Понимание чужих эмоций это

Понимание чужих эмоций это

Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина — психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная дл измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора.
Опросник ЭмИн был проведён на 218 испытуемых. Эта выборка состояла из 187 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по специальностям «психолог» и «менеджер», и 31 специалиста различного профиля. В неё входило 62 (28%) испытуемых мужского пола и 156 (72%) испытуемых женского пола, средний возраст испытуемых 21,8 года.

Для оценки надёжности ЭмИн вычислялись показатели внутренней согласованности α Кронбаха по всем шкалам и субшкалам. Внутренняя согласованность основных шкал 0,80 и выше, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и её можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,51).
Для изучения внутренней структуры опросника и её соответствия предложенным шкалам был проведён факторный анализ. Факторы выделялись методом главных компонент. Мера адекватности выборки KMO оказалась равна 0,790, значимость коэффициента сферичности Бартлетта меньше 0,001. Это свидетельствует о высокой надёжности вычисления корреляционной матрицы.
В окончательном виде опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырёхбалльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка:

МЭИ Межличностный эмоциональный интеллект ВЭИ Внутриличностный эмоциональный интеллект
ПЭ Понимание эмоций МП Понимание чужих эмоций ВП Понимание своих эмоций
УЭ Управление эмоциями МУ Управление чужими эмоциями ВУ Управление своими эмоциями; ВЭ контроль экспрессии

утверждения
Совсем не
согласен
Скорее не
согласен
Скорее согласен Полностью согласен
утверждения
Совсем не
согласен
Скорее не
согласен
Скорее согласен Полностью согласен
1 24
2 25
3
26
4
27
5 28
6 29
7 30
8 31
9 32
10 33
11 34
12 35
13 36
14 37
15 38
16 39
17
40
18
41
19 42
20 43
21 44
22 45
23 46

Опросник измеряет эмоциональный интеллект (ЭИ), который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ) — понимание эмоций других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) — понимание собственных эмоций и управление ими, способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ) . Опросник ЭмИн даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал, то есть

МЭИ = МП + МУ
ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ

Другой способ суммирования субшкал даёт ещё две шкалы – ПЭ и УЭ.

ПЭ = МП + ВП
УЭ = МУ + ВУ + ВЭ

Можно также использовать интегральный показатель общего эмоционального интеллекта ОЭИ.

ОЭИ = МП + МУ + ВП + ВУ + ВЭ

Следует иметь в виду, однако, что интерпретация отдельных шкал более информативна, т.к. они относительно независимы (корреляция между МЭИ и ВЭИ составляет 0, 447, корреляция между ПЭ и УЭ составляет 0, 529)

Межличностный ЭИ
Шкала МП. Понимание чужих эмоций. Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
Шкала МУ. Управление чужими эмоциями. Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

Внутриличностный ЭИ
Шкала ВП. Понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
Шкала ВУ. Управление своими эмоциями. Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
Шкала ВЭ. Контроль экспрессии. Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

Нормы
Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. Принцип их построения: очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов, низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%, средние значения — от 31 до 70%, высокие значения — от 71 до 90%, очень высокие значения — от 91 до 100%.

Шкала Очень низкое значение Низкое значение Среднее значение Высокое значение Очень высокое значение
МП 0-19 20-22 23-26 27-30 31 и выше
МУ 0-14 15-17 18-21 22-24 25 и выше
ВП 0-13 14-16 17-21 22-25 26 и выше
ВУ 0-9 10-12 13-15 16-17 18 и выше
ВЭ 0-6 7-9 10-12 13-15 16 и выше
МЭИ 0-34 35-39 40-46 47-52 53 и выше
ВЭИ 0-33 34-38 39-47 48-54 55 и выше
ПЭ 0-34 35-39 40-47 48-53 54 и выше
УЭ 0-33 34-39 40-47 48-53 54 и выше
ОЭИ 0-71 72-78 79-92 93-104 105 и выше

Источник: Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.

Источник

Как развивать эмоциональный интеллект?

Что такое эмоциональный интеллект?

В последние несколько лет понятие «эмоциональный интеллект» набрало огромную популярность, на самом же деле его упоминал в своих работах еще Чарльз Дарвин в своем труде «Выражение эмоций у людей и животных». Именно эмоциональный интеллект позволил нам

  • научиться взаимодействовать;
  • трудиться в команде;
  • научил взаимовыручке.

Первые активные разговоры об эмоциональном интеллекте начались в 1920 году. Профессор Эдвард Торндайк начал рассуждать о «социальном интеллекте», который он описывал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми». Американский психиатр Дэвид Векслер называл социальный интеллект «совокупной способностью индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром».

В 1964 году «социальный интеллект» стали называть «эмоциональным». Впервые это сделал Майкл Белдок, следом за ним в своей работе это слово употребил Ханскарл Лёйнер.

  • Петр Соловей (Петер Саловей),
  • Джон Майер,
  • Говард Гарднер,
  • Константин Васили Петридис.

Именно эмоциональный интеллект часто страдает у людей с расстройством аутического спектра (РАС). При этом интеллектуальные способности в целом могут быть не снижены, а даже наоборот. Людям с РАС тяжело понимать эмоции других людей и выражать собственные.

Модели эмоционального интеллекта

Эталонной моделью эмоционального интеллекта сейчас признают модель Майера-Саловея-Карузо. Хотя, и она сталкивалась с критикой в виду новизны понятия и отсутствия большой базы исследований.

Майер, Саловей и Карузо выделили четыре составляющих эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции других людей благодаря их тембру голоса, мимике, позе, внешнему виду, а также идентифицировать свои собственные эмоции — «что я сейчас испытываю? Гнев? Боль? Радость?».
  2. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека применять эмоции в свою пользу, использовать эмоции для развития своей креативности.
  3. Понимание эмоций — способность понимать сложные противоречивые чувства, улавливать причинно-следственную связь между событием, мыслями и эмоцией.
  4. Управление эмоциями — способность выбирать стратегию поведения в зависимости от эмоций, умение их сдерживать, действовать сообразно ситуации, а не поддаваться эмоциям целиком.

Существуют и другие модели эмоционального интеллекта:

  • Смешанная модель Дэниэла Гоулмана;
  • Модель Рувена Бар-Она.

Как распознать проблемы с эмоциональным интеллектом?

Человек, который испытывает проблемы с эмоциональным интеллектом может отмечать, что:

  • ему сложно понять, что чувствуют другие люди;
  • он часто в конфликте с коллегами и членами семьи;
  • его беспокоит раздражительность;
  • он излишне стеснителен, не может строить отношения с людьми;
  • не способен контролировать гнев.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:

  • может выстраивать доброжелательные отношения с окружающими;
  • понимает, какую эмоцию испытывает и умеет их контролировать;
  • знает, как избежать конфликта и старается это делать там, где возможно;
  • умеет конвертировать эмоции в процесс достижения желаемого результата.

От рождения мы уже обладаем каким-то уровнем эмоционального интеллекта, большое влияние также оказывают окружение и среда. Но эмоциональный интеллект — это всего лишь навык, который можно и нужно развивать.

Упражнения для развития

Есть несколько упражнений, которые помогут это сделать.

«Лишних» эмоций у человека нет. Иногда нам нужны и гнев, и грусть. Эволюционно эмоции играют для человека хорошую роль даже те, которые мы считаем «плохими». Это страх научил нас избегать опасности. Но его патологические формы могут отравлять человеку жизнь. Именно поэтому так важно научиться распознавать эмоции и уметь их контролировать.

Идентификация эмоций

  1. Идентифицировать ее. Что вы сейчас испытываете? Гнев или грусть? Какое у вас выражение лица? Попробуйте описать свои чувства и физическое состояние.
  2. После чего наступила эта эмоция? О чем вы думали в этот момент?
  3. Как можно использовать эту эмоцию во благо? Может, гнев станет стимулом к преодолению трудностей или возможностью в корне изменить свою жизнь? Как вы будете использовать этот ресурс?

«Чем я могу помочь?»

Попробуйте улучшить навыки эмпатии и в спорных ситуациях уточняйте у людей (если это позволяет ваша степень знакомства и родства): «ты сейчас расстроен? Я могу помочь?», «ты сердишься на меня?». Прямой вопрос поможет улучшить навыки понимания эмоций других людей, если они готовы отвечать открыто. Это в любом случае станет ценным опытом.

Фильмы без звука

Включите людей художественный фильм и попробуйте смотреть его без звука и субтитров, определяя по мимике героев, что происходит на экране, о чем они могут вести свой диалог. Пересмотрите те же сцены со звуком, чтобы запомнить, какой была мимика влюбленных, расстроенных, раздраженных людей.

Контроль гнева

Особенно важно научиться отслеживать и контролировать свой гнев. В этом случае стоит обратиться за профессиональной помощью, особенно, если от проявлений вашего гнева страдают другие люди. Первый шаг это проговаривать свои эмоции вслух «я сейчас рассержен, мне очень плохо, я чувствую напряжение, мне некомфортно». Эмоции надо направлять, а не подавлять. И направлять в мирное русло.

Если проблемы с эмоциональным интеллектом действительно серьезны и снижают качество жизни человека, стоит обратиться за помощью к психологу.

Читайте также:

Источник

Читайте также:  Когда беременная плохо себя чувствует
Оцените статью