Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников.
Маргарита Черныховская
Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников.
В современных условиях на дошкольной ступени образования существенно возрастает необходимость повышения эмоциональной компетентности детей как необходимое условие формирования адаптационных способностей, познавательной активности, инициативности, способствующих продуктивному взаимодействию ребенка с субъектами социальной среды.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии до-школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, распознавать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу, заражения эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных состояний и процессов общения. Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития.
Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном воз-расте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. Исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
Поэтому я предлагаю Психодиагностические методики исследования эмоциональной сферы.
Подбор методик осуществлялся исходя из положения о том, что эмоциональные состояния – это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности ребенка и определяют направленность его поведения. Поэтому подбираются методики, позволяющие наблюдать за деятельностью ребенка.
Методика 1. «Оценки эмоциональных проявлений дошкольников» (Г. Степанова).
По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребен-ка, наблюдая за ним.
1 балл — спокоен, нерешителен, малоактивен,
2 балла — таращится, пялит глаза, уклоняется,
3 балла — хмурит брови, возбужден, напряжен,
4 балла отказывается смотреть, убегает, плачет,
5 баллов — хватается за близкого, замирает, визжит
1 балл — спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо;
2 балла — надувает губы, корчит рожи, сдерживает слезы,
3 балла — убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки;
4 балла — все отвергает, плачет, дерется,
5 баллов — орет, визжит, кидается чем- либо, набрасывается
1 балл — расслаблен, слегка улыбается,
2 балла — напевает, глаза сияют, «щебечет»,
3 балла — обнимается, активно играет, широко улыбается,
4 балла — размахивает руками, прыгает, хвастается;
5 баллов — хохочет, дурачится, восторженно кричит.
Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций, детский психолог может составить карту эмоционального состояния детей группы.
Методика 2. «Паровозик» (Г. Степанова).
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально.Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Красный Желтый Зеленый Коричневый
Синий Фиолетовый Серый Черный
Методика 3. «Тревожность» (Г. Степанова).
Признаки тревожности ребенка
1 Не может долго работать не уставая
2 Ему трудно сосредоточиться на чем-то
3 Любое задание вызывает излишнее беспокойство
4 Во время выполнения заданий очень напряжен, скован
5 Смущается чаще других
6 Часто говорит о возможных неприятностях
7 Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
8 Жалуется, что сняться страшные сны
9 Руки обычно холодные и влажные
10 Нередко бывает расстройство стула
11 Сильно потеет, когда волнуется
12 Не обладает хорошим аппетитом
13 Спит беспокойно, засыпает с трудом
14 Пуглив, многое вызывает у него страх
15 Обычно беспокоен, легко расстраивается
16 Часто не может сдержать слезы
17 Плохо переносит ожидание
18 Не любит браться за новое дело
19 Не уверен в себе, в своих силах
20 Боится сталкиваться с трудностями
Признаки тревожности ребенка определяются в процессе наблюдения за ним и на основе наблюдений заполняется таблица.
При этом учитывается,что признаками тревожности ребенка являются: утомляемость; смущения; трудности сосредоточения на занятии;наличие вегетативных реакций: покраснение, побледнение, потливость и т. п.
За каждый ответ «да»начисляется 1 балл и на основании этого делают вывод об уровне тревожности ребенка: высокая тревожность – 15–20 баллов; средняя тревожность – 7–14 баллов; низкая тревожность – 1–6 баллов.
Методика 4. Проективная методика «Пиктограммы» (Н. Л. Кряжева)
Цель: выявление эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: информационные карты на каждого ребенка, листы бумаги, карандаши.
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека.
Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
«Перед тобой информационная карта, на которой представлены эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с детьми можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).
А теперь на первом листе нарисуй 3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в детском саду».
Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.
В результате выявляются:
— какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);
— как он себя чувствует в детском саду и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний).
При групповом обследовании определяется, какие эмоциональные состояния преобладают у детей.
Методика 5. «Кактус» графическая методика М. А. Панфиловой.
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.
Обработка результатов и интерпретация.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответ-ствующие всем графическим методам,а именно:
— сила нажима на карандаш
Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре лис-та
Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, не-обычность форм
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии
Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов
Интровертированность — изображен только один кактус
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.
Применение музыкально ритмичных игр для развития представлений дошкольников об эмоциях и эмоциональных состояниях Одним из важнейших способов социализации является эмоционально опосредованное формирование эмоций по отношению к нормам, ценностям и правилам,.
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.
Изучение растительного мира как средство экологического воспитания дошкольников Изучение растительного мира — как средство экологического воспитания дошкольников. Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен.
Конспект занятия по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: минимизация негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: снижение.
Коррекция негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Старший дошкольный возраст.
Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.
Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до. .
Реферат «Изучение педагогических технологий в организации и проведении игровой деятельности дошкольников» «Изучение педагогических технологий в организации и проведении игровой деятельности дошкольников» 1. Введение. 2. Игрушка, ее история,.
Статья «Изучение этнографических особенностей народов России как направление поликультурного развития дошкольников» Изучение особенностей жизни и быта народов России — необходимый процесс в современном ДОО. Исторические традиции, закрепленные в памяти.
Тематическое планирование программы по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний В последние время значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, имеющие негативные проявления эмоциональных состояний.
Источник
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОННАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ. (В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»
«Психолог в дошкольном учреждении»
(методические рекомендации к практической деятельности)
М., Изд-во «Гном и Д» 2002 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii_testirovanie.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОННАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ.
(В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»
Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимике при демонстрации заданной эмоции.
(проводиться индивидуально в двух сериях)
Первая серия: Ребенку предлагается продемонстрировать веселого печального испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.
Выразительное средство используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.
М — мимика, П — пантомимика.
Вторая серия : Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.
В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.
М- мимика, П- пантомимика, Пр – персонаж
Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.
Изучение выразительности речи .
Ребенку предлагают произнести фразу « У меня есть собака»
Радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.
Обработка данных : Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний.
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?»
Обработка данных : Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.
Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.
(проводиться индивидуально, в двух сериях)
Первая серия . Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Когда бывает интересно?
- Когда человек удивляется?
- Когда человек получает удовольствие?
- Когда бывает страшно?
- Когда человек злиться?
- Когда бывает радостно?
- Когда у человека горе?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу.
Вторая серия: Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
- Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?
- Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
- Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
- Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
- Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?
- Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?
Каждый последующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносят в таблицу.
Обработка данных: Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.
Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния .
(Проводиться индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две- три эмоции )
Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.
Обработка данных: Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
(Шадринский государственный педагогический институт)
составитель О. М. Попова
Цель: выявить особенности структуры эмоциональной сферы дошкольников
Оборудование: карандаши и стандартные листы для рисования сложенные пополам.
На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «дом» на второй и третьей страницах в вертикальных позициях сверху — «дерево» «человек».
Инструкция : «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше, дерево, дом и человек »
Появляются постепенно: глаза, нос, рот иногда намек на волосы, руки, пуговица (элементы одежды)
Рисунок двух размерный.
Появляется круг, квадрат, прямоугольник, туловище, голова без шеи, ноги далеко друг от друга
В рисунке появляются такие детали, как уши, волосы, шляпа, одежда прозрачна. Женские фигуры разделены в талии.
Уточнение пропорций: ноги сближаются, появляется намек на шею, совершенствуется изображение прически и одежды.
СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ ТЕСТА ДДЧ
Рисунок в самом центре листа
Рисунок в верхнем углу листа
Дом- дерево с самого края
Рисунок внизу листа
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СОСТАВИТЬ ОБЩУЮ КАРТИНУ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
Это более размытая, чем настроение, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния .
Приподнятое настроение, улыбка, жесты выражающие открытость и расслабленность, руки свободно двигаются, голова поднята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность.
Подавленность, плохое настроение, растерянность. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова, плечи опушены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное или индифферентное. Ребенок часто плачет, легко обижается иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется.
Т.е. насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир
Богатый и разнообразный эмоциональный мир ребенка, усвоены оттенки эмоций, обучен сдерживанию таких эмоций как плач, крик
Эмоциональные проявления невыраженные, эмоции плоские, односторонние (или плачет или улыбается) или не выражает никаких чувств. Использует крик или плач с целью воздействия на взрослого. Если ребенок вообще не выражает никаких чувств, то это может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.
Незаконченная миеленизация нервных волокон, приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот. Внешне проявляется в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью.
Чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.
«Психолог в дошкольном учреждении»
(методические рекомендации к практической деятельности)
М., Изд-во «Гном и Д» 2002 год
СНИМАЕМ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ.
Клюева Н.В. доктор пед. наук, психолог
Кряжева Н.Л. психолог
«Управление ДОУ» № 5, 2003 г.
Цель аутотренинга: Помочь педагогу оценить свое психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, обрести уверенность в себе.
Обстановка: спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени, спокойная, мягкая музыка.
Время: 1-2 раза в день или 1-2 раза в неделю.
«Сеанс психофизической настройки»
Цель: расслабление, оздоровление, нервно-психическое равновесие, через дыхание активизация функций внутренних органов.
Продолжительность 10-12 минут.
- Устройтесь удобно, расслабьте все мышцы. Вам хочется отдохнуть, вы устали… .Выдох удлиняется… после выдоха несколько секунд не дышите. Во время удлиненного выдоха тихая, медленная волна перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения.
- Мышцы расслаблены, веки опущены. Вам приятно находиться в состоянии покоя Мозг отдыхает, нервы успокаиваются, силы восстанавливаются.
- Ваше сознание как мягкое облачко над лучезарным морем. Море красиво, волны катятся, бьются о берег. Солнечный луч радостно бежит по брызгам волн. Белая чайка в небе спокойно кружит. Пахнет свежестью и морем.
- Вы — птица. Ваши крылья- это вера в себя, силу мозга, уверенность и жизнерадостность.
- Ваше сердце мерно стучит. Вам легко дышится. Медленно повторяйте следующие фразы: «Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей. Энергия восстанавливается с избытком. Мне становиться все лучше и лучше. Я могу быть со всеми приветливым, терпеливым, добрым. Я бодр и творчески настроен. Я отдохнул Я полон энергии, я уверен в своих силах и призвании»
Сеанс подходит к концу: «Я считаю с трех до одного.
«Три- сонливость проходит, «два»- я потягиваюсь, «один»- я бодр и полон сил»
Потянитесь. Глубже подышите. Улыбнитесь! Встаньте.
Источник