга ведения деловых переговоров.
10. «Подарок»
Каждый участник без слов, жестами, мимикой должен показать, какой подарок он «дарит» имениннику(це), она и все пробуют угадать, что это за подарок.
11. «Сообщение»
Участники разбиваются по парам, каждый должен без слов, жестами сообщить своему напарнику какое-то сообщение, а он должен понять и рассказать в чем смысл сообщения. Затем меняются ролями.
12. «Наводка»
Участники разбиваются на две команды, каждая команда придумывает несколько слов, которые записывает на отдельных листочках бумаги, затем из чужой команды выбирают человека, которому дают прочитать «слово» и он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать это слово, затем выбирается другой человек из чужой команды, который «показывает» новое слово. Сравнивается, какая команда быстрее и правильнее отгадывала слова.
13. «Передача чувств»
Все встают в шеренгу, в затылок друг к другу, первый человек поворачивается ко второму и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.), второй человек должен передать следующему это же чувство, и т. д. У последнего спрашивают какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.
14. «Ромашка»
Инструкция: «Ставим 5 – 6 стульев в центре и 5 – 6 стульев во внешнем круге – «лепестки». Участники рассаживаются по стульям.
Задание 1 – смотреть в глаза другу, не отводить глаз в течение минуты. Затем участники-«лепестки» меняются местами.
Задание 2 – участники говорят друг другу: «что я вижу в тебе? (одежду, прическу, улыбку и т. п.). «Лепестки» меняются местами.
Задание 3 – участники попарно пытаются догадаться и рассказать друг другу: «каким ты был в детстве?» и ответить, насколько верна догадка. «Лепестки» меняются местами.
Задание 4 – участники попарно пытаются ответить «что между нами общего?»
Задание 5 – участники пытаются определить «чем мы отличаемся друг от друга: в интересах, характере, поведении и т. п.».
Цель: ознакомление с вербальными и невербальными средствами установления контакта. Апробирование их в безопасных условиях, проверка своих возможностей установления контакта в различных ситуациях.
Обсуждение и анализ тренинга учениками (что понравилось). Завершение (аплодисменты).
Источник